загрузить файл со звуком (9619 кб) |
— 16 марта в ДК «Зеленоград» пройдет концерт «Воскресения» — что вы представите, какие песни прозвучат?
— Я сейчас не берусь перечислить вам всю программу. Прозвучат песни группы «Воскресение» разных лет, в том числе и самые старые, которые публика так любит.
— Будут ли новые?
— Новое пока не родилось, принципиально нового пока еще нет.
— Вопрос о ваших слушателях, о тех, кто ходит на ваши концерты. Какого возраст эти люди?
— Я не очень разглядываю, но — от наших ровесников до их детей и внуков, причем попадаются совсем молодые люди. Молодежь и дети.
— Просят ли что-нибудь спеть?
— Они что-то такое кричат, примерно всегда одно и то же: «Леха, „Бабу“ давай!»
— Просят ли вас спеть песни Константина Никольского, потому что могут и не помнить, кто что написал?
— Вы знаете, все давно уже привыкли, что мы не исполняем Костины песни. По его же просьбе, даже настоятельному требованию.
— То есть просят только ваши песни,
— В основном от начала
— На вашем сайте выложен график гастролей — есть и зарубежные концерта, Германия, например. Кто приходит там на ваши концерты?
— Точно такие же люди, это же наши соотечественники. Немцы вряд ли пойдут, если только из любопытства. Но бывает. Вот в Англии приходили англичане, потом благодарили, уходили довольные. А какие они... Ну, приедем, посмотрим. Мы в Германии вообще ни разу не играли.
— То есть это будет первый опыт. А в последние годы были зарубежные гастроли?
— Израиль, Соединенные Штаты, Прибалтика, теперь тоже заграница, Украина, тоже заграница. Бывают.
— Если сравнить, как вас воспринимает публика, скажем, в Штатах и в Москве — есть какая-то разница?
— Я не замечаю никакой разницы. Удивительным образом очень темпераментная публика в Питере, хотя, казалось бы, север. И в маленьком приволжском городке Чайковский. Он оправдывает свое название, оказалась очень ритмичная публика, очень музыкальная. Нашелся какой-то невиданный прежде контакт с залом, именно музыкальный.
— Где вам больше нравится играть? В помещениях вроде киноконцертного зала, как у нас в ДК, или в клубах?
— Я знаю ваш зал, он мне очень нравится. В клубах мы очень мало стали играть, и клубов стало мало. В принципе, на клубных концертах немножко другой вид контакта. Но я тоже не против.
— А чем вам нравится зал зеленоградского ДК? Акустикой?
— Он в свое время был спроектирован под такого рода мероприятия, то есть специально создан для концертов и для кино. Это удобно и публике, и музыкантам. Там нормальные гримерки. С тех пор ничего подобного не строили.
— Помните ли вы свое выступление в Зеленограде в клубе МИЭТа 3 ноября 1982 года?
— Нет, конечно, не помню.
— Между тем, это ваше выступление вошло в зеленоградский фольклор. Тогдашний председатель комитета ВЛКСМ МИЭТа Алексанян вручил вам какую-то почетную грамоту. По поводу чего, наверное, уже не вспомнить. Очевидцы рассказывают, что вы высоко подпрыгнули и крикнули что-то по-английски, поэтому народ и запомнил.
— Мне очень стыдно, но не вспомню :). Какой народ памятливый. Я, правда, с тех пор высоко не подпрыгивал, но все равно не помню.
— Действительно, давно это было. Играли ли вы в Зеленограде квартирники?
— Квартирных концертов мы никогда не давали. В Зеленограде бывали неоднократно, я за давностью не припомню, когда и сколько.
— Если говорить о ваших песнях, помню, что в
— Ох, я же не музыкальный критик, и мне это так приятно, что я не музыкальный критик. Я не могу такие вещи сравнивать. Может быть, это правда, может быть, нет.
— У вас же действительно песни в большинстве своем были грустные, в них не было никакого оптимизма, а была такая тихая печаль. Это мироощущение или это настроение было связано со временем?
— Мне не хотелось бы надевать на себя плащ пророка. Я вообще человек веселый, но у меня были тогда достаточно мрачные предчувствия, поскольку была очень открытая душа, трепещущая, поэтическая. И лицемерить и призывать праздновать что-то несуществующее мне совершенно не хотелось.
— Наверное, много раз спрашивали об уголовном деле против вас в 1982 году — левые концерты, запрещенная тогда «частная предпринимательская деятельность». Этот процесс сопровождался разными гневными публикациями в прессе по поводу группы и вас лично. Как вы считаете, не причастны ли к этому организации, которые курировали тогда рок-клубы?
— Я не знаю, мне это совершенно не интересно, по-моему, это полная ерунда. Собственно, мои предчувствия касались не моего личного будущего, а в большей степени того, что происходит со страной.
— Понятно. Если вернуться к музыке — ваши музыкальные вкусы меняются со временем?
— Наверное, я пока еще достаточно живой человек, и мне какие-то новые вещи бывают интересны. И в области классической музыки кругозор расширяется, и зарубежная и отечественная эстрада тоже иногда подкидывают забавные фокусы. В принципе, вкусы не изменились, хотя расширился кругозор, благодаря интернету, конечно же.
— Что вы слушаете дома, например, или в машине?
— У меня машины нет, и не будет. Дома я буквально вчера громко заводил концерт группы Cream 2005 года в Альберт-холле.
— Cream вы слушали двадцать лет назад и продолжаете сейчас, если я вас правильно поняла?
— Ну разумеется.
— Вы упомянули, что новых песен пока нет. Почему — не придумывается, не пишется?
— Так бывает, что не пишется годами. Вскрывать себе вены по этому поводу я не намерен. Но какие-то стихи сочиняются. Я с годами стал уже достаточно опытным редактором, могу отличить хорошее от плохого; раньше не умел. Написать еще десяток плохих песен — это не для меня.
— Нравится ли вам что-то новое в музыке, из двухтысячных, — новые направления, исполнители?
— Боюсь, что я не в курсе.
— Не интересуетесь?
— Нет, и мне кажется, никогда не интересовался. А что-то радикально новое, интересное, действительно масштабное, — оно всегда меня находит, наверное, как и каждого.
— На каком инструменте предпочитаете играть?
— На концертах я играю на «Гибсоне», а дома на «Фендере». Инструментов у меня не очень много, но все хорошие и любимые.
— Вы ходите на концерты известных групп, исполнителей?
— Достаточно редко, потому что, я уже говорил, что и клубы как таковые поредели очень сильно. А концертных залов, кроме «Крокуса», в Москве вообще не осталось. В «Крокус» иногда хожу, несмотря на то, что туда неудобно добираться и очень дорогие билеты.
— В последние годы в Москву приезжали многие легендарные западные музыканты? Бывали на их концертах, кто-то запомнился?
— Мне очень понравился концерт Эрика Клэптона во Дворце съездов. Они лучше всех звучали из тех, кого я там слышал. Запомнился Роберт Плант в «Крокусе» недавно, был не самый комфортный, но мне очень нравятся его концерты.
— Спасибо за разговор, Алексей, ждем вас в Зеленограде.
— Всего доброго.
Юлия Кравченко / фото Игорь Верещагин