Строительство ВСМ планируется завершить в 2028-м и сразу запустить движение по ней, официально заявляют власти. Будущая магистраль пройдет через Зеленоград — это два новых пути со стороны нового города. Соответственно, за 4-5 лет в Крюково должны построить платформу для остановки скоростных поездов и переход к ней со станции.
Об ориентировочном сроке завершения строительства ВСМ между Москвой и Петербургом сообщил замглавы Минтранса РФ Валентин Иванов. В финансировании проекта готовы участвовать Сбербанк и Газпромбанк. Общая стоимость строительства магистрали, как и раньше, оценивается в 1,7 триллиона рублей. Иванов добавил, что в ближайшее время финансовую модель проекта планируется обсудить и актуализировать.
Два месяца назад РЖД жаловались на нехватку финансирования для строительства ВСМ. Речь шла не обо всей магистрали, а о строительстве головного участка от Москвы до Алабушево, так называемом вводе в Москву. Так, в 2023 году на эти работы выделено около 12 миллиардов рублей вместо ранее запланированных 40 миллиардов. «Без увеличения финансирования первоначальный срок окончания работ — 2025-2026 годы — мы, безусловно, вынуждены будем сдвигать», сказал заместитель гендиректора РЖД по вопросам строительного комплекса Андрей Макаров.
Увеличено ли финансирование сейчас, неизвестно. Как и то, о завершении какого объема строительства к 2028 году говорит Минтранс — вводов в Москву и Петербург или полностью всей магистрали. Участки Москва-Алабушево и Петербург-Обухово строятся, а вот основная часть железнодорожной трассы от Алабушево до Обухово ещё на стадии проектирования, оформления документации, изъятия земель и зданий. Инвестиции РЖД и бюджетные деньги вкладываются в московский и питерский участки, а строительство между ними (624 километра) предполагается отдать в концессию.
ВСМ — это большой комплекс работ, включающий прокладку путей, реконструкцию станций, строительство железнодорожных мостов и тоннелей, вынос и строительство коммуникаций. Для Зеленограда это означает строительство остановки для высокоскоростных «Сапсанов» на Новокрюковской улице: отдельного вокзала, соединенного переходом со станцией Крюково. От Ленинградского вокзала до Алабушево строят дополнительные пути для скоростных поездов, они пройдут почти параллельно существующим путям — иначе просто негде их прокладывать из-за плотной застройки. Сначала на новые пути планируют перевести «Сапсаны», экспрессы, поезда дальнего следования и только в перспективе по ним поедут поезда ВСМ. А по освободившимся путям будут курсировать электрички МЦД и грузовые поезда.
О давнем проекте скоростной магистрали между Москвой и Петербургом напомнил президент РФ Владимир Путин в ходе дистанционного запуска МЦД-3 от Зеленограда. «…Мне кажется, что сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации. Мы долго со всех точек зрения обсуждали эту проблему: и с экономической, с финансовой, с чисто транспортной. Действительно, если построить новую магистраль для передвижения пассажиров, то тогда, как я понял Олега Валентиновича [Белозёрова], освобождается действующая [магистраль] для передвижения грузов, и скорость передвижения грузов, что чрезвычайно важно для экономики страны в целом, существенным образом увеличится» , — сказал Путин. Что касается пассажирских перевозок, то ВСМ позволит сократить время в пути между Москвой и Петербургом до 2 часов 15 минут. Между Тверью и Москвой это будет уже 39 минут, между Великим Новгородом и Петербургом — 29 минут, отметил президент.
Через неделю вице-премьер Марат Хуснуллин заявил в интервью ТАСС, что московский участок ВСМ почти достроен. «Москва с РЖД выход в сторону Крюково и Зеленограда — практически заканчивает работу. Мы не стояли, а строили параллельно инфраструктуру. В Санкт-Петербурге мы выход [из Санкт-Петербурга] проектировали и подготовку территорий делали. И вот сейчас президент принял ключевое решение, что мы наконец соединим», сказал Хуснуллин.
"Почти достроен" - это как? Может быть имеется ввиду 5, 6 пути между Моссельмаш и Лихоборами, также как между Крюково и Алабушево? Может быть остальная часть подземная? Вопрос к редакции:как быть с противоречием статьи словам Хуснуллина?