3
Конфликт в детсаду 551: кадровая политика в образовании 10.06.2011 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd.ru Инна Терехова, ведущий специалист Зеленоградского управления образования. Поводом для разговора о кадровой политике в образовании стал конфликт в зеленоградском детском саду 551. Напомним, что в апреле несколько родителей детей из младшей группы детского сада решили сделать диктофонную запись происходящего в группе в их отсутствие, прислушавшись к постоянным детским жалобам на воспитателей. Подробнее об этом в интервью Zelenograd.ru рассказала мама ребенка из группы Katerina00 . Результат шокировал всех — грубость, мат, наказания детей послужили поводом для требования родителей к заведующей уволить двух сотрудников детского сада. За их увольнением последовало увольнение самой заведующей.

По мере того, как подробности этой истории становились известными широкой общественности, у многих зеленоградских родителей возникали вопросы о подборе кадров в детских садах и других образовательных учреждениях.

Послушать (31:06)загрузить файл со звуком (21875 кб)

Кого берут в педагоги

Е.П. — Давайте начнем с самого начала: кого и как сейчас принимают на работу в детские образовательные учреждения, кто этим занимается?

— Во-первых, я бы хотела сказать о том, что сотрудники Управления образования тоже были возмущены ситуацией, о которой вы сейчас сказали. Неоднократно после этого мы выходили в учреждение. Не далее как 30 мая при назначении новой заведующей в детском саду 551 было вновь проведено собрание работающих там педагогов. Снова поднимался вопрос о том, как педагог, воспитатель должен относиться к маленькому ребенку — как с ним разговаривать, как с ним играть, как его воспитывать. Вроде бы понимание есть. Мы предложили всем воспитателям подумать: если кто-то не имеют сил и нервов работать так, как нужно, то они могут сами принять решение об увольнении по собственному желанию. Сейчас этот процесс идет — кто-то остается, кто-то увольняется. Еще раз повторю, эта история возмутила всех. Я думаю, что выводы были сделаны правильные. Коллектив с оптимизмом смотрит в будущее и хочет исправить ситуацию.

Е.П. — Я правильно понимаю, что эта история послужила поводом для более серьезных проверок, рассмотрения квалификации всех педагогов?

— Да, безусловно. Сразу после того, как эта ситуация стала известна, начальник Управления образования выступила на совещании руководителей всех образовательных учреждений округа и еще раз напомнила о том, что любой руководитель дошкольного учреждения и школы ответственен за прием, подбор и увольнение кадров. По закону об образовании полная ответственность лежит на руководителе. То же самое прописано и в его должностной инструкции.

Как происходит прием на работу? Путей очень много. Если это молодой специалист, который приходит из института — он предъявляет документ об образовании, и у нас нет оснований не доверять этому документу. В отношении молодых специалистов трудовой кодекс не предусматривает испытательного срока. Если на работу приходит человек со стажем, который имеет опыт работы — он предъявляет свою трудовую книжку и документ об образовании, и руководитель тоже принимает его на работу. Закон позволяет нам устанавливать для такого сотрудника испытательный срок не более чем на три месяца. Многие руководители этим пользуются и за это время знакомятся с педагогом. Но сейчас нет большой очереди на работу воспитателем в детском саду, поэтому некоторых воспитателей берут без испытательного срока.

Е.П. — Воспитатель должен предоставить какие-то отзывы или рекомендации с прошлого места работы?

— Нет, характеристика с предыдущего места работы уже давно отменена. Смотрят только запись в трудовой книжке, по какой статье уволен человек, какая у него квалификационная категория, как часто он менял место работы.

А.Э. — Значит, заведующий поставлен в некие условия: он должен набрать определенное количество воспитателей, и у него есть определенный фонд оплаты труда. Как вы сказали, очередей на работу воспитателями нет. Про зарплату вы не сказали, но, видимо, это связано и с зарплатой тоже.

Е.П. — Очень точный вопрос задал один из наших читателей к этому интервью: какова средняя зарплата воспитателей? Может быть, поэтому так мало желающих пойти в воспитатели?

— Средняя заработная плата по отрасли у нас уже довольно большая. Но воспитатели получают меньше, чем остальные специалисты и школьные работники, — от 13 до 19 тысяч рублей. У педагогов зарплата зависит от стажа работы, образования и квалификационной категории. До 1 января 2011 года оплата труда проводилась по тарифной сетке, в которой строго прописано, какие разряды присваиваются в зависимости от стажа и образования. Например, при высшем образовании и стаже от 10 до 20 лет воспитателю присваивался 11 разряд, что соответствует зарплате 16 тыс. рублей. Разряды изменялись автоматически при достижении работником определённого стажа. Если педагог хотел иметь более высокий разряд (12, 13, 14), он должен был подать об этом заявление, пройти через квалификационные испытания в ходе аттестации и получить 2,1, или высшую квалификационные категории сроком на 5 лет. Таким образом, были работники, которые если не хотели, могли не участвовать в аттестации, но это сильно уменьшало их заработок. В настоящее время вступил в силу новый порядок аттестации, когда все педагоги будут проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке.

А.Э. — И 19 тысяч рублей — это максимум? Столько воспитатели получают на руки? Даже для Зеленограда это очень мало, тем более что это ответственная работа с маленькими детьми.

— В общем, да. А когда педагоги были высокооплачиваемыми? Но они сами сделали свой выбор, поступив в педагогический институт. Для многих людей очень важно работать по призванию.

А.Э. — Наши читатели пишут, что слышали о таких случаях, когда ребенка брали в детский сад при условии, что мама идет работать воспитателем. Вы знаете о таком?

— Нет, сейчас у нас уже обратная ситуация. Раньше такое бывало, когда у нас была острая нехватка воспитателей. Многие молодые мамы, имеющие образование, — а иной раз и не имеющие, бывали и такие случаи, — работали в детском саду, а в соседней группе находился их ребенок. Сейчас мы стараемся уйти от этого.

Е.П. — Сейчас путь на работу в образование в принципе заказан тем, кто не имеет соответствующего диплома?

— Да, сейчас мы не принимаем без педагогического образования.

А.Э. — Инна Андреевна, у этого конкретного воспитателя детского сада 551 было педагогическое образование, но до детского сада у него был опыт работы учителем литературы в школе. Это совершенно разные вещи — работать с трехлетними детьми или с почти взрослыми детьми. Когда я вникал в ситуацию и слушал диктофонную запись, сделанную родителями, у меня сложилось впечатление, что дело не в том, что этот воспитатель — такой плохой человек, а в том, что она просто не умеет работать с трехлетними детьми. То есть, диплом о педагогическом образовании не говорит о квалификации. Мы понимаем, что педагогическое образование бывает разное. Как можно решить эту проблему?

— Как бороться с этой проблемой? Сейчас многие заведующие детскими садами не берут на должность воспитателей учителей, педагогов допобразования или других специалистов. И правильно делают. Однако многие люди, получившие высшее образование по педагогической специальности «учитель», понимают, что они хотят и могут работать с маленькими детьми. И имеют право. Бывает так: человек приходит в детский сад, начинает работать, показывает, что у него есть силы, возможности, интерес и хорошие результаты. У нас есть система переподготовки, когда на базе высшего образования можно за полтора-два года получить второе высшее, соответствующее должности — педагога дошкольного образования.

А.Э. — Получается, в том, что в детском саду 551 такой неквалифицированный сотрудник работал на протяжении пяти или шести лет, виновата заведующая?

— В принципе да. У нас система такая: когда новый человек приходит на работу, то с ним знакомится администрация: старший воспитатель и заведующая. Каждый администратор имеет план посещения открытых мероприятий, он может предупредить о посещении, а может и без предупреждения прийти на занятие к воспитателю. По результатам посещения дать рекомендации.

Е.П. — Возможно ли, что заведующая просто не знала, как работает этот воспитатель?

— Она обязана была знать! Может, она и не слышала эти грубые разговоры, может, в ее присутствии этого и не было, но в своём учреждении она должна была знать всё.

Е.П. — Этого и в присутствии родителей не было. Они были совершенно не в курсе, как я поняла, пока не сделали запись.

А.Э. — Все было обнаружено по косвенным признакам — по поведению детей.

— Мне трудно судить. Мне кажется, любой заведующий, любой руководитель в своем учреждении знает многое.

Конфликтология в образовании: что делать, чтобы узнать, кто виноват?

Е.П. — Заведующая детским садом 551 была уволена спустя довольно длительное время после увольнения сотрудников. Факт обнаружения такой ситуации в учреждении и увольнение сотрудников по таким причинам не являются причиной для автоматического увольнения руководителя?

— Для автоматического увольнения — нет. Начальник Управления образования разговаривала с заведующей, выясняла, в чем проблема, как это произошло, почему заведующая не отреагировала вовремя. Результатом стало увольнение и заведующей.

А.Э. — А есть какие-то регламенты, в которых написано, что должно произойти то-то и то-то, чтобы заведующий уволил воспитателя по такой-то статье, или должно произойти то-то, чтобы начальник Управления образования уволил заведующего по статье? Это решается в каждом конкретном случае или есть более-менее четкий регламент?

— Все наши действия регламентирует Трудовой кодекс. Есть статьи, которые регламентируют дисциплинарные нарушения — например, статья 81.

А.Э. — В Трудовом кодексе не расписаны ситуации, которые возможны в детском саду. К примеру, в детском саду 551 была ругань, некорректное поведение со стороны воспитателя по отношению к детям. Мы видели, что за этим последовало. Если бы, не дай бог, какой-то ребенок пострадал физически — это послужило бы однозначной причиной увольнения заведующей или нет? Где эти границы?

— Давайте немножко порассуждаем о том, как возникает и происходит конфликтная ситуация, а потом мы, быть может, придем к какому-то выводу. Если в учреждении происходит конфликт, то родители приходят в Управление образования, — к специалисту, заместителю начальника или к начальнику Управления, — и рассказывают о своей боли. Обычно им сразу задают вопрос: «Вы обращались к заведующей детским садом или к директору школы?» Если они обращались, и никакой реакции не последовало, то специалисты Управления, которые ближе всего к возникшей проблеме, создают группу, выходят в это учреждение и изучают ситуацию.

А.Э. — Группу с участием родителей?

— Нет, группу с участием специалистов Управления образования. Они изучают ситуацию, пытаются разобраться, кто прав, кто виноват. Если возможно, если ситуация не была совсем криминальной, то они стараются примирить стороны, потому что любое конфликтное увольнение болезненно для любой стороны участников образовательного процесса. Если невозможно найти бесконфликтный выход, то следуют другие меры, увольнение — всё зависит от того, насколько тяжела ситуация. Бывало так, что в результате разбора тяжелой конфликтной ситуации увольняли и руководителей образовательных учреждений.

А.Э. — В детском саду 551 родители оказались недовольны решением заведующей, — тем, что воспитатель был ею уволен по собственному желанию, — и потребовали, чтобы воспитателя наказали. Бывает такое, что пострадавшая сторона ставит условия?

— Конечно, бывают такие ситуации. Я хочу добавить, что мы не следственный орган, мы не имеем путей официального разбирательства. У нас все строится на «Законе об образовании», на должностной инструкции работника. У него прописано такое поведение? Нет, не прописано, значит, он нарушил свою должностную инструкцию. Как правило, проводятся какие-то переговоры. Если переговоры ни к чему не ведут, то создаются конфликтные комиссии, которые тоже пытаются решить проблему мирно. Хочу сказать, что конфликты возникают в любом учреждении — без этого, наверное, невозможно. Жизнь прекрасна и удивительна, люди все живые, у всех нервы, разные ситуации — конфликты возникают довольно часто. Но мудрость руководителя состоит в том, что он как руководитель может сам разрешить конфликт, на своем уровне — какой бы этот конфликт ни был, как бы он ни был тяжел, касается ли он детей или внутриколлективных отношений между воспитателями. Руководитель ценен как раз своим опытом и умением решать такие проблемы.

А.Э. — Из сказанного вами я делаю неутешительный вывод, что огромное число подобных ситуаций, которые сейчас выплыли наружу, остаются на уровне детсадов, школ, и мы о них ничего не знаем. Просто там руководители сумели урегулировать, возможно, такие же неприятные ситуации. Ведь может быть так, что в другом детском саду в подобной ситуации родители не настаивали на увольнении воспитателя по статье, и он был уволен по собственному желанию и пошел работать в другой детский сад?

— Подобные ситуации — редкость. С тем, что произошло в ДОУ № 551, мы столкнулись впервые. Думаю, именно такую ситуацию как раз очень трудно скрыть и урегулировать в стенах учреждения, тем более в наше время. Поэтому я бы не стала утверждать, что число таких ситуаций может быть огромным.

А.Э. — Насколько велик этот скрытый непрофессионализм в нашем зеленоградском образовании? По вашим оценкам, сколько таких воспитателей сейчас кочует из одного детского сада в другой? Один, два, десять? Много, мало?

— Я не думаю, что таких людей много. Уволить сотрудника по статье — очень серьезное решение. С одной стороны, заведующий обязан защитить детей — это, безусловно, самое главное. С другой стороны, можно испортить человеку жизнь на все оставшееся время. Здесь можно не то что бы понять руководителя, но хотя бы описать мотивы его поведения. Это плохо, но иногда бывает, наверное, и так.

А.Э. — А есть какая-то внутренняя среда общения между заведующими детсадами, где они могут сказать друг другу: «Иванова на работу не берите»? Такой неофициальный волчий билет?

— Поскольку руководители общаются между собой, возможен и такой обмен информацией.

Е.П. — Вы сказали, что заведующая должна разрешить конфликт внутри коллектива. Если ситуация все-таки выходит наружу, то это повод для рассмотрения квалификации самого заведующего как руководителя — со стороны Управления образования или других органов?

— Безусловно. У нас был такой случай, не буду называть фамилии — происходила очень неприятная и повторяющаяся история со стороны директора в отношении детей. Когда директор подала заявление на аттестацию на более высокую категорию, мы написали официальный отказ, взяли с нее подпись, что она ознакомлена с этим, и ее не аттестовали. А если руководитель не аттестован, он обязан уволиться.

Е.П. — При рассмотрении конфликта в детском саду 551 были две стороны: родители, которые имели на руках диктофонную запись, и воспитатели, которых защищали на форумах в интернете другие педагоги. Насколько воспитатель вправе выступить против обвинений родителей? Чей голос весомее, и в каком случае? Как это доказывается?

— Сложный вопрос. Воспитатели тоже участники образовательного процесса, они тоже имеют права. Рассуждая об этом, мы всегда говорим: «Вы профессионалы и должны выйти из ситуации достойно, чтобы в первую очередь никоим образом не страдали дети». Ну что сказать на эту тему?.. Конечно, сейчас бывает трудно работать воспитателем. Но, знаете, могу сказать, что так было всегда — молодым учителям и воспитателям всегда было трудно работать. Возникали различные ситуации, кто-то увольнялся, потом возвращался. Нельзя сказать, что сейчас сложилась какая-то особая ситуация. Всегда были конфликты, неясности.

А.Э. — Только раньше не было диктофонов и интернета, информация о конфликтах не выплывала наружу.

— Да, единственное, что тогда этого не было.

А.Э. — Возможно, сейчас их не больше, чем раньше, просто о них становится известно всем.

— Я тоже так думаю.

Е.П. — Вы консультировались с юристом насчет скрытой аудиозаписи, которую сделали родители в детском саду 551?

— Мы разговаривали на эту тему. Еще раз повторяю, что я не следователь и не юрист. Люди, которые работают в этой области, говорят, что это не законно. Но ситуация была такая, что ни воспитательница, ни помощница воспитательницы не опротестовали запись, не заявили, что этого не было, что это не их голос. Они приняли это и решили уволиться по собственному желанию. Я не знаю, как сложилось бы, если бы они обратились в суд. Есть вероятность, что суд восстановил бы их на работе. Но, поскольку с их стороны не было активных действий, значит, всё на самом деле так и было — они приняли эту ситуацию и с ней согласились.

Аудио- и видеозаписи в группах: для установки камер нет юридической почвы

Е.П. — Насколько сейчас возможно для родителей и насколько приемлемо для воспитателей ведение аудио- и видеозаписей в группе, по вашему мнению? На форумах педагоги выступали против этого...

— Мы задавали юристам этот вопрос. Однозначного ответа нет. Но в этой ситуации нужно учесть мнение всех участников образовательного процесса — и родителей, и воспитателей, и администрации. Не все родители хотят, чтобы за его ребенком велось постоянное наблюдение.

Е.П. — Потому что это еще и запись личной жизни ребенка?

— Конечно.

А.Э. — Допустим, все родители в группе согласны, есть финансирование и технические возможности. Если запись осуществляется не для наблюдения, а для использования в случае каких-то конфликтных ситуаций, чтобы открутить назад и посмотреть, что же там было, — то какие у воспитателя или заведующего детским садом могут быть аргументы против? Я не могу их придумать.

— Я тоже не могу придумать. Но бывают очень личные ситуации на уроке, где педагог и коллектив детей решают важные проблемы становления личности. При обсуждении присутствует весь классный коллектив, но ни один из учащихся не хотел бы, чтобы этот разговор слышал кто-то из посторонних.

А.Э. — Я сейчас не хочу касаться школы — там большие дети, это отдельный разговор. Если говорить только о детском саде, где маленькие дети. Они не понимают, что за ними следит камера.

Е.П. — Дело даже не в этом. Главное — они не могут рассказать о том, что происходило в группе, потому что просто даже не умеют пока говорить в достаточной степени.

— В любом случае должно быть какое-то соглашение. Все должны знать, что происходит.

Е.П. — На сегодняшний день в Зеленограде был прецедент, когда родители хотели поставить камеру или диктофон?

— Есть такие просьбы.

Е.П. — Что им отвечают на это?

— Когда все стороны согласны, это даже не обсуждается — поставили и смотрят.

А.Э. — Уже есть группы, в которых стоит видеокамера?

— Недавно как раз у нас был разговор — честно говоря, не помню, какая заведующая говорила, что у них стоит камера и никаких вопросов. Детки играют, едят, занимаются. Никаких проблем.

А.Э. — В гипотетической ситуации, если к вам придут родители и скажут, что они хотят установить камеры и готовы выделить средства на это, а заведующая против — какова будет позиция Управления образования?

— Надо понять, почему заведующая против. Если она сумеет аргументировать свой отказ, скажет, что...

Е.П. — Скажет, что ее воспитатели не хотят, чтобы их записывали.

— Все равно все должно быть взаимно, должен быть заключен договор.

А.Э. — Как вы сказали, вы не можете придумать аргументы против.

— Я не была в этой ситуации. Мне кажется, нет таких аргументов, но мало ли какие проблемы могут возникнуть у людей. Сейчас возникла новая ситуация с этими современными способами записи. Мы еще не можем сказать, как к этому относиться. Наши юристы в Департаменте образования тоже ничего не могут сказать.

Е.П. — Что отвечают родителям на такие просьбы? Рекомендуют идти и договариваться с заведующим и воспитателями?

— Да, решать этот вопрос внутри учреждения.

Е.П. — Вы пока родителям не помощники, у вас нет юридической почвы?

— Да, у нас нет юридической почвы, мы не можем сказать: «Делай так, а вот так не делай». Мы пока говорим: «Как вы договоритесь, так и будет».

А.Э. — Сейчас хороший момент, можно создать реальную практику, которая, может быть, потом выльется в нормативное решение.

— Да, можно накопить опыт, и положительный, и отрицательный. Пока же те, кто решил этот вопрос, устанавливают камеры и не ставят Управление образования в известность. Все довольны, никаких проблем нет. А если кто-то недоволен, то, наверное, не нужно этого делать.

В перспективе: воспитателям — зарплату, детсаду 551 — новую заведующую

А.Э. — Может быть, вы знаете — есть ли какие-то перспективы по изменению этой ситуации с низкими зарплатами воспитателей в детских садах?

— Перспектива есть. Мы слышим по радио и по телевидению видим, что наши руководители постоянно говорят о повышении заработной платы педагогических работников. Мы ждем.

А.Э. — Однако, даже если зарплаты педагогам повысят на 30 %, как обещали, то для воспитателей это не будет серьезным повышением и не решит проблему.

— Наверное, проблему не решит. Вы знаете, я должна сказать, что тот печальный факт, который мы имеем по детскому саду 551, огорчил очень многих людей, которые честно работают, несмотря на маленькую зарплату. Я тесно общаюсь с молодыми специалистами, с ветеранами педагогического труда и с теми педагогами, которые сейчас работают, и вижу, насколько много среди них людей, отдающих душу и честно выполняющих свою работу. Вижу, как много благодарности эти люди получают. Я общаюсь с молодыми психологами, учителями, воспитателями — они мне рассказывают, как они работают, как они с радостью бегут к детям. Несмотря на то, что у них маленькая зарплата, они получают удовольствие от своей работы, от того, что есть контакт с детьми, с родителями. Это очень здорово.

Е.П. — При обсуждении этой истории в интернете прозвучало и много хороших отзывов о воспитателях со стороны родителей.

А.Э. — Я думаю, что в любом случае хороших воспитателей большинство.

— Я думаю, что да. Конечно, было очень горько, досадно и обидно слышать все отрицательные отзывы, когда эту историю стали обсуждать, потому что тем самым поставлено огромное пятно на всей нашей педагогической работе.

А.Э. — Скажите, Управление или Департамент образования имеют возможности какого-то нематериального стимулирования воспитателей, чтобы привлекать их и ликвидировать дефицит кадров? Понятно, что ставку зарплаты не изменишь. В эту сторону идет какая-то работа?

— Я считаю, что идет. У нас очень развита система профессиональных конкурсов, с 1992 года проходит конкурс «Учитель года», там есть номинации для разных категорий педагогов — и «Воспитатель года», и «Сердце, отданное детям». Победителям вручаются премии.

А.Э. — Благодаря конкурсу педагог получает максимум — более быстрое продвижение по разрядной сетке.

— Речь не идет об автоматическом повышении разряда, но участие в конкурсе, а тем более победа в нем, служат дополнительным плюсом при аттестации педагога, прибавляют ему опыта, авторитета среди коллег, в ряде случаев происходит и продвижение по службе и т.д.

А.Э. — Если человек не идет работать воспитателем из-за маленькой зарплаты, вы можете, например, предложить ему через профсоюзы путевку на отдых для него и ребенка или помочь с улучшением жилищных условий через префектуру? Я неправильно назвал эти стимулы нематериальными, но они не денежные, не зарплатные. Чем можно простимулировать потенциальных воспитателей?

— Путевки для детей сотрудников доступны, их можно получить как через профсоюзную организацию, так и через управление образования. Педагогические работники имеют льготу по оплате за содержание своего ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Кроме того, социальная поддержка оказывается педагогам, которые являются молодыми специалистами.

А.Э. — Соцпакет, как это бывает в коммерческих организациях...

— У нас такого соцпакета практически нет.

Е.П. — Как мы видим, с воспитателями ситуация сейчас совсем аховая, даже по сравнению с учителями, особенно московскими.

— Я бы так не сказала, потому что острого дефицита кадров воспитателей у нас в настоящее время нет. Дошкольное образование востребовано, даже престижно. Большинство родителей (даже те семьи, где мамы не работают) отдают детей в детские сады, поскольку воспитание и развитие в дошкольном учреждении решает многие задачи в становлении и социализации ребёнка.

Е.П. — В завершение интервью проясните, пожалуйста, финал истории в детсаду 551: кто сейчас стал заведующим, если это уже известно? Я думаю, всем будет интересно это узнать.

— Планируется прием на работу человека, имеющего три высших образования — это Беспалова Анастасия Евгеньевна, она работала в дошкольном учреждении 2366, имеет очень большой опыт работы, при этом она молодая женщина, 1966 года рождения. Она настроена очень хорошо, познакомилась с коллективом, имеет определенные планы по развитию учреждения, уже составляет программу развития, контактирует со всеми воспитателями, ведет собеседования. Об этом я как раз уже говорила: те, кто не понял, как нужно работать, пусть увольняются. Вообще она очень контактный человек. По-моему, у нее всё хорошо получится.

Елена Панасенко, Александр Эрлих, фото zou.ru

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Лара Симонова
12 июня 2011
А потом мы удивляемся, откуда дедовщина в армии. Ноги растут из детства, если тебя унижают злые усатые тетки, то когда подрастешь и накачаешь бицепс, хочется то же самое проделать над тем, кто послабее.
Камеры в группах не помешают, это однозначно.
Родители, требуйте их установки. Если педагог работает правильно, ему нечего бояться.
Правда, после этого может начаться отток "кадров" и наши чиновники от образования это прекрасно знают. К сожалению, унижений деток очень много и происходят по разным причинам... а вот у нее сегодня просто плохое настроение! почему бы не сорваться на ребенке?
А КАМЕРУ ТЕБЕ!
Свити ***
21 июня 2011
Вот как раз рекламный ролик по ТВ насчет унижения детей родителями и лишения их возможного будущего! Почему только родителей ролик предупреждает??? Ведь половину дня ребенок проводит в детском учреждении!!! Как раз эта ситуация!!!
Не можешь работать с детьми и сдерживать эмоции?? Иди на рынок торговать селедкой! Там будет куда приложить свои навыки!
Сергей Иванов
27 июня 2011
Ольга ***, согласен, да только у такого продавца селёдки, вряд ли кто её купит, потому, что взрослый сможет ответить или хотя бы игнорировать такое хамство, а ребёнок бесправен, его привели в группу и оставили там до вечера...
он мал и слаб и не способен объединить вокруг себя единомышленников.А урок, что кто сильней-тот и прав остаётся на всю жизнь.
Полностью поддерживаю идею с видео фиксацией работы педагогов в детских учреждениях.
«Повели́тель мух» (англ. The Lord of the Flies) — дебютный аллегорический роман английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1983), Уильяма Голдинга, в гротеске описывает поведенческую схему поступков детей, воспитанных на принципах насилия.
Неужели мы будем стариками в обществе такой молодёжи?
Это будет страшное для нас наказание.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран