загрузить файл со звуком (25028 кб) |
— Геннадий Викторович, эта выставка с историей, она экспонируется далеко не в первый раз. Расскажите о том, как была задумана экспозиция.
— Действительно, у этой выставки совершенно замечательная история. Началась она более двадцати лет назад. Я сейчас вспоминаю это замечательное время, я как-то совершенно случайно и неожиданно для себя оказался на севере, на Соловецком архипелаге, и уехал оттуда совершенно потрясенный; даже не мог осмыслить то, что со мной произошло. Спустя несколько лет я вернулся туда, и с тех пор началось мое, если так можно выразиться, погружение в тему русского севера. Были многочисленные поездки на Соловки, были путешествия в Вологодскую область. Было острое желание понять и осознать этот феномен — иначе я его и не назову, феномен русского севера.
Естественно, возникло желание поделиться с людьми тем, что я там увидел, прочувствовал, что открыл там. Как известно, фотография — это универсальное, уникальное средство коммуникации между людьми, и это трансформировалось в фотовыставку.
Первые выставки были организованы мной около десяти лет назад. Знаете, настолько серьезным был резонанс от них, эмоции настолько захлестывали людей, которые приходили, что это мне давало силы и дополнительную мотивацию продолжать делиться с людьми, продолжать рассказывать им об этих уникальных местах.
Все эти годы выставка путешествует по России, и побывала уже не в одном десятке городов — это Ярославль, Кострома, Коломна, Владимир и многие другие. У выставки замечательная история зарубежных показов; она была на Кубе; сейчас значительная часть этого рассказа о русском севере украшает постоянно действующие экспозиции в «Русском доме» в центре Гаваны. Выставка также была в Панаме, где ее увидело огромное количество людей; впечатляющим был проект «Русский Север» во Франции в позапрошлом году. Там было организовано восемь выставок, три в Париже, и пять — в различных городах страны.
Везде, где бы ни проходила эта выставка, она являла собой искренний, очень эмоциональный рассказ о России, о нашей истории, о нашей культуре, о нашей духовности. Поэтому выставка была даже неким откровением; к моему великому удивлению впечатления после Франции были несколько противоречивыми. Панама далеко; понятно, что мы не так тесно соприкасаемся в своих культурных обменах. Но Франция, Европа! Железный занавес остался в прошлом, но люди так мало знают о настоящей России. Знают «большой формат»: Москва, Красная площадь, Большой театр — какие-то такие брендовые вещи, но русский север, Соловки, Вологодчина — это для них зачастую абстрактные понятия. И когда такая выставка приезжает к ним в страну, когда они видят эти фотоработы — документальное отображение реальной жизни на севере, естественно, преподнесенное через авторское видение, через какие-то мои личные переживания — это вызывает потрясающе сильную реакцию. По нашим прикидкам на эти восемь выставок во Франции пришли за год около 70 тысяч человек. Только книги отзывов вместили в себя около двух тысяч мнений о впечатлениях от выставки. Это дает силы ездить, показывать, организовывать такие проекты, потому что это крайне важно людям, которые видят эти выставки, а мне, как автору крайне важно осознавать, что это востребовано.
— Вы упомянули о большом успехе и большом внимании к вашей выставке во Франции. Чем вы это для себя объясняете?
— Тем, что все-таки информации о России, о таких регионах не так много. Столичные города — да, Москва, Санкт-Петербург, иногда встречают некое понимание Кижи, Карелия. Что касается Соловков — если и знают, то зачастую это ассоциируется со страшными ГУЛАГовскими временами. Действительно, 20 лет ГУЛАГа перечеркнули более чем
Причем на выставках моя задача — не только художественно донести это через фотографии, но и дать какую-то определенную информацию. У меня очень много текстовых врезок, карт, каких-то схем, чтобы люди действительно могли окунуться в эту историю, осмыслить ее, понять. А если им сегодня, в наше время захочется туда съездить, посетить эти места? Кстати, французы в этом плане проявили себя как очень любопытствующая, интересующаяся нация, и это именно настоящие французы, с французскими корнями. Что касается русской диаспоры — это само собой разумеющееся. Мне даже потом друзья из туристических агентств рассказывали: «Ты не представляешь, шквал звонков: как добраться, когда можно съездить?»
В общем, интерес большой. Это и открытие каких-то новых для себя понятий, и реконструкция старых штампов о том, что касается, например, Соловков. Наверное, этим и обусловлен интерес французов к этому проекту.
— Я знаю, что после представления этой выставки во Владимире вам было предложено сделать подобную экспозицию об этом городе. Этот проект осуществился?
— Да, это был замечательный проект. Действительно, год с небольшим назад во Владимире был представлен этот проект — «Русский Север», который сейчас можно увидеть в Зеленограде. Его очень тепло встречали, приходило много людей, и что отрадно — было много молодежи. Состоялась встреча с администрацией города; мне предложили очень интересный для меня, как художника, проект — рассказ о Владимире. Причем для меня, честно говоря, это было неожиданным, потому что этот проект планировалось показать в первую очередь именно владимирцам, в День города. Одно дело — привезти рассказ о каком-то событии, явлении, историческом центре в другую страну, в другой регион, где о нем мало знают или не знают вообще, это усиливает интерес, является неким его катализатором. Если это еще и достойно представлено, то, безусловно, тут все складывается. А когда владимирцам показываешь выставку об их же городе — тут экзамен очень серьезный. Весьма вероятно, что они видели эти объекты неоднократно, и этот ракурс им знаком, и вот этот угол зрения — тоже. Поэтому определенное волнение возникало. Пришлось потрудиться, я много раз ездил туда, мне удалось отснять во Владимире разные времена года.
Можно много рассказать об этом проекте, но скажу сейчас, что результатом все-таки явилась выставка, которая была встречена очень положительно, оценка была поставлена весьма серьезная. В День города пришло множество гостей; посетил выставку и глава администрации города вместе со своими коллегами, приехавшими на владимирский праздник из других регионов. Люди смотрели, задавали много вопросов; все было очень тепло встречено. Владимирский экзамен был выдержан.
— Если будут еще подобные предложения, какие города, регионы, какие места вам хотелось бы снимать для таких фотовыставок? Может быть, и без предложений, просто по собственному желанию?
— В начале года стартовал очень интересный проект, есть предложение сделать такой фоторассказ о Коломне. Я и зимой ездил туда, и там сейчас замечательное весеннее состояние. Осенью будет выставка о Коломне.
Очень интересен проект об Урале, я этим проектом тоже живу уже несколько месяцев. Буквально неделю назад я вернулся из поездки по Пермской области; побывал в совершенно удивительных городах: Красновишерск, Березники, Усолье, где, например, до сих пор сохранились палаты Строгановых. Откуда и начиналось развитие и постижение Урала. Сохранились некоторые солеварни, некоторые следы этого исторического периода, этого времени. Поселок Орел, где Ермак сконцентрировал свои силы для завоевания Сибири, чтобы двинуться в Сибирь при поддержке Строгановых, здесь находился его «штаб». Красновишерск с удивительными природными ландшафтами; гора Полюд, гора Ветлан — две горы, стоящие друг напротив друга, а посередине — очень живописная река Вишера. Чердынь, удивительный город. Когда-то это была столица Перми Великой, через нее проходили торговые пути, очень активно велась застройка. Множество купцов внесло лепту, в том числе, и благотворительную, в развитие этого города. Здесь до сих пор сохранилось несколько монастырей удивительной красоты; благодаря местной администрации и современным благотворителям они восстанавливаются. Кстати, именно в Чердыни в 1451 году состоялось крещение местных народов в протекающей здесь реке Колве. На этом месте стоит огромный поклонный крест.
Это удивительные места, рассказывающие о нашей удивительной российской истории. Ее хочется рассказывать, ее красоту и историческую значимость хочется доносить до людей, особенно в наше очень непростое и противоречивое время, когда людям так необходима духовная и нравственная опора.
Организатором этого проекта является общероссийская общественная организация «Смирновы России». Мы уверены, что не может быть стабильного развития государства, если россияне не будут знать своей истории, своего прошлого, если не будем извлекать уроки из него, не будем ценить историю. Поэтому это особенно важно для молодежи, которая должна осознавать, что она живет в стране с великой культурой, с великими традициями. Без понимания своей истории, без ощущения своих корней говорить о каких-то перспективах развития общества нам кажется бесполезным.
— Вы упомянули о том, что выставка проходит под эгидой общероссийской общественной организации «Смирновы России». Вы также являетесь ее участником?
— Да, я являюсь участником этой организации, и, действительно, выставка «Русский Север» об исторических, духовных, православных центрах русского севера проходит под её эгидой. Организация была основана в 1999 году, на рубеже столетий. Очень непростое было время, когда людям действительно нужна была какая-то опора, которая помогала бы им в этот сложный противоречивый период жить, трудиться и как-то верить в будущее. Эта общественная организация и стала для многих людей такой опорой.
Кстати, Смирновых в России насчитывается более чем 2,7 миллиона человек, представляете?
— Понятно, что Смирнов — известная фамилия, она ассоциируется, в том числе, с благотворительностью. Каковы практические цели деятельности «Смирновых России» — какая-то помощь в работе, та же благотворительность?
— Да, конечно. Одним из главных направлений деятельности организации является благотворительность. Уже сегодня среди реальных, конкретных дел — достаточное количество благотворительных проектов. Это восстановление и реконструкция храмов в Ярославской области. Весьма значимый благотворительный проект был реализован в прошлом году, когда нашим единомышленником русской диаспоре в Киргизию были отправлены несколько колоколов. Отлитых на средства Смирновых здесь, в России, в Тутаеве, на предприятии, которое специализируется на этом. Колокола были отправлены в Киргизию для того, чтобы установить их на звоннице храма, который сейчас активно реконструируется. Звонница уже почти достроена, и мы в ближайшее время ждем установки этих колоколов. Интересно, что пока колокола не установлены, они демонстрируются в Русском драматическом театре Бишкека как составная часть экспозиции о русском севере, которая несколько месяцев там проходит. Отзывы и фотографии из Киргизии настолько эмоциональны, люди настолько остро восприняли этот благотворительный акт Смирновых... Они говорят, что это очень помогло им в их противоречивой жизни, ведь нашей диаспоре там очень непросто живется.
Это буквально несколько страничек из истории благотворительности Смирновых. Это и помощь детям-сиротам, инвалидам, малоимущим; помогаем достойным деятелям культуры и искусства.
— Если вернуться к выставкам и проектам. Наверное, художника, фотографа всегда больше интересует старая часть в любом городе, шедевры зодчества, культурно-историческое наследие. Но и есть и города молодые. Зеленоград, например, можно назвать одной сплошной новостройкой. Вам интересно было бы снимать такой город?
— Знаете, это очень интересно. Когда я работаю над некоторыми проектами, например, в том же Владимире, — там ведь присутствуют и современные темы; архитектура современного ландшафта в сочетании с ландшафтом историческим дает очень интересный результат. Именно какие-то контрапункты, какое-то сопоставление, сравнение дают возможность оценить по-другому, по-иному взглянуть на него, и в то же время увидеть красоту современности. Мы ведь не топчемся на месте, мы идем вперед, естественно, развивается и архитектура, появляются новые технологии, появляются объекты с большой площадью остекления, а стекло — это очень современный, уникальный материал.
Конечно, главное, чтобы это все разумно сочеталось, чтобы это не уничтожало друг друга, сосуществовало в какой-то определенной гармонии. Я очень люблю снимать современную архитектуру, и не только в Москве. Судьба меня заносила и в Нью-Йорк, и в Лондоне я был. Главное, чтобы это было органично вписано в городскую среду, где имеет место и историческая застройка и современная. Разумное сочетание, гармония. Если это есть — я это фиксирую и в тех или иных проектах обязательно использую для того, чтобы интегрировать в экспозицию, чтобы это присутствовало на выставке.
— Вопрос об организации выставочного пространства. В Зеленограде большой галереи, специализированного помещения для больших выставок. Во Дворце культуры есть достаточно просторное фойе, но все-таки это пространство не для экспозиций. Вам понравилось, как здесь представлена выставка, как расположены работы?
— Вы знаете, мне понравилось. Да, рядом присутствуют экспозиции и других авторов, но мне кажется, мы органично дополняем друг друга. Я посмотрел, рядом рассказы о путешествиях по европейским городам, есть какая-то восточная тема. Очень талантливые художники там представлены, очень неравнодушные, самобытные, что очень приятно. Наши экспозиции не спорят друг с другом. И в то же время мы находимся в некой автономии, у каждого свое пространство.
Я думаю, что знакомство, которое произошло и трансформировалось в этот выставочный проект, не случайно и не единично. Уже есть предложение показать в зеленоградском Дворце культуры на той же выставочной площади фоторассказ об уникальных городах Урала, о котором я говорил. Я думаю, что мы согласуем с администрацией вопрос о том, когда это будет удобно (не в сезон отпусков), и обязательно этот проект реализуем достойно.
— Вы познакомились с вашим однофамильцем, префектом Зеленограда Анатолием Смирновым?
— Да, я с ним познакомился, и хочу сказать, что это была волнительная встреча, потому что он открывал выставку, сказал много теплых слов об этом проекте. Как я понял, ему уже рассказывали о выставке. Это такой маленький экзамен, ведь можно слышать какие-то отзывы, но подойти к фотоработе и действительно увидеть то, что ты предполагал увидеть, насколько это совпало или не совпало, — вот в чем вопрос. Когда после официального открытия выставки мы стали знакомиться с экспозицией, уже по тому, какие вопросы он задавал, чем он интересовался, на чем акцентировал внимание — я понял, что мы достучались до его сердца, выставка не оставила его равнодушным. Я говорю это со всей ответственностью, мне кажется, что мы его ожиданий не обманули. Что еще интересно — мне показалось, что он глубоко понимает фотографию. По профессиональным, очень серьезным и глубоким вопросам даже технического плана, не только по визуальному ряду, но и по тому, как это снято, по каким-то композиционным вопросам, я понял, что это человек, который не просто зритель, не просто префект, пришедший поучаствовать в открытии выставки. Это вдумчивый, творческий человек, которому все это небезразлично еще и потому, что он сам этим занимается.
К сожалению, не было возможности посвятить много времени беседе, потому что у префекта очень много дел, все это понятно, но я думаю, что еще будет такая возможность. Но по тому, как мы общались и о чем говорили, я понял, что все это очень глубоко, так что у меня остались очень позитивные впечатления от общения. Повторюсь, мы обязательно воспользуемся приглашением, и представим какой-либо из проектов на этой замечательной выставочной площади во Дворце культуры.
Юлия Кравченко
фото с сайта kekmir.ru