загрузить файл со звуком (33455 кб) |
— В вашем объединении пять фотографов, как давно существует это сообщество?
А.С. — Мы собрались, чтобы начать свою деятельность, в начале февраля этого года. До этого мы общались на международном сайте детских фотографов. Пересекались — и возникла идея объединения.
Н.Ч. — Было несколько попыток объединиться, собраться. Были разные люди, которые пытались подключиться к проекту. В итоге остались те, кто готовы не просто в чем-то участвовать, но еще и организовывать процессы, касающиеся детской и семейной фотографии.
— Расскажите, когда вы занялись фотографией?
А.С. — Я занимаюсь именно детской фотографией с рождения сына. Раньше я что-то пыталась, пробовала — фотографировала сестренку, подружек — но несерьезно. После того, как родился мой сын, я стала по-новому, иначе смотреть на мир и детей. Сначала фотографировала его, детей друзей, а потом это переросло во что-то большее. Ловить эти моменты, важные для семьи, эти первые шаги, улыбки, это счастье быть вместе, — настолько радостно все время оказываться в этой атмосфере. Серьезно я занимаюсь фотографией около пяти лет.
Н.Ч. — Недавно мы все вместе об этом говорили и выяснили, что наше увлечение фотографией началось в детстве — наши папы фотографировали, у всех пятерых. Я свою первую пленку отсняла где-то в двенадцать лет, проявила, и с тех пор потихонечку снимаю. Плюс занималась с детьми в разных областях: работала учителем в школе, была директором детского лагеря. Я много лет занимаюсь с детьми и много лет снимаю. Но это было непрофессионально. Пять лет назад я тоже окончила курс серьезной фотографии и с тех пор постоянно учусь, постоянно что-то делаю, пытаюсь где-то подучиться, подрасти. То же самое — детская фотография начинается, когда рождаются дети, когда по-другому на это смотришь, когда понимаешь, что маленький ребенок так быстро растет, и эти мгновения не повторятся никогда в жизни. И тогда мне казалось, что я умею фотографировать, а сейчас понимаю, что те кадры не могли соответствовать тому, что может сделать профессиональный фотограф. Первый взгляд, первая улыбка, первые шаги. Обычно мы снимаем своего ребенка, камеры есть у всех, но кадров, когда ребенок на руках у мамы, у меня нет. Кадры, на которых собрана полная семья, найти очень сложно. Есть какое-то тепло в этой детской фотографии. Очень хочется заниматься этим добром, семьей, первыми мгновениями, которые не повторить, не вернуть обратно; дарить людям такую радость.
— Владимир, а вы, как папа, что скажете?
В.П. — Я как папа скажу, что у меня особо оригинального не было. Тоже начал фотографировать, когда родился ребенок. У меня, правда, все сразу перешло на серьезный лад. Конечно, пришлось обучаться, я самоучка. Как Петя родился — так я и фотографировал его. Можно сказать, что сразу начал с детской фотографии.
— А его маму?
В.П. — И маму, конечно; всю семью. Мне нравится работать с детьми, потому что дети — эмоциональные натуры, более открытые, чем взрослые.
— Насколько сложно было подготовить нынешнюю выставку? Это дело масштабное, тем более, она пройдёт в несколько этапов. С кем вы договаривались, как всё это происходило?
А.С. — Это действительно очень сложно, потому что когда занимаешься этим в первый раз, не знаешь, за что хвататься, всё время появляются новые нюансы, новые моменты. Организацией мы занимаемся практически с тех пор, как собрались в феврале, впятером. Ведем ежедневное интернет-общение — есть скайп, форум; постоянно обсуждаем все возникающие вопросы. Что касается выставки, сначала мы выбрали место — Дворец творчества, и стали узнавать, как сделать там выставку. Обратились в Управление образования за помощью, показали свои фотографии, рассказали, чего мы хотим — не просто показать свои работы, для нас важно привлечь внимание к семье и к детской фотографии в целом. Например, свадебная фотография у нас в стране очень развита, каждый хочет запечатлеть свою свадьбу, это считается очень важным в жизни. Но свадьба может быть один раз, два, три, а рождение ребенка, все его достижения, его быстрый-быстрый рост — это не повторится никогда. Этому уделяется меньше внимания, чем свадьбам и подобным вещам.
— В Управлении образования и Дворце творчества к вам отнеслись с пониманием?
А.С. — Да, пошли навстречу. Рассмотрели наше обращение, позвонили, предложили сотрудничество. Это наше пробное мероприятие, и в зависимости от того, как все получится, будем продолжать сотрудничество дальше. Нам хотелось бы этого.
Н.Ч. — Хотелось бы еще добавить, что было очень приятно сотрудничать с управлением, даже немного неожиданно, честно говоря. Позвонил Семен Петрович Бизякин и сказал, что мы, как сообщество, интересны городу, не просто как выставка, а как явление; что городу действительно пора обратить на это внимание, «мы готовы расписать с вами выставки на год вперед под какие-то мероприятия — на День матери, День защиты детей и так далее. Мы были удивлены. Видимо, в нужное время и в нужном месте очень много людей идет навстречу. У нас много информационных партнеров. Мы не ожидали, что и вы нас найдете; и все детские информационные центры с готовностью идут нам навстречу.
— Это действительно интересно. Вам пришлось регистрировать в каком-либо качестве своё объединение? Или вы просто пришли, сказали — «нас пять фотографов, мы предлагаем вам...»?
А.С. — Пока мы просто пришли и сказали, что мы пять фотографов.
В.П. — Пока не зарегистрированы официально.
Н.Ч. — Это в планах, мы уже поняли, что конкретно надо регистрировать, как раз на этой стадии.
— Первый этап выставки, фотоконкурс «Мой малыш», проходит в интернете, сейчас идёт голосование. Сколько человек участвуют в конкурсе?
А.С. — Около тридцати.
Н.Ч. — Мы хотели сделать один конкурс, но сообщество в ЖЖ создано таким образом, что больше пятнадцати работ на конкурс не выставить, и нам пришлось конкурс-голосование разбить на две части. Участники, по условиям нашего конкурса борются за право экспонировать свою работу на выставке вместе с нашими.
— Как оцениваются эти фотографии? На мой непрофессиональный взгляд там все дети по-детски прекрасны?
А.С. — Одна работа будет выбрана голосованием.
Н.Ч. — Абсолютно любой человек может посмотреть и проголосовать за то, что ему нравится. Детские фотографии иногда воспринимаются больше сердцем — момент схватил за душу, и ты голосуешь, может быть, не за «правильную» фотографию. Голосование зрителей — это только личные ощущения, эмоции.
А.С. — Да, главное не художественность, а умение показать чувства. Но есть вторая часть конкурса. Второй победитель будет выбран голосованием фотографов, то есть нашим. Вот здесь мы учитываем композицию фотографии, цветовое и световое решение, эмоциональный настрой... Очень много вещей, которые мы оцениваем как фотографы.
— А оценивается качество фотографии? Можно ведь и «мыльницей» снять, и «Зенитом».
А.С. — Можно и «мыльницей» снять идеальный кадр. Сейчас есть целое направление мобилографии. Если в кадре действительно все соблюдено, если кадр сделан хорошо...
В.П. — Сейчас «мыльницы» такие, что можно печатать практически профессионально.
А.С. — Главное — это сюжет все-таки, что несет в себе фотография, какую информацию, эмоцию. На это мы будем обращать внимание больше всего.
Н.Ч. — Остальное уже второстепенно — качество самого снимка тоже.
А.С. — Мы же не делаем конкурс для профессионалов. Хотя некоторые профессиональные фотографы тоже подключились.
Н.Ч. — Я, честно, с некоторой радостью смотрю, когда фотографии профессиональных фотографов начинают чуть-чуть уступать в голосах фотографиям обычных людей, которые у нас выложили.
— На выставке будет презентация вашего объединения, представление ваших работ. Сотрудничаете ли вы ещё с кем-то из зеленоградских фотографов или, возможно, планируете в будущем?
А.С. — Да, планируем. Пока это пробный этап, очень много сил идет на понимание ситуации — как делаются выставки.
Н.Ч. — Мы предлагали некоторым фотографам сотрудничать, но сейчас мы объединились только с теми, кто был готов вкладываться в организацию. Многие с удовольствием выставят свои работы, а на организацию выставки не готовы тратить время, силы. В принципе, это вполне понятно, обосновано различными семейными причинами. Поэтому пока мы объединились впятером.
— Давайте назовём и двух остальных участников вашего сообщества — Олеся Захарова и Алексей Калашников.
Н.Ч. — Я бы хотела добавить, что на нашем форуме есть еще шестой участник — он не фотограф, это муж Насти. ) Я считаю, что ей очень повезло, он нам постоянно помогает. Саша делает нам сайт, корректирует наши взгляды и мысли. Мне кажется, у нас получилось сбалансированное сообщество — три девушки и три парня, без перевеса :).
— Расскажите и о других мероприятиях выставки.
Н.Ч. — Хотела бы еще сказать о презентации. Это будет не просто презентация, на которой можно посмотреть фотографии. Мы расскажем, какие направления деятельности есть у нашей компании — собираемся заниматься проектами в детской фотографии, может быть, будут какие-то акции, постоянные конкурсы, обучение фотографии для взрослых и детей. Планируем приглашать как именитых фотографов, так и начинающих на внутренние мастер-классы. Мы презентуем одно из наших направлений — фотомарафон. Сейчас мы начинаем его с семьей, поскольку это детская выставка. Семьи будут получать задания на маршрутных листах, и у них будет полтора часа свободного времени, когда они будут ходить, чтобы найти задание.
Мы постараемся рассказать на презентации обо всех направлениях. Мы понимаем, что время рабочее и могут прийти. в основном, только мамы с маленькими детьми, детей девать некуда. А мы и делаем выставку для мам с маленькими детьми. Мы очень рады, что у нас появился спонсор — это агентство «Мир улыбок». В день открытия они будут проводить анимационную программу, чтобы мамы спокойно могли посмотреть фотографии (мы планируем запустить слайд-шоу на большом экране). А детей в это время будут развлекать аниматоры. Там будет аквагрим, и мы сможем пофотографировать этих детей. Потом на нашем сайте можно будет посмотреть репортажи с выставки. Будут различные мастер-классы, например, по скрапбукингу — это искусство оформления из бумажных изделий.
А.С. — Мы хотим, чтобы это была не просто выставка, а праздник — для семьи, для детей, для родителей. Поэтому сделали несколько мероприятий, в том числе, у нас будет коллаж с любимой фотографией, сделанный своими руками. Екатерина Серебрено расскажет, как сделать раму для фотографий в технике скрапбукинга. Она предоставит все материалы, раскроет все свои секреты, обещала что-то очень интересное. Единственно, с собой надо взять фотографию, для которой все это будет делаться. В выставочном зале Дворца помещение небольшое, поэтому все наши мероприятия рассчитаны на небольшое количество человек — шесть, семь, может быть, чуть больше.
— Вот прочитают интервью — и придёт сто человек, что тогда?
Н.Ч. — Мы это предусмотрели: надо заранее записаться на мастер-классы на нашем сайте. Уже есть люди, которые записываются. Мы поймем, насколько это востребовано в городе, и, возможно, будем проводить мастер-классы более регулярно. Поэтому и делаем маленькую «затравочку», чтобы потом развивать какие-то направления нашей деятельности, если действительно есть люди, которым это интересно.
— Мы остановились на перечне мероприятий. 16 апреля — фотоконкурс, мастер-класс. Еще у вас была информация, что будет творческая мастерская — детская фотография для родителей.
Н.Ч. — Это мы планируем на 16 и 20 апреля, два раза. Творческая мастерская — это от нас, семейных фотографов, где мы, общаясь с родителями, будем рассказывать, как именно снимать маленьких детей, какие ракурсы лучше, чем лучше снимать, в какое время суток. Маленькие секреты семейных фотографов, чтобы каждый родитель мог сделать фотографию своего ребенка немножко лучше.
А.С. — Еще 20 апреля будет мастер-класс «Роспись деревянных фигурок и витражей» от агентства «Мир улыбок», которое нам помогает устраивать праздник. Это семейный мастер-класс, он рассчитан на родителей с детьми и на детей.
— С собой нужно что-нибудь приносить?
А.С. — Нет-нет, материалы все будут. Мастер-класс рассчитан на шесть-семь семей. Это возможность для родителей побыть вместе с детьми, сделать что-то вместе. Начало в два часа.
Н.Ч. — Есть ещё один важный момент. Город у нас достаточно молодежный, поэтому мы хотели сделать акцент на детях, предоставить им право тоже поучаствовать в выставке. Параллельно нашей выставке будет проходить выставка — хитрая, мы сами еще немного волнуемся, как справимся. Это конкурс детской фотографии. Мы сделали всего две номинации. Первая — для дошкольников, потому что сейчас фотоаппарат держит в руках любой ребенок. Например, мой сын, которому три года, прекрасно снимает маму. Вторая номинация — для детей школьного возраста. Конкурс будет называться «Детство глазами детей». Он проходит следующим образом: каждый день дети могут выкладывать свои фотографии в наше сообщество.
А.С. — Скорее, родители.
Н.Ч. — Да, скорее родители, но старшие дети вполне могут и сами. Каждый день будет проходить голосование зрителей, тех, кто заходит и участвует. Работа-победитель будет в тот же день печататься и вывешиваться на выставке.
— А как тут отследить — ребенок снимал или родители?:)
Н.Ч. — Тут уж вопрос доверия.
В.П. — На самом деле, заметно, кто снимал.
Н.Ч. — Иногда заметно, иногда нет, тут действительно вопрос доверия. Но нам хочется притянуть людей к этому, сказать, что это существует. Потому что мы готовы со следующего года обучать фотографии детей. Плюс, мы хотим, чтобы люди пришли на выставку посмотреть хотя бы на свои работы. На чужие работы иногда не особо хочется идти смотреть, а на фотографии своего сына — с удовольствием.
А.С. — Обучением будет заниматься в основном Наталья, возьмет на себя это направление. Уже сейчас, когда мы объявили об этом мероприятии в интернете, идут звонки, письма от родителей, дети которых увлекаются фотографией и ищут что-то в Зеленограде, но не могут найти. Мы уже записали несколько человек на будущее обучение.
Н.Ч. — Несмотря на то, что мы еще не сделали объявление о наборе. Может быть, мне, как педагогу в душе, хочется, чтобы параллельно взрослым работам проходила детская выставка. Это смотрится, как шаг в будущее, есть, во что вкладываться, к чему идти.
— Владимир, вы упомянули, что можно отличить фотографии ребенка и взрослого.
В.П. — Конечно. Есть детский взгляд на мир, есть взрослый взгляд на мир.
— Поделитесь, как отличить.
В.П. — Не знаю, как определиться. Чисто технически я даже слов таких не подберу. Просто, наверно, чувствую, где ребенок фотографировал, где — взрослый. Так же, как с рисунком. Если «детский» рисунок нарисует взрослый, это же все равно видно.
Н.Ч. — Если это касается дошкольников, то точка съемки еще важна. Сейчас мы только начинаем и понимаем, что можем делать какие-то ошибки. Может, нечётко отследим, как голосуют, правильно или неправильно вывешены работы. Но в любом случае мы получим интерес людей. И в дальнейшем, когда эти люди придут к нам, мы будем пытаться делать все правильнее, точнее и рассчитывать на определенный контингент.
— Я понимаю, что сейчас это некий эксперимент. Потом уже будет понятно, сколько человек интересуется фотографией, насколько это востребовано.
Н.Ч. — Интересно еще, какое направление будет востребовано. Мы предложим несколько; хотим посмотреть, что действительно востребовано людьми. Рынок детской и семейной фотографии имеет несколько направлений, платформ. Есть студийные фотографии, просто прогулки, постановочные портреты, фотобанки.
А.С. — Фэшн-съемка...
В.П. — ...коммерческая...
А.С. — ...модельная съемка, очень интересная сейчас. Людям хотя бы надо понять, что это вообще существует, что можно вот так или иначе снять своего ребенка. У людей разные взгляды и интересы. Например, неделю назад я снимала двух малышек приблизительно одного возраста — до месяца. Обеим мамам я дала ссылки на работы разных фотографов и сказала — пришлите мне фотографии, которые вам нравятся, чтобы я посмотрела, в каком направлении с вами работать. Им понравились диаметрально противоположные вещи. Одна прислала постановочные, очень красивые фотографии, вписанные в интерьер, с красивыми детками-котятками. А вторая сказала: «Только крупные планы, только эмоции ребенка и никаких «украшательств».
— Есть ещё такие старинные семейные фотографии, на них обычно вся семья, родители в центре...
Н.Ч. — Студийный семейный портрет, так и назывался. Сейчас выходят целые исторические альбомы, которые называются «Семейный портрет» — как он выглядел в XVII, XVIII, XI веке.
А.С. — Раньше была такая культура, фотосалоны.
В.П. — Она и сейчас есть.
А.С. — Я имею в виду, что сейчас в семьях это не так востребовано. Раньше обязательно был хотя бы один семейный портрет, выходили сфотографироваться всей семьей. А сейчас нет такого, наверно, из-за того, что у всех есть фотоаппараты, компьютеры. Все это скинул в компьютер огромными пачками, все это лежит. А для памяти, чтобы дети потом смотрели, искали, — такого конечно нет.
Н.Ч. — Кстати, возрождение традиций семейной фотографии было одной из целей создания нашего сообщества. Еще в советское время мы обязательно всей семьей шли в художественный салон, все знали, где самая хорошая студия. Сейчас, к сожалению, этого нет. С другой стороны, это никуда не ушло. Фотоаппарат может быть в руках у каждого, кто видит, а кто-то может учиться годами, но так и не сможет уловить эту искорку. Хочется возрождения традиций, не обязательно приведения в студию. Мы думаем, что это сейчас стали ходить по квартирам и снимать. Оказывается, еще в начале XIX века люди с огромными камерами стали ходить по домам. Мотивировали это тем, что ребенок в домашней обстановке, в своих стенах, выдает совершенно другие эмоции, спокойнее себя чувствует, это настоящий ребенок. А если его привести в студию, тон замыкается, делает «официальное» лицо, не похож на себя. С другой стороны, те люди, которые умеют хорошо снимать в студии, говорят: «То, что вы не можете расшевелить ребенка в студии, это ваши проблемы, он же остался ребенком. Если вы найдете подход к нему, он будет у вас в студии такой же добрый и теплый».
— Востребовано ли сейчас это направление постановочной семейной фотографии?
В.П. — Ну, как правило, все смешается. Когда заказывают фотосессию, сразу хотят много чего: и жанровый портрет, и чтобы ребенок был готов, и тут же, конечно, постановочные кадры. Сейчас не обязательно нужна студия, чтобы создать свет, дополнительный фон, это все берется с собой.
— Тут в студию Петя зашёл... (сын Владимира). Петя, а тебе нравится фотографироваться?
Петя — Да.
— Замечательно. С маленькими детьми понятно, они еще не особо осознают, что их снимают. А среди тех, кто постарше, многие зажимаются. Как работать с ребенком, как с ним себя вести, чтобы поймать хорошие моменты? Или это нужно делать незаметно для него?
А.С. — Есть несколько направлений. Например, репортажная съемка. Приверженцы такой съемки берут длиннофокусный объектив, отходят подальше, чтобы ребенок их не видел, и снимать детей в игре. Мне иногда нравится. Например, я прихожу в детский сад, и где-нибудь через полчаса, когда дети ко мне привыкли, они перестают обращать внимание на фотоаппарат, занимаются своей игрой, тогда получаются необычайные кадры, потому что фотоаппарата для них не существует, они все в своей жизни. Но когда нужно сделать портрет для ребенка, то существует целое направление игровой детской фотографии. Ребенка не сажают стандартно, как обычно у нас делают фотографы в детском саду: щелк! — пошел, щелк! — пошел, — и эмоции, которые выдал ребенок, минимальные. Когда я фотографирую, беру человека четыре-пять минут на двадцать, и мы двадцать минут с ними играем в прятки, в «гляделки», в испорченный телефон, во что угодно. Ребенок в азарте выдает любые эмоции, начинает смеяться. Игровая фотография это фотография хохочущих детей. Мы делаем галерею хохочущих детей. Когда мамы приходит брать такие фотографии, они действительно поражаются. Очень приятна была эмоция одной мамы, когда она пришла смотреть фотографии, и так искренне: «Боже мой, какие ямочки! Как же вы ее так поймали?» Я настолько была удивлена и ошарашена такой реакцией. Я маму спрашиваю: «Это ваша девочка?» — «Моя! Но как вы ее смогли так поймать?»
— Давайте вернемся к выставке. К фотомарафону нужно как-то готовиться заранее?
А.С. — Надо прийти со своей семьей и с фотоаппаратом. Нужно зарегистрироваться заранее на сайте, чтобы мы смогли подготовить маршрутный лист, поняли, сколько у нас людей, ведь необходимы некоторые технические условия. Все семьи, которые придут на фотомарафон, должны будут там же сбросить информацию. Нам надо понимать, сколько информации мы должны принять, насколько это затянется по времени. Поэтому зарегистрироваться заранее на нашем сайте, в сообществе, необходимо.
— Снимать предстоит какие-то определенные объекты?
Н.Ч. — Даже не столько объекты, сколько выполнять некоторые задания. Нужно будет туда-то дойти, то-то разгадать, чтобы понять, где есть очередная подсказка. И каждый фотографирует это задание, в итоге оно будет у всех одно и то же. Будет четыре или пять заданий, надо будет сфотографировать заданную тему. А когда люди придут обратно, сбрасывают нам фотографии. Никто не говорит, что надо сделать всего один кадр, но сдать нам нужно будет только один кадр. Нам скидывают все кадры, тут же сами, семьей, отсматривают на мониторе, решают, какой единственный кадр они считают зачетным по данному заданию.
— Количество участников ограничено?
Н.Ч. — Тут мы помещением не ограничены, но заранее хотелось бы знать, сколько нужно сделать маршрутных листов, сколько надо времени.
— Давайте напомним, где регистрироваться участникам.
Н.Ч. — На нашем сайте, в нашем сообществе в ЖЖ «Объективно о главном».
— Победителей фотоконкурса, фотомарафона ждут какие-то призы?
А.С. — Да, но эти призы еще даже для нас загадка, мы еще работаем над этим, есть очень много вопросов, мы их додумываем, обдумываем.
Н.Ч. — Поэтому, если вдруг после этого интервью появятся спонсоры, мы будем очень рады.
— Я так понимаю, без спонсоров сложно, это все требует затрат. Вы сами вкладываетесь в выставку — и временем, и средствами?
Н.Ч. — Да, пока сами.
— Вы пишете на своём сайте: «Объединение в дальнейшем планирует продолжать организацию выставок, конкурсов, фестивалей, творческих семинаров, в том числе, международных». Планы у вас большие. Уже есть какие-то наработки, договоренности по этому поводу?
Н.Ч. — Настя у нас скромный человек, она не сказала, я думаю, она сама произнесет, какие у нее достижения :). Есть люди талантливые, я считаю, что это у нас Настя, потому что за этот год она победила в стольких конкурсах, что сложно перечислить. В прошлом году в ЦДХ была Первая московская биеннале детской и семейной фотографии «Фотография, выходящая за рамки семейного альбома». Настя у нас победитель этой выставки. Дальше она скажет, потому что я не помню все награды, которые есть.
А.С. — Ну не буду я перечислять свои награды. У нас достаточно сильные фотографы в объединении.
Н.Ч. — Я свою мысль закончу, почему я хотела об этом сказать. Мы не раз участвовали в различных выставках, мы общаемся с людьми — в Москве, в других городах. А родной город получается неохваченный. Очень хочется привнести то, что есть везде, сюда, в родной город. У нас много друзей- фотографов в различных местах. Мы сами много путешествуем — везде есть люди, которые точно так же, как мы, любят детскую фотографию, любят фотографировать, они с удовольствием откликнутся, приедут поучаствовать, пообщаться.
А.С. — Сейчас это территориально не ограничено. Наташа права, что в Зеленограде это не очень развито. В Москве устраивают такие выставки даже в обычных торговых центрах. Везде стараются привлекать детских фотографов. Ведут, например, в бассейне плавание с детьми — привлекают фотографов с подводной съемкой. Очень много интересных направлений. И в торговых центрах устраивают праздники, выставки. Мы думаем собирать заинтересованных родителей с детками и выезжать в какие-то красивые места, там снимать и рассказывать родителям, как лучше сделать какие-то ракурсы, как работать со светом.
Н.Ч. — Заодно получается знакомство с родным краем. Есть красивые точки, до которых сам, может, и не доедешь. Очень часто мамам, которые сидят с детьми, особо и выйти некуда. А тут мы можем предложить собрать компанию из нескольких человек, выехать на фотопрогулку с мастер-классом. Вы едете все вместе со своими детьми, приезжаете, вам рассказывают, как фотографировать своих детей, показывают ошибки, показывают, как правильно. В итоге это и весело проведенное время, и узнавание новых мест, и социализация, а не оторванность от мира,
— Есть ещё одно направление, на мой взгляд, какое-то заброшенное, — школьные фотографии. Начальная школа, выпускной, это и 9 и 11 класс. Да и каждый год можно всем классом фотографироваться. Смотрю иногда на школьные «официальные» снимки — все зажатые, фото сделано формально, какие-то стандартные квадратики, овальчики. Вы думали об этом направлении?
В.П. — Рассматривали, конечно. С профессиональной точки зрения, нужно уметь зайти в любое общество, в том числе и детское. Надо показать себя, стать другом. А если просто придет дядя с фотоаппаратом, конечно, все будут зажаты. Они сделают свою работу , но будут такие фотографии, о которых вы сказали.
— Я к тому, что можно связываться с директорами школ, классными руководителями, предлагать — давайте мы сделаем интересные фотографии.
Н.Ч. — У меня был такой опыт, потому что я фотографирую в детском саду. Дети в прошлом году выпустились, пошли в школу, родители заказали съемку на первое сентября. Тоже очень интересная вещь. Дело в том, что я работала в той школе, куда пошли дети, поэтому мне было проще, уже был контакт. Меня пустили на первые уроки, это была как раз репортажная съемка, когда дети не видят фотографа. Это кадры, когда ребенок сидит за партой первый раз, первый раз поднял руку, первый раз в своей тетрадке что-то пишет. Такие вещи очень теплые получаются. Потом делали слайд-шоу — получились очень добрые фотографии. Когда не ограничен по времени, то действительно многое зависит от классного руководителя, от того, что он хочет получить от съемки. Я много лет работала в детском лагере, была директором, детей снимаю в любом возрасте. Я знаю, как с ними общаться. Но мне пока ближе дошкольники.
Есть еще один маленький нюанс съемки в детском саду. Я говорю: «Давайте сделаем на выпуске фотокнигу, у меня есть кадры ваших детей за три, четыре года, и не только портретные фотографии, а с любых занятий». Но родители отвечают — а нам не надо, нам надо как всегда: здесь наши дети, здесь мой ребенок, максимум еще воспитатель.
А.С. — В кружочках.
Н.Ч. — Да. И все! Я билась-билась — сегодня понесу всех в кружочках.
— Консерваторы, не хотят ничего менять?
Н.Ч. — Может быть, консерваторы те, кто до нас это доносит. Может, в группе есть и другие родители, но они не заинтересованы, чтобы тратить на это время и силы.
А.С. — Именно поэтому мы хотим привлечь внимание к детской фотографии, чтобы было понимание — можно сделать по-другому. Люди привыкли, что по садикам и школам ходят фотографы...
Н.Ч. — Их очень много.
А.С. — В короткие сроки они снимают максимальное количество детей, как успевают, как получается, как умеют. Но нужно именно понимание родителей, чего они хотят от фотографии — просто случайные быстрые кадры или что-то иное. Можно вывезти всю группу в студию и сделать красивые оригинальные игровые фото. Можно придумать очень много интересного, те же книги. У меня такая же ситуация. Я прихожу в детский сад к своему сыну, снимаю моменты, как дети занимаются, кушают, играют, реальную жизнь садика. И это не очень интересно родителям. Они говорят: «Мы тоже можем снять, у нас тоже есть фотоаппараты».
Н.Ч. — Фотоаппараты есть у всех.
А.С. — Но вы же не снимаете! Это ваш ребенок, каждый его момент в этом саду — это же интересно.
Н.Ч. — Я тоже долго над этим думала. Получается, вот он ,маленький ребеночек, растет рядом с мамой, он все время тут, ударился — прижала к себе, вроде полегчало, отпустило, хорошо. И вот ты его отправляешь в садик. Как он там? Как он дружит с друзьями, как он поел? А он умылся − не умылся?
— Заодно хороший предлог придти в группу и посмотреть, как там и что :)
Н.Ч. — Конечно. Я начинала со своего ребенка, воспитатели уже поняли, что нельзя не пускать. А теперь у меня есть договоренность в садике, я снимаю открытые уроки, разные занятия. И дети привыкли, они уже мне радуются. Захожу, говорю: «Сейчас мы будем фотографироваться», они кричат: «Ура! Пошли играть!» Дети приходят к этому постепенно. Нам приводили в пример один подмосковный город, где один фотограф взял «под себя» все садики именно тем, что стал снимать репортажные фотографии, предлагать родителям именно это, и теперь все детсады берут только его фотографии.
— Давайте еще раз напомним о датах, о времени начала мероприятий на выставке.
А.С. — 12 апреля, в 17:00 мы будем ждать всех, чтобы открыть нашу выставку, познакомиться.
Н.Ч. — На выставку можно прийти с детьми. А то я столкнулась с тем, что говорят: «Ой, пять часов, я в это время только с детьми могу». Мы как раз ждем семьи с детьми.
А.С. — 16 апреля в 12:00 у нас стартует фотомарафон, дальше начинаются мастер-классы и творческие встречи. 20 апреля тоже с
Н.Ч. — Будет студийный свет, студийный фон.
А.С. — И желающие смогут сфотографироваться, познакомиться с тем, как мы работаем, узнать, посмотреть.
Н.Ч. — Если у нас все получится без технических сбоев, то фотографии будем отдавать прямо там же, на месте.
— Спасибо за интересную беседу. В студии Zelenograd.ru были зеленоградские фотографы Анастасия Сердюкова, Наталья Чебыкина и Владимир Пятых.
Юлия Кравченко
фоторепортаж с открытия выставки можно посмотреть пройдя по ссылке - http://community.livejournal.com/fotooglavnom_ru/7888.html
Начат прием работ на конкурс "детство глазами детей" -
http://community.livejournal.com/fotooglavnom_ru/