От жюри
загрузить файл со звуком (15106 кб) |
— Елена, расскажите, сколько фильмов вы посмотрели, когда стали участником жюри, сколько на это ушло времени?
— Для участников жюри кинофестиваль начинается примерно за месяц. Но в связи с разными проволочками примерно за три недели нам удалось получить все фильмы, которых в общей сложности было тридцать. Это то, что надо было посмотреть из «полного метра», плюс пятнадцать короткометражных фильмов. То, что смотрится уже просто единым потоком. 30 полнометражных фильмов нужно было смотреть не меньше, чем по два в день. У меня, честно сказать, не получилось посмотреть все. И надо сказать, ни у кого из членов жюри не получилось, кроме, естественно Аллы Ильиничны Суриковой, председателя жюри. Тем не менее, большую часть посмотрели все.
Надо сказать, что 25 фильмов — это много. Я, пожалуй, так много фильмов сразу не видела уже лет девять, с тех пор как работала на Московском кинофестивале, когда можно было смотреть по четыре фильма в день и получать такие же сильные эмоции от кино. Собственно, это тоже такой, своего рода уникальный опыт, потому что действительно начинаешь представлять себе всю картину. Поскольку фильмы совсем свежие — 2010 год;
— Как вы взаимодействовали с профессиональным жюри кинофестиваля?
— Да, и молодежные, и детские были вместе. Но это я говорю о взрослых фильмах, которые были совсем какие-то сказочные. Что интересно, молодежная составляющая жюри, она же не профессиональная совершенно, и старшее поколение — они все как раз из мира кино. Эта работа людей, которые не пересекаются в обычной жизни, дала очень интересные результаты. Потому что непрофессионалы должны были какие-то свои варианты дать — возможно, у молодежи был бы свой взгляд: «Вы не понимаете ничего!». А оказалось, что никто никого не подавлял своим мнением и авторитетом; оказалось, что все пришли к одним и тем же выводам. То есть фильм «Неадекватные люди», который завоевал главный приз, — вот он понравился всем абсолютно. И Юрию Грымову, который приехал и сказал «ужас и трэш» практически обо всем. Тем не менее, он выделил Романа Каримова — режиссера «Неадекватных людей» — и «Вдребезги». Сказал, что это сильно.
Алла Сурикова вела весь круглый стол. Она приехала первая и начала общаться со всеми, кто подъезжал постепенно, собирался. Она сразу сняла какое-то напряжение, которое поначалу возникло. К молодежи она относилась, как своим ученикам, к своим студентам, поскольку у нее богатый преподавательский опыт. Она сразу разделила, кто теоретик кино, кто не теоретик, а кто практик. В молодежном жюри был один режиссер, другой — товарищ пишущий, в основном все пишущие; и мастер спорта по художественной гимнастике — Галина Виноградова. Виторган Эммануил Гедеонович подъехал позже и внес творческую, богемную составляющую, всех посмотрел, начал шутить. Он приехал со своей прекрасной супругой. Они как-то сразу придали нашей содержательной беседе богемность. Он был со всем согласен, всем делал комплименты — настоящий джентльмен. Потом подъехал Голобородько Александр Александрович, он очень серьезно ко всему относился. Он единственный, кто выделил фильм «Кто я?» из всей программы; также ему понравился фильм «Неадекватные люди».
— Возникали ли в процессе обсуждения какие-то спорные моменты, разногласия между профессиональным и молодежным жюри? Чем заканчивались дискуссии?
— Сначала мы общались только с Аллой Ильиничной, рассказывая о своих первых впечатлениях от всего просмотренного. Потому что когда посмотрел так много и тут же нужно делать какие-то заключения, возникают сомнения — «все ты посмотрел?». Когда каждый начинает высказывать свою точку зрения, начинаешь понимать, что где-то оно с остальными не совпадает. Но это все говорила «молодежь». Потом Алла Ильинична высказала свое мнение по поводу всех фильмов. Сказала: «Обратите внимание на Романа Каримова», он ее ученик, если я ничего не путаю. У Аллы Ильиничны было несколько принципиальных для нее моментов, как мне показалось. Ей очень хотелось дать награду Светлане Ивановой — она играла главную женскую роль в «Доме Солнца» у Гарика Сукачева, и была победительницей первого фестиваля «Отражение». Ей очень хотелось, чтобы она тоже получила награду, тем более со своими новыми работами, но все решалось честным, открытым голосованием — поднимали руки и считали. Но не ей, а Анне Старшенбаум досталась эта награда. И все спорные моменты решались честно, без вбросов, таким голосованием. В категории «Лучший фильм для детей» все сошлись в одном мнении, что «Последняя игра в куклы» — действительно очень сильное кино и сценарий Надежды Кожушаны очень хороший. И очень здорово сыграла сама девочка. Фильм, который хотелось бы выделить. Был еще один спорный момент, кому же дать первую премию? Почему то молодежному жюри больше хотелось «Дом солнца» выделить. Хотя мне больше понравились «Неадекватные люди», так же как и кинематографической составляющей жюри старшего поколения. И на этом закончились спорные моменты.
— У вас было ощущение, что вас и остальных участников молодежного жюри воспринимают всерьез, как равных критиков?
— Абсолютно! Да, именно так. Со стороны всех членов жюри было внимание. Каждого, кто хотел высказаться, обязательно слушали и принимали все комментарии. Все выносили свои кандидатуры по номинациям. Поскольку мнения были разные, из всех мнений составлялись номинанты.
— Почему Zelenograd.ru вручал приз именно в первой номинации?
— Всем членам молодежного жюри позвонили и сказали: «Вы обязательно приходите, потому что кто-то из вас будет вручать....», то есть все решалось спонтанно. Почему Zelenograd.ru? Может, потому что тогда я сидела ближе к сцене... Специального решения не было. Хотя это было очень приятно и фильм «Выкрутасы» я полюбила, поэтому мне было вдвойне приятно вручить «Первую пробу» продюсеру.
— Вы упомянули о «депрессивной тенденции» в новом молодежном кино. Чем бы вы её объяснили, как искусствовед?
— В принципе, сейчас молодежных фильмов не так много, а детских еще меньше. Чем объяснить — не знаю. Может быть какой-то общей ситуацией. Жизнь такая, сценарии такие, такие сейчас темы....Не могу сказать, что все совсем уж мрачно. Но сложилась такая подборка фильмов. Если брать фестивали прошлых лет — было много патриотического кино. Мне кажется, что сейчас стали по-другому снимать, в этом дело.
— Это нечто новое для вас, приметы нынешнего кинофестиваля?
— Мне кажется, да.
— Какие у вас остались впечатления от общения с актерами, Аллой Суриковой, мастерами кино? Как они себя держали, что говорили интересного?
— Актеры подъехали позже, поэтому поговорить не получилось, но от тех, с кем сидели «глаза в глаза», впечатления просто потрясающие. У каждого своя точка зрения, каждый такой мэтр, человек со своей харизмой. Люди искусства — они «штучные», у каждого яркая индивидуальность. Помимо людей кино в жюри был Александр Залдастанов, «Хирург» — главный байкер. Он не успел приехать раньше, чтобы поговорить. Он вошел со своим приятелем в нашу компанию, которая уже все обсудила, мы уже все выпивали и закусывали, уже ждали, когда надо будет открывать. Обсуждение длилось часа два с половиной. «Хирург» с приятелем пришли уже под занавес, сказал, что со всем согласен, все видел, ему все понравилось. Оба такие два огромных человека. Ирина, супруга Виторгана, подошла и сказала: «Можно, я вас потрогаю?..» Грымов, конечно, звезда яркая и большая для Зеленограда, если не ошибаюсь, он первый раз приезжал. На фестиваль так уж точно — его не было раньше. Он в основном все ругал, все было плохо.
— Что именно он ругал?
— Что касается номинантов: «Я видел шестьдесят процентов, и ощущение, что все так себе, на троечку». Восторга у него никакого не было, он приехал и каким-то холодным взором, рассудительным взглядом сделал свои оценки, сказал, что, в общем, он не восторге, но, тем не менее, все это проходит, потому что это обязательно нужно. И так далее. Интересно, конечно, как у него прошел мастер-класс, я, честно говоря, не в курсе. Потом он уже общался непосредственно с префектом Анатолием Смирновым, они друг от друга не отходили. О чем-то они интересном беседовали. Когда все собрались и готовы были пройти по красной ковровой дорожке, которая была синей, общались свободно, начались какие-то байки.
— Префект высказывал какое-то мнение о фестивале, о кино?
— В кулуарах не слышала, но со сцены он говорил понятные вещи. Что кино — это важное искусство, чуть ли не цитатами известными. Видно, что внимание, которое он уделяет этому фестивалю, совершенно искреннее. И, когда он выходил вручать награду памяти Сергея Говорухина, искренне говорил, что очень горд, что именно он ее вручает, поскольку они были друзьями. И эмоции какие-то человеческие вызывали — и фестиваль, и Алла Ильинична. Я поняла, что он просто это любит. Зеленоград, по-моему, единственный московский округ, у которого есть свой фестиваль.
— Говорилось ли что-нибудь о планах на будущий год?
— Дай бог, чтобы все было хорошо в плане финансов и все состоялось. Вообще, все прощались на год, так что, надеюсь, все будет.
— Почему у членов жюри забрали диски с фильмами после фестиваля, если они специально записывались для них, для просмотра?
— Насколько я знаю, далеко не все их отдали, это было совершенно не обязательно. Я отдала, потому что «посмотрели — надо отдать», наверное. Мы отдавали папки со всеми заполненными анкетами, со всеми поставленными там плюсиками. У нас по каждой номинации была большая таблица, где мы выставляли оценки, где-то по десятибалльной шкале, где-то по двадцатибалльной. По всем пунктам: режиссерская работа, операторская работа, актерская. Все аспекты были учтены. Вот эту папку надо было отдать обязательно. А что касается дисков — нет. Я думаю, в основном их все оставили себе.
— Итоги, объявленные профессиональным жюри, совпадают с вашим мнением? Насколько справедливо, с вашей точки зрения, распределились места?
— Да, мне кажется, все оценки справедливые. Особенно мне было приятно, что выделили работу Дмитрия Дюжева. Как сказал со сцены продюсер картины: «Дмитрий Дюжев — режиссер, которого мы еще увидим». Мне тоже так показалось. Единственное, «Лучший мультфильм» я не хотела давать «Трем Богатырям», потому что очень уж он такой сладкий и прекрасный, а хотелось выделить «Звездных собак». Со всем остальным согласна абсолютно. Илья Любимов — замечательный актер, которого хотелось выделить, и его выделили в итоге.
— Было ли что-то особенное, что вас поразило, удивило?
— Фильм-поражение, фильм-удивление для меня — «Кто я?». Есть в сюжете что-то такое, чего не ждешь. Там весь фильм разбираются с человеком, который потерял память. У него нашли в кармане кучу денег, откуда-то телефон падает, он не может ничего объяснить и в итоге сидит целый день в милиции. Его расспрашивают разные люди, он рассказывает какую-то свою историю, якобы он что-то припоминает. А в итоге оказывается, что он злобный убийца и всех обманул. Этого действительно не ждешь. Мне показался интересным сценарий.
Про «Выкрутасы» была интересная история. Я не знаю, насколько это правда, но была такая информация, что сначала это был фильм о детском футболе. Потом его решили дополнить каким-то сюжетом, Милу Йовович подключили, Ивана Урганта и так далее, то есть огромную продюсерскую и актерскую команду. Получился чуть ли не голливудский блокбастер. Там каких-то открытий не было, просто такой приятный фильм посмотрели, посмеялись, все хорошо.
От организаторов
загрузить файл со звуком (7448 кб) |
— Александр, как вы, в качестве советника управления, как человек, непосредственно причастный к организации кинофестиваля, оцениваете его проведение в этом году?
— Прежде всего, оцениваю его на высоком профессиональном уровне, даже, несмотря на то, что сроки были немного изменены. Два года подряд кинофестиваль проводился во время осенних каникул. Сейчас, по независящим от нас причинам, фестиваль проходил с 21 по 25 ноября. Но, несмотря на это, через два зала Дворца культуры «Зеленоград» прошло свыше двадцати тысяч зрителей, было показано более тридцати пяти новых картин. Многие из них не появились еще в прокате, некоторые прошли премьеру, в том числе и в Зеленограде. Прошли встречи с известными режиссерами и продюсерами. Отрадно, что в жюри, которое возглавляла Алла Сурикова, были и всем известные Эммануил Виторган и Юрий Грымов и многие знаменитые «медийные» лица, причастные к кинокультуре. Нам всегда приятно, когда в округе появляются такие люди. Уже стало традицией молодежное жюри, которое в этот раз состояло из молодых людей, имеющих отношение к творчеству, к режиссуре, драматургии, к визуальным видам искусства, видео, фото и так далее. Вот некоторые из них: Олеся Кулинчик, Виктор Федосеев, Галина Виноградова. Эти люди не «с улицы», а действительно знают, что такое творчество, искусство. Это уже состоявшиеся профессионалы. Хотя Олеся Кулинчик и является студенткой третьего курса Московского государственного лингвистического университета имени Мориса Тореза, как фотографа ее уже многие знают в Зеленограде. Это вполне состоявшийся специалист.
Трудности при организации всегда существуют, ведь это ответственность перед зрителем — на наших плечах была задача, чтобы вовремя начинались все киносеансы, чтобы работа волонтеров по обеспечению была налажена. В этом плане мы благодарим наши колледжи № 49, 50 и 8; благодарим наши вузы — МИЭТ, МГАДА, МГПУ, которые откликнулись на нашу просьбу и поделились на своеобразные волонтерские отряды и практически все киносеансы помогали нашим зрителям. Особенно в первой половине дня, когда шло детское кино: помогали им переодеваться, осуществляли всякую организационную помощь, чтобы зрителю было удобно. Да, где-то без накладок не обошлось, но фестиваль — это живой организм, в котором всегда бывают какие-то осложнения. В любом случае все прошло достаточно профессионально. Мы тоже сделали для себя ряд определенных выводов. Поскольку сейчас служба волонтерства и вообще волонтерское движение в Москве и в Зеленограде, в частности, развивается, оно становится популярным, многие ребята высказали пожелание принять участие не только в следующем году в кинофестивале, но и в других мероприятиях. Для нас это приятно. Им это было совершенно несложно. Более того, у них появилась уникальная возможность: с одной стороны официально быть волонтером, с другой — тоже посмотреть новые фильмы. В любом случае мы планируем на следующий год этот фестиваль.
Основная идея организации фестиваля и координация принадлежит префектуре, и мы ей за это благодарны, лично Анатолию Николаевичу Смирнову. Идея этого фестиваля, зародившаяся еще в 2006 году, когда в округе появилось управление тогда еще Комитета по делам семьи и молодежи, идея Натальи Анатольевны Свиридовой, слава богу, жива. Я думаю, что и круглогодичный фестиваль может иметь место быть, но это в уже планах.
Надеюсь, что никакие потрясения не помешают зеленоградцам увидеть новые фильмы, а округу стать одним из самых продвинутых и не быть оторванным от центра Москвы.
— Вы упомянули о том, что время проведения фестиваля перенесли с каникул на учебную неделю. Почему так произошло, знаете ли вы что-то об этом?
— Есть определенные процедуры, в том числе финансовые. Мы не отвечали за вопросы, связанные с финансированием. Так получилось, что именно такое время было выбрано. Повторюсь, фестиваля не было четыре года, и зрители немножечко от него отвыкли, а сейчас фестиваль был проведен. Ряд вопросов мы обсуждали на оргкомитете, и будем еще обсуждать при подготовке. Конечно, мы будем стараться сделать его лучше, качественнее. Нет предела совершенству. На вопросы, связанные с теми или иными неудобствами, мы не закрываем глаза. Мы будем решать эти вопросы, чтобы зеленоградцам было как можно удобнее попасть на те или иные фильмы. Зато этот фестиваль, в отличие от прошлых лет, проходил не три дня, а пять. Были обстоятельства, на которые, к сожалению, мы повлиять не могли, и нам пришлось под них подстраиваться, но это не наша прерогатива. Это вопросы префектуры, как генерального организатора фестиваля. С нашей стороны была исключительно организационная поддержка и все, что связано с помощью в проведении.
— Да, мы знаем, что был заказчик работ, были подрядчики, взявшие на часть работ по организации. Как вы оцениваете интерес самих зеленоградцев разных возрастов к этому кинофестивалю? Например, на показе фильма «На ощупь», куда приезжал Юрий Грымов, был практически полупустой зал. Что было обидно наблюдать. Причем это был вечер.
Когда мы два года подряд, в 2007 и 2008 году, проводили кинофестивали, то второй люди уже ждали, люди уже к этому готовились. То есть сформировалась определенная не то чтобы культура, но народ уже знал определенный регламент проведения фестиваля, зрители знали, как он будет проходить. Мы за четыре года тоже немного отвыкли, потому что фестивальная жизнь — она особенная. Не только для самих конкурсантов, но и для того региона, где проводится фестиваль. Что же касается полупустых залов, повторюсь еще раз, были обстоятельства, на которые мы не могли повлиять. И опять же, я не уполномочен отвечать за нашего генерального организатора — за префектуру. Не в нашей компетенции данные вопросы, мы подключались только как организаторы. А организация, которая выиграла конкурс на проведение этого фестиваля, — это наши давние старые партнеры, которые проводили и предыдущие два кинофестиваля, «Международная академия трюка».
Юлия Кравченко