В студии Zelenograd.ru руководитель зеленоградской Особой экономической зоны Юрий Васильев.
загрузить файл со звуком (26135 кб) |
— В первой части нашего интервью мы обсуждали проблемы строительства и транспорта на площадке «Алабушево», а сейчас давайте поговорим о резидентах, об их привлечении, их текущей судьбе. В августе глава «Роснано» Анатолий Чубайс внезапно представил премьеру электронный учебник, экспериментальный образец с пластиковым дисплеем от компании Plastic Logic, которая является резидентом зеленоградской зоны. Для меня особенного интересно то, что Чубайс сказал о сроках строительства завода в Зеленограде — строительство начнется в ноябре. Это действительно так?
— Отчасти — да. Компания Plastic Logic начнет строительство, если у них не будет никаких внутренних накладок. Но нужно понимать, что на полную программу строительство развернется, по нашим оценкам, я думаю, весной, может быть, в середине следующего года. Я немного остановлюсь на Plastic Logic, покажу на их примере то, что у нас происходит, какие текущие проблемы с точки зрения запуска нового производства, и попробую показать на их примере, что мы с этим делаем, помогая, конечно, не только Plastic Logic, но и всем резидентам.
Во-первых, мы считаем принципиальным восстановление работы так называемого штаба по координации создания Особой зоны. Напомню, до начала этого года [первый замруководителя департамента городского строительства] Виктор Федорович Аистов от правительства Москвы курировал все строительные объекты, и раз в месяц у нас проходили совещания на площадке «Алабушево». По разным причинам это было приостановлено, сегодня еще длится эта пауза, но я знаю, что уже принято принципиальное решение по восстановлению этой работы. Это очень важно — мы считаем, что многие вопросы, в том числе у резидентов, и в первую очередь у резидентов в части проектирования, разрешения на строительство и самого строительства можно решать в гораздо более простом режиме. Многие вопросы можно решать ежемесячными совещаниями. Более того, мы считаем принципиально для координации решений, для решения основных проблем и вопросов зоны нужны два органа сегодня, и все к этому сейчас идет, мы будем вводить это в плановый режим: раз в месяц — штаб строительства, и два раза в месяц — наблюдательный совет. Штаб строительства решает все вопросы, связанные с жильем, проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию. Наблюдательный совет решает нерешенные вопросы штаба, я думаю, таких будет мало, и все остальные вопросы, которые не относятся к стройке. Соответственно, первое это штаб. Сегодня мы включили в состав штаба 34 организации, это и различные департаменты правительства Москвы, отвечающие за те или иные согласования, это различные службы, частные организации, будь то МОЭСК, МОЭК, «Водоканал», «Водосток» и так далее.
— Это будет «одно окно» для вас, чтобы все ответственные московские департаменты были под рукой и с ними всегда можно было напрямую поговорить и решить проблему?
— Абсолютно верно. Мы настаиваем на так называемом «зеленом коридоре» согласований, это нормальная международная практика. Мы уже достаточно далеко в этом продвинулись. Во-первых, мы проработали процедуры, сделали аудит всех процедур, что необходимо сделать, когда ты с чистого листа идешь до разрешения на строительство. Это 54 процедуры в 25 организациях.
— Кошмар.
— Это наша действительность. В каких-то случаях, в зависимости от технологии вашего объекта, по закону можно что-то опустить, но в большинстве случаев нужно пройти их все. Где-то — просто подпись, где-то согласование, где-то прохождение экспертизы, получение разрешения на строительство, а для этого нужны еще свои внутренние процедуры. Большинство этих процедур определены федеральными законами, и все они определены московскими законами. Мы принципиально считаем, что в каждой из этих организаций должен быть ответственный за работу с Особой зоной, то есть за решение проблем резидентов и нас, филиала, потому что мы тоже строим, у нас такие же проблемы. В своей организации в большинстве случаев все вопросы можно решать в рабочем режиме, в большинстве случаев так и происходит. Но мы дерзнули на несколько большее.
Прописав напротив каждой процедуры плановые сроки или сроки, сложившиеся по практике, мы хотели бы по многим процедурам получить сроки, сокращенные в два-три-четыре раза. Это действительно очень сильно ускорило бы все процессы. При этом мы бы хотели, чтобы раз в месяц на штабе обсуждалась повестка конкретных проблем. Ответственные от этих организаций, представители, уж коли сейчас звучит касающаяся их эта проблема по Особой зоне, они были бы приглашены на очередное совещание штаба и либо к этому совещанию сняли свой вопрос, либо смогли рассказать, почему в рамках тех или иных нормативов или ограничений они не могут снять этот вопрос, и это требует внимания руководителя штаба или более высокого руководства.
— Я знаю, вы вносили эти ускорения процедур на наблюдательный совет, как приложение к перспективному плану развития Особой зоны. Вы говорите «мы хотели бы». Когда это все будет?
— Я действительно говорю несколько осторожно, потому что была бы моя воля, были бы мои полномочия, я бы давно все подписал, утвердил и спрашивал бы. Ситуация следующая. Во-первых, мы включили это как приложение в перспективный план, отдельно мы направляли эти предложения по воссозданию штаба и так называемый регламент «одного окна» в правительство Москвы. Сейчас там еще идет рассмотрение этих процедур, не все так просто, конечно. Как я уже говорил, на ближайшее время запланирован доклад Сергею Семеновичу [Собянину] по текущей ситуации создания Особой зоны. Данный вопрос — один из ключевых — как раз включен в доклад. Предварительно проработав в правительстве Москвы при подготовке к докладу, мы хотим получить решение об ускоренном подписании распоряжения мэра по созданию данного штаба. Сегодня мы не видим причин, которые не позволят это сделать в ближайшее время.
— Вы сказали, что Plastic Logic попал в отсутствие «зеленого коридора». Но я правильно понимаю, что для следующих потенциальных резидентов, особенно иностранных, которые, может быть, не привыкли ждать так долго, как наши, это уже может быть решено?
— Один из самых первых, кто почувствует действие этого «зеленого коридора» (и отчасти уже почувствовал, потому что многие вопросы мы и без «зеленого коридора» решаем) это как раз будут Plastic Logic. Они еще не сделали проект, это отдельный вопрос. К сожалению, только на этой неделе они получат из кадастровой палаты кадастровые паспорта на свои земельные участки, для того чтобы мы смогли с ними подписать договор аренды. Да, это звучит очень странно, учитывая то, что...
— Землеустроительные работы они начали полгода назад, если не больше.
— Это системные проблемы. Компания Plastic Logic была принята резидентом, а земельные участки были переданы от Москвы Минэкономразвития, а уже потом нам незадолго до этого. Причем эти земельные участки не размежеваны, не разделены, там еще есть проблема по неотселенным домам, слава богу, это сильно не коснулось Plastic Logic. Проблема этого разделения, размежевания и переобъединения, скажем так, действительно заняла по всем нашим процедурам несколько месяцев.
— Это нормально?
— По нашим процедурам это нормально, по европейским процедурам это, конечно, шокирует.
Я вам более того скажу — в результате этой работы Plastic Logic получит сейчас несколько кадастровых паспортов, то есть формально будет несколько земельных участков. Было специальное совещание у [руководителя департамента градостроительной политики Москвы] Сергея Ивановича Лёвкина, мы предварительно проговорили возможность, что на все пять участков мы получим для Plastic Logic градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Причем особенность заключается не в том, что будет пять ГПЗУ, бог с ними, это не проблема, а в том, что сам объект, Plastic Logic находится одновременно на всех пяти участках.
Сейчас мы проработали в рамках графика получения разрешения на строительство, то есть проектных работ, ситуацию, когда Plastic Logic, получая пять земельных участков в аренду, получает пять ГПЗУ. Мы начинаем проходить процедуру согласования, и одновременно с самого начала мы занимаемся для них кадастровыми работами по объединению этих земельных участков в единый. По нашим оценкам, это может занять
— Это вы сможете применять и для других резидентов?
— Сможем применять там, где это необходимо, и для других резидентов.
— Первый пункт это устранение барьера по согласованию, ускорение, по привлечению резидентов. Что еще нужно резидентам? Достаточно ли им налоговых льгот, других преференций? Очень много сейчас говорят о том, и недавно было сообщение, чтобы снизить налог на прибыль с 15,5% до 0—13—13,5.
— В зависимости от решения субъекта.
— Был еще ряд предложений, по которым в марте Путин давал поручения на совещании в Томске. Что из этого делается? С чем к вам приходят резиденты? Что они говорят: «Нам эти льготы нужны, эти не нужны, дайте нам это и это»?
— Конечно, льготы являются существенными при выборе площадок, потому что все упирается в бизнес-план, в первую очередь — экономика. Инвестор смотрит, насколько он сможет экономить на первоначальном старте, на запуске проекта. Мы здесь говорим, что это не просто налоговые льготы, а в рамках режима свободной таможенной зоны резидент не платит 18 % НДС по всему импортному оборудованию, которое он завозит и которое остается здесь, на заводе, или строительным материалам, также ввозные таможенные пошлины. Конечно, дальше в операционной деятельности все, что связано с налогами, сильно экономит, особенно существенна экономия по... я привык иностранцам объяснять — salary taxes — бывшим нашим социальным взносам.
— ЕСН.
— Да. Соответственно 34 и 14 процентов — это существенно. Для технико-внедренческих зон, где основное это мозги, зарплата — особенно существенно. Я вам не готов сказать, насколько увеличится поток желающих, если мы опустим налог на прибыль с 15,5% до нуля. Конечно, это сильно поможет очень многим резидентам. Но еще с весны прошлого года, когда я пришел в качестве директора департамента по работе с резидентами в Особую зону, мы начали анализировать, что действительно является главным мотивом и как кто рассчитывает на те или иные льготы, как экономика получается. Я сам из бизнеса, и мне было очень легко понять, где можно было сэкономить.
Вы знаете, помимо всего прочего, всех льгот существенной, главной является скорость, опять же мы возвращаемся к «зеленому коридору», а скорость здесь совсем не в нашу пользу. Я уж молчу про Индию и Китай. Честно говоря, это не очень приятно слышать, но я, к сожалению, должен констатировать, что мы проигрываем очень многим регионам, которые, конечно, более гибко относятся к этому вопросу. Мы в очень тесных отношениях с вице-губернаторами, с главами департаментов профильных министерств многих регионов. Это те же самые Калужская, Томская область, республика Татарстан, Новосибирская область. Мне очень понятен режим работы вне Москвы с отдельными компаниями, за которые стоит побороться. Когда борьба идет между Индией, Китаем и Россией, уж здесь они точно хватаются по полной программе. Я не склонен говорить о том, что здесь специально какой-то большой заговор Москвы против этих компаний, но, конечно, хочется более гибкого подхода. При этом очень радостно отметить, что в последние месяц-полтора наши совещания, которые прошли в рамках к подготовке к докладу мэра в правительстве Москвы, совещания, которые намечены по наблюдательному совету, и следующая серия совещаний показывают, что Москва действительно очень сильно меняется в части бюрократической настройки.
— Вы пробьете эти коридоры сами, с помощью Москвы, с помощью Чубайса и встанут следующие проблемы. Проблема льгот существует, она есть, 0%, 13%, 15% — это обсуждаемо. Есть еще проблема жилья, как по ней будет решаться?
— Вопрос жилья мы также выносили на повестку для доклада Собянину. Этот вопрос сейчас снят по одной простой причине. Мы договорились с департаментом экономической политики Москвы, что мы сейчас делаем аналитику по решению проблем жилья. Предварительно она у нас уже сделана, сейчас мы делаем более глубокий анализ в других особых зонах, начиная с Томска, в Санкт-Петербурге и в Дубне, чтобы показать фактуру и совместно с правительством Москвы выработать юридическую и финансовую схему, как можно было бы с участием бюджета правительства Москвы построить в Зеленограде данное жилье и предоставить долгосрочную аренду. Все-таки долгосрочная аренда нам кажется более эффективной. По ставкам, наверное, ниже рыночных, этого многие хотят, Москва отличается большими ценами, предложить высококвалифицированным кадрам из других регионов, из других стран и даже из других концов Москвы предложить данные квартиры.
Предварительно еще в начале лета мы очень серьезно это обсуждали в правительстве Москвы, но получили достаточно серьезный ответ, что пока нет ни одного способа, ни одной юридической схемы, как это можно было бы сделать. Все упирается в то, что Москва если и построит, то не имеет права отказать кому бы то ни было, то есть мы не можем предоставлять данные квартиры только резидентам, может прийти любой дядя Вася и сказать: «Я тоже хочу». Если это будут льготные условия, то, конечно, набегут столько, и им нельзя будет отказать. В принципе людей тоже можно понять. Это, во-первых.
Во-вторых, город должен понять экономическую составляющую, потому что мы четко понимаем, что это не просто затратный проект, а даже ставки ниже рыночных способны в нормальном обозримом периоде все это дело окупить. На территории Особой зоны запрещено строить жилье. Мы прорабатывали возможность строительства большого апарт-отеля, но понимая, что нам катастрофически не хватает территории для новых объектов самих резидентов, мы поняли, что в Особой зоне мы не будем строить даже апартаменты, мы не можем.
— Сейчас вы ищете схему?
— Да, сейчас вопрос найти схему. Причем мы обращаем внимание в первую очередь на наших питерских коллег. По имеющейся у меня информации в Санкт-Петербурге проектируется уже два дома для Особой зоны недалеко от самой Особой зоны, и в следующем году, если все пойдет по плану, они начнут строительство.
Мы предварительно проговаривали с префектурой, хотели бы в первой очереди заложить не менее тысячи квартир, а в общей сложности со временем, наверное, довести до пяти тысяч квартир в отдельном микрорайоне.
— Вы сказали, что площадей катастрофически не хватает. Я так понимаю, что Алабушево полностью занято, несмотря на освобождающиеся коммунальные объекты, свободных мест нет. Встает вопрос третьей, четвертой, пятой площадок. Какая ситуация с площадкой ЦИЭ и, может быть, еще другими вариантами?
— Свежие данные, буквально двухнедельной давности. Мы получили информацию из департамента земельных ресурсов, что по площадке ЦИЭ вроде все двигается по плану, но тем не менее мы сможем получить информацию не раньше первого квартала следующего года, которая позволит нам более-менее достоверно спрогнозировать, сможет ли эта площадка со временем отойти к Особой зоне. Речь идет, конечно, о правах третьих лиц, там есть добросовестные выгодоприобретатели.
— Да, это известно, давнее судебное дело...
— Мы бы не хотели влезать во все эти распри. Конечно, подготовить площадку это в первую очередь задача правительства Москвы. Учитывая эту самую последнюю информацию, а мы все-таки рассчитывали, что по ЦИЭ до осени будет более-менее расчищено, я имею в виду юридически, и можно было бы дальше двигаться. Учитывая, что в первом квартале следующего года информация может быть такой, что нужно будет еще много-много времени для дальнейшей юридической работы, мы сейчас — и это опять же один из ключевых вопросов для мэра — ставим вопрос о проработке возможной площадки по соседству с Зеленоградом на территории Московской области, для того, чтобы данную территорию по соглашению между двумя субъектами передать Зеленограду, и Зеленоград выделит ее под Особую зону.
— Это площадка вдоль Ленинградского шоссе?
— Мы не говорим ни о какой конкретной площадке. Я ставлю минимальные наши пожелания, чтобы эта площадка была не меньше 50 гектаров. По-хорошему, откровенно говоря, то, как у меня сейчас складывается ситуация, учитывая, что со всей нашей бюрократией мы будем готовить эту площадку 50 гектаров минимум года полтора-два, а речь идет не только о юридической, но и об инфраструктурной подготовке, два года это очень оптимистичный прогноз, то я бы уже сразу задумался о четвертой площадке. И саму третью площадку, когда она появится, максимум полгода-год — и от нее тоже ничего не останется.
Тут я бы хотел обратить внимание слушателей и читателей на то, что сегодня мы очень внимательно относимся к выбору резидентов. Нет, мы не отказываем кому бы то ни было, у нас нет таких прав, в любом случае решение принимает экспертный совет при министерстве. Но мы очень детально анализируем объем инвестиций, точнее, сам бизнес, характер бизнеса. Конечно, в первую очередь мы обращаем внимание на нашу специализацию, во-вторых, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест, и, что немаловажно, объем требуемых ресурсов для резидентов, в первую очередь это объем участка. Практически каждый второй, а может быть, чаще, случай мы прорабатываем вместе с потенциальным резидентом генплан его площадки, показываем возможность где-то более ужаться, где-то сэкономить у себя пространство, не нарушая никаких норм, для того чтобы предоставлять резиденту ровно тот участок, который ему для этого нужен.
— В контексте дефицита места, есть ли какие-то перспективы по изменению
— Знаете, я бы не сказал, что «Ангстрем» дождался-не дождался, они вам точнее ответят. Но решение по «Ангстрему» уже принято, у меня на руках есть их бизнес-план. Мы сейчас ждем ближайшего экспертного совета. Я надеюсь, сейчас все из отпусков повыходят, я думаю, что до конца сентября, максимум начала октября должен состояться очередной экспертный совет. Там, кстати, будет не только «Ангстрем», но он, может быть, один из ключевых. Насколько я знаю, может быть, это не главное, но одна из серьезнейших причин внутри самого сегодняшнего «Ангстрема» — это инфраструктура и в первую очередь энергетика. Там действительно есть большие системные проблемы.
Возвращаясь к главному вопросу, по поводу изменения ФЗ и того, что нас здесь ждет. Не далее как на прошлой неделе я смотрел проект изменения федерального закона, он уже сейчас в осеннюю сессию вносится в Госдуму. Мы в свою очередь еще по весне проработали целый список своих предложений от филиала, что мы хотим исправить в федеральном законе. Что-то было услышано, что-то, конечно, осталось за кадром. Тем не менее, наше отношение: мы очень положительно смотрим на включение площадок действующих крупных компаний в состав Особой зоны.
Если говорить конкретно о нынешних ближайших поправках, я, конечно, не юрист, но я увидел, что там действительно сейчас предусматривается такая возможность. Насколько этим воспользуются «Микрон» и остальные компании? По крайней мере, если к нам обратятся за помощью, мы точно поможем. Хотя, к сожалению, в новом законе я не увидел снятия ограничения по количеству создаваемых площадок. Сегодня, если вы помните, в законе определено не более трех площадок и не более 400 гектаров в общей сложности. Слава богу, нам пока еще далеко до предела 400 гектаров. Что касается третьей площадки, то, что сейчас обсуждали участки в Московской области, потом «Микрон», потом еще часть площадок, то этот норматив точно надо снимать.
Вообще, я вижу, что к 2020 году практически вся промышленная, индустриальная территория Зеленограда это территория 10, 20, 30, 50, сколько угодно площадок Особой экономической зоны. И не из-за того, что мы все хотим оградить заборами, а из-за того, что Особая экономическая зона это, по сути, инструмент перехода на новый тип экономики. Ты переходишь на другой режим, в том числе налогообложения и таможенный, в случае если ты соответствуешь определенным критериям. Это означает, что тебя заставляют, вынуждают меняться, чтобы соответствовать. Таким образом, получается, что мы выходим на новые правила бизнеса, и этот бизнес, чтобы соответствовать этим правилам, прошел некую очистку.
— Может оказаться дефицит площадок или дефицит земли.
— Да. Поэтому этот норматив точно надо менять. Мы предлагали хотя бы шесть площадок в этих ближайших поправках. Однако считаем, что количество площадок непринципиально. Мы не ратуем за то, чтобы срочно в связи с появлением новых площадок в разы увеличивать финансирование федерального бюджета на инфраструктуру, на обустройство этих площадок. Мы говорим о том, что в большинстве случаев мы сможет своими резервами совместно с правительством Москвы подготовить и запустить эти площадки. Кстати, сейчас это уже практика, новые особые зоны в регионах создаются, и там вообще не обсуждаются серьезные федеральные финансовые вливания. Речь идет о том, что субъект строит и обустраивает за свои деньги и просит лишь у федерального центра статус, налоговые, таможенные преференции, статус этой площадки, с тем, чтобы привлечь компании. Поэтому в моем понимании, если осенью этот законопроект пройдет, то, конечно, все будет намного интереснее в части площадок, но учитывая, что не снято это ограничение, проблема до сих пор есть.
— Появится площадка на месте «Микрона», а вы останетесь, например, без площадки ЦИЭ, но я надеюсь, что этого не будет.
— Вы знаете, я люблю и уважаю «Микрон», но мы понимаем, что если рядом с самим «Микроном» не будет достаточно большой площадки для приема новых резидентов, то одна проблема будет решена, но вторая проблема останется. У нас некуда будет размещать новые компании.
— В завершение разговора, совершенно конкретный вопрос. Вы уже упомянули, что у «Ангстрема» проблема энергетикой, я знаю что для Plastic Logic важна энергетика, и для многих других компаний. Есть ли планы по решению этой проблемы с точки зрения фиксирования тарифов не на подключение, а на само электричество? Такие изменения рассматриваются, планируются? Эта льгота есть в других особых зонах в Китае, в Юго-Восточной Азии.
— Я понимаю, о чем вы говорите. На мой взгляд, для многих эта льгота была бы намного более существенна, чем какие-либо налоговые льготы. В Китае ее действительно очень активно применяют. Если мы говорим об электронике, о том же Plastic Logic, то все эти компании очень энергоемки. К примеру, Plastic Logic в ходе предварительной проработки в три раза увеличил объем запрашиваемой электроэнергии с 12 до 35 МВт.
К слову, по количеству воды ситуация еще хуже, Plastic Logic запросил 6500 кубических метров воды и, соответственно, водоотведения в сутки. У нас на всю площадку сегодня по техусловиям — 2400. И это как пример нашей особой любви к данной компании. Как только мы посмотрели их расчеты, узнали об этой проблеме, понимаем, что, возможно, они ошиблись на начальной стадии, и мы об этом узнали уже по факту. Тем не менее, если мы хотим, чтобы компания действительно здесь развивалась, сделала следующий апгрейд пластиковых дисплеев и в 2014 году можно было бы гордиться, что это сделано «made in Zelenograd», а не в Дрездене, то мы должны расшибиться, но подать им это количество воды. Здесь мы очень серьезно продвинулись, Москва пошла нам навстречу, мы нашли свои внутренние резервы, сейчас мы вместе совместно с правительством Москвы остановили некоторые вещи и переделываем схемы водоснабжения, для того чтобы их этим обеспечить.
Возвращаясь к энергетике — сегодняшние 60 МВт, которые были посчитаны по проекту планировки, не по техническим условиям, но по предварительным заявкам уже давно выбраны. Откуда они вообще появились? Когда проектировалась площадка «Алабушево», никто не знал конкретных резидентов, никто не знал, сколько нужно энергии. Посчитали миллион квадратных метров общей площади застройки, дали норму 60 Вт на квадратный метр, получилось 60 МВт. Соответственно, еще моим предшественником Дмитрием Сироткиным, даже еще Чучалиным Михаилом Ивановичем был подписан договор с МОЭСК на присоединение данной мощности. Был специальный тариф Региональной энергетической комиссии (РЭК) на площадку «Алабушево» и площадку «МИЭТ». Мы свои обязательства выполнили по этому договору, в том числе еще в 2009 году был произведен последний платеж, МОЭСКу были оплачены достаточно большие суммы. Сегодня, к сожалению, мы пока не получили окончательное понимание, как сейчас пойдет питание наших объектов резидентов с подстанции «Сигма». Но это опять же рабочий момент, я не хотел бы никого пугать. Это не так смертельно. Одновременно мы сейчас прорабатываем с ними вариант дополнительных 100 МВт с той же «Сигмы» либо строительства своего питающего центра на территории площадки «Алабушево», отдельной подстанции на 100 МВт для дополнительного снабжения.
— На строительство собственной подстанции есть финансирование, найдется?
— Сегодня в перечне этого нет, но мы знаем, из каких резервов взять, потому что это инфраструктурные затраты.
— Что касается фиксирования тарифов?..
— Что касается тарифов, я могу сказать, что их определяет РЭК, мы не вправе ограничить, снизить этот тариф или, наоборот, повысить. Другой момент, я не профессионал в этой теме, но тем не менее, РЭК, на мой взгляд, не имеет достаточно рычагов, для того чтобы принять решение о пониженном специальном тарифе для резидентов на «Алабушево» или на «МИЭТ». Здесь, скорее, должно быть решение как минимум, наверное, правительства Москвы, а может быть, федерального правительства о дополнительных льготах для резидентов особых экономических зон. Должен быть найден механизм компенсации из бюджета потерь по этим тарифам, по более сниженному тарифу частным структурам в виде МОЭСКа. По крайней мере, это то, что на поверхности.
— Этот вопрос сейчас обсуждается, или он висит в голове, но конкретных действий нет?
— Вы знаете, мы пока не решили принципиальный вопрос по электроснабжению вообще, по этим 60 МВт и по дополнительным. Откровенно говоря, мы этот вопрос не поднимаем.
Единственное, что сейчас начинает отчасти беспокоить нас и резидентов. Тот же самый МОЭСК и другие ресурсоснабжающие организации заставляют нас (это правило игры) платить за невыбранную мощность. Поэтому мы автоматически транслируем данное правило на всех резидентов. Мы готовы от ОАО «ОЭЗ», от филиала подписывать с каждым резидентом взаимообязывающие документы, в которых мы фиксируем, что к такому-то сроку к такой-то точке мы подводим такой-то ресурс, будь то вода, электричество или тепло, а ты со следующего дня начинаешь выбирать этот ресурс. Если ты что-то не выбираешь, то точно так же, как мы платим нашей снабжающей организации, ты платишь эти штрафы нам. Понятное дело, что они немножко возмущены этим, но, к сожалению, пока я не вижу пути, как это можно было бы изменить. Отвечая на подвешенный вопрос интервью с председателем собрания резидентов Дмитриев Сапрыкиным — мы готовы подписывать такие взаимообязывающие документы, мы готовы были начать это делать буквально три-четыре месяца назад, когда мы начали проектировать внутриквартальные сети, и у нас у самих появилось понимание, когда эти сети могут быть построены. Потому что подписать ради того, чтобы сейчас снять проблему, а потом решать вопрос о штрафных санкциях, потому что мы не выполняем условия, совсем никому не хотелось бы.
Сейчас уже действительно можно трезво прогнозировать, когда мы обеспечим резидентов всей инженерной инфраструктурой. Конец следующего года это отчасти оптимистичный, но достаточно реалистичный срок. Учитывая графики строительства объектов самими резидентами, на мой взгляд, этот срок — а это год с небольшим, — позволяет им активно понимать, что надо выходить на проектирование, на разрешение и надо строить. Пока они строят, они как раз получат от нас сети.
Александр Эрлих