загрузить файл со звуком (18501 кб) |
— Алексей, прежде всего мы поздравляем команду школы 638 под вашим руководством — как нам стало известно, она победила в региональном этапе Всероссийских Президентских спортивных игр для школьников, и в сентябре вы готовитесь принять участие в финальных соревнованиях всероссийского этапа этих игр во Всероссийском детском центре «Орленок» в Краснодарском крае, по баскетболу, легкой атлетике, плаванию, пулевой стрельбе, да?
— Да, три недели мы будем соревноваться с победителями из других регионов
— Это тот самый знаменитый детский лагерь «Орленок»?
— Да. Он считается вторым после «Артека».
— Расскажите, что это за Президентские спортивные игры, и как в них попала команда школы 638?
— Мы первый раз принимаем в них участие. Наш спортокруг по итогам года смотрел, в какой школе есть более-менее сбалансированные команды мальчиков и девочек по этим трем-четырем видам спорта. Баскетбол мы стабильно выигрываем...
— Баскетбол есть у всех, а вот пулевая стрельба...
— Пулевую стрельбу в Москве отменили, отменили даже несколько эстафет — плавательную и легкоатлетическую. Может, захотели сократить время соревнований, чтобы поменьше мотаться. В итоге нам повезло, и мы выступили, заняв первое место в Москве.
— Чувствуете себя в силах выиграть на всероссийском этапе? Знаете другие команды?
— Мы не знаем других команд. Мы узнавали в Москве, в каком диапазоне нужно выступить, чтобы не ударить в грязь лицом и показать более-менее приемлемый результат. Говорят, когда выезжали другие округа, Москва была максимум
— По Москве выиграли с большим отрывом?
— Нет, в упорной борьбе с Западным округом. Все решалось в последнем плавании. Будь мы чуть поудачливее в плавании, сразу бы решили все в свою пользу.
— А где ваша команда тренируется в плавании в Зеленограде?
— Получается, что только в дни здоровья, которые проводятся в школе раз в четверть. Плюс есть ребята-самоучки. Только что у нас прошли сборы во Владимире, где был бассейн. Мы ждали их с такой надеждой — хотели подтянуть плавание, но там это не удалось из-за погоды. Во Владимир мы вывезли в основном девчонок, восемь из десяти участниц команды. Ребят вывезли только двоих, потому что они в основном все девятиклассники и сдавали экзамены, у них год рождения
Кроме этой победы наши школьные баскетбольные команды из года в год завоевывают призовые места. По Зеленограду мы стабильно первые, в Москве в этом году чуть-чуть не повезло — стали вторыми, думаю, в следующем году наверстаем. Команда младшего возраста также стала победителем школьной баскетбольной лиги в Москве в своем возрасте. Мы участвовали первый год, и сразу такой результат.
Спортивный клуб «Бомбардир» и шесть учителей физкультуры
— Что еще есть у вас в школе кроме баскетбола?
— У нас спорт сильно развит. Есть мини-футбольные команды. В начальной школе есть секции настольного тенниса. Начнем с того, что у нас в школе пять учителей физкультуры.
— Действительно, с этого стоит начать.
— С этого года будет еще один учитель, шестой. Четыре из этих пяти — выпускники нашей же школы 638: я и еще три педагога. Поэтому нам проще, мы попали работать в свою школу, и между собой мы ладим. С одним учителем мы учились в одном классе, вместе окончили один институт, в футбол играли в ФК «Зеленоград». Правда, сейчас он продолжает играть в Твери.
— Каждый учитель собирает свою команду в школе по какому-нибудь виду спорта?
— У нас есть разделение — у каждого свои обязанности. Кто-то отвечает за баскетбол, кто-то за мини-футбол. Все вместе мы можем отвечать за «Веселые старты», подвижные игры. По спартакиадам проводится много игр, только в большой спартакиаде девять обязательных видов спорта, включая кросс, подвижные игры допризывной молодежи, лыжи, баскетбол, гимнастику. Кто-то из учителей ведет только секцию по какому-то виду спорта. Это приносит свои плоды.
Плюс мы работаем в тесном контакте с тренерами спортшкол, они ведут секции как педагоги допобразования. На нашей базе занимается футбольная школа «Спутник», часть ребят из баскетбола от ДЮЦ «Союз». Мы работаем в тандеме с тренером Камзаловым Василием Станиславовичем, как раз вместе были на сборах.
— Не собираетесь ввести в школу какие-нибудь необычные виды спорта?
— В свое время мы культивировали флорбол — хоккей в залах. Сейчас его убрали из большой московской спартакиады и в Зеленограде тоже перестали проводить. Хотя очень интересно было.
— Сейчас набирает силу велосипедное движение. Велосипеды в вашей школе не планируются?
— Мы все-таки игровики. Трое из нас — бывшие футболисты, один действующий, двое играют только на город, для себя. Поэтому нам чужды циклические виды спорта. Хотя у нас есть один преподаватель, мастер спорта по лыжам, он тоже участвует в подготовке сборных команд на спартакиаду города. В этом году пришла работать еще одна девушка, гимнастка, так что теперь у нас и гимнастика подтянута. Моя специализация — футбол, но мне нравится баскетбол, и я с удовольствием его веду.
— Два года назад мы писали о том, что в вашей школе открылся первый в Зеленограде спортивный клуб. Он действительно работает или это было просто яркое название? Или у вас в школе и так хватает спорта и оставалось только назвать это спортивным клубом?
— Спортивный клуб продолжает работать, мы выпускаем газету, пишем, например, отчеты по лагерям. Это одна из форм работы с освобожденными детьми — они пишут газеты, делают различные презентации.
— Вот чем занимаются освобожденные дети...
— Плюс мы тесно взаимодействуем с муниципалитетами. Часть ребят, которые не попадают в сборную команду школы по каким-либо причинам, участвуют в муниципальных соревнованиях, представляют школьно-спортивный клуб «Бомбардир» в различных видах спорта, кто в чем силен. Стараемся охватить как можно больше ребят. Никто не отменял задачу по стопроцентному охвату школьников спортивными занятиями.
— Планы по физкультуре в Москве вообще были большие: сделать два урока физкультуры, две тренировки и одно соревнование в неделю, привлечь родителей, чтобы школьные спортзалы работали по вечерам. Это удается?
— Я вам скажу, что наша школа приблизительно в таком ритме и работает.
— И по вечерам для семей у вас всё открыто?
— По вечерам у нас работает тренажерный зал для выпускников и жителей муниципалитета Старое Крюково. Плюс у нас есть взрослые баскетбольные команды: женская и мужская баскетбольные команды клуба «Славяне» также тренируются на нашей базе в вечернее время, а также взрослая волейбольная команда муниципалитета. У нас зал не простаивает, работает от и до.
— Тренажеры — это интересно. На них просто жители могут прийти и заниматься?
— Конечно, это проходит под контролем. В основном занимаются наши выпускники, ближайшие друзья, знакомые. На бесплатной основе.
— Что надо сделать, чтобы попасть к вам в тренажерный зал?
— Нужно желание и справка от врача о том, что можете заниматься.
— Кого найти в школе, к кому обратиться?
— Можно ко мне, как к тренеру и преподавателю МУ «Славяне». Я работаю и в вечернее время, помимо нашего тренировочного процесса веду секцию «Спортивные игры и общефизическая подготовка». В основном, там взрослые ребята, которым нужен контроль и некоторое наставничество, а так они знают, что делать, как страховать, всю технику безопасности от и до.
Третий урок физкультуры — версия школы 638
— Еще весной нам рассказали в ДООЦ «Зеленоградец», что с нового учебного года во всех классах появится третий урок физкультуры. Его содержанием будет вариативная часть, которую разработают сами учителя физкультуры помимо общей учебной программы. Например, учитель физкультуры может разделить класс на юношей и девушек и ввести для них разные программы, или разделить классы по группам здоровья. Как это будет у вас?
— Сейчас я попробую пояснить. Почему у нас такое большое количество учителей физкультуры? Есть московское положение, согласно которому если в классе есть 24 человека, то класс делится пополам и на класс работают два учителя. Делить можно на мальчиков и девочек, по списку, по желанию, по группам здоровья. Мы в основном делим по списку.
— Ни разу не сталкивалась с тем, чтобы на класс работали два учителя. Возможно, так не во всех школах, а только в тех, где достаточное количество учителей?
— Мы давно так работаем, наверное, уже третий год. От числа учителей в школе, конечно, зависит. Что касается третьего часа, то Департаментом образования даны рекомендации. Когда мы работаем педагогами допобразования, ведем секции, то адаптируем программу на то количество часов, которое у нас есть согласно планированию. Нам утверждают эту программу, и мы по ней работаем. Здесь будет то же самое, но программа соответственно не на четыре или шесть часов, а на один дополнительный час в неделю. Варианты различны, все зависит от специализации педагога, его желания. Можно выбрать для вариативной части циклические виды спорта, аэробику, рекомендуют даже шашки, шахматы, бадминтон.
— Даже шашки и шахматы? Но ведь физкультуру нельзя просиживать в аудиториях — по-моему, в рекомендациях написано, что дети должны двигаться?
— Должны двигаться, но есть и такое. Где-то они будут ходить на атлетическую гимнастику, аэробику. Мы склоняемся к тому, что у нас третьим уроком и вариативной частью будут спортивные игры. Дети с удовольствием в них участвуют. Я уже говорил про тот же флорбол, где они с клюшками бегают.
— Значит, на третьем уроке у вас будут командные игры?
— Да, игры-игры-игры. В этом году мы участвовали в московском эксперименте по программе интегративного курса физического воспитания для начальной школы на основе футбола. Наш педагог Солдатов Дмитрий Александрович прошел вместе с нашими детьми пятидневный международный семинар-практикум в Москве, получил футбольный сертификат ФИФА, дети также лауреаты и призеры фестивалей по этой программе. В ней очень сильное методическое обеспечение — к нам на электронную почту приходит чуть ли не план-конспект каждого занятия от и до. Это и детям интересно, причем как мальчикам, так и девочкам. Там существует целая программа упражнений, которые, в принципе, подойдут и для начальной школы, и для средней, и для старшей. Такая получается вариативная часть, для начальной школы и пятых-шестых классов мы оставляем эту программу интегративного курса, закрывая таким образом третий час. Для старшей школы будем делать отдельную адаптированную программу на основе спортивных игр.
Кроме того, в этом году я окончил курс с интересным названием, которое меня привлекло, — «Гармоничное развитие учащихся средствами гимнастики». Этот курс вели ученики Ирины Виннер, они готовят свою программу по гимнастике, обещали её нам к маю, но еще не сделали. Если она будет готова к сентябрю, то нужно будет дать подтверждение, кто будут работать по этой программе на основе гимнастики. У нас уже как раз работает педагог, мастер спорта по гимнастике...
— Вы сказали, что у вас в школе есть разные виды спорта. Дети смогут выбирать для третьего урока то, что им ближе? Или класс просто разобьют и скажут: «Вы будете заниматься футболом, а вы шахматами»?
— Мы стараемся основываться больше на интересе. Сколько пробовали, и в этом году экспериментировали с игровыми видами спорта — дети всегда с удовольствием занимаются. Мы сможем донести игровые виды лучше, чем те же шашки или атлетическую гимнастику, или аэробику. Хотя аэробика у нас тоже получалась и проходила на ура, особенно динамические перемены, когда ребята танцевали под музыку в малом зале.
— Число часов физкультуры увеличивается на треть. Не будет у вас проблем с перегрузкой школьных спортивных залов?
— У нас завуч очень хорошо решает эти вопросы, разводит классы. У нас три зала: большой, малый и тренажерный. В этом году мы не испытывали проблем, и думаю, не испытаем и в будущем — в залах были «окна», теперь они заполнятся.
«Если ребенок пришел на физкультуры, занимается, старается — поставлю уже как минимум „четверку»...«
— Да, у вас большая школа, остальным остается только завидовать вашим возможностям. А как вы считаете, дети справятся с дополнительной нагрузкой? Третий урок физкультуры им будет в радость, или будут прогуливать?
— Вы говорите, что это дополнительная нагрузка, но детям, наоборот, не хватает двигательной активности. Третий час увеличит двигательную активность ребенка, два часа это на самом деле недостаточно.
— Смотря как построены физкультурные уроки. Тренировки на нормативы — это одно, игры — другое.
— Мы стараемся избегать нормативов, потому что они практически действуют только для основной группы здоровья, а количество детей основной группы с каждым годом все уменьшается.
— Сколько в среднем сейчас детей в классе с основной группой здоровья? Меньше половины?
— Где-то четверть, а где-то и меньше четверти.
— И принимать нормативы фактически не у кого...
— Да, у кого их принимать? Соревноваться им, конечно, тоже хочется. Получается, что на первый план выходят не физические качества, а морально-волевые, старание, упорство. Если ребенок пробежит на одну десятую секунды лучше, чем осенью, на прошлом тестировании — пусть он даже не уложится в норматив, но увеличит свой результат — вот только за это можно поставить хорошую оценку.
— А «двойки» по физкультуре сейчас ставят за невыполнение чего-нибудь? Или это уже ушло в прошлое?
— «Двойки» есть у тех, кто вообще не появляется на уроках, у прогульщиков или тех, кто приносит какие-то записки. А если пришел, то уже «четверка». Не убивать же оценкой. Есть интерес, пришел, занимается, старается — уже как минимум «четверка». Пусть что-то не получается...
— Много прогульщиков у вас на уроках?
— Класс на класс не приходится. Бывает, что класс целиком приходит, все готовы выполнять что угодно. Не скажу, что это только пятый класс или начальная школа, есть и в средней школе такие классы. А есть классы... Это зависит в том числе от переходного возраста — так из года в год седьмые классы теряют в качестве, начинают гулять, голова другим забита, обманывают. Стараемся с классными руководителями и другими педагогами их направлять, и потом это выравнивается.
— Вы сказали, что много детей с освобождениями. Чем они занимаются на уроках? Нереально делать для них отдельные уроки? Говорилось о том, чтобы ЛФК делать для них...
— Чтобы заниматься ЛФК, надо пройти курсы, получить диплом. В основном ЛФК нужна для специальной группы Б, ими занимаются врачи в поликлиниках. Все остальные могут заниматься обычной физкультурой, но с ограничениями по двигательному режиму и по нагрузке.
— И такие дети занимаются той же физкультурой либо, если совсем не могут, то газету делают, например?
— Сейчас у нас есть одна идея: взять пятый-шестой класс и датчиками измерить показатели: чем именно дети занимаются на уроках физкультуры, сколько простаивают, насколько выполняют нагрузку. Вы спрашиваете, не много ли физкультуры? Мне кажется, что картина будет далеко не радостная. Хочу провести такое исследование в рамках своей аспирантуры.
— Школьников сложно мотивировать на занятия спортом на уроках или ради соревнований? У них ведь сейчас ГИА, ЕГЭ, подготовка — зачем им соревнования? У вас много таких учеников, «с горящими глазами»?
— Много, но некоторых не заставишь. Кого-то удалось привлечь, за них борешься, цепляешься, потому что у нас не спортшкола — у нас идет набор, а не отбор детей. В старшем возрасте у меня только девять девчонок. Но они все... У них есть цель, и они с удовольствием занимаются. С младшим возрастом, конечно, картина получше, их легче привлечь.
— Да, им пока никакие экзамены не угрожают...
— Опять же многое зависит и от классного руководителя, от директора, от того, как это все преподнести. Если детям говорят, что это навредит их оценкам по другим предметам, не надо спортом заниматься — то не привлечешь, хоть головой об стену бейся. Мы сталкиваемся с такими ситуациями. Надо играть на интересе, где-то личный пример влияет. Если заинтересовало, тут уж человек вовлекается — скажем, один-два из десяти, и то он может всё бросить из-за состояния здоровья или какой-нибудь конфликтной ситуации. Как правило, если ребята проходят сборы, то в основном остаются. Со своей стороны мы можем их многому научить. Победы — лучшее тому подтверждение. У нас в этом году был один победитель и два призера городской олимпиады по физкультуре, трое из четырех наших участников стали призерами московской олимпиады по физкультуре.
— Кстати, в школе не планируют вводить экзамен по физкультуре?
— В одиннадцатом классе такой экзамен уже давно отменили, а девятые классы в этом году у нас его не сдавали.
— Бывает такой экзамен по выбору в девятом классе?
— Да, у нас очень много ребят его сдавало. Но опять же этот экзамен надо сдавать с основной группой здоровья. А у нас в этом году выпускались и коррекционные классы. Да и часто перед экзаменами идет некая накачка: «Зачем физкультуру? Надо сдавать это, это, это»... другие предметы.
— Вы многое делаете по спорту в школе — а все эти идеи, активность учителей окупается в финансовом смысле или приносит только моральное удовлетворение?
— Мы не жалуемся на зарплату. Основная наша цель — воспитать людей, Человека с большой буквы, чтобы за него было не стыдно. Едешь куда-то, на турнир, в поездки, и когда хвалят твоих учеников, а где-то еще и помогают, то это, мне кажется, лучшая благодарность. А финансово... это все вполне окупается. Плюс у нас проходят различные конкурсы, разыгрываются гранты.
— В физкультуре тоже есть учебные гранты?
— Да. Дмитрий Александрович Солдатов получил в этом году грант мэра Москвы за свою мини-футбольную, футбольную направленность.
— Этот грант идет учителю, а не на оборудование и какие-то спортивные программы школы?
— Нет, грант выражается в денежном эквиваленте и идет именно учителю. Я дважды был лауреатом гранта — в 2008 и 2009 годах. Если занимаешь места в конкурсах, например «Учитель года», тоже материально поддерживают, помогают.
— С этой точки зрения в школе сейчас можно работать, работать интересно и хорошо?
— Да. Сейчас многие идут в учителя. Мы играли в том же ФК «Зеленоград» в первые годы, в третьей лиге — вот из той команды сейчас пять-шесть человек работают в школах. После институтов тоже идут. В этом году три-четыре молодых специалиста влились после Московского городского педагогического университета, Педагогического института физкультуры.
— Среди ваших учеников пока нет таких, кто тоже захотел стать учителем физкультуры?
— Есть. Две девушки уже перешли на четвертый курс.
— А вы сколько уже работаете в школе?
— Этот год восьмой, девятый будет. Мы пришли на практику втроем, как раз трое выпускников этой школы. Получилось, что в тот же год ушли все наши бывшие учителя физкультуры, и мы начали прямо сразу с места в карьер.
— Спасибо вам за рассказ и удачи в грядущих соревнованиях. Мы обязательно последим, чем они закончатся.
— Спасибо, будем стараться.
Елена Панасенко