МГАДА: Абитуриентская кампания — 2011 08.04.2011 ZELENOGRAD.RU
Zelenograd продолжает традиционную весеннюю тему абитуриентских кампаний зеленоградских вузов. О кампании МГАДА 2011 года, о том, как школьников уже сегодня знакомят с Академией и об их будущем в студии рассказывают Иван Костин, проректор по международным отношениям, и Александр Пирогов, проректор по научной деятельности МГАДА и ответственный секретарь приёмной комиссии вуза.

Послушать (54:45)загрузить файл со звуком (38508 кб)

Четыре новых бакалавриата МГАДА: организация работы с молодёжью, психология, информационное обеспечение библиотечного дела и информационная безопасность

- Что нового ожидает поступающих в МГАДА в этом году?

А.П. — В нынешнем году, как и в прошлом, изменения незначительны. Единственное, что достаточно актуально для родителей, которые привыкли, что поступление идёт на специальности с 5-летним сроком обучения — с этого года набора на специалитет не будет. Произойдет окончательный переход на двухуровневую систему, на бакалавриат и магистратуру.

- МГАДА к этому готовилась уже давно, кажется?

А.П. — В принципе, наша система с самого начала такой и была. Бакалавриат у нас был встроен в систему специалитета, и после 4-х лет учебы студенты готовили диплом бакалавра и получали диплом бакалавра, а через год получали диплом специалиста.

- Значит, полностью менять перечень профилей и специальностей вам не приходится?

А.П. — Да, для нас проблем этого перехода не существует.

И.К. — И самое главное, что не существует проблем перехода для поступающих к нам, что важнее, на мой взгляд. Качественный итоговый результат сохраняется. В нашу систему обучения изначально было заложено понимание того, что мы рано или поздно придём к новым стандартам, и наш колледж, созданный в 1991 году, уже базировался на этом понимании. За 20 лет его существования прошло пять модернизаций, и всё равно мы пришли к тому, что понимали с самого начала.

А.П. — И в конце этого года будем торжественно отмечать двадцатилетие бакалавриата в МГАДА.

- Все только начинают переходить на бакалавриат, а у вас уже двадцатилетие будет праздноваться.

А.П. - Да. У нас при этом остаются наши основные направления подготовки — менеджмент, экономика, юриспруденция и коммерция, они лицензированы и аккредитованы. Кроме того, в этом году мы стараемся открыть новые направления подготовки: "Организация работы с молодёжью", "Психология", "Информационное обеспечение библиотечного дела" и "Информационная безопасность".

- По этим новым направлениям набор будет на бакалавриат? В колледже новых направлений не будет?

И.К. — Нет, колледж – это ступень среднего профессионального образования, а мы сейчас говорим про программу высшего профессионального образования. Колледж даёт молодым людям со школьной скамьи ту базу, те ключевые компетенции, которые необходимы вне зависимости от вида программы, по которой они потом могут продолжить учиться в Академии. Потом меняется или дополняется надстройка на эту базу – информационная безопасность, например, или библиотечная деятельность... Кстати, это направление с одной стороны, звучит как архаизм, а, с другой стороны – есть электронные библиотеки, Google сейчас продолжает сканировать свои миллионы книг. Нужны специалисты для управления такими работами. И это одна из надстроек над тем уровнем СПО, который есть в нашем колледже. Сам базис колледжа мы не меняем, он универсален.

- На новых направлениях пройдет набор на бюджетные места?

А.П. — Мы сейчас ждём лицензию. Сложно сказать, как решит наш учредитель, но, скорее всего, на первое время бюджетных мест не будет – будет только платный приём.

- Сколько будет стоить обучение?

А.П. — Стоимость обучения мы уже четвёртый год не повышаем, она останется прежней и на этот год, и на новых направлениях в том числе.

- А почему Академией были выбраны именно эти новые направления? Действительно, библиотечное дело пользуется сейчас большим спросом у работодателей?

И.К. — С точки зрения прогноза развития рынка – безусловно. Речь идёт в первую очередь не о государственных муниципальных библиотеках, которые сейчас потихонечку отмирают, а о качественном сочетании экономических компетенций, компетенций в области информационной работы и понимания работы электронных проектов и сущности библиотечной деятельности. Это, по сути, работа с информацией, работа с запросами информации и оптимизация этой работы, на которую мы все уже переходим. Наши студенты, в частности, участвовали и до сих пор принимают участие в развитии проекта так называемой электронной Ельцинской Библиотеки [Библиотека имени Ельцина Б.Н. в Санкт-Петербурге с электронным читальным залом – Zelenograd.ru]. Жизнь нам показывает, что это более чем перспективно, и не учитывать этих тенденций нельзя. И вторая стратегическая задача нашего вуза — развитие междисциплинарности и, скажем так, "горизонтальное" развитие. У нас сильное направление "Управление и экономика", и оно должно быть дополнено информационной работой, информационной безопасностью. При этом мы не пересекаемся с техническими направлениями обучения МИЭТа, по которым у него, конечно, остаются исключительные компетенции. Мы ведём речь о критических областях знаний, будь то "Информационная безопасность" или "Психология". Что касается "Работы с молодёжью", то мы всё-таки остаёмся бюджетным учреждением, работающим в системе Департамента образования Москвы… Таким образом, мы ведем горизонтальное усиление позиций, дающее некий синергетический эффект за счёт междисциплинарности.

- За каждым из этих новых направлений стоит какой-то ваш партнер - крупная государственная организация, работодатель, который собирается поддерживать вас в этом на практике?

И.К. — Мне сейчас не очень хотелось бы говорить о конкретных направлениях, потому, у нас уже семь крупных групп, и каждая - отдельный предмет для разговора. Могу сказать, что ни одно направление не открывается без "якорного" или ключевого партнёра, как это принято называть. Связка бизнес-образование-власть обязательна, мы сами когда-то подняли этот флаг - должен быть ключевой партнёр из области госуправления или власти, из бизнеса, он же, по сути, работодатель, а также обязательно горизонтальное взаимодействие с другими учебными заведениями.

- Этих партнёров вы не готовы назвать прямо сейчас?

И.К. — У меня в голове нет этой информации. Направлений много, и я точно знаю, что были встречи с компаниями по информационной безопасности, связанными с космической отраслью...

- Это зеленоградские компании, или они из Москвы?

И.К. — В первую очередь мы выбираем партнеров из Зеленограда, а если необходимо усилить позиции, дополняем их московскими. Такая работа ведётся.

Бюджетный приём: "Мы ожидаем, что конкурс в Академии не изменится и составит около 10-12 человек на место"

- Расскажите о приёме в МГАДА в 2011 году - каким будет бюджетный приём, изменится ли число бюджетных мест?

А.П. — Что касается бюджетных мест в Академии в этом году, то все бюджетные места бывшего специалитета переходят на бакалавриат. Контрольные цифры уже утверждены, они есть на сайте Академии. Если сравнивать с прошлым годом, то приём на бюджет у нас незначительно увеличится, на пять человек - за счёт того, что уходит специалитет. Но вообще есть тенденция к тому, что получить государственное обеспечение на сегодняшний день достаточно сложно...

- Значит, бюджетный приём будет, скорее всего, уменьшаться?

И.К. — В этом году по нашим внутренним специальностям он сократился если не вдвое, то на существенную долю – на десятки процентов.

- Если учесть демографическую яму, в которую вузы сейчас заваливаются …

А.П. — Яму можно учитывать, сейчас мы находимся на самом её дне. Но вообще, какая бы яма не была, когда убавляются бюджетные места, для вуза, в котором несколько десятков тысяч студентов — это одна ситуация. А для вуза, в котором порядка полутора тысяч студентов, она более чувствительна.

- А какого конкурса вы ожидаете?

А.П. — Я думаю, что у нас конкурс не будет ниже, чем в прошлом году. Количество абитуриентов, которое приходит к нам каждый год, у нас, в принципе, стабильно. В прошлом году на экономические специальности у нас был конкурс 11-12 человек на место, на юридическую специальность - порядка 10 человек на место. Думаю, что в этом году та же самая ситуация и останется.

- Значит, на "бюджет" к вам поступает 1 человек из 10-12? А остальные – сколько идёт к вам же на платное образование и сколько выбирает какой-то другой вуз?

А.П. — Из числа подавших заявление на поступление, и не поступивших на "бюджет", порядка 65-68% поступают к нам на небюджетное обучение.

- Один из 10 человек поступает на "бюджет", и еще примерно пятеро поступают на платное обучение?

А.П. — Да. Кроме того, есть люди, которые поступают к нам не по результатам ЕГЭ, - допустим, на вечернее отделение, или те, кто получил профильное среднее специальное образование, и мы их принимаем по нашим вступительным экзаменам. Кто-то их не сдаёт, кто-то не проходит со своими баллами по рейтингу – мы же всё-таки стараемся набрать студентов с большим уровнем подготовки. Отсюда и происходит отсев.

Для абитуриентов: экскурсии в Академию и программа "Студент на один день"

- Вы собирались рассказать о профориентации – что вы предлагаете в этом году вашим будущим студентам?

И.К. — В прошлом году мы впервые заявили о Полугодии открытых дверей, и говорили в вашей студии про возможность достать нас и в Skype, и по телефону. Докладываю: Skype не звонил, мы приобрели специальную аппаратуру, оплатили сервис - не звонят пока. В этом году у нас снова объявлено Полугодие открытых дверей, пройдет два специальных дня открытых дверей (один из них был 13 февраля, второй состоится 10 апреля). И с 1 января до конца приёмной кампании у нас действуют два предложения: это возможность попасть на экскурсию в МГАДА и программа "Студент на один день".

Теперь подробнее. Экскурсия в Академию — это когда родители, либо школьники, либо все вместе, своим двором, своей лестничной площадкой, вместе с друзьями, поодиночке, втроём или вдесятером заказывают тур или экскурсию в Академию. Они связываются с нами и проставляют галочки, что бы они хотели конкретно увидеть, услышать, о чём бы они хотели поспрашивать. Это индивидуальная работа: например, кто-то хотел бы узнать, как у нас готовят по математике, это принципиально важно для его ребёнка, плюс узнать, кем сможет работать его ребёнок - увидеть список компаний, договора (мы их показываем, если условия договоров позволяют это сделать). После такого заказа экскурсии в какой-то конкретный день конкретные сотрудники остаются на своих рабочих местах, чтобы в конце дня встретиться с родителями и всё им рассказать. Это нарушает традиции - образование всегда было закрытым и малодоступным, особенно в нерабочее время, но мы ломаем эти стереотипы. Пока у нас поток желающих не очень большой, признаюсь честно.

По второй программе дела идут намного оживлённее – это программа "Студент на один день" для молодёжи, а она у нас, слава Богу, без сильных стереотипов. В этой программе уже участвовало 107 человек, буквально вчера я общался с двумя девушками по ней. Суть её в том, что школьник попадает к нам на целый день и проживает этот день в студенческой группе, в качестве студента. У него есть наставники, для него распланирован учебный день, включая внеучебную работу — репетицию команды КВН, подготовку к соревнованиям спортивной команды, работу по проектам, если такая ведётся (например, сейчас снимаются передачи телевидения МГАДА, идут работы по проектам, которые Академия заказывает).

- И школьник находится в группе как зритель?

И.К. — Нет, как непосредственный участник. В течение дня он проживает жизнь студента, а в конце дня я встречаюсь с этим "студентом", или с этой группой "студентов", и мы всё разбираем. Собственно, моя главная задача здесь заключается в профориентации, а если совсем конкретно, то я говорю им несколько фраз, уже ставших для нас традицией. Во-первых, мы не рекомендуем всем подряд поступать к нам. В рекламе вузов часто звучит "Все к нам!", а мы не считаем, что всем нужно наше образование - гуманитарное, в области экономики и управления или юриспруденции. Это первый момент. Второй момент: я пытаюсь открыть ребятам глаза на то, что выбор вуза ни в коем случае не должен делаться по принципу "рядом с домом" или "родители посоветовали".

Мы придерживаемся такой позиции: конечно, родители всегда желают детям безопасности, но успеха желаем себе только мы сами. И если ребенок просидит ещё пять лет у Христа за пазухой и так и не очнётся, - не проявит личное соучастие в своей жизни, в своей учёбе, - то он просто закончит вуз, плывя по течению, и его прибьёт к берегу, он проснётся и начнёт искать работу сам. Так вот, я хочу разбудить этих ребят как можно раньше, показав им, что здесь они имеют возможность задавать вопросы – например, "Я закончу учёбу – и кем я буду? Руководителем? Что это? Я что, сразу буду руководить? Да без опыта руководства никого не берут. А кем я буду работать, если я только закончил вуз, и опыта работы у меня нет? Сколько я буду получать? Как вы мне докажете, что через пять лет меня возьмут на работу?" Я называю это "неудобными вопросами", и в Европе студенты уже пришли к такой позиции, когда они в своих целях спрашивают – "Объясните мне, почему я таким буду, а не таким, почему я столько буду получать?" Наши ребята пока молчат и идут, куда им пальцем покажут, и мы стараемся как можно раньше пробудить в них эту мотивацию, потому что только тогда для них станут актуальными разные дополнительные возможности – только если студент не плывёт по течению в течение пяти лет, а участвует в учебе с открытыми глазами.

Например, двойные дипломы МГАДА: из года в год ребята третьего-четвёртого-пятого курса уезжают в Германию, в Потсдам. Это просто дружеский визит и двухнедельная программа по межкультурным коммуникациям, она зачтётся им здесь, и за них эту поездку оплачивает немецкий университет. Конечно же, ребята не могут туда ехать, не зная язык. Язык они изучали в течение семи лет, если брать колледж и вуз. И иногда на четвёртом-пятом курсе ребята хватают себя за голову и начинают расстраиваться: "Я семь лет учил язык, не понимаю, почему я его не выучил и сегодня не могу применить!". Или, например, кто-то уходит на практику в иностранную компанию, с абсолютно другими условиями труда, а другой говорит: "Я не знаю, чем я пять лет занимался, но я не выучил язык, к сожалению". То есть, чем раньше они поймут ценность тех знаний, которые они получают, тем раньше они смогут их применять.

- В "студенты на день" вы приглашаете 11-классников, или школьников более младших классов тоже?

И.К. — Всех. Опыт показывает, что эта программа – больше для школьников с 8-9-го до 11-го класса. Думаю, что семиклассникам будет совсем тяжело сидеть на наших занятиях, хотя, конечно, они могут выйти и попить кофе в нашей новой столовой… Приходят абсолютно разные ребята. Цифра посещаемости начала резко расти, когда прошла какая-то критическая масса ребят, по 2-3 человека - я их называю "активаторами". Заработало "сарафанное радио", они вернулись в школу и начали рассказывать, тогда пошёл уже второй этап, они привели за собой ребят из своих и параллельных классов, уже участвуя в этом отчасти как экскурсоводы. Это позволило нам выйти на профессиональные пробы, как элемент профориентации — рассказать, что из себя представляет профессия "управленец", профессия "экономист", или менеджер по проектам, маркетолог, руководитель отдела маркетинга, специалист по управлению персоналом — кто эти люди? Вот в Японии, например, когда ты заканчиваешь школу, ты должен пройти профессиональные пробы по двадцати четырём специальностям.

- Эти профессиональные пробы - это какие-то тесты, которые вы проводите?

И.К. — Нет. За рубежом, например, детей приводят на рабочее место и показывают, как работает инженер, при этом всё можно пощупать и посмотреть. Потом им показывают, как работает врач - привозят в больницу, показывают рабочее место врача; как работает продавец, как работает руководитель и т.д. Профессиональные пробы дают возможность ребёнку увидеть далёкий конечный результат, как это будет, и всеми возможными способами сориентировать себя. Мы проводим то же самое, но только по нашим специальностям. Например, показываем и рассказываем, как устроен рабочий день руководителя. У нас есть даже собранный стол руководителя, и с ними беседуют наши выпускники, которые приезжают к нам - так или иначе кто-то из них постоянно находится в Академии. Я могу сказать, что я последние семь лет работаю руководителем, и это стереотип, заблуждение – что это сплошные плюсы, всегда успех, деньги, дорогие машины. На самом деле это тяжёлая работа и постоянная неопределённость. И вот ребятам у нас рассказывают об этом живым человеческим языком, языком эмоций, что это и как это.

- Чтобы школьники не имели лишних иллюзий?

И.К. — Да. Например, одному человеку совсем нежелательно быть бухгалтером с его темпераментом, а другой может увидеть в этом серьёзное дело, и расти, занимаясь им. Всё это очень интересно.

Колледж МГАДА выходит в школы

- Но это действительно "штучная" работа, которую МГАДА позволительно делать в связи с небольшим масштабом вуза…

А.П. — Надо добавить ещё и про нашу профориентационную работу в школах. Ведь, по сути, в школах сейчас есть специализированные классы - математические, химические, гуманитарные. Мы сейчас ведём переговоры директорами нескольких зеленоградских школ о создании классов гуманитарного профиля, которые будут заниматься по программе колледжа МГАДА.

- Вы выносите ваш колледж в школы?

А.П. — Да, совершенно верно. Первые два года его учебных планов мы переносим в школы - за два года учебы в таких классах дети будут проходить программу нашего колледжа. Что это даёт? Во-первых, они будут проходить с нашими преподавателями отдельно ряд предметов, которых нет в госстандарте общего образования. Во-вторых, они будут подготавливаться к поступлению по этому профилю, даже если не в нашу Академию – неважно, куда. И, наконец, занимаясь по нашему учебному плану, по окончании школы они будут иметь возможность поступления на третий курс колледжа МГАДА либо поступления в Академию на общих основаниях, сдавая ЕГЭ, но уже с более высоким уровнем подготовки.

- Сейчас уже можно сказать, в каких школах Зеленограда откроются такие классы МГАДА? Как раз начинается запись в школы на будущий учебный год, и родителям интересно было бы узнать номера школ.

А.П. — Школа 1194 уже полностью подготовлена для того, чтобы создать наш профильный класс, причём именно в этой школе класс будет создаваться не только из ее учеников, но и из учеников близлежащих школ. Еще один класс будет в школе 1353, которая для нас, конечно, интересна, поскольку она языковая, в ней есть японский язык, а для нас это особый приоритет. С этими школами договора практически есть. И еще одна школа, которая даёт нам достаточно много абитуриентов – это школа 2038 в 20-м микрорайоне, по 10-12 её выпускников к нам поступает каждый год. С этой школой мы тоже ведём подготовку. Видимо, в этих трёх этих школах будут открыты наши классы.

- Дополнительные предметы в этих классах будут идти платно, или это будет просто расширенная учебная программа?

А.П. — По-разному будем подходить. Например, в языковой школе нужных предметов уже достаточно, нам фактически придётся добавить всего два предмета – делопроизводство и математику в экономике, а второй язык и базовый английский язык там есть. Поэтому с ними легче, и какой-либо дополнительной платы там может и не будет, за исключением оплаты труда наших преподавателей по таким же нормам, как в школе. Что касается остальных школ, то там договорённость пока не достигнута, мы будем решать, каким это образом делать. Но я думаю, что если и будут какие-то финансовые взимания, то в пределах тысячи рублей за месяц.

- Ученики этих классов уже будут официально оформлены в колледж МГАДА, или они просто получат равные возможности со студентами колледжа?

А.П. — Нет, они же ученики других школ, мы просто дадим им возможность заниматься по нашему учебному плану. У выпускников таких профильных классов получается большой выбор: они могут поступить в МГАДА, так как подготовлены по нашим направлениям, но они могут идти и в тот же МИЭТ на экономический факультет, с их высоким уровнем подготовки, или в Плехановку, в любые другие гуманитарные вузы. Но фактически такая система подготовки, связанная с нашим вузом, даёт возможность им перейти некий психологический барьер и заранее окунуться в студенческую среду, которая их ждёт, а не просто закончить десять классов и пойти поступать.

- В классы МГАДА будет вестись какой-то отбор - конкурсный, с экзаменами?

А.П. — Да, обязательно будет вестись отбор, и в языковой школе, и особенно в школе 1194, поскольку там класс будет собираться из учеников нескольких школ – и, конечно же, конкурс будет. Его будут проводить сами школы, с нашей помощью.

И.К. — Здесь ещё важно вспомнить вот что: когда Академия создавалась нашим ректором и бессменным лидером, Тамарой Ивановной Костиной - это был, по сути, не столько бизнес-проект, сколько призыв жителей Зеленограда к тому, что что-то должно поменяться. До этого в городе была монопромышленность и велась только подготовка технарей, и вдруг появился и вырос гуманитарный вуз. Никто со счетов не снимает и то, что у нас была возможность в течение 20 лет выдерживать, как хорошее вино, свою работу с 10-11 классами в колледже - добавлять ингредиенты, дорабатывать программы. В основу московского учебного плана в своё время попало наше изобретение, предмет "естествознание", объединяющий физику, химию и биологию с целью давать ребёнку самое важное, чтобы остальные часы пустить на делопроизводство и другие предметы. Так у нас всё сейчас и работает в колледже, на школьном уровне. Мы делимся с городом тем, что наработано, и руководство нашего вуза этот флаг не опускает. Ради Бога, пусть ребята поступают даже не к нам, нет проблем - конкурс у нас есть, всё в порядке. Мы просто стремимся облагораживать территорию вокруг, чтобы Зеленоград поднимался, как бы это пафосно не звучало. Эта миссия была при основании вуза, она остаётся и на сегодняшний день. Это принципиально важно.

Наша функция была в конечном итоге не столько обеспечить экономику города кадрами. Просто у населения города, с его монопромышленностью, должен быть выбор — отправить детей в технический вуз или в какой-то другой. Что если государство примет решение, что Кремниевой Долины в Зеленограде больше нет, теперь она в Нижнем Новгороде или Санкт-Петербурге? Ровно 20 лет назад, в 1991-м году 90% выпускников МИЭТа, в том числе и мои родители, торговали джинсами на рынке. Если сегодня после кризиса микроэлектроника снова будет переживать не лучшие годы - куда пойдёт работать армия выпускников технических вузов? Нашей главной задачей была альтернатива, потому что при развитии рыночной экономики спрос на наши специальности всё равно остаётся высоким. И у родителей должна быть альтернатива, куда своих детей отправить. Пригодятся они Зеленограду, будут ли они в канве городской программы развития и городской политики — классно. Не будут — рядом Москва.

Работа во время учебы - и учёба на несколько дипломов

- МИЭТ вот уже второй год объявляет набор зеленоградских выпускников школ на целевое обучение для города, для предприятий города. У вас есть такое направление, может быть, заказное обучение для каких-то компаний?

А.П. — Пока у нас целевого обучения нет. Рассматривать этот вопрос, наверное, целесообразно, но всё зависит от реакции соответствующих компаний в Зеленограде и в Москве. Думаю, что в перспективе этот вопрос будет решён положительно.

И.К. — Есть еще такой важный момент: наша особенность на рынке в том, что мы из разряда тех мастерских, которые в итоге ставят на свой продукт лейбл "ручная работа". В эпоху укрупнения университетов, которые становятся как бы промышленными цехами-монстрами, мы всё ещё по масштабам остаёмся небольшим ремесленническим цехом, который делает работу в ручном режиме - не потому что отстаёт по технологиям, а потому что у нас такая установка, такая бизнес-модель, если хотите. Поэтому на нас не так сказываются демографические волны, конкурс у нас был и остаётся высоким. Это первый момент. И второй — целевая подготовка, в первую очередь, актуальна при промышленной подготовке студентов тысячами, десятками тысяч. В нашем случае, за 20 лет работы МГАДА, больше половины наших выпускников предыдущих лет работодатели разбирали уже к моменту выпуска.

Это отдельная интересная тема - трудоустройство - и она, к сожалению, избита: все вузы заявляют о 100% трудоустройстве выпускников, а де-факто цифры другие. МГАДА ежегодно выпускает 150-200 человек. Этих ребят мы отслеживаем, начиная с третьего курса, и они трудоустраиваются ещё во время обучения. Когда они выходят - это не обрыв ситуации "я закончил учёбу, что делать?", для них это просто учёба, перетекающая в работу. Поэтому целевая подготовка для нас не совсем актуальна. Нецелесообразно с точки зрения экономической безопасности, чтобы одна компания у нас заказывала обучение студентов. Мы знаем, что высокое качество нашей подготовки оценено рынком. И мы не ходим отдаваться одному клиенту, зависеть от него. При этом у нас есть пул компаний, порядка 15-ти компаний, которые разбирают наших студентов — Metro Cash&Carry, Ikea, сейчас появилась на горизонте KPMG, один из грандов консалтинга, мы ведём переговоры с McKenzie. Ребят разбирают охотно, поверьте. А кто-то из них открывает свой бизнес.

- Значит, у МГАДА есть налаженные контакты с компаниями, но как такового заказного обучения нет?

И.К. — Есть непрерывный поток, да - это очень интересный баланс, если хотите, такой свободный рынок. Студентов у нас немного, а наши уже работающие выпускники всегда задаются вопросом: "Мне нужны молодые кадры, где их брать?" Можно брать их с улицы, долго изучать диплом, а можно брать наших ребят. Поэтому, начиная с четвёртого курса, к нашим студентам приходят наши выпускники, - я сам, в частности, действую таким же способом, как работодатель. Мы знакомимся со студентами, участвуем в семинарах и приглашаем их на трудоустройство в будущем. То есть, отбор идёт ещё во время учёбы, по западной модели.

- Насколько вам знакома такая ситуация: известно, что студенты-технари часто работают во время учёбы, причём, поскольку у них нет еще нужной компетенции, они работают не по профилю - например, учатся микроэлектронике в МИЭТе, а пока идут работать в какие-то IT-сектора, занимаются веб-дизайном и т.д. У вас студенты работают во время учёбы сразу в том направлении, на тех фирмах, где они продолжат работу после выпуска, или нет? Какое соотношение?

И.К. — У нас есть регулярные производственные практики, в которых студент участвует каждый год, если он включён в учёбу и активно строит свою судьбу. За 4 года учёбы с колледжа он проходит несколько отраслей и останавливается на том, что ему близко. Это такой элемент профориентации, когда в рамках практики, проходя её от двух недель до трёх месяцев, человек имеет возможность закрепиться на рабочем месте и там остаться. Либо обратиться в наш центр трудоустройства, у которого, если я не ошибаюсь, порядка 127 договоров с компаниями-работодателями, есть прямая связь с начальниками отделов кадров и HR-отделов. Студента направляют туда, он пишет резюме…

- Это всё он делает во время учёбы – может пойти работать? У вас это поощряется?

И.К. — Да. Вообще в образовании существует такая главная догма: основная работа студента это учёба. Но есть инструменты, добавляющие гибкости, например, индивидуальный учебный план - если студент разумен, то преподаватели готовы работать с ним в более гибком режиме. Общая масса наших студентов, больше 70%, на третьем-четвёртом курсе уже работает. Конечно, есть отклонения, когда студент либо совсем не работает и при этом учится, либо студент работает, но, к сожалению, с учёбой связывается всё меньше и меньше, потому что его затягивает реальная жизнь. Для этого у нас существует институт тьюторов - людей, помогающих ему, по сути, консультантов. Тьютор объясняет студенту, что те 10-15-20 тысяч рублей, которые он получает сегодня, так и останутся для него на всю оставшуюся жизнь, если он сейчас из-за них пожертвует своим образованием. Я сейчас конечно совсем утрирую, но эта работа ведётся. И да, большую часть студентов мы стараемся удерживать в балансе между работой и учёбой, чтоб это было без потерь. Конечно, бывает, что ребята получают свою первую зарплату, чувствуют востребованность на работе… и это хорошо на самом деле. Главное — удержать их, и дать им высшее образование.

- По высшему образованию Академия ведь предлагает тоже много возможностей и много дипломов? Можно все силы отдать учебе по разным направлениям?

И.К. - Если говорить о двойном-тройном дипломировании, то сейчас у нас есть два его уровня. Первый - международный, при котором старт образования даётся здесь, у нас, а где оно закончится — одному Богу известно. В зависимости от того, как будут развиваться ваши интересы, способности, вы можете закончить своё образование в японских университетах, как некоторые наши ребята, вы можете уехать в Штаты, в Европу, получая и наши дипломы, и дипломы европейские. Что называется, It is up to you, только вам решать. Есть платные программы, есть бесплатные. И есть второй уровень, внутри МГАДА, когда вы можете получить дополнительные квалификации в процессе учёбы. Такие программы есть и у нас, и в МИЭТе - например, "переводчик в сфере профессиональных коммуникаций": вы и так учите язык, и дополнительно к этому изучаете ещё некоторые предметы и чуть-чуть расширяете подготовку по языку, заканчивая МГАДА не просто с квалификацией "руководитель", а еще и как "переводчик".

Сейчас мы вводим программу по дополнительному направлению "Медиация" (досудебное решение споров) - это абсолютно новый институт для России, но, на мой взгляд, это критически важное направление, юридически и психологически. Исключительно важно, что мы выпустим руководителя или человека, не только понимающего принципы руководства или принципы экономической оценки, но и принцип конфликтологии - что такое конфликтология, как решаются споры на уровне межличностных отношений, как решаются корпоративные споры, что ещё интереснее. И вот такого суперсолдата мы готовим с самого начала. Если человек осознаёт, что времени у него достаточно, он может выйти от нас с четырьмя дипломами, если захочет. Я в своё время вышел с тремя дипломами: МГАДА, переводчика и Дипломатической Академии. Сегодня ребята выпускаются, имея вплоть до четырёх дипломов.

- За пять лет они получают четыре диплома?

И.К. — Да, сейчас это будет за четыре года и, может быть, ещё один год дополнительно, чтобы ребят совсем уж не "загонять". Но очень важно для этого именно разбудить их как можно раньше. У нас это "раньше" начинается сразу после 9-го класса, в колледже. Время на это есть.

МГАДА и слияние вузов

- Вы коснулись существующей сегодня тенденции укрупнения вузов слияния небольших вузов. Не возникают ли перед МГАДА какие-то перспективы в этом плане? Государственная политика сейчас такова, что малые вузы по экономическим причинам вынуждены присоединяться к крупным…

И.К. — Ну, во-первых, слияние и поглощение в корпоративной области — это норма рынка: вы поглощаете, либо вас поглощают. Всё зависит от того, какую ценность на рынке вы представляете. Мы чётко осознаём эту ситуацию, у нас есть географические факторы - мы являемся единственным государственным вузом в Зеленограде, дающим бизнес-образование. Мы гармонично соседствуем с МИЭТом. К сожалению, у нас появляются конкуренты, частные вузы, но это добавляет бодрости в работе, и мы всё ещё держим свою нишу. Зеленоград, наверное, переживает сейчас не самые лёгкие годы, особенно выходя из кризиса. Он остаётся российской Кремниевой Долиной, и я надеюсь, что останется ею впредь, хотя в этом с ним уже конкурирует много регионов. И мы свою миссию несём, мы хотим обеспечивать город, в поддержку техническим кадрам, ещё и квалифицированным кадрами в области экономики и управления. Это наш якорь, который нас держит в море слияний и поглощений. А дальше в нашей стратегии, - я чуть-чуть приоткрою завесу, - есть мысли и идеи о поглощении других вузов.

- МГАДА собирается поглощать другие вузы?

И.К. — Конечно! Вы поймите ситуацию — нам 20 лет, у нас здоровый цвет лица, наш продукт востребован - зачем нам планировать своё поражение? Мы находимся на стадии активного развития, а в момент серьёзных стратегических изменений в бизнесе появляется потребность выхода на финансовые рынки проведения IPO, и мы в этом смысле ведём переговоры с некоторыми крупными партнёрами из корпоративной области, которые, возможно, будут участвовать в процессе слияний и поглощений с другими учебными заведениями. Дело в том, что небольшие вузы, если у них нет серьёзного якоря, действительно могут на сегодняшний день ощущать, что их результаты, их качество работы и экономическая устойчивость поставлены под сомнение. Особенно при переходе на новые формы учебных заведений по ФЗ-83: это автономные, бюджетные и казённые учреждения, и переход на автономию не всем даст возможность удержаться на плаву. Поэтому, на рынке идёт кооперация, актуален кластерный подход. Мы всё равно рано или поздно к этому придём - и лучше сами, чем нас рынок заставит.

- Наверное, никакой конкретики о слиянии с какими-то вузами вы пока не скажете – но хотя бы в какую сторону вы смотрите: в сторону Москвы или в сторону создания сети каких-то вузов в области, например?

И.К. —. Да, эти решения ещё не подготовлены, это часть стратегии на пять лет. Мы смотрим в трёх направлениях — в сторону севера, на регион от Санкт-Петербурга до Твери, в сторону Москвы, вплоть до Центрального округа, и мы смотрим на информационные технологии, которые нам позволят подняться над географией. И эту часть мы активно развиваем и в неё инвестируем.

- Дистанционное обучение?

И.К. — Упрощённо — да. А по сути — создание образовательного пространства. Есть такой термин, как коллаборативное обучение. Это ответ образования на тренды типа Web 2.0, коллаборативного обучения, социализации в интернете, повышения мобильности человека. Человек и окружающее его информационное пространство за последние лет десять кардинальным образом изменилось, а образование со своими принципами в своей основе практически не поменялось - пока мы все потихонечку, как можем, адаптируемся. Информационная и дистанционная составляющая образования должна системно предложить принципы web 2.0 или принципы сотрудничества в обучении и в развитии. Соответственно, это не будет просто трансляцией в одну сторону презентаций или какого-то видеопотока лекций, отнюдь. Информационные технологии будут дополнять процесс обучения, создавать электронную мобильность, чтобы студенты могли не пересекать ненужные географические пространства, и так далее - здесь ставятся очень широкие задачи.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран