На главный вопрос анкеты — «Нужно ли заменять бумажные учебники электронными?» — 50% опрошенных ответили «Да, уже пора», 33% выбрали ответ «Да, но только в старших классах», оставшиеся 17% считают, что электронные книги пока не готовы заменить бумажные.
Эти ответы интересно распределились в группах респондентов разного возраста, среди которых было 35 школьников
Ответы на вопрос «Что для вас самое главное в электронном учебнике?» выстроили рейтинг наиболее важных его характеристик для будущих потребителей:
При этом у школьников фаворитом оказался маленький вес «планшетника», студенты сочли главным его надежность и «неубиваемость», а взрослые выбрали сразу то и другое. Все группы сошлись на том, что ключевой характеристикой является также безвредность электронного учебника для зрения. Помимо перечисленных в анкете характеристик респонденты предложили еще несколько существенных: время эксплуатации при полном использовании, механизмы защиты информации, величина памяти и цена.
На просьбу оценить вес бумажных учебников, которые сегодняшние дети ежедневно носят в школу, опрошенные тоже дали разные «показания». Самым тяжелым оказался портфель у учеников средних классов, а вторым по тяжести он представляется взрослым — родителям школьников. Зато у студентов воспоминания о школьной жизни наиболее легкие.
Одно из основных опасений школьников и родителей, знакомившихся с ридером, состояло в том, что аккумулятор может разрядиться в самый неподходящий момент. Время автономной работы считают ключевым фактором 29% опрошенных. И хотя устройство на основе «электронных чернил» потребляет крайне мало энергии, и производитель заявляет, что в среднем заряда аккумулятора хватит примерно на неделю, но способ быстро «посадить» аккумулятор всё же есть — достаточно активно пользоваться функцией рисования. Многие родители и учителя считают, что школьники будут забывать зарядить ридер. Для увеличение времени автономной работы предлагалось даже установить в устройство «солнечные или любые другие альтернативные источники питания».
Другой часто упоминаемый в анкетах и очевидный недостаток — невзрачные, «серые» цвета на экране. Отсутствие цвета особенно волновало родителей учащихся начальной школы. Впрочем, и в средних классах некоторые учебники «заточены» под цветное изображение. Особенно пострадал учебник по дизайну, в котором, к примеру, при обсуждении «теплых» и «холодных» цветов использовались серые картинки.
Негативное влияние на зрение — ещё одно опасение и взрослых, и детей. 60% опрошенных считают безвредность для зрения самым важным в вопросе выбора ридера. Хотя «электронная бумага» считается безопасной для зрения, но мнение о вредности для зрения любого электронного устройства с экраном весьма стереотипно. О потенциальной опасности ридера в интервью «Известиям» уже высказались эксперты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН (НИИГОЗ) — по их мнению, нужно полгода, чтобы разработать требования экспертизы, а затем провести полномасштабные исследования, которые смогут определить оптимальный размер шрифта, контрастность дисплея и время безвредной для здоровья работы с ридером. Однако, организатор эксперимента, Федеральный институт развития образования (ФИРО), разъяснил, что такие исследования не предусмотрены техническим заданием федерального проекта, специального регламента для испытаний подобных ридеров пока просто нет, а формальные правила СанПиН по ним соблюдены.
Забыть ридер дома или сломать, потеряв разом все учебники — также в числе популярных опасений потенциальных пользователей Plastic Logic 100. «Дети недостаточно аккуратны с техникой — быстро сломают или начнутся проблемы с программами» — писали взрослые. Кроме того, пока не ясно, кто будет оплачивать учебник при его утере или поломке. Этот вопрос важен для 21% опрошенных. Вспомнили и о дороговизне устройства, и об угрозе воровства. Некоторые родители предлагали вариант с обязательным страхованием электронных учебников. При этом «неубиваемость» устройства оказалась важна для 59% респондентов. Примечательно, что наравне со взрослыми в первую очередь боятся поломок устройства младшеклассники (в том числе из-за вирусов или «замыкания экрана», как они писали в анкетах); а для учеников средней школы опасность разбить или сломать «читалку» уже напрямую связана с тем, что «придётся платить много денег» — впрочем, они в первую очередь боятся ненадежности устройства («заглючит в неподходящий момент»). Не обошлось без пары мрачных мыслей от взрослых: «Человек отучится мыслить и воспроизводит необходимую информацию» и «Это еще одна форма зависимости человека от техники».
Из нереализованных возможностей электронного учебника зеленоградцы наиболее часто отмечали подключение интернету (по словам представителей Роснано, эта возможность была убрана в соответствии с техническим заданием) и работу с аудио- (прослушивание текстов или аудирование на уроках иностранных языков, например) и с видеоматериалами (ролики по истории, с экспериментами по физике и химии и прочие — один из младшеклассников даже пожелал «мультики, фильмы и т.д.»). Многим хотелось бы, чтобы помимо учебников в устройство можно было бы загружать дополнительную литературу, словари и т.п. Для этого предлагалось добавить возможность интеграции со школьной компьютерной сетью — это решит проблему фильтрации загружаемого контента. Многие писали о необходимости расширить функционал ридера, добавив возможности интерактивного взаимодействия. Это позволит использовать электронный учебник в качестве рабочей тетради, использовать в нём обучающие программы или хотя бы устраивать с его помощью тестирования. Старшеклассники больше всего внимания обратили на недостаточное быстродействие Plastic Logic 100 («тормозит»). Студенты перечислили ряд функциональных неудобств: нельзя открыть сразу два учебника или две страницы на экране, неудобно создавать пометки (нужен стилус). Один из опрошенных предсказал предстоящую огромную работу по переводу бумажных книг в электронные.
В начале второй четверти учебного года Plastic Logic 100, прототип будущего серийного изделия, начали испытывать в школах пяти регионов России — 2,5 тысяч школьников