Поясним, что в соответствии с ФЗ №83, принятым 8.05.2010, с 1 января 2011 года в школах, равно как и в ряде других государственных учреждений, начнется переход на финансовую самостоятельность: школы будут ежегодно получать бюджетные субсидии на собственные лицевые счета и самостоятельно принимать решение о том, на что их потратить, а также рассчитывать собственную окупаемость. Основанием для получения субсидии станет государственное задание на оказание школой образовательных услуг, а сумма субсидии будет определяться числом учеников в школе, на каждого из которых государство выделяет средства по нормативам подушевого финансирования, различающимся для разных типов образовательных учреждений. Рассчитать свои затраты школы смогут, исходя из специальных нормативов затрат – их планируется разработать и утвердить до 1 марта 2011 года. Правила получения школами государственных заданий и порядок оказания ими платных услуг будет определен до 1 февраля 2011 года. Переход на новую систему работы каждая школа может сделать в течение переходного периода, который продлится до 1 июля 2012 года. Ранее система финансирования школ сводилась к получению средств на распределительный счет окружного Управления образования, где они могли перераспределяться между "прибыльными" и "убыточными" школами для поддержания последних.
Вся нормативная база, сопровождающая реализацию закона ФЗ №83, в том числе постановления правительства Москвы, касающиеся и Зеленограда, доступна на сайте Департамента образования Москвы. Разработка и утверждение её всё еще продолжается.
загрузить файл со звуком (23701 кб) |
"Мы провели ежегодный анализ, а решение – за школами"
- Анна Фёдоровна, что явилось толчком для начала действий Управления образования по реорганизации трёх школ здоровья, школ 1710 и школы №8? Вы говорили о проведённом анализе образовательной сети города…
- Да, и еще раз повторю, что этот вопрос возник не спонтанно. При подготовке к новому учебному году и осенью мы полностью проанализировали деятельность общеобразовательных учреждений города по всем направлениям, в том числе, и финансовую составляющую этой деятельности, и выявили ряд проблем, которые требовали и требуют незамедлительного решения. Об этих проблемах я говорила: первая - приём детей в первый класс; вторая - дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях; и третья проблема – доступность и качество образования. Мы проанализировали эффективность управления имеющимися ресурсами, и оказалось, что здесь у нас не всё в порядке - я имею в виду и среднюю наполняемость по классу, и соотношение количества учеников на одного учителя. В связи с этим были предприняты попытки составления плана мероприятий по ликвидации этих проблем. Еще раз повторю, что этим мы занимаемся ежегодно. И если говорить о ликвидации очерёдности в детские сады, то мы в течение уже трёх лет ежегодно составляем планы по перепрофилированию помещений.
- Но раньше это всё-таки были какие-то частичные перепрофилирования. А сейчас вы попытались освободить здания целиком?
- Нет, раньше мы тоже освобождали здания. Например, здание прогимназии в 16-м районе мы полностью освободили под детский сад.
- При этом появился новый Центр образования 2045 в 20-м микрорайоне, начальные классы прогимназии вошли в него, и никто не был в обиде…
- Появился новый Центр образования, совершенно верно. Кроме того, у нас была начальная школа - детский сад в 7-м микрорайоне, которую мы тоже полностью перепрофилировали под детский сад. То есть, поэтапно мы шли этим путём. И начали реорганизацию этих трех "школ здоровья" не потому, что это именно "школы здоровья".
- Значит, в будущем такая реорганизация ждёт все школы с такой же численностью учеников – до 300 человек?
- Нет, я не могу так сказать. Проведя анализ, мы получили вот такую картину проблем, которые надо решать.
- В этих "школах здоровья" они стояли наиболее остро?
- Конечно. Они считаются малокомплектными школами – школы с контингентом в 200 учащихся. И мы предложили свой план реорганизации этих образовательных учреждений для обсуждения родителям, педагогам. Потом, в процессе работы, кое-какие наши предложения были устранены, родители предложили свои варианты. Но изначально никогда не стоял вопрос о ликвидации "школ здоровья" как типа образовательных учреждений. Или, например, вопрос слияния и перемешивания учеников "школ здоровья" и детей с девиантным поведением в одной массовой школе, или увеличение классов до 30-32 детей – такого никогда не было.
- Хорошо, тогда сразу задам вопрос о "школе здоровья" 1701: в чём отличие её положения, почему её реорганизация не коснулась?
- Отличия никакого нет. Но в этом микрорайоне [микрорайон 11В – Zelenograd.ru] у нас просто нет какой-либо другой школы, с которой можно было бы её объединить - там бывшее здание школы занято под МГАДА, никаких других образовательных учреждений рядом нет. Если мы даже что-то ей предложим, то родителям в этом микрорайоне будет просто некуда отдать детей в первый класс. Только по этой причине реорганизацию школы 1701 мы не начинаем.
- А другие начальные школы города, начальные школы-детские сады, прогимназии - у них, наверное, тоже численность около 200-300 учеников? Их ждёт такой же вариант развития событий?
- У прогимназий и начальных школ есть дошкольные группы, поэтому с ними проще. И они, между прочим, ежегодно открывают дополнительные группы, сокращая количество школьных классов.
- Есть ли перспектива, что такие школы-сады полностью превратятся в детские сады?
- Это должно быть решение руководителя школы и педагогического коллектива, сделанное на основе самоанализа. Я еще раз повторяю, что "сверху" не будет никаких попыток что-либо "поломать", ликвидировать или реорганизовать. К этому должны прийти сами педагогические коллективы вместе с родителями, на основе анализа своей работы.
- Я правильно понимаю, что никакого приказа Департамента образования о начале процесса реорганизации школ нет?
- Конечно, его и не могло быть. Был пункт приказа нашего Управления образования: "Проработать вопрос реорганизации". И в приказе мы перечисляли возможные варианты для обсуждения, именно с формулировкой "проработать".
Финансовые расчеты: "Школы здоровья были убыточны всё время своего существования"
- Давайте перейдём к обоснованию реорганизации – вы говорили, что это должно быть решение коллективов школ и родителей, принятое на основе расчёта, который они должны сделать, чтобы понять, сможет существовать при финансовой самостоятельности. Существует ли на данный момент расчёт окупаемости школ, сделанный специалистами Управления образования? Могут ли его сделать сейчас сами школы, есть ли все необходимые для этого "исходные данные" - в частности, нормативы финансирования?
- На сегодняшний день бюджет Москвы на 2011 год утверждён в рамках тех нормативов и действующих нормативных документов, которые у нас существовали ранее. И сейчас все руководители образовательных учреждений совместно со своими бухгалтерами составляют смету расходов именно по этим нормативам.
- Эти нормативы до конца 2011 года изменятся? В одном из последних постановлений правительства Москвы, №1050 от 7 декабря 2010, сказано, что новые нормативы затрат на услуги образовательных учреждений, работающих по новой системе финансирования, должны быть утверждены до 1 марта 2011 года? Значит, эти нормативы могут измениться?
- Не знаю. Я не могу комментировать то, чего нет. Сейчас мы проработали с родителями, и я поняла их мнения и желания. Дальше будем идти поэтапно, и сами школьные коллективы будут анализировать свою деятельность на основе новых появляющихся нормативных документов.
- Получается, что каждая школа сможет сделать расчёт своей окупаемости только к 1 марта, зная новые нормативы? Будут ли они больше или меньше - вам пока не известно?
- Меньше – вряд ли. Насколько я слышу из прессы… Во-первых, бюджет Москвы принят в том же самом объёме, даже больше, поэтому… Будет документ – будет ясно. Повторяю, я не могу комментировать то, чего нет.
- Но я правильно понимаю, что расчёт должен быть сделан именно по новым нормативам, которые будут в марте?
- Если вы изучали нормативные документы от 7 декабря, вы там всё видели. Я могу сказать то же самое: до марта-апреля мы ждём выхода новых постановлений правительства. В соответствии с содержанием этих постановлений мы будем заново анализировать свою деятельность и принимать какие-то решения. Может быть, у нас будет всё замечательно.
- А по сегодняшним расчётам Управления образования – именно они приводились родителям в качестве обоснования реорганизации – "школы здоровья" являются убыточными?
- Да, до этого они были постоянно убыточными. При нормативе подушевого финансирования в 85600 рублей на одного ребенка в год "школы здоровья" были убыточны в течение всего периода своего существования. Руководители школ об этом знают, мы всё это просчитывали с ними и давали этим школам дотации от других школ, чтобы они сохраняли всё то, что у них имеется.
- Сейчас родители вместе с директорами этих школ провели собственные расчёты и, посчитав всё с поправочными коэффициентами, пришли к выводу, что их школы не являются убыточными…
- Очень хорошо.
- Чей расчёт правильный? Ведь существует же какой-то правильный расчёт?
- Этого я не могу сказать. Директор школы 1702 Галина Николаевна сказала, что она всё просчитала и знает, как оптимизировать расходы…
- Она рассчитала всё уже с учётом оптимизации?
- Да, и по сегодняшнему расчёту у неё всё будет в порядке. Сейчас все бухгалтеры этих школ и централизованной бухгалтерии Управления образования очень плотно работают над составлением росписи расходов на следующий год.
- Возможно, я выскажу только свою точку зрения, но мне кажется, что родителям тоже было бы полезно увидеть этот расчёт в цифрах - потому что ничто так не убеждает, как цифры. Если школа убыточная – путь все это увидят. Это возможно?
- Конечно, а как же? В феврале все эти сметы будут вывешены на сайтах школ. Сейчас идёт активная работа, и руководители должны в обязательном порядке донести до сведения родителей сметы расходов, которые у них получатся.
- Предварительные сметы расходов школ появится в феврале на сайтах школ? И по ней родители смогут судить насколько их школа сможет выжить?
- Совершенно верно, возможно и раньше. И это касается не только "школ здоровья", у нас ведь есть много других школ с контингентом до 300 учащихся – от 12 до 15 школ, в некоторых есть кое-какие нюансы с дошкольными группами. Сейчас все школы в расчётах, все считают, как оптимально подойти к имеющимся ресурсам. И этот процесс, я думаю, будет идти в течение года в обязательном порядке.
- Возможно ли, что в ближайшем будущем изменятся поправочные коэффициенты к суммам подушевого финансирования, – за режим "полного дня", за участие школ в экспериментальной деятельности, - на которые сейчас рассчитывают "школы здоровья" при анализе окупаемости?
- Не могу комментировать – не знаю, будут ли они меняться. Если вы изучали документы, вы видели, там запланировано много методических рекомендаций по расчёту нормативов.
Сохранение статуса "школ здоровья": "Проблем не будет даже при объединении школ"
- Я вернусь к вопросам "школ здоровья". На родительских собраниях я увидела, что одна из основных причин беспокойства родителей состоит в том, что "школы здоровья" могут лишиться своего статуса. Есть ли гарантии сохранения его сохранения, если "школа здоровья" объединяется с большой школой?
- Мы, например, на родительском собрании в 609-й школе проговаривали этот вариант с родителями школы 1704.
- Каковы вообще правила получения статуса "школа здоровья"? Все дети должны зачисляться решением медкомиссии, должен быть какой-то процент детей с направлениями из поликлиник? Сможет ли большая школа получить такой статус?
- Конечно, у нас же есть такая школа – 1923.
- Туда все дети зачисляются по медкомиссии или это необязательно?
- Да, конечно, так же как и все.
- Значит, в 609-ю школу все дети должны будут приходить именно с направлениями из поликлиник?
- Конечно.
- А есть возможность это сделать? Там же сейчас уже учатся дети, которые здоровы…
- Это всё надо прорабатывать. Юридических моментов очень много, поэтому такая работа и ведётся. Мы ведь не с бухты-барахты – взяли, издали к первому сентября приказ, всех перевели, никому ничего не сказали… Мы за долгое время начали проработку всех этих нюансов. К ней должны подключиться юристы, специалисты и посмотреть, как это можно сделать. Специалист, который в нашем Управлении образования занимается лицензированием и аккредитацией, говорит, что проблем здесь никаких не будет.
- Превратить большую школу в "школу здоровья"?
- Да.
- Даже при наличии какого-то количества уже набранных учеников? То есть, гарантий пока твёрдых нет, но этот вопрос прорабатывается, насколько я понимаю?
- Ну, если сами школы здоровья захотят объединяться, – это может быть только их волеизъявлением, - тогда можно будет прорабатывать этот вопрос. Насколько я поняла, у родителей детей школы 1704 большого желания объединяться с школой 609 нет.
- Может быть, родители по-другому бы на это посмотрели, если бы им было дано более подробное объяснение, насколько вероятно получение такого статуса большой школой…
- Может быть, они бы и посмотрели по-другому, но всё дело в том, что в маленькой, компактной школе - как в детском садике, они там как в семье. Педагоги, родители и дети привыкли к этой семье. Там хорошие образовательные и медицинские услуги. Коллектив маленький, и детский, и учительский, все друг друга знают. Конечно, этого комфорта в большой школе нет. Я понимаю, за что борются родители. Наверное, они правы.
- Мы можем получить консультацию юриста Управления образования по поводу правил получения школой статуса "школа здоровья"?
- Консультацию специалиста, ответственного за лицензирование – да. К сожалению, юристов у Управления нет.
- При другом варианте реорганизации, - если "школы здоровья" будут объединяться друг с другом в большой Центр здоровья, - возникнет новое юридическое лицо, которое должно будет получать новую лицензию и новый статус "школы здоровья"?
- Нет, одна из школ останется со своей лицензией, под своим номером и со своим статусом, только юридический адрес поменяется. А другая войдет в неё со своим ядром, коллективом, оборудованием и т.д.
- Существует ли вариант полного сохранения этих трех школ здоровья в том виде, в котором они есть сейчас?
- Существует, конечно. На сегодняшний день все школы работают в том виде, в каком они и были. Если будет для этого повод, если на основе собственного анализа сам педагогический коллектив придёт к мысли, что им необходима реорганизация, то они выйдут на меня, и мы будем дальше прорабатывать этот вопрос. На сегодняшний день всё остаётся как было.
Реорганизация в деталях: сроки, дошкольные группы, сокращение учителей
- Если школа обретёт финансовую самостоятельность, сможет сама принимать такие решения - насколько Управление образования сможет указать школе, что ей необходимо, допустим, открыть дошкольные группы? Или школа сможет сказать: "нет, этого мы делать не будем, мы оставим только школьные классы"?
- Решает только сама школа. Сейчас 83-й федеральный закон даёт очень большую самостоятельность руководителю образовательного учреждения.
- Значит, если школа не захочет, то дошкольных групп у неё не будет? Никто на неё никак не сможет воздействовать, никакими приказами…
- Конечно. Приказами - уже нет. Можно будет только каким-то образом убеждать, смотреть разные варианты и создавать лучшие условия. Предлагать какие-то варианты, чтобы и коллектив, и руководители почувствовали – "ага, если мы это сделаем, то нам всем будет от этого лучше – и педагогам и детям".
- Какие-то достоинства открытия дошкольных групп для школ существуют? Чем можно их будет их убедить?
- Достоинства? Норматив подушевого финансирования дошкольников другой [нормативы подушевого финансирования на 2011 год утверждены постановлением правительства Москвы от 14 сентября 2010 №789-ПП и приводятся в протоколе первой встречи инициативной группы родителей с А.Ф.Халевой, состоявшейся 7.12.2010 - Zelenograd.ru], существует и родительская оплата дошкольных групп. А еще, если в школе есть дошкольники и школьные классы, то дошкольники, перейдя в школу, остаются в том же самом здании. Такая вот преемственность.
- Подразумевает ли реорганизация перечисленных школ высвобождение части кадрового состава - учителей? Если эта реорганизация пройдёт с переездом школ - присоединением или объединением…
- Вы знаете, это самый лёгкий вариант – пойти по этому пути, но хороший, профессиональный директор по нему никогда не пойдёт. Он будет создавать условия в своей школе, чтобы обеспечить хороший образовательный процесс, чтобы в эту школу пришло как можно большее количество учащихся, и чтобы каждый педагог был заинтересован в своём труде и получал как можно большую заработную плату.
- Тем не менее, если условия существования вынудят школы пойти на сокращения учителей, то Управление образования или, может быть, Департамент образования Москвы предоставит им какие-то гарантии трудоустройства?
- Мы обязательно будем смотреть по каждому учреждению, и не допустим массового увольнения. И потом, какие-то вакансии ведь будут и открываться – например, освободится здание детского сада, и там откроется новый детский сад, туда потребуется и административный состав, и воспитатели, и логопеды, и психологи, и младший обслуживающий персонал…
- Но учителя ведь - не воспитатели, и им, может быть, не имеет смысла переквалифицироваться?
- Учителя перейдут со своими детьми в другое образовательное учреждение. Мы же не говорим о том, чтобы всех детей разбросать, а учителей куда-то убрать. Мы говорим о том, чтобы создать где-то лучшие условия для обучения. При этом сами педагоги вместе со своими детьми перейдут в какое-либо здание – например, какой-то полупустой школы, чтобы повысить её наполняемость.
- Есть ли сейчас какой-то срок, к которому должны быть приняты окончательные решения о конкретных механизмах реорганизации по трем "школам здоровья"?
- Сроков нет и никогда не было. Это процесс текущей работы.
- Значит, сроком сейчас можно назвать, например, 1 июля 2012 года, когда все школы должны будут окончательно перейти на финансовую самостоятельность? Или им это необходимо будет сделать раньше?
- Я еще раз говорю, что мы будем анализировать свою деятельность по мере появления нормативной базы и принимать решение.
Специализированные школы 1710 и №8: "Мы не собираемся разбросать учащихся по другим школам"
- Какова сейчас ситуация по школам 1710 и №8, какие предложения сделаны этим школам по реорганизации?
- Мы предложили несколько вариантов и школе 1710, и школе №8. Какого-либо решения тоже нет, сейчас все школы находятся в своих зданиях и в полном объеме реализуют свои образовательные программы, которые заложены учебным планом.
- Уже есть какие-то варианты - куда выводить эти школы из их общего здания, если в нём будет организовываться Центр здоровья?
- У нас вариантов очень много – очень много школ, в которых меньше 300 учащихся.
- Рассматриваются ли варианты расформирования классов школ 1710 и №8 и распределения их учеников по каким-то другим, массовым школам?
- Как раз хотела об этом сказать. Мы не собираемся взять учащихся, допустим, школы №8 и внедрить их в какие-то школы по одному, разбросав по классам. Ни в коем случае! Речь может идти только о том, что эта школа станет каком-либо структурным подразделением другой школы, например, разместившись в отдельном её крыле. Школа 1710 сейчас занимает третий этаж школьного здания, а в какой-то школе это может быть отдельный блок, при этом школа 1710 будет не отдельным юридическим лицом, а структурным подразделением этой школы. То есть, её ученики войдут в общий контингент учащихся.
- А это юридически обосновано? Насколько я знаю, школа № 8 была учреждена по-иному, нежели обычные образовательные учреждения? [Школа создана по федеральному закону "Об основах систем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который был принят в 1999 году и послужил основой для создания таких школ в каждом округе Москвы" - из интервью с родителями реорганизуемых школ, Zelenograd.ru]
- Это тоже надо прорабатывать, чтобы сделать всё юридически грамотно. Поэтому всё это делается не спонтанно. Я понимаю, что родители очень обеспокоены, но проработка этих вопросов должна идти. И мы в течение не одного года будем этим заниматься, поверьте мне.
- По информации родителей, школа №8 не является не окупаемой. Может ли быть причиной её реорганизации недостаточное финансирование? Ведь там очень большие подушевые нормативы [более 470 тысяч рублей в год на ученика - Zelenograd.ru].
- Нет, не может. Здесь другая причина – мы зацепились именно за здание.
- Она будет выводиться только из-за здания, которое может понадобиться другим школам?
- Да, потому что в этих школах маленький контингент: в школе 1710 – около 100 человек, в школе №8 – около 30. Их проще переместить в какое-либо другое полупустое здание, а это здание полностью отдать. Его проектная мощность 550 человек, там можно было бы сделать большую начальную школу или отдать под начальные классы какой-то школе, которая пользуется спросом. У нас таких школ много, например, школа 853 - она пользуется очень большим спросом, но, к сожалению, может набирать только один первый класс. Почему? Да потому, что не позволяет проектная мощность их здания. Если им отдать какое-то здание, они бы разместили там "началку", добрали бы еще детей, и в своём основном здании тоже могли бы добрать детей в пятые, шестые, седьмые классов. Я думаю, что от этого бы все выиграли, и родители – они смогли бы устроить своих детей в эту школу, и школа – она получила бы большее количество детей, и педагоги тоже.
- А какова ситуация с окупаемостью школы 1710? Она такая же, как в школе № 8?
- Нет, у них норматив другой – это общеобразовательная школа, норматив там 63 тысячи рублей в год на одного ребенка… Сейчас они всё просчитывают. У них есть еще поправочный коэффициент.
- Достаточно большой?
- Не знаю. До нового года все школы будут очень плотно работать над составлением смет расхода. По каждому учреждению мы будем смотреть, какие у них там проблемы.
Новый учебный год: что будет с первоклассниками?
- Можно ли уже сказать сейчас, будет ли в 2011 году приём в первые классы школ здоровья 1701, 1702, 1703, 1704? Ведь родители уже сейчас думают о том, чтобы получить направление из поликлиник в эти школы, записаться, пройти медкомиссию.
- Запись у нас начинается с первого апреля. Пока всё работает в прежнем режиме.
- Значит, есть ожидания, что запись в эти школы пойдёт как обычно?
- Да.
- Медкомиссии тоже никто не отменяет?
- Всё в прежнем режиме. Нет ни одного изданного документа по какой-либо реорганизации или отмене чего-либо.
- Если я правильно понимаю, проблемы, связанные с малочисленностью и финансированием, ожидают и прогимназии 1667, 1717? Они так же. Как и "школы здоровья", расположены в зданиях детских садов, что может стать причиной уменьшения в них числа школьных классов и увеличения числа дошкольных групп?
- Такой анализ будет делать руководитель школы, педагогический коллектив.
- Задам отдельный вопрос по поводу школы 618 – будут ли её возвращены в её здание начальные классы, вынесенные сейчас в стоящий рядом детский сад? Не знаю, может быть в городе есть еще школы с такой же ситуацией?
- Очень хороший вопрос – он тоже вертится у меня в голове для проработки. 618-я школа, не смотря ни на что, пользуется очень большим успехом у родителей. Там очень высокая наполняемость, и было бы замечательно, если бы мы смогли, допустим, дать еще какое-то здание этой школе. И вывести её "началку" в это здание – даже, может быть вместе с пятыми классами. Допустим, в одном здании будут учиться первые-пятые классы, в другом – шестые-одиннадцатые. А здание соседнего детского сада тоже отдать им, но уже под дошкольников. У них бы был прекрасный современный Центр образования, который отвечал бы всем требованиям сегодняшнего дня. Но пока это всё еще, конечно, в проекте, в проработке. Нужно подобрать какое-то здание – это тоже не очень просто.
- А есть ли какой-то количественный прогноз Управления образования по числу детей, которым будет необходимо пойти в первый класс в 2011 и в 2012 годах?
- Мы просчитали, что за прошлые три года ежегодный прирост первоклассников составляет 30-40 человек, то есть очень небольшой. В прошлом году у нас было 2200 первоклассников. В 2011 году мы выпустим из детских садов 1820 детей, кроме того, есть еще дети, которые не посещают детский сад, есть дети из Голубого, Андреевки и т.д. Максимально будет 2200-2300 первоклассников, то есть, большого прироста не наблюдается.
- Поясню, что родители неоднократно задавали такой вопрос: дети, которые сейчас создают бум и очереди в детские сады, через два-три года придут в первые классы. И если эти первые классы будут уплотняться, структура школ будет оптимизироваться, не окажутся ли уже школы потом в ситуации дефицита мест для первоклассников?
- Нам первоклассники не дают большой прирост. Школы набирают по два параллельных первых класса, если три – это просто замечательно. А раньше у нас в каждой параллели было четыре-пять классов. Пока что мы еще и близко к такому не подходим.
- Да, было такое. При новой структуре, если школы, допустим, объединятся, позволит ли им помещение снова расширить количество первых классов, если понадобится?
- Позволит.
- Там будет еще достаточно места?
- Да.
Освобождение зданий детсадов: частные школы и другие
- Еще одна сторона ликвидации дефицита детских садов - освобождение других зданий детских садов в городе, помимо школ. Я пройдусь по всем зданиям детских садов, которые сейчас заняты не садами. Не планируется ли реорганизация образовательных учреждений, находящихся в ведении Управления образования и размещенных в "садовских" зданиях – например, санаторного дома № 14, Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Логотон"?
- Я скажу в целом – всё это у нас в разработке, всё это есть в плане мероприятий. Например, мы сейчас очень плотно работаем с Департаментом здравоохранения, они готовы отдать нам здание их почечного санатория. Мы уже второй год пишем письма и по нашему зданию, Управления образования [расположенному в типовом здании детского сада – Zelenograd.ru]. Если будут какие-то помещения, куда нас можно будет вывести – у нас здесь три юридических лица – мы готовы освободить это здание.
- По вашему зданию решение зависит от города, насколько я понимаю?
- Да, зависит от города, в любом случае. Кроме того, у нас есть частные школы, занимающие здания детских садов на основе договора аренды.
- Да, по частным школам хочется уточнить: каковы сроки этих договоров аренды?
- Не могу я сказать. Это прописано в договоре.
- Это коммерческая тайна?
- Да. Но в этом году 1 июня завершится договор о работе трех коммерческих дошкольных групп школы "Глобус" в детском саду Центра образования в 16-м микрорайоне. И мы там вместо трёх коммерческих групп открываем три наших.
- По школе "Гармония" сейчас что-то можно сказать? Они лояльно относятся к открытию у них дошкольных групп? Могут освободить для этого, допустим, часть своего здания?
- Я не думаю, что все добровольно это сделают. Когда истечёт срок договора аренды, тогда мы сможем не заключать с ними договор на новый срок. Сделать что-то раньше можно только через судебную тяжбу.
- "Гармония" добровольно на это не пойдёт?
- Нет, конечно. Если только жизнь их заставит.
- Будет ли выведена из своего здания школа для детей с ослабленным слухом - ЦППРиК "Логотон"? Слухи об этом были еще весной. Они ведь находятся в здании детского сада?
- Нет, этот вопрос не стоит. У них там есть и дошкольники, и очень хорошая преемственность.
- Есть ли намерение вернуть в ведение Департамента образования здания детских садов в Зеленограде, которые когда-то были переведены под управления Департамента соцзащиты? Это здание по улице Заводская, дом 14, где расположен Социально-реабилитационный центр "Крюково".
- Да, мы работаем по этому вопросу. Начальник Управления соцзащиты написала нам, что пока возможности куда-либо выехать у них нет. Но запрос сделан, и как только появится возможность их вывести в какое-либо другое помещение, это будет сделано.
- По КЦСО "Зеленоградский" в корпусе 205а такая же ситуация?
- Да.
Альтернативы детсадам: корпоративные сады, группы в школах и в жилых домах
- Альтернативные пути решения проблемы дефицита мест в детских садах были представлены Департаментом образования Москвы в начале этого учебного года: предлагалось, например, открывать корпоративные детские сады. Насколько эти планы сейчас остались в силе?
- Мы рассматривали вопрос о создании корпоративных детских садов в префектуре, на заседании оргкомитета под председательством зампрефекта Тельминова. На этом совещании были генеральные директоры многих наших предприятий. Пока ни одной заявки от предприятий к нам не поступило.
- А нормативная база для создания таких садов уже есть?
- Да, есть методические рекомендации.
- Значит, если будут заявки от предприятий, то это возможно?
- Да. Наши силы – их площади.
- А площади подходят любые? Насколько жёсткие ограничения там предусмотрены?
- СанПиНы. Всё в соответствии с ними.
- Кто-то из предприятий уже пытался это сделать и получил отказ из-за СанПиНов?
- По Москве – я не знаю. Знаю, что в Центральном округе где-то полгода назад был такой разговор. Пытались открыть такой сад на Арбате, 36, в Мэрии. Других вариантов я не знаю.
- В чем проблема - в том, что сами предприятия не выходят с заявками, или им не разрешают открывать сады из-за СанПиНов?
- Проблема в том, что предприятия не выходят. Очень жёсткие СанПиНы, и для того, чтобы соответствовать, требуются и большие площади, и соответствующая территория, нужна застройка веранд и так далее. Таких площадей у предприятий нет.
- В общем, я могу сделать вывод, что идея такая есть, но она нереальна, поскольку требования Роспотребнадзора не позволяют её воплотить…
- Я не могу сказать, реальна она или нет. По крайней мере, на сегодняшний день от предприятий нашего округа таких заявок не поступало. Мы обращались с письмами и в управы, они ответили, что пока у них нет желающих открыть вот такие корпоративные детские сады на своих территориях. Есть еще одна альтернатива детским садам, и у нас она очень хорошо развивается – это система семейных детских садов.
- Но она предназначена только для многодетных семей, к сожалению?
- Да, но тем не менее.
- Мы беседовали с мамой многодетной семьи, которая создала такой семейный детский сад - многодетные семьи очень довольны этой возможностью. Но если бы это было разрешено еще и для обычных семей… Такого нет пока в перспективе?
- Документально – пока нет.
- Возможна ли такая альтернатива освобождению зданий детских садов - открытие дошкольных групп в полупустых школах, о которых вы говорите, где есть недобор по проектной мощности?
- Вы знаете, у нас абсолютно все 5-6-летки в течение последних трёх лет обеспечены местами в детских дошкольных учреждениях. Мы открыли такие группы в школах 897 и 2038, в отдельных БНК (блоках начальных классов – пристройках к школам). И то, у нас там очень много проблем с Роспотребнадзором.
- Тоже какие-то строгие СанПиНы?
- Да, там нет внутригрупповой изоляции, которая должна быть в каждой группе детских садов - одна группа должна существовать отдельно от другой, и т.д. Очень много таких моментов, которые надо решать безотлагательно, но без перестройки внутренних помещений этого не решишь. А делать перестройку – сами понимаете… Система образования, как и любая система, должна быть гибкой. Вот мы чувствуем, что сейчас нам нужны места для дошкольников - значит, мы должны что-то предпринимать и ликвидировать очерёдность. Если мы через 5-10 лет почувствуем, что у нас не хватает мест в школах, к примеру, тогда мы выведем этих дошкольников обратно в детские сады, не меняя структуру, а в школах откроем дополнительные классы.
- Рассматривается ли такой вариант, как открытие дошкольных групп на первых этажах жилых домов? Есть ли вообще такая возможность?
- Нет, такой вариант мы вообще не рассматриваем. Здесь нужны еще более серьёзные проработки, всё упирается в СанПиНы с прописанными в них сложными нормами.
- Планируется ли Департаментом образования и правительством Москвы продолжать в будущем денежные выплаты родителям дошкольников, которые не посещают детские сады? Есть у вас такая информация?
- Нет.
Будущее: "Нововведения всегда волнительны…"
- До конца этого года все учреждения образования должны были сделать выбор нового статуса – стать бюджетными или автономными. Какой статус уже выбрали школы нашего города? Будут ли какие-то из них автономными?
- Нет. На сегодняшний день принято решение, что все образовательные учреждения Зеленограда переходят в статус бюджетных. Это решение самих педагогических коллективов, вместе с руководителями и по согласованию с родителями.
- Последний общий вопрос – можно ли сейчас говорить о тенденции закрытия каких-то видов школ, получающих повышенное, ради оптимизации расходов на образование по всей Москве? В частности – о закрытии "школ здоровья" с понижением их статуса до общеобразовательных, о лишении статуса гимназий, лицеев? Разговоры об этом уже идут.
- Нет. Я вообще не понимаю слова "закрытие"! Никакого "закрытия" не планировалось и не планируется. Реорганизация – возможно. Она может происходить путём слияния двух школ, но цель её в том, что мы должны создать условия нисколько не худшие, чем те, в которых пребывали, в первую очередь, дети. А потом уже педагоги. А что значит "закрыть"? "Разбросать" всех детей? Никогда вопрос так не стоял.
- По вашему, цели уменьшить расходы на образование детей у Москвы не стоит?
- Стоит цель оптимизации расходования финансовых средств, ведь и наш анализ показывает, что наполняемость классов ниже допустимой нормы, как и соотношение числа учеников на одного учителя. Это по каждому образовательному учреждению нужно смотреть отдельно.
- Кончается Год учителя, в течение которого мы на нашем портале встречались и разговаривали со многими учителями и сотрудниками школ. Конечно, все эти сложности реорганизации сейчас никого не радуют, но, тем не менее, хочется поздравить от нашего лица всех педагогов, поздравить вас и всех родителей. Вы можете тоже это сейчас сделать…
- Я обязательно всех поздравляю. Только вы сейчас так сказали, что все педагоги озабочены… Чем озабочены? Всё делается для того, чтобы заработная плата у педагогов была выше, чем есть сейчас. Никогда и нигде я не видела, чтобы было написано, что реорганизация приведёт к снижению уровня заработной платы учителей. Никогда она не будет ниже, чем та, которая есть сейчас! При любом раскладе, при любом положении, при любой новой системе оплаты труда. А любые изменения – они всегда волнительны. Мы переходим на новую аттестацию, понятно, что нужно вникать в новые формы, анализировать, применять их к себе. Всё новое всегда волнительно. Ничего – всё встанет на свои места. Поэтому я хочу поздравить всех с наступающим Новым Годом, пожелать всем здоровья, счастья, оптимизма, и, как всегда, сказать, что всё у нас будет хо-ро-шо!
Елена Панасенко
Только цифры какие-то разные (контингент школы № 8 - 30 учеников...), на самом деле на 1 декабря там 45 учеников.