загрузить файл со звуком (25846 кб) |
— Сегодня мы говорим о поправках и дополнениях в федеральный закон «Об оружии», которые вступили в силу с 1 июля этого года. Насколько я знаю, введены существенные изменения и ограничения, поясните их, пожалуйста.
— Было внесено довольно много изменений. Это коснулось, в первую очередь, оружия самообороны, в связи с решением Президента, его линии по ужесточению использования и выдачи оружия самообороны. Первое разграничение: теперь оружие будет делиться на газовое и ограниченного поражения. К оружию ограниченного поражения в настоящий момент относится «Оса», «Эгида» и производные от «Осы», в основном под ее же патроны. Все остальное — то, что в обиходе называли «травматическим оружием», куда относили «Макарыч», «Наганыч», «ТТ», «Хорхе» и так далее, — теперь является оружием газовым, и может быть использовано только с газовыми боеприпасами. С 1 июля магазины сняли с продажи все боеприпасы, которые были снаряжены резиновой пулей под данный вид оружия.
Изменился порядок оформления и вид самих бланков лицензий, которые имеют люди. Раньше они получали одну лицензию на оружие и самооборону. Теперь лицензия получается двух видов: одна идет на оружие самообороны — для приобретения газового оружия самообороны, а вторая идет на приобретение оружия ограниченного поражения. Она выдается сроком на полгода на приобретение одной единицы данного вида оружия. После приобретения гражданин регистрирует это оружие в органе, выдавшем лицензию, получает лицензию на право хранения и ношения этого оружия на 5 лет. В соответствии с законодательством снизился порог количества приобретаемого оружия. Если раньше человек мог приобрести и поставить на учет до 5 единиц, то теперь — две единицы данного оружия.
— То есть можно говорить об ужесточении оружейного законодательства?
— Да, получается, ужесточили. Во-первых, ограничили количество, во-вторых, немножко изменился и порядок приобретения. Также теперь граждане, приобретающие оружие, должны сдавать экзамены, зачеты.
— Что собой представляют эти экзамены?
— Вы знаете, в настоящее время пока программы нет. Этим занимается Министерство образования Российской Федерации. Они должны выработать программу, которую, скорее всего, будут согласовывать с МВД России. Какие организации получат лицензию на обучение и принятие квалификационных зачетов, я пока не знаю.
— Что происходит в данный момент, куда должен обращаться человек, решивший обзавестись оружием? Как он должен подготовиться к получению лицензии, приобретению оружия?
— Прежде всего, он все равно обращается в наше подразделение, где на все его вопросы ему дадут ответы. Пока, чтобы у нас не было проблем с получением, принято временное решение о том, что зачеты и экзамены принимает наше подразделение. Билеты в принципе есть, мы идем по аналогу, как было раньше. В соответствии с законом, граждане, приобретающие оружие, сдают зачет. Пока мы принимаем эти зачеты в подразделении. В соответствии с новым законом, когда какие-то организации получат лицензию в Министерстве образования на обучение и принятие квалификационных экзаменов, тогда мы уже передадим эти функции в эти организации и будем заниматься только оформлением самих лицензий, то есть зачеты принимать мы уже не будем.
— Изменилось ли что-нибудь в оформлении медицинской справки для получения разрешения?
— Нет, в этой части ничего не поменялось. Все это идет Министерству здравоохранения, формы у них есть, приказ по выдаче и порядок выдачи данного документа в медицинские учреждения есть. Если имеется лицензия на выдачу данной категории справок, то организация имеет право выдавать эти справки.
— Все знают, что есть определенные медицинские ограничения на выдачу такого разрешения. Как вы относитесь к тому, что в принципе сейчас эту справку можно получить почти в любой частной клинике?
— Здесь мнение двоякое. В принципе я не против получения данных документов — пусть в медицинских кабинетах, пусть в медицинских центрах и так далее, лишь бы был упорядочен порядок ее выдачи. То есть не просто человек пришел и получил данную справку, а чтобы с него требовали необходимые документы и прохождение определенных категорий врачей. Тогда, я считаю, никаких вопросов не должно быть.
— В своей работе сталкивались ли вы с тем, что справку выдали определенно нездоровому человеку? Я понимаю, что это «на глазок» определить сложно, но бывает же, что человек поход на психически больного, или у него какие-то явные признаки физической болезни.
— Нет. Сами понимаете, по виду определить психическое состояние человека невозможно. Для этого есть специалисты, врачи, которые должны этим заниматься. А физическое состояние человека... Опять же, какой врач выдаст справку человеку, допустим, не имеющему рук?
— То есть, если человек не инвалид, если не доказана его психическая неполноценность, он имеет право?
— Да, совершенно верно.
— Вы упомянули об изменениях в новом законе, а появились ли новые возрастные ограничения?
— Возрастные ограничения остались прежние, ничего не изменилось. Изменения произошли только по квалификации данного вида оружия, и все.
— Что можно приобрести человеку без лицензии и регистрации?
— Без лицензии человек не сможет приобрести вообще никакое оружие, потому что организация, осуществляющая торговлю оружием, продает оружие при наличии лицензии.
— А, например, пневматическое оружие определенного вида?
— Вы имеете в виду пневматическое оружие, которое не попадает под действие лицензии — до 4,5 миллиметра и с меньшим калибром? Здесь прореха в законодательстве. Это оружие продается практически любому гражданину при предъявлении паспорта.
— Такие вещи, как электрошокеры и газовые баллончики, по-прежнему продаются свободно?
— Да, это все относится к средствам самообороны и продается обычным гражданам.
— Увеличены ли штрафы за нарушение хранения оружия, правил производства, продажи?
— Да, немного изменились штрафные санкции, увеличены штрафы, это увеличение по штрафам за нарушение в административном кодексе, также прописаны определенные положения в уголовном кодексе. Вообще, все это дело ужесточили, и может быть, это повлияет на то, что люди будут более правильно относиться к имеющемуся у них оружию, не только к его хранению и ношению, но и к использованию.
— Как вы относитесь к использованию пневматики обычными гражданами? Мы все знаем о случаях, когда люди были сильно травмированы, не говоря уже о том, что можно и убить человека. Как вы считаете, можно ли его выдавать всем желающим?
— Законодательство не запрещает, поэтому что не запрещено — то разрешено. Просто человек, который приобретает любое оружие, какое бы оно ни было — пневматическое, травматическое, огнестрельное, — должен, прежде всего, давать себе отчет, что он может совершить уголовно наказуемое деяние и будет осужден в соответствии с уголовным кодексом. Многие этого не понимают, думают, что это все игрушки, а на самом деле далеко не игрушки, и случаи бывают разные. Люди, просто не умея обращаться с оружием, или халатно подходя к стрельбе из того же пневматического оружия, из винтовок, из пистолетов, могут нанести определенный вред третьим лицам, имуществу и так далее. Здесь уже наступает уголовная ответственность. Люди просто не думают об этом. Поэтому законодательство и вводит обучение и сдачу определенных зачетов перед получением лицензии. Должна быть выработана программа, думаю, людям будут более доходчиво показывать, рассказывать, что может произойти и что может наступить от неправильного обращения с оружием.
— Вы упомянули о том, что еще нет четко определенной методики обучения. Есть ли какие-то сроки её появления?
— Я не готов ответить вам на этот вопрос. Это зависит не от Министерства внутренних дел, а от Министерства образования. Вся программа обучения и сдачи квалификационных экзаменов полностью возложена на Минобразования.
— Я посмотрела, что изменилось в статье 6 федерального закона «Об оружии». Это ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия. Исключен запрет использовать газовое оружие, способное причинить вред здоровью средней тяжести, находящееся на расстоянии более одного метра. Что это означает? Это некая фора в деле самообороны?
— Я уже говорил, что будет разработана специальная программа, будут преподаватели, которые будут показывать и объяснять. Закон не может определить всех последствий. Да, он где-то упрощает, где-то усложняет. Когда человек производит выстрел даже из газового пистолета на определенной дистанции, когда стреляет, допустим, в лицо другого человека, он не всегда отдает себе отчет, что пороховыми газами он может выжечь ему глаза. А это уже причинение тяжкого вреда здоровью.
— А если человек защищается?
— Опять же смотрим уголовный кодекс — пределы необходимой обороны.
— Вы сказали, что поправки в связи с принятием нового закона внесены и в уголовный кодекс, это касается и самообороны?
— Да, внесены, в несколько статей, в том числе и по данной ответственности.
— Та же шестая статья дополнена пунктом, который запрещает ношение и перевозку в границах населенных пунктов пневматического оружия в заряженном или снаряженном состоянии. Это на первый взгляд воспринимается как затруднение самообороны. Пневматика может быть использована в целях самообороны только в помещениях и на специально приспособленных участках местности, скажем, при спортивной стрельбе.
— Где вообще сказано, что пневматическое оружие должно использоваться для самообороны? Почему в таком случае не использовать для этого огнестрельное оружие?
— Не знаю, я же не специалист, спрашиваю у вас.
— Поэтому законодатель и определил виды: оружие самообороны, оружие для производства охоты, оружие для проведения спортивных мероприятий. Нельзя путать эти виды оружия. Мы же не используем пушку для самообороны. Давайте возьмем пушку, будем ее катать за машиной на прицепе для самообороны.
— Есть ли изменения в части ввоза в Российскую Федерацию какого-либо оружия?
— Опять же, ввоз был, есть и будет. Гражданин имеет право ввезти оружие из-за границы на территорию России, соблюдая законодательство — и таможенное, и об оружии. Если оружие, которое гражданин хочет ввезти на территорию, соответствует предъявляемым требованиям, то это не проблема, он проходит сертификацию и ввозит.
— Ещё одно изменение, хотелось бы уточнить, насколько существенное. Лицам, владеющим на законном основании оружием, имеющим право на его ношение, запрещается иметь его при себе во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, пикетах, религиозных обрядах. Здесь есть некоторые исключения, например, казачьи общества могут использовать оружие. Ну, казачья форма для Зеленограда, наверное, не особо актуальна.
— Казачья форма, будем говорить, неактуальна по многим пунктам. Там подразумевается, что казачья форма предусматривает наличие шашки, плети и так далее, но никак не огнестрельного оружия. А запрещение ношения оружия на массовых мероприятиях было всегда. Сейчас просто оно прописано законодательно, поэтому гражданин, который пошел, допустим, в развлекательный клуб или еще куда-то, уже может быть наказан в соответствии с законом. Потому что на любое массовое мероприятие люди приходят отдыхать, зачем туда брать с собой оружие? Тем более, использование оружия при массовом пребывании граждан, извините, это небезопасно.
— Если несколько отвлечься от оружия. В декабре прошлого года, после известных событий на Манежной, в Зеленограде был такой эпизод. Мы увидели некое скопление граждан и милиции на Крюковской площади. Потом узнали, что это усиленные проверки. Из УВД пришла информация, что были задержаны несколько человек, у которых в карманах были отвертки, молотки; люди были отпущены. Эти предметы — не оружие. Получается, человек имеет право взять заточку, молоток и прийти в любое место, где много народу.
— Это не касается закона «Об оружии».
— У вас есть мнение по этому поводу, насколько это оправдано?
— Человек идет на работу или на какое-то мероприятие — зачем ему молоток в кармане?
— А он скажет: «Просто взял молоток и положил в карман, он мне нужен», имеет право.
— Ну, идет с молотком. Вопрос в том, на какое мероприятие он пытается пройти. Если есть определенный допуск, то при проходе через рамку металлодетектора его просто остановят. Если нет... Для чего нужен молоток? Для забивания гвоздей. А если он случайно кого-то ударит этим молотком, то вступает в силу уголовный кодекс.
— В Зеленограде были случаи стрельбы из арбалета. Мне известен один случай, когда стрела попала в машину, нам об этом рассказал сам автовладелец, который, к счастью, не пострадал. Арбалет подходит под какую-то категорию оружия?
— Смотря какой арбалет. Есть мощные арбалеты, у нас они не распространены, и, по-моему, до сих пор не сертифицированы. Это охотничьи арбалеты, на Западе они распространены довольно широко, там многие охотятся именно с арбалетом, с луком. Очень мощные арбалеты, мощные стрелы, хорошо сбалансированные, и, в принципе, у них урон не хуже, чем у огнестрельного оружия. В России продаются в основном либо спортивные — метательное оружие, либо, как его называют, типа пневматического, не имеющее мощности. Разрешения на него не выдаются, и данное оружие не регистрируется. Здесь опять же, как я говорил. Использование любого оружия — будь то пневматическое, которое приобретается гражданином по паспорту (берем не пневматическое охотничье оружие, а обычную пневматику), — все идет к тому, что люди не отдают себе отчет, что они могут причинить вред либо имуществу, либо третьим лицам.
— Что бы вы посоветовали тем, кто хочет приобрести оружие для самообороны? Много обсуждений, мнений по этому поводу; например, что лучше иметь женщинам для самообороны.
— Здесь сложно советовать, практически невозможно. Все люди разные. Я вам задаю встречный вопрос. Вы идете вечером, заходите в подъезд... Ну, что выберем?
— Баллончик, например.
— Хорошо, баллончик. Где вы будете его носить, как женщина? В сумочке.
— В сумочке, скорее всего.
— Что такое женская сумочка, вы прекрасно знаете. Там можно найти, наверное, космический корабль. За какое время вы сможете достать баллончик из сумочки?
— Я думаю, это вопрос индивидуальный. Какое-то время, безусловно, понадобится.
— Какое примерно время, минимальное? Допустим, даже если у вас в сумочке порядок, что нонсенс.
— Нескольких секунд, наверное, хватит.
— Проведем эксперимент?
— Давайте попробуем. Вы имеете в виду, что пока достанешь баллончик из сумочки, он уже будет бесполезен?
— Конечно, бесполезен. Сумочку надо сначала открыть. Как обычно, в стрессовой ситуации пальцы не хватают за язычок молнии, молния заедает, клапан на сумочке не открывается, потом рука попадает не в тот кармашек. Я понимаю, когда баллончик в кармане, и рука тоже лежит в кармане. Но обычно баллончики в кармане никто не носит.
— Споры идут и о том, сможет ли человек воспользоваться оружием, газовым пистолетом, например.
— Вот, что я вам пытаюсь сказать — сможете ли вы этим воспользоваться? Кстати, по поводу сумочки. По правилам ношения оружия оно должно находиться в кобуре.
— Хорошо, задержка при вытаскивании оружия из сумочки, где оно не должно находиться, скорость реакции, внутренняя неготовность. Какие еще факторы могут влиять на бесполезность применения оружия в качестве самообороны?
— Это и есть основные факторы, которые на все и влияют. Достать никто не успевает при внезапном нападении. А с учетом того, что оружие в сумочках, — это утери, хищения и так далее. Сумочку вскрыли, оружие похитили. В принципе, при всех этих данных идет нарушение закона о порядке хранения и ношения оружия. За такие нарушения мы обычно аннулируем лицензии на его хранение и ношение. Вот в чем все дело. Вы представьте, как будет девушка, особенно летом, идти с кобурой на поясе. Куда она ее спрячет?
— Наверное, тут дело уже не в красоте, а в безопасности. Например, можно купить и носить с собой электрошокер. Известны ли вам случаи применения в Зеленограде, или, например, газовых баллончиков?
— Раз они продаются, значит, применяют. По поводу случаев — без комментариев, опустим эту тему.
— А огнестрельного оружия?
— Случаев применения зарегистрированного огнестрельного оружия нет, в течение довольно-таки большого периода.
— Можно говорить о нескольких годах?
— Да. Человек, который приобрел огнестрельное оружие для охоты. Я не беру газовое оружие, травматическое или все, что попадает под оружие самообороны, я беру именно тех людей, которые приобретали людей для охоты, под определенную цель, и они используют оружие только в определенных целях. Поэтому случаев использования этого оружия нет, потому что, по-моему, эти люди правильнее относятся к оружию. Раньше, в старые добрые времена, чтобы получить оружие, человек должен был длительное время состоять в охотничьем обществе, потом за него должны были поручиться другие охотники. Только после этого будут ходатайствовать о выдаче ему разрешения на приобретение оружия. Поэтому таких случаев раньше практически не было, только несчастные случаи, но от них не застрахован никто, скажем так.
— Были трагические случаи, когда дети находили у родителей оружие и, играя с ним, выстреливали в себя.
— Почему я и говорю об отношении к оружию, прежде всего, к его сохранности. Не зря в законе прописано, что оружие должно находиться в металлическом сейфе, исключающем доступ посторонних лиц. В основном все случаи с детьми происходят, опять же, с этим несчастным оружием самообороны. Человек приходит, кидает его на тумбочку, куда угодно, даже не задумываясь о том, что у него дома находятся маленькие дети, которые в принципе могут его взять и случайно из него выстрелить. Люди об этом просто не думают, а закон четко прописывает, где и как оно должно храниться. Если гражданин будет соблюдать правила его сохранности, поверьте, не будет несчастных случаев с оружием, особенно с детьми.
— Как вы считаете, вот этот новый процесс подготовки перед выдачей разрешения повлияет на ситуацию? Может быть, по аналогии с автошколой: если увеличить срок обучения, честно сдавать экзамены, будет меньше ДТП.
— Поживем — увидим.
— Я правильно поняла, что ваше отношение к приобретению оружия для самообороны, в общем и целом отрицательное?
— Да, вы правильно поняли.
— На чем оно основано, на опыте работы?
— Аргументы я уже приводил — как вы его используете? Сможете ли вы им воспользоваться? Дальше, опять же, психологический момент выстрела в другого человека.
— Встречались ли вы в своей практике со случаями, когда человек пользуется оружием в целях самообороны, холодным оружием, например, и оказывается виновным?
— Если он не превышал пределов необходимой самообороны, в принципе уголовная ответственность не наступает. А если превысил, соответственно, вступает в действие уголовный кодекс.
— Здесь и есть тонкий момент, в этих пределах.
— Да, не перейти определенную грань, которая регламентируется кодексом, что человек может, а чего не может. Прежде чем использовать что-либо, что у тебя в руках, нужно четко отдавать себе отчет в том, какие последствия могут наступить.
— Вероятно, очень сложно определить эту грань.
— Да, здесь я с вами согласен. Поэтому, в принципе, когда при обучении будут растолковывать — а я надеюсь, это будет прописано в программе, — не просто номера статей и их содержание, но и рассказывать о самообороне, втолковывать, люди будут лучше разбираться в этих вещах, не будут совершать тех действий, которые могут повлечь для них неприятности.
— Давайте напомним зеленоградцам, куда обращаться за получением разрешения.
— В отдел лицензионной работы. Он находится в
— Надо предварительно записываться?
— Нет, предварительной записи пока не существует, все в порядке очереди. На стендах есть необходимая для многих информация, которой интересуются. Проще подойти и уточнить все вопросы.
— Спасибо за беседу; напомню, в студии Zelenograd.ru был начальник межрайонного отделения по лицензионно-разрешительной работе УВД Зеленограда Сергей Сергеев.
Юлия Кравченко