1
"Творческий лицей" − 10 лет 07.11.2011 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd.ru директор экспериментального центра социальной адаптации и творческого развития детей и подростков «Творческий лицей» Ирина Кисловская.

Послушать (43:17)загрузить файл со звуком (30439 кб)

Ирина Кисловская, директор экспериментального центра социальной адаптации и творческого развития детей и подростков «Творческий лицей»

— 1 ноября исполнилось 10 лет зеленоградскому «Творческому лицею». Это хороший повод поговорить о его истории и о том, что происходит у вас сейчас. Напомните, пожалуйста, с чего начинался «Творческий лицей», как он образовался.

— Хочется сказать, что десять лет для учреждения — это, наверное, не такой значимый этап, промежуток времени, потому что есть более солидные фирмы, организации. Но для нас, людей, которые начинали это дело, и которые сейчас продолжают работать, это, конечно, очень большое событие. Начинал свою деятельность «Творческий лицей» в 2001 году, являясь правопреемником муниципального предприятия «Поллукс», которое работало в 8 и 9 микрорайонах, относилось тогда к 3-й районной управе. Мы, в общем-то, тоже переняли традиции муниципального учреждения «Поллукс» и оставили основной целью своей деятельности социализацию и адаптацию, в первую очередь, детей и подростков, которые попали в трудную ситуацию.

— Если я правильно понимаю, эта ориентация сохранилась и сейчас? Каким образом вы даете знать о себе детям, как они узнают о вашем существовании?

— Сначала хотелось бы ответить на первую часть вопроса. Да, мы сохранили свою ориентацию, потому что продолжили поддерживать плотные связи и взаимоотношения с муниципальными учреждениями, с управами. Соответственно, о ребятах, у которых есть проблемы, мы узнаем в первую очередь от тех структур, которые занимаются их проблемами помимо нас. Что касается приоритетов деятельности лицея, я бы сказала, что нас волнует не только эта категория населения. Мы работаем со всеми возрастами, с младшего дошкольного возраста — это участие в выставочных проектах, кинопоказах (у нас есть, например, проекты, связанные с мультфильмами для самых маленьких), — и заканчивая глубоко пенсионным возрастом. Самой старшей участнице реализуемого сейчас выставочного проекта — 86 лет. Основную свою цель мы стараемся решать комплексно, потому что у нас не столько специальные проекты для ребят с ограничениями в плане здоровья, с ограничениями в социальной сфере, из семей, где опекаемые или приемные дети, сколько интегративные проекты, которые открыты абсолютно для всех. То есть это клубное учреждение широкого профиля, многоструктурное, многофункциональное. Сказать, что только это направление у нас развивается, — нет, традиционно мы его оставили, достаточно активно занимаемся социальным проектированием, стараемся создавать новые программы, формы.

— Поясните, пожалуйста, что такое социальное проектирование.

— Чтобы быть более конкретной, могу привести пример. Уже семь лет у нас проводится фестиваль творчества детей, подростков и молодежи с ограниченными возможностями — «Цветик-семицветик». Уже два года он работает в режиме международного фестиваля, у нас есть участники, в том числе, из Белоруссии. Социальное проектирование в данном случае заключается в том, что программа фестиваля прописана в нашем учреждении, авторами являются наши сотрудники, это Василий и Елена Гермони. Это проект, который был создан на нашей базе, был проработан регламент его проведения, отработаны этапы его реализации. Таким образом, мы спроектировали новую среду для общения уже молодежной аудитории. Сначала мы начинали с детей и подростков, сейчас расширили рамки. Это проект, который направлен на определенную социальную категорию.

— Фестиваль проводится раз в год. А что может предложить «Творческий лицей» в остальное время таким детям, подросткам, молодежи?

— Он, конечно, проводится один раз в год, но продолжителен по времени, так как занимает время и сбор работ, и сбор заявок, и ответная реакция, потом общение уже с номинантами, победителями. Подготовка к фестивалю идет, уверяю вас, тоже в течение всего года. На постоянной основе у нас также работают несколько направлений. Это кружки для ребят с ограничениями здоровья. У нас функционирует компьютерный класс, где могут заниматься дети с опорно-двигательными проблемами. Слабослышащие дети тоже могут посещать этот класс, потому что, во-первых, педагоги обучены этим методикам, а во-вторых, созданы условия, класс оборудован специальными атрибутами, необходимыми для этих занятий. Раз в месяц у нас проводятся гостиная «Чаша сердца». Это гостиные для семей, которые воспитывают детей-инвалидов. Это тоже уже длительный проект, он работает с 2008 года. На нашей базе работают кружки для ребят из школы надомного обучения № 367, где также есть дети с ослабленным здоровьем. Буквально весь летний сезон работала студия фитодизайна, в которой занимались слабослышащие детки. Как я уже говорила, в любую программу, которую мы реализуем, мы готовы включать детей и взрослых различных социальных категорий. Скажем, в кружке «Давайте поиграем в английский» тоже сборный состав ребят. Там занимаются как здоровые ребята, так и те, у кого проблемы со здоровьем. Мы стараемся не делать таких разграничений. Допустим, если группа приезжает целенаправленно, скажем, от наших друзей «Единство непохожих» или «Алые паруса», то стараемся максимально: используем приставные пандусы, сопровождение.

— У вас возможность, например, помочь добраться до вас ребенку на инвалидной коляске?

— В определенных случаях мы можем помочь до нас добраться. Я не скажу, что у нас отработана система, что любой желающий к нам обращается и мы можем от дома до нашего учреждения сопровождать ребенка или взрослого на коляске. Но в частности, опять же, в авторском проекте Бучина Александра Владимировича мы проработали все пути передвижения по нашему микрорайону, по близлежащей нам территории на предмет их доступности. И само учреждение, основная его база, где находится выставочный, театрально-концертный комплекс, полностью приспособлено для передвижения людей с различными проблемами в сфере мобильности.

— Вы имеете в виду ваше помещение в 813-м корпусе?

— Да, корпус 813. Мы работаем на нескольких точках. У нас ведь помимо культурно-досугового комплекса есть вспомогательные службы. В каком плане вспомогательные — они, конечно, тоже ведут самостоятельную работу, но, допустим, видеостудия и звуковая студия работают также на массовые проекты, создавая аудиоподдержку, создавая фильмы либо просто видеозарисовки, необходимые к тому или иному мероприятию. Также у нас есть издательский центр, он работает в корпусе 832. Такая печатная поддержка просто необходима, если, например, идет работа со слабослышащей аудиторией или, например, с ребятами, которым нужно сменить темп занятий и так далее. Тут печатные методические материалы, сопровождающие даже какое-то досуговое времяпрепровождение, играют огромную роль, это большое подспорье. Также у нас на улице Гоголя работает учебно-методический отдел.

— Насколько востребовано то, что вы предлагаете, ваши услуги, занятия? Есть ли проблема большого спроса и небольшого помещения?

— Мы стараемся максимально осваивать те площади, которые у нас есть. Конечно, если бы была возможность расширить рамки театрального зала, потому что максимально это всего 50 посадочных мест... Если речь идет о том, что наша аудитория — это ребята с проблемами передвижения, то, естественно, часть рядов снимается, чтобы им тоже было комфортно находиться на мероприятии. Значит, количество участников уменьшается. Если бы была возможность расширить территориальные рамки, свои площади, наверное, это было бы хорошо. Но с другой стороны, многие наши проекты — адресного характера, индивидуального подхода, «глаза в глаза» — это атмосфера, которая уже сложилась, наверное, нам ее достаточно. Тем более, что в наш век мультимедийных технологий и возможности проведения виртуальных проектов недостатка в участниках практически нет. Потому что вся заинтересованная московская аудитория, которая работает в таком же направлении социокультурной реабилитации, а также Подмосковье, Иваново, как я уже говорила, Минск, — у нас нет преград для общения и для участия.

— Сколько детей посещают «Творческий лицей» в среднем? Например, у вас есть кружок «Компьютерный дизайн» — на какое количество занимающихся он рассчитан?

— Кружок «Компьютерный дизайн» сегодня — это три группы по четыре человека. Так как у нас компьютерный класс оборудован именно для детей с физическими ограничениями, занятия ведутся малыми группами либо индивидуально, при необходимости. В данный момент это 12 человек. Если говорить в целом, сколько детей занимается в «Творческом лицее», то в течение года на постоянной основе, те, кто ходят еженедельно, несколько раз в неделю, — это около 3,5 тысяч детей. Если говорить о количестве участников каких-то массовых или разовых проектов, тут цифры, конечно, увеличиваются. Скажем, «Цветик-семицветик» уже на протяжении трех лет собирает более пятисот участников. Это тоже очень хорошая цифра. Скажем, в этом году одних только педагогов, которые помогали ребятам участвовать в фестивале, было 72 человека.

— Я недавно, в октябре, заходила в «Творческий лицей». Это было в субботу; приходила на литературно-поэтический вечер, вход свободный. Обратила внимание, что залы были полупустые. Где-то в глубине увидела интересную выставку кукол... К чему я это говорю: каковы ваши возможности в смысле рекламы, более широкого информирования о вашей деятельности, о ваших мероприятиях?

— Возможностей достаточно. Во-первых, мы информируем, во всех наших помещениях есть план работ ближайших мероприятий, есть возможность приглашать через сайт управления культуры, сайт нашего учреждения. Также мы стараемся распространять информацию о предстоящих мероприятиях среди наших партнеров, с которыми мы вместе проводим всевозможные мероприятия, в частности, на стенде муниципалитета Старое Крюково, на стендах управы. Что касается, например, выставки, она сейчас достаточно востребована. Это, скажем так, по настроению фестиваля для пожилых людей «Второе дыхание», который сейчас идет, была создана экспозиция. Участников фестиваля сейчас 85 человек, а в выставочной экспозиции участвовали, наверное, около 70 человек. Собраны работы пенсионеров всего Зеленограда.

— 813-й корпус стоит немного особняком, пока мимо не пройдешь, не узнаешь, что там есть нечто интересное. Может быть, нужны какие-то объявления, наружная реклама? Или вы, в принципе, в этом не нуждаетесь, люди и так ходят?

— Для массовых мероприятий, которые мы проводим, например, в сквере у бюста Пушкина, или, скажем, традиционный праздник пирога, или пушкинские чтения, конечно, такие объявления распространяются по городу, они развешиваются на стендах, где народ бывает. Лицейские пятницы, которые вошли в традицию ( вы как раз на одной из них побывали), проводятся систематически, и уже есть определенная аудитория. Конечно, мы даем информацию и телефонограммами заинтересованным организациям. Например, близлежащие к корпусу 813 школы, детские сады всегда знают о смене экспозиции или проведении какого-то массового мероприятия. Мы пришли к выводу, что литературные чтения — это все-таки определенная аудитория, это интересы людей среднего возраста. У нас есть несколько направлений, например, хор «Вдохновение», — там поют дамы достаточно молодые, не только возраста мудрости. Литературную гостиную «Свеча и гроздь» также посещают люди, в том числе, среднего возраста. Но, как правило, это тот возраст, который очень задействован в воспитании детей, в рабочем процессе, аудитория пенсионеров и детей всегда более свободна.

— Конечно, музыкально-поэтический вечер — это специфическая вещь, публики будет немного по определению. Я знаю, что у вас бывают интересные выставки. Как вы находите авторов картин, фотографий — или это они вас находят и предлагают свои работы?

— Это взаимный процесс, потому что мы работаем уже десять лет. За это время у нас уже сложились отношения с зеленоградскими художниками, появились новые связи. Часть выставочных проектов идет непосредственно в рамках фестивалей «Цветик-семицветик», «Второе дыхание»; часть проектов — это выставки самодеятельного творчества. Допустим, очень часто бывает, что человек выходит на пенсию и начинает заниматься творчеством. У нас есть такие дебютанты, которые готовы открыть первую персональную выставку уже в достаточно серьезном возрасте. Если говорить о том, как мы находим этих людей, — мы сами интересуемся, во-первых, что происходит в городе и за его пределами. Ведь если не будет сменяемости выставок и жанров, то посещаемость тоже будет падать. Это, конечно, наша первостепенная задача. Сейчас у нас есть план выставочных проектов на два года вперед. У кого-то из художников это будет юбилейная выставка, у кого-то — первая.

— Будут представлены работы как уже известных в Зеленограде художников, так и просто жителей, которым есть что показать?

— Да, конечно. Как говорится, был бы хороший вкус, была бы интересная работа, и мы готовы предоставить площадку абсолютно любому человеку. Мне кажется, что это действительно хорошо у нас налажено — мы стараемся одновременно представлять не один проект, а несколько. Например, «Семейная коллекция». Достаточно всего несколько витрин, чтобы любая семья, собирая, допустим, десять, пятнадцать лет, неважно, сколько лет, происходит коллекционирование, собирая предметы, будь то декоративные ложки или старинные фотографии о Москве. Эти коллекции могут быть представлены в виде выставочного, экспозиционного материала, это тоже будет очень интересно.

В данный момент, если кто-то посетит выставочный зал, все витрины заняты творчеством наших уважаемых пожилых людей, потому что, как я уже сказала, 85 участников, многие хотели представить не одну и не две работы. «Семейные коллекции» у нас появятся буквально через месяц.

— Бывало ли, что вас просто что-то поразило в работах жителей?

— Вы знаете, каждый раз поражает. Нынешний фестиваль проводится у нас уже шестой год. Что интересно — те, кто, например, год назад участвовали с работами в технике «вышивка», в этом году представили работы в другом жанре, скажем, «компьютерный дизайн», «графика», «самостоятельное изготовление открыток». Или допустим, дама представляла вышивку, а на следующий год — фотографию. Вот это интересно. Что самое, мне кажется, удивительное: если мы представляем самодеятельное творчество, нам всегда очень интересно работать с детьми, появляется связь поколений. Очень интересно рассказывать, из чего сделаны работы — из подручного материала, из макарон, из перьев птицы, из тополиного пуха. Такая экскурсия для детей всегда становится экскурсией-игрой, потому что экскурсовод не раскрывает все тонкости творчества, и это уже происходит потом, когда ребята либо участвуют в мастер-классе, либо по итогам экскурсии отвечают на вопросы. Поражает то, что из года в год потенциал не снижается, а наоборот, нарастает, осваиваются новые и новые техники.

— Я как-то видела у вас вышитые картины, если не ошибаюсь, это было несколько лет назад. Что удивительно, там были участники-мужчины.

— Да, абсолютно точно. Это было объединение «Теплый дом», руководитель Елена Панасюк. В рамках работы объединения специально из Москвы приглашали мужчину, который владеет быстрой техникой вышивания, и он провел у нас мастер-класс.

— Вообще, интересно, насколько часто мужчины — я имею в виду обычных горожан — участвуют в различных выставках? Например, рукодельного творчества?

— Если говорить о живописи, художников все-таки больше среди мужчин. Если о рукодельном творчестве — здесь тоже вопрос достаточно интересный. Чаще всего это мужчины, которые помогают своим женам состояться в творчестве. Сначала, например, они делают рамки или помогают оформить выставку, потом сами включаются в процесс. Мужчины часто участвуют в выставках моделирования, все-таки им эта сфера ближе. Есть резьба по дереву — это чисто мужское направление, есть какие-то декоративно-прикладные виды творчества, где и мужчины себя проявляют. Но все-таки их меньше. Мне кажется, женщины более активны в этом плане и, наверное, больше нуждаются в признании. Потому что мужчина может очень долго готовиться к тому, чтобы выставить свои работы напоказ. А женщины смелее в этом плане. Например, они могут отзаниматься в студии фитодизайна полгода, а то и несколько занятий, и уже представить свою работу.

— Они меньше боятся критики?

— Ну, наверное, либо более уверенно это делают. Или, может быть, для них это наиболее знакомая сфера.

— Вы упомянули о вашем зале на 50 мест. Он небольшой, но есть звуковое оборудование, сцена, все хорошо устроено. Если, например, к вам обратятся какие-то молодые люди, самодеятельное объединение, с предложением, скажем, сыграть спектакль на этой сцене, вам это будет интересно?

— Я вам больше скажу — у нас работает театральное объединение «У старого моста», где именно студенты, молодые ребята ставят мини-спектакли, скажем так; малые формы очень прижились. Как раз при презентации новых спектаклей, моноспектаклей, зал не вмещает всех желающих. Приходят друзья, родители, опять же, наставники. Но конечно, любой человек может обратиться. Но так как мы все-таки учреждение культуры, у нас есть художественный руководитель, специалисты, они должны сначала посмотреть, К нам иногда обращаются молодежные команды, рок-группы. Одно время у нас даже была традиция: раз в квартал, то есть четыре раза в год они устраивали концерты, опять же для своих друзей. Но здесь тоже есть одна проблема. Чтобы музыкальная группа вышла на эту малую сцену, сложно работать со звуком, немного это все микшируется. Наш зал не приспособлен для каких-то грандиозных проектов. Но если человек действительно творческий, пишет новые песни, то где, как не на малой аудитории проверить эффективность своего творчества.

— То есть камерные спектакли, камерные концерты проводить можно?

— Да, конечно.

— И человек, которому есть что предложить, может к вам обращаться?

— Конечно. В частности, у нас проходят лицейские пятницы. Это третья пятница месяца, всегда есть мероприятие, которое организовывается в основном силами профессионалов, выступают профессиональные артисты. Но также есть мероприятия, на которых можно выступить молодым дарованиям, которые, например, недавно поступили в эстрадную студию. У нас эстрадная студия «Фантазия» в этом году дебютировала на всех открытых площадках на День города.

Кстати, недавно обсуждалось, где в Зеленограде можно послушать классическую музыку? У нас в лицее достаточно часто выступает дуэт Петрова-Полякова — скрипка, фортепиано, — дает небольшие концерты, и у них уже есть своя аудитория.

— У них академический репертуар?

— Да, по заявкам именно этой аудитории. Это молодежный и средний возраст, люди, которые любят классику.

— Это хорошо, потому что где в Зеленограде мало где можно услышать классическую музыку, разве что во Дворце культуры, на музыкальных абонементах.

— Ну почему же — есть детские музыкальные школы, сейчас вот новая замечательная школа с хорошим залом. Я думаю, музыка-то звучит, просто потребность, наверное, не так велика. Есть люди, получающие удовольствие именно от посещения концертов. Сейчас, в связи с тем, что можно практически любую запись, любой диск себе обеспечить дома, люди стали реже выходить.

— Расскажите о ваших сотрудниках. Кто работает сейчас в лицее, какие это специалисты, если учесть, что нужно работать, в том числе, с детьми-инвалидами?

— У меня замечательная команда. Около двадцати сотрудников работают уже на протяжении многих лет. С основания лицея у нас сейчас работают десять человек. Это специалисты широкого профиля. Конечно, есть профессиональные культорганизаторы, экскурсоводы, есть режиссер, художественный руководитель. Это еще и целый методический состав, тоже достаточно сильный; социолог, психолог. Потому что если работать только на культурно-досуговую сферу, то здесь речь идет о специалистах в области культуры. А вот чтобы быть интересными и полезными для ребят с проблемами, или для ветеранов, которые тоже относятся к особой аудитории, здесь, конечно, нужен другой подход. Наши службы — психолого-социологические, консультационные — помогают держать этот баланс, делать мероприятия именно под ту аудиторию, которая к нам приходит. Ведь, например, наши уважаемые ветераны нуждаются не только в том, чтобы послушать программу с песнями о войне. Прежде всего, они нуждаются в живом общении, а нам нужно живое слово тех людей, которые пережили войну. Например, у меня есть такой специалист. Он сейчас в отпуске, и это ощутимо; наши ветераны приходят и спрашивают: «А где Иван Георгиевич?»

Конечно, команда превыше всего. За десять лет она сформировалась. Это и чета Гермони, это и мой заместитель по культурно-досуговой деятельности Елена Викторовна Петрова, это и административная группа. Очень многих можно назвать. У нас замечательный художник-дизайнер. Мы стараемся делать все своими силами, поэтому работают специалисты высокого профиля.

— Как обстоят у вас дела с финансированием? Можете ли вы позволить себе делать все, что планируете?

— Финансирование, наверное, как и у всех сейчас, не слишком велико. Вы знаете, с деньгами все могут работать. Попробуйте работать, когда финансирование несколько ограничено. На самое необходимое хватает, зарплата, опять же, позволяет специалистам делать свою работу добросовестно, а это самое главное. Оборудование, антураж — это тоже важно, но для нашей сферы самое главное — это сохранение коллектива, специалистов, которые работают.

— Те услуги, о которых вы говорили, кружки, занятия, бесплатны?

— Да.

— Можете ли вы вести коммерческую деятельность?

— Сейчас мы ее не ведем, но я думаю, что потенциально можем и будем думать, как расширить сферу услуг для населения, какие бы мы могли ниши занять.

— В учреждениях внешкольного образования, например в ДЮЦах, происходит реформа с переаттестацией преподавателей, с переходом в другой статус. Говорят, что все это длительно и сложно и, в общем, тормозит нормальную работу. У вас происходит что-то подобное?

— Да, конечно, мы же живем в одном городе, в одной стране. С 1 июля 2012 года у нас тоже планируется переход на новую систему финансирования заработной платы. В связи с этим сейчас в учреждении происходят аттестационные мероприятия, проводятся дополнительные собеседования с сотрудниками, уточнение должностных обязанностей в связи с этим переходом. Но я думаю, переход пройдет планово, и мы с этим справимся.

— Сейчас проходит аукцион по поводу капитального ремонта вашего помещения на улице Гоголя, дом 11а. Когда планируются эти работы?

— Как раз сегодня мы должны завершить второй этап аукциона, вывесить договор на выполнение работ на электронные торги. Я думаю, что завтра уже можем приступать к этим работам вместе с подрядчиком, который выиграл аукцион.

— В том помещении будет отдельный вход?

— Да, на улице Гоголя планируется отдельный вход в торце здания. Это необходимо, во-первых, для комфорта жителей, потому что это жилой дом. Также у нас там планируется работа двух объединений, с небольшим количеством посетителей. Все-таки с отдельным входом приходить на эти занятия будет комфортнее.

— А в вашем основном помещении в корпусе 813 планируется ремонт?

— 813 корпус, конечно, уже нуждается в небольшом косметическом ремонте. Что-то мы делаем. Время от времени поступает финансирование, мы стараемся поддерживать наши помещения в достойном виде, так как учреждение культуры обязаны, прежде всего, создать среду, в которой приятно находиться.

Если бы финансирование было больше, то, наверное, и возможностей было бы больше. Но самое необходимое делается, управление культуры нас всегда поддерживает, идет навстречу. Департамент культуры тоже постоянно собирает сведения о наших нуждах.

— Планируются ли какие-то особые мероприятия в связи с 10-летием «Творческого лицея»?

— В связи с десятилетием мы хотим провести мастер-классы во всех наших объединениях, тематические заседания. И конечно, в преддверии юбилея мы провели торжественное праздничное мероприятие, на которое пригласили, прежде всего, своих друзей, с которыми мы десять лет сотрудничаем, тех, кто участвует в наших проектах. Непосредственно само десятилетие будет отмечаться в каждом объединении. Это и чаепития, и поздравления тех сотрудников, которые долгое время работают в сфере культуры, в частности, в нашем учреждении.

— Вы упомянули о выставках зеленоградских художников. У них как раз сейчас проблемы: выставочный зал «Зеленоград» все ещё на ремонте, экспозиции делаются в фойе ДК, но это все-таки не выставочный зал. Могут ли художники устраивать выставки у вас?

— Да, конечно, могут; они и обращаются. В планах выставочных проектов многие из художников готовятся к своим персональным выставкам. Вся информация о том, что происходит в лицее, отражается на нашем сайте, есть контактные телефоны. Мы всегда открыты для общения. Если это касается выставочных проектов или, например, проведения экскурсий, — Елена Сергеевна Гермони готова ответить на все вопросы по этим направлениям; телефон (499)710-0638. По этому же телефону можно узнать о ближайших мероприятиях.

— Спасибо за беседу. В студии Zelenograd.ru была Ирина Кисловская, директор государственного учреждения культуры «Экспериментальный центр социальной адаптации и творческого развития детей и подростков «Творческий лицей».

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Денис Карасев
8 ноября 2011
О наружной рекламе - все вранье. Ее нет. Даже стенд у дверей "ТЛ" открыт только во время работы учреждения.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран