Напомним, что пилотный проект по развитию общего образования был запущен Департаментом образования Москвы в конце марта 2011 года. Он направлен на внедрение в школах новой системы финансирования образовательных учреждений — нормативно-подушевого финансирования по числу учеников школы, при этом предполагается, что школы получат гораздо больше самостоятельности и станут эффективнее управлять своими ресурсами и бюджетными субсидиями. С 1 апреля 2011 года в пилотный проект вошли первые пять зеленоградских школ (854, 853, 617, 718, 1194), еще пять школ были включены с 1 июля (лицей 1557, гимназия 1528, школы 1923, 1739 и 842), а с 1 октября участниками проекта стали 21 школа и все детские сады Зеленограда. Подробнее об этом в интервью Zelenograd.ru в сентябре 2011 рассказывала Светлана Быстрова, и.о. заместителя начальника Зеленоградского управления образования. По её словам, десять первых пилотных школ Зеленограда уже начали переход на новую систему оплаты труда учителей, которая базируется на оценке качества образования. Родителям учеников этих школ следует ожидать, что их начнут активно привлекать к управлению деятельностью учреждений — новая система финансирования подразумевает развитие общественно-государственного управления и создание управляющих советов при образовательных учреждениях с участием родительской общественности. А на сайтах школ должны появиться открытые планы финансово-хозяйственной деятельности, с которыми смогут познакомиться все желающие.
«Нормативы финансирования станут одинаковыми для всех, чтобы создать равные условия развития всем школам, — отметила Светлана Быстрова. — До сих пор, к примеру, лицеи и гимназии финансировались лучше, чем общеобразовательные школы. При этом очень важно, что ни одному образовательному учреждению финансирование уменьшено не будет. Выиграют школы, где много детей — те, которые заполнены в соответствии с проектной мощностью, а не стоит полупустые. Не секрет, что есть школы более популярные среди зеленоградцев, а есть школы, куда не очень охотно приводят учиться своих детей. Задача их коллективов — изменить ситуацию к лучшему».
По поводу зеленоградских образовательных учреждений компенсирующего вида — в число которых входят школа надомного обучения 367 и школа-интернат № 7, пока не включенные в пилотный проект — представитель Управления образования сообщила, что они продолжат работу в прежнем режиме и не прекратят своего существования в связи с переходом на новую систему финансирования, так как остаются вполне востребованными.
На сайте Зеленоградского управления образования работает раздел, посвященный пилотному проекту, где публикуются последние разъяснения Департамента образования Москвы по этой теме.