Из десяти округов столицы Зеленоград оказался предпоследним по активности — на вопросы департамента ответили 109 зеленоградцев (6,25% от всех москвичей), у которых 133 ребёнка. С наибольшим интересом к опросу отнеслись зеленоградские родители детей от 3 до 6 лет и от 7 до 10 лет:
Ответы на вопрос «Для чего, на Ваш взгляд, нужно дополнительное образование?» выстроились у зеленоградцев в том же порядке, что и у всех жителей столицы:
- Для развития творческих способностей — 82 (75,23%)
- Для формирования позитивных увлечений и хобби — 74 (67,89%)
- Для укрепления здоровья — 64 (58,72%)
- Для повышения уровня культуры — 56 (51,38%)
- Для подготовки к профессии — 31 (28,44%)
Выбор наиболее интересных направлений дополнительного образования в Зеленограде несколько отличался от столичного: выяснилось, что зеленоградские папы и мамы больше москвичей ценят танцы, музыку и вокал, а также туризм и краеведение, а вот научно-техническое творчество, информационно-коммуникационные технологии, радиотехника, робототехника и экология имеют в нашем «городе электроники» значительно меньше приверженцев, чем в среднем по столице. Один из зеленоградских родителей пожелал дополнить список направлений, включив в него «театр и технологии СМИ», а другой добавил, что его трое детей интересуются «астрономией, геологией, клубами общения с ровесниками из-за рубежа (совместные поездки, совместные проекты и т.п.)».
В целом большинство зеленоградских родителей (79,82%) ответили, что их дети получают дополнительное образование (по Москве чуть меньше — 78,9%). При этом 23% зеленоградцев пользуются услугами частных репетиторов (в Москве эта доля выше — 34,96%). Большинство детей посещают государственные ДЮЦы и клубы (57,8% по Зеленограду, 48,1% по Москве), другие ходят на занятия в негосударственные учреждения (27,5% по Зеленограду, 24,2% по Москве). Зеленоградцам менее доступны или интересны кружки в школах (20,2% по сравнению с 25,9% по Москве), вдвое меньше они приглашают и частных преподавателей на дом (9,2% по сравнению с 17,6% по Москве).
В Зеленограде больше довольных качеством услуг и самими учреждениями дополнительного образования, чем в среднем по Москве
Зеленоградские родители, чьи дети вообще не ходят на дополнительные кружки и занятия, указали следующие причины этого:
- Высокая стоимость — 13 человек (из них семь человек с детьми-дошкольниками до 6 лет)
- Нет интересных для ребёнка секций, кружков, клубов, студий — 7 человек (из них трое с детьми до 6 лет и трое с детьми
11-15 лет) - Неудобно добираться — 5 человек
- Нет информации о наличии секций, кружков, клубов, студий — 5 человек
- Нет времени — 1 человек
- Нет потребности — 1 человек
- 7 отвечавших привели также другие причины — 3 человека написали, что их дети еще малы
(3-4 года), и для них не удаётся найти ничего подходящего неподалеку от дома («Нам везде отвечают, что ребёнок еще слишком мал»); один родителей попенял на отсутствие бесплатных секций, еще один высказал желание «ходить в кружки в свою или соседнюю школу».
На вопрос «Что, на Ваш взгляд, может улучшить московскую систему дополнительного образования?» зеленоградцы выбрали такие варианты ответов:
Оказалось, что самое актуальное для Зеленограда — это новые кружки в школах и при управах, а центров детского творчества, за которые так ратуют москвичи, у нас уже достаточно. Кроме того, зеленоградские родители предложили много собственных замечаний и рекомендаций по улучшению дополнительного образования:
- «Открыть кружки в детских садах, „школы дошколят“ либо в детском саду, либо в выходные дни»
- «Вернуть факультативы в школе в средних классах
(8-9), что могло бы помочь с выбором направления» - «Занятия должны быть бесплатными», «Хотелось бы именно бесплатного обучения в этих учреждениях! Не все в состоянии оплачивать дополнительное образование нескольких детей в семье!», «Нужны бесплатные секции для
5-ти летних детей», «Больше бесплатных кружков для детей до 6 лет». - «Непременно сохранить бесплатные кружки! А еще выявлять лучших педагогов и лучшие коллективы (кружки) и предоставлять им больше возможностей (финансовая помощь, организационная — бесплатные поездки для обмена опытом, например; поддержка проектов); еще надо приглашать хороших вузовских преподавателей на курс лекций по различным предметам (хотя бы 1 раз в месяц в течение года) пусть за платный абонемент (по аналогии с абонементами музыкальных вечеров) например на базе ДТДиМ; а еще это просто катастрофа — в Зеленограде вообще нет ни курсов, ни кружков по углубленному изучению русского языка (по ин.языкам — выбор богатый, по математике — курсы при МИЭТ, а по русскому — шаром покати!) это ненормально!»
- «Есть множество спортивных секций с тренерами-профессионалами, которые находятся в агонии, без финансирования и поддержки, которые выгоняют со всех мест — а все потому, что они бесплатны. Надо не за деньгами гоняться, а за показателями здоровья и спортивными достижениями».
- «В
9-м и10-м районах недостаточно спортивных и физкультурных заведений» - «Побольше современного оборудования и материалов для обучения детей», «Улучшить материально-техническую базу», «Увеличение дотаций по творческим объединениям на покупку оборудования и т.д.»
- «Обоснованная система налогообложения услуг дополнительного образования»
- «Нужны финансирование и контроль. Конкурсы мастерства педагогов дополнительного образования (по разным направлениям)», «Поощрение учителей, которые делают свою работу хорошо», «Нужно изменить отношение работающих в этой системе вечно недовольных преподавателей (не все, но большинство) к детям».
Елена Панасенко
Сложнее понять разный % ответов "ребенок не получает услуг допобразования" в разных вопросах)
в Союзе было проще - все, что за рамками организаций - частные репетиторы, теперь черт ногу сломит.
да, про доп.образование меня тоже позабавило :)
не ручаюсь за точность, но что-то типа:
"Почему Ваш ребенок не получает услуг доп.образования?"
"Потому что получает услуги доп.образования"
За материал спасибо, интересно :)