5
Зеленоградское управление образования: Что год учебный нам готовит 23.09.2011 ZELENOGRAD.RU
На вопросы Zelenograd.ru ответила и.о. заместителя начальника Зеленоградского окружного управления образования Светлана Сергеевна Быстрова.

Новые стандарты в «началке»...

— Светлана Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о подготовке и оснащении школ к началу преподавания по новым стандартам для начальной школы. Известно, что они введены повсеместно с 1 сентября 2011 года.

— В прошедшем учебном году прошли подготовку к внедрению образовательного стандарта второго поколения (ФГОС НОО) все руководители образовательных учреждений, 124 учителя будущих первых классов, заместители директоров, логопеды, психологи, воспитатели ДОУ. Для них был организован углубленный курс обучения новым педагогическим технологиям. Каждый педагог, выполняя зачетную работу по овладению компьютерными технологиями, продемонстрировал свое мастерство, от десятипальцевого метода печати до создания мультфильмов и других мультимедийных проектов.

— Что нового придет в школы с новыми стандартами?

Стандарты задали новые направления в организации преемственности между дошкольным и начальным образованием. Важно, что приоритетным направлением, наряду со знанием, становится мониторинг личностного развития ребенка. Динамику развития младшего школьника семья и педагоги смогут увидеть через такую форму работы, как «Портфолио достижений». Этой проблеме было уделено достаточно внимания: состоялись семинары, круглые столы, практические работы. В течение года работал постоянно действующий семинар для учителей и воспитателей ДОУ. Также изучался опыт работы пилотных учреждений по введению ФГОС НОО в части организации учебных и развивающих занятий и роли педагогической службы. Совместно с преподавателями МГПУ обсуждались особенности новых учебно-методических комплектов.

В уже наступившем учебном году особое внимание уделяется адаптационному периоду первоклассников (сентябрь-октябрь). Организация формы занятий в это время не очень сильно отличается от дошкольной, что помогает снизить тревожность, способствует укреплению желания учиться. С согласия родителей логопеды и психологи помогают детям успешнее адаптироваться и вступить в новую учебную жизнь.

Под особым контролем находится организация внеурочной деятельности, которая является продолжением основной учебной деятельности. У семьи есть возможность выбора занятий по интересам для ребенка (кружки, секции и др.)

— Есть ли в школах новые учебники, оборудование, необходимые для учебы по новым стандартам?

— Все учебники были получены школами перед началом нового учебного года. Сейчас в образовательные учреждения округа продолжается поставка нового учебного оборудования, которое позволит организовать поисковую, исследовательскую деятельность в учебное и внеурочное время. С возможностями использования учебного оборудования учителя и заместители директоров знакомились на семинарах и практических занятиях на базе стажировочных площадок в 2010 −2011 учебном году.

Новое учебное оборудование — это цифровой фотоаппарат, видеокамера, цифровой микроскоп и конструктор по робототехнике для кабинета технологии; проекционный комплект (маркерная доска, мобильный сканер, мультимедийный проектор); оборудование для обучения математике, (55 различных комплектов — магнитные плакаты, раздаточные карточки, числовые линейки, кубики Никитина, счетный материал и др.); оборудование для изучения русского и иностранного языков (комплект таблиц «Русский язык», «Словарные слова», многофункциональный игровой модуль для ролевой игры и речевого развития, набор для ролевой игры, театрализации и инсценирования); естественно-научная лаборатория (комплект для практических работ «Наблюдение за погодой», комплекта лабораторного оборудования «Плавание и погружение. Закон Архимеда», физическая карта, глобус).

Большинство школ учебное оборудование уже получили, в настоящее время поставка продолжается и продлится она до ноября.

... и новые СанПиНы для школ и школьников

— С 1 сентября вступили в силу новые СанПиНы для школ. Согласо им, размещать начальные классы школы должны в отдельном блоке, продленку первоклассникам можно устраивать только с тихим часом, причем спальни для девочек и мальчиков должны быть раздельными, а укладывать детей на двухъярусные кровати запрещено — так писали СМИ еще весной нынешнего года.

Как это будет реализовано в Зеленограде — где школы возьмут дополнительные площади?

— Как пояснила заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Н.Шерри, положение об организации дневного сна первоклассников в школах носит рекомендательный характер. Здания ранее построенных образовательных учреждений должны эксплуатироваться в соответствии с проектами. По проекту спальни в таких школах не предусмотрены.

— В новых требованиях диктуется даже уличное освещение вокруг школы. Фонари на её территории — кто должен их ставить? Школа может поставить их сама, без согласования с кем-то?

— Фонари, которые установлены на территориях образовательных учреждений, находятся на балансе Мосгорсвета. Они устанавливаются при открытии школы, в соответствии с градостроительным планом. В случае каких-либо проблем школы вызывают представителей Мосгорсвета. Устанавливать фонари самостоятельно образовательные учреждения, конечно же, не имеют права.

— А специальные покрытия стадионов и спортплощадок — на какие средства школы должны их делать?

— Искусственные покрытия стадионов и спортплощадок делаются за бюджетные средства. К примеру, такие покрытия уже имеются на территориях школ №№ 604, 609, 897, 638. Запланирована реконструкция 9 межшкольных стадионов.

— Будут ли штрафовать за все нарушения этих и других требований новых СанПИНов, невзирая не нереальность выполнения, уже с 1 сентября?

— Вопрос о штрафах — к представителям Роспотребнадзора.

Электронная школа: карты, дневники и запись первоклассников

— Когда ориентировочно планируется запустить систему электронной записи в школы? Как она будет работать, учитывая территориальную привязку корпусов к школам, которая осталась в Москве?

— Электронная запись в школы запланирована, в настоящее время этот проект дорабатывается Департаментом образования города Москвы. У нас уже есть опыт записи в детские сады через интернет, эта система работает в Москве с 1 октября 2010 года и оправдывает себя. Людям это удобно.

— Когда в зеленоградских школах появятся универсальные электронные карты учащихся — для прохода в школу и предоставления питания? По плану Департамента Москвы, организация пунктов приема заявлений и выдачи карт должна быть выполнена в октябре-декабре 2011, обеспечение прохода и питания по картам в 200 школах Москвы — к декабрю 2011. Какие конкретно зеленоградские школы в числе этих 200?

— Проход в школу и питание по пластиковым картам (в данном случае имеется в виду питание льготных категорий учащихся) уже осуществляется в семи образовательных учреждениях нашего округа — №№ 1557, 1528, 1353, 852, 1194, 1912 и 1151.

К 31 октября 2011 года в каждой школе будут организованы автоматизированные рабочие места для открытия пунктов приема заявлений и выдачи карт. В каждом таком пункте сотрудник школы будет принимать заявления, фотографировать, передавать документы в Моссоцрегистр и выдавать готовые карты.

— Будет ли это те же карты, которые некоторые часть школьников уже получила для оплаты транспорта? Им не придётся её менять?

— На этот вопрос мы дадим ответ позже, когда будем располагаем точной информацией.

— Как родители смогут забирать детей из школы, если проход в школу будет по картам?

— В точности так же, как и раньше. Школы работают в прежнем режиме, с соблюдением всех мер безопасности. В каждой школе есть пункт охраны при входе. Предъявив документ, удостоверяющий личность, охраннику, можно пройти в школу, если необходимо пообщаться с педагогом или администратором. Дети же сами спускаются на первый этаж, когда завершаются занятия.

— Будет ли карта носителем денежных средств на питание в школе?

— Назначение карты — универсальное. Сейчас она используется для прохода в школу и оплаты проезда в транспорте. В перспективе ее можно будет также «заряжать» денежными средствами и оплачивать питание в школе.

— Электронные дневники и журналы успеваемости, по плану Департамента образования, должны тоже появиться в школах к декабрю этого года...

— Электронные сервисы на протяжении ряда лет уже используют более половины зеленоградских школ. Это электронный дневник, электронное расписание, а в семи школах — контроль присутствия.

До конца 2011 года во всех образовательных учреждениях Москвы будут внедрены электронные журналы и дневники. Все школы нашего округа уже зарегистрированы в Городской школьной информационной системе, для них были проведены обучающие семинары. 24 августа 2011 года для администраторов школьных электронных журналов прошло обучение в рамках городской стажировочной площадки на базе гимназии № 1528. В наступившем учебном году запланирована серия семинаров, которая должна помочь школам разрешить все оставшиеся затруднения и перейти на новую форму предоставления государственных услуг, в данном случае образовательных, уже в электронном виде. Для более успешного решения этой задачи столичные власти планируют обеспечить педагогов Москвы служебными ноутбуками, обновить классы информатики.

Новая система финансирования

— Известно, что в школах сейчас начинается переход на новую систему оплаты труда и финансирования. С 1 сентября по ней работают уже все учреждения? Многие ли школы уже составили и опубликовали финансовые планы своих расходов?

— 1 января 2011 года вступил в силу 83-й Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В рамках реализации этого закона взамен прежнего финансирования, которое шло централизовано и распределялось по сметам для каждого подведомственного учреждения, образовательные учреждения (ОУ), перешедшие на новую систему финансирования, будут получать государственные задания и субсидии на их реализацию.

При этом расширится финансовая самостоятельность ОУ, более эффективным станет управление ресурсами. Ведь каждое учреждение (в лице директора, коллектива, управляющего совета) будет само определять, как именно израсходовать полученную субсидию. Для этого будет составлен план финансово-хозяйственной деятельности. Каждое ОУ опубликует его на своем официальном сайте.

В порядке эксперимента новую систему финансирования (а именно — нормативно-подушевое финансирование, которое зависит от числа обучающихся и воспитанников образовательного учреждения), отрабатывают школы, являющиеся участниками пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве. С 1 апреля 2011 года участниками этого проекта стали пять зеленоградских школ, с 1 июля — еще пять, а с 1 октября к ним присоединятся еще 21 школа и все дошкольные образовательные учреждения округа (постановление Правительства Москвы № 407 от 31 августа 2011 года).

Кроме того, пилотные школы (первого и второго этапов) перейдут также на новую систему оплаты труда, которая базируется на оценке качества образования. При этом необходимо развитие общественно-государственного управления (управляющие советы при образовательных учреждениях с участием родительской общественности). Все вышеперечисленное должно послужить одной важнейшей цели: повышению качества образования.

— Какова общая картина в Зеленограде — сколько школ чувствуют себя окупаемыми, сколько испытывают проблемы?

— Нормативы финансирования станут одинаковыми для всех, чтобы создать равные условия развития всем школам (до сих пор, к примеру, лицеи и гимназии финансировались лучше, чем общеобразовательные школы). Все школы получат финансирование в соответствии с численностью контингента. Соответственно (и об этом можно судить о качестве образования в конкретной школе), выиграют школы, где много детей. Я имею в виду, когда школа заполнена в соответствии с проектной мощностью, а не стоит полупустой. Не секрет, что есть школы более популярные среди жителей округа, а есть школы, куда не очень охотно приводят учиться своих детей. Задача коллективов последних — изменить ситуацию к лучшему.

Следует заметить, и это очень важно, что ни одному образовательному учреждению финансирование уменьшено не будет.

— 31 августа вышло постановление о новых нормативах финансирования дошкольных образовательных учреждений и их новых возможностях самофинансирования, с 1 октября запускается программа мероприятий «развития дошкольного образования». Что это значит для детских садов?

— Да, как я уже говорила, с 1 октября 2011 года начинается работа по переходу на новые формы финансирования детских садов. На эти цели уже в 2011 году выделяются средства из бюджета города Москвы в размере 1 миллиард 205 миллионов рублей. Дополнительное финансирование на развитие дошкольных образовательных учреждений в 2012 году составит 5 миллиарда рублей, что позволит, в том числе, повысить заработную плату воспитателей.

— Что в детских садах появится нового в связи с этим — дополнительные платные услуги? Сократится ли число бесплатных услуг — например, психологи, логопеды, прочее?

— Финансирование образовательных учреждений не сокращается. Все, что предоставлялось на бесплатной основе, в соответствии с образовательными программами, по которым работают учреждения, сохраняется. Рассматривать психологов и логопедов как специалистов, оказывающих какие-то дополнительные услуги, — неправильно. Это специалисты, находящиеся в штате дошкольных учреждений, и их занятия с детьми входят в образовательную программу.

Учреждения также имеют право предоставлять и дополнительные платные услуги, и это никакое не новшество. Если услуга востребована родителями, то почему бы и нет? В детском саду это может быть, к примеру, ритмика. В образовательной программе такого занятия нет, но родители хотели бы, чтобы с их детьми занимался специалист после окончания основных занятий. Дополнительная платная услуга не подразумевает замену каких-то ранее бесплатных занятий, входивших в образовательную программу. Это что-то принципиально другое, новое. Право предоставления таких услуг должно быть зафиксировано в Уставе учреждения, в его лицензии на образовательную деятельность. Оплата этих занятий происходит путем перечисления средств на лицевой счет учреждения, в соответствии с условиями договора, заключенного с родителями. Только так это может быть организовано.

— Что произойдет с зеленоградскими «школами здоровья»? О реорганизации их как малокомплектных и неокупаемых говорилось в прошлом году... В них укрупнятся классы? Сократится число школьников взамен на дошкольные группы? Они сохранят статус «школ полного дня»?

— Классы не могут укрупниться, тем более, когда речь идет о школах здоровья, расположенных в зданиях дошкольных образовательных учреждений. Прежде всего, потому, что существуют определенные нормы — 25 человек в классе.

Дошкольные группы были открыты в этом учебном году в начальной школе № 1701. Это связано с особой потребностью микрорайона 11в. В прогимназии № 1717, где раньше дошкольные группы работали в режиме кратковременного пребывания, были открыты две группы полного дня. В дальнейшем, поскольку мы имеем ежегодный прирост рождаемости, такую возможность, как открытие дошкольных групп в начальных школах, мы будем рассматривать.

— Какова будет судьба малокомплектных классов компенсирующего и коррекционного обучения в школах, специализированных образовательных учреждений в связи с новыми финансовыми механизмами? Продолжается ли сейчас их формирование и наполнение?

— Еженедельно на базе школы-интерната № 7 проходят заседания окружной психолого-медико-педагогической комиссии (ОПМПК), в обязанности которой входит комплектование специальных коррекционных классов VIII вида (для детей с умственной отсталостью).

Классы компенсирующего обучения, получившие распространение в нашем округе, формируются администрацией школ самостоятельно. (В соответствии с положением, компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для работы кадрами, и открываются по предложению совета этого учреждения. Цель — создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить школьную дезадаптацию). Наполняемость таких классов — 9-12 человек. Классов компенсирующего обучения в нашем округе на 1 сентября 2011 года насчитывается 32, и действуют они в восьми школах — №№ 1149, 1692, 638, 1740 и др. 21 класс работает на старшей ступени, 11 — в начальной школе.

Образовательные учреждения компенсирующего вида (начальные школы, детские сады, школа надомного обучения № 367, школа-интернат № 7) на сегодняшний день востребованы и продолжают работу в прежнем режиме. Ни эти учреждения, ни классы компенсирующего обучения в школах не прекратят своё существование в связи с новой системой финансирования образовательных учреждений.

Дефицит мест в школах и новые образовательные учреждения в Зеленограде

— Как видно из недавно опубликованной программы комплексного развития Зеленограда в 2011 году, к школам, вслед за детскими садами, подступает проблема нехватки мест. В районе Матушкино дефицит мест уже есть, а в районах Крюково и Старое Крюково заполняемость школ близка к 100%. При этом объекты, которые планируют построить в 2012 году, проблему не решают — не каждый отдаст ребёнка в кадетскую школу-интернат, которая появится в районе Крюково, а пристройка для начальных классов к школе № 854 на 300 мест сооружается в районе Савёлки, где свободные места и так есть...

— Дело скорее не в дефиците, а в неравномерном распределении учащихся. Не секрет, что есть школы более популярные, куда родители стремятся отдавать детей. Эти школы просто не в состоянии принять всех желающих. В то же время есть школы, которые не набирают необходимого количества детей и не загружены в соответствии с проектной мощностью. Цель пилотного проекта, в котором с 1 апреля участвуют и зеленоградские школы, — это повышение качества образования. Именно таким способом проблема неравномерного распределения детей по школам и должна разрешиться.

С другой стороны, детей с каждым годом, действительно, рождается больше, поэтому проблему наполняемости школ мы будем держать на контроле.

— Какие есть планы по строительству новых школ, школьных пристроек?

— В соответствии с постановлением Правительства Москвы № 801-ПП от 2 сентября 2008 года в 2014 году в нашем округе запланировано строительство кадетской школы-интерната на 180 мест, в 2012 году — блока начальных классов к школе № 854 на 300 мест. Также к 2016 году запланированы пристройки к дошкольным образовательным учреждениям (спортивные залы «Малышок») №№ 214, 322, 444, 2096, 2289, 404, 1229 и 2046.

— В ближайших планах Департамента образования — проработка создания образовательных комплексов типа «школа + детский сад», например, путем слияния детских садов-лидеров с малокомплектными или низкорейтинговыми дошкольными образовательными учреждениями. У нас есть информация, что таким комплексом в Зеленограде станут скоро детский сад 2547 и школа 1353 — это так? Какие комплексы еще возникнут?

— В 2011-2012 учебном году путем реорганизации нескольких школ и детских садов будут созданы дошкольные отделения в школах №№ 804 (ДОУ 214), 1353 (2547), 852 (2289), 1940 (2310). Такое объединение обеспечит преемственность дошкольного и начального общего образования, реализацию предшкольного образования, позволит полнее использовать ресурсы школ и детских садов, в том числе — образовательные ресурсы на всех ступенях, начиная с дошкольного образования.

В нашем округе мы можем говорить о многолетнем положительном опыте работы школы с дошкольным отделением № 1692, ЦО № 2045, в последние годы были открыты и успешно работают дошкольные отделения на базе школ №№ 2038, 897. Мы продолжаем работу в этом направлении.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
А про самое важное то, про продленку и питание так ничего и не рассказали... А вроде собирались...
Елена Панасенко
27 сентября 2011
007 Ganka, про питание мы уже получали отдельный ответ управления и писали - http://www.zelenograd.ru/news/6293/

А про продленку вот такое есть официальное заявление: http://www.mosedu.ru/dep_news/detail.php?ID=27105
Елена, спасибо :) успокоили :)
Оксана Пучинина
27 сентября 2011
Осталось получить ответ Роспотребнадзора про штрафы - тогда и школы смогут успокоиться :)
Сергей Иванов
1 октября 2011
Вот ведь правильно говорят, все новое - хорошо забытое старое.
Только похоже то, что сейчас уважаемая чиновница выдаёт на "новье" и прогрессивное мышление в образовании, не все ещё хорошо забыли.
Абсолютно советская схема обледенения ДО с начальной школой, где детки прямиком идут из определённого садика в определённую школу.
Только ранее это было детищем перестройки и ускорения, а сегодня это пример модернизации в образовании.
Чушь вы говорите уважаемая Светлана Сергеевна.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран