Логопед и дефектолог фитоцентра травника Гордеева считает, что эту проблему, чаще всего, решить можно. Светлана уже около 20 лет успешно занимается с детьми, имеющими особенности развития. В фитоцентре она проводит занятия по коррекции нарушений речи, мышления, внимания, последствий проявления аутичных черт, занятия по подготовке к школе и развивающие занятия с детьми раннего возраста.
— Светлана, есть ли какие-то критерии, по которым можно понять, что ребенок развивается «как надо»?
— Самый простой тест, которым издревле пользовались все матери мира: посмотрите на других детей такого же возраста и сравните со своим. Это, конечно, тест грубый и приблизительный, но позволяет примерно оценить развитие малыша. К тому же возрастные нормы развития ребенка, конечно, уже давно разработаны: есть таблицы, различные описания этапов развития основных психических функций. Для более точного представления о ребенке можно воспользоваться такими таблицами и описаниями. Более тонкую диагностику, если нужно, проведет специалист.
— Поясните, что такое основные психические функции?
— Во-первых, это мышление и речь. Во-вторых, все виды восприятия — зрение, слух и так далее. В-третьих, память и внимание. В-четвертых, двигательные навыки. Важно оценить уровень сформированности ведущего для данного возраста вида деятельности (для дошкольника это, конечно же, игра), развитие волевых качеств, эмоциональное развитие.
— Что легче всего увидеть и проверить?
— Думаю, наиболее заметным параметром будет речевое развитие малыша.
Я назову некоторые речевые и коммуникативные умения, соотнесенные с возрастом ребенка. Их можно некоторым образом считать возрастной нормой — с учетом того, разумеется, что «индивидуальный разброс» бывает довольно велик, особенно у маленьких детей.
Годовалый ребенок уже обозначает какими-то словами (это может быть и его собственный «язык») некоторые понятия, с которыми часто встречается в быту, например, «да», «нет», «дай», «ам», «мама», «баба», «папа», «ав» и так далее. К полутора годам малыш может разговаривать на бытовые темы простыми предложениями, но еще не обязан выговаривать сложные для произнесения звуки, такие, как ш, щ, ч, ц, р и р’. В три года описывает сюжетную картинку, используя глаголы и прилагательные, не делает ошибок в грамматическом строе речи. Свободно общается с другими детьми и взрослыми. Может «упрощать» длинные сложные слова, либо укорачивая их, либо заменяя одни слоги другими, например, «ацикл» или «татацикл» вместо мотоцикл. Делит объекты на категории — например, транспорт, одежда, игрушки. Сопереживает сказочным героям, понимает причины тех или иных эмоций у персонажей сюжетной картинки. К четырем годам выговаривает все звуки, кроме р и р’, использует в речи сложные предложения. К пяти речь практически сформирована, ребенок выговаривает все звуки, имеет богатый лексический запас, сохраняет слоговой состав даже сложных слов, умеет отгадывать загадки и понимает смысл пословиц и поговорок, умеет определить, из каких звуков состоит слово и составить слово из данных в произвольном порядке звуков.
— Нередко можно услышать, что ребенок «выговорится», «разговорится» со временем сам, нужно просто подождать. Насколько верны подобные утверждения?
— Есть старый анекдот о мальчике, которого все считали немым. Однажды ему забыли положить за обедом ложку, и он закричал: «Вы мне ложку не дали!». Родители обрадовались, что сынок, оказывается, не немой вовсе. «Что же ты молчал до сих пор?» — спрашивают. «А вы мне до сих пор ложку всегда давали!» Есть в этом анекдоте немалая доля правды. Речь будет развиваться «сама», когда для этого есть мотивация. Когда при помощи речи можно чего-то добиваться или чего-то избегать, а если говорить неправильно или непонятно — ничего не выйдет. Ребенок, которому достаточно «ткнуть пальцем» или вымолвить полслова «на своем языке» для удовлетворения своих потребностей, «сам» как надо скорее всего не заговорит.
Очевидно, что речевая функция, как и любая другая, требует времени для своего формирования. Поэтому существуют такие ошибки в речи, которые можно считать возрастной нормой. В этом случае народная мудрость абсолютно права: надо просто подождать.
— Как отличить такие «нормальные» ошибки от речевых нарушений?
— Соотнесите демонстрируемые ребенком речевые навыки с возрастной нормой. В нормальном онтогенезе вначале появляются гласные и губные звуки, такие как п, м, б. Если вместо них вы слышите заднеязычные г, к, х, то можно подозревать гипертонус корня языка.
В три года вместо всех шипящих ребенок произносит с (сь) и з (зь) («суба» вместо «шуба», «зук» вместо «жук») и заменяет сложные для произнесения ц, щ и ч звуком с («сыпленок вместо цыпленок», «систит» вместо чистит) , а вместо р и рь произносит л и ль («лука», «моляк» вместо «рука», «моряк») — это нормальные замены, беспокоиться не о чем.
Помощь специалиста нужна, если:
- ребенок использует в речи звуки, которых нет в языке, вместо того, чтобы заменять не выговариваемые им фонемы существующими звуками;
- слышен посторонний шум или носовой оттенок голоса, язык просовывается между зубами;
- имеются грубые нарушения грамматического строя речи, то есть малыш делает ошибки, составляя предложения;
- ребенок имеет маленький словарный запас;
- при описании картинки малыш ограничивается называнием нарисованных на ней объектов. Особенно должно насторожить, если ребенок обращает внимание на второстепенные детали, игнорируя главные.
— С какого возраста следует начинать заниматься?
— Как только вы заметили несоответствие между возрастной нормой и демонстрируемыми ребенком навыками. С дефектологом заниматься можно даже до года, а логопедические занятия можно проводить с трех с половиной лет.
— Сколько времени придется заниматься со специалистом?
— Вообще, сроки можно назвать только приблизительно. Все дети разные, это очень индивидуально. Иногда, если ребенок не выговаривает один-два звука, достаточно одного-трех месяцев занятий частотой три раза в неделю. При сложных нарушениях звукопроизношения, если остальные стороны речи сохранны, нужно около полугода. Если имеется системное нарушение речи, то есть общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, а тем более осложненное нарушениями интеллекта или эмоциональной сферы (то есть аутичными чертами) или синдромом дефицита внимания и гиперактивности, — следует уже говорить о годах занятий.
— То есть недостаточно просто научить ребенка хорошо выговаривать все звуки, чтобы его речь пришла в норму?
— Нет, конечно. Хотя иногда я сталкиваюсь с такими представлениями родителей. Как-то меня просто потряс один папа (кстати говоря, образованный и успешный в своей области человек и любящий родитель), который верил, что все проблемы его педагогически запущенного ребенка с синдромом СДВГ, задержкой психического развития и тяжелым недоразвитием речи исчезнут, когда логопед ему «палочки в рот засунет». Главное, дескать, звуки научить выговаривать. Я даже не сразу поняла, что он о логопедических зондах говорит. Такое небрежение, конечно, ничего хорошего ребенку не сулит. Я предложила комплексную систему индивидуальной работы, но папа только отмахнулся: просто его ребенок еще маленький для «настоящих логопедических занятий», сказал он. Вот подрастет, тогда и... Жалко малыша, конечно, я вообще очень эмоционально отношусь к детям, в том числе к тем, с которыми работаю, но спорить в таком случае, на мой взгляд, не имеет смысла. Взрослый человек, так что, надеюсь, очнется, когда увидит, что ребенок подрос, а зонды по-прежнему панацеей не являются. Хотелось бы, чтобы сделать что-то было к тому времени еще не поздно...
— Может быть поздно?
— Конечно. Чем младше ребенок с системным, сложным или тяжелым нарушением, тем больше шансов на то, что он будет выведен дефектологом «в норму» или в состояние, близкое к норме. Чем позже начаты занятия, тем пессимистичнее прогноз. Тут ждать нечего, ничего путного не дождешься. И под лежачий камень вода если и затечет, то криво.
— Зонды — это обязательный момент в работе логопеда и дефектолога? Как вообще проходят занятия?
— Методы и приемы работы зависят от многих факторов. Это и вид и степень нарушения, и индивидуальные особенности и возраст ребенка, и место данного занятия в общей системе занятий, и опыт и мастерство педагога.
Как правило, занятие проводится в игровой или полуигровой форме. Всегда используется много наглядных пособий.
Я твердо убеждена, что занятие в первую очередь должно приносить радость. Это обязательное условие успеха. Исходя из моего опыта, дешевле обходится пожертвовать каким-то обучающим моментом один-два раза и создать у ребенка правильную мотивацию, чем «впихнуть» в него навык, а потом биться в стену отвержения ребенком самого процесса занятий. Всегда нужно думать о будущем: научить ребенка получать удовольствие от самого процесса обучения — значит, заложить важнейший компонент его будущей школьной успешности.
Однако я противник вседозволенности. Существуют социальные нормы, правила общения, и учить им ребенка можно и нужно с раннего возраста. Игнорирование этого момента зачастую и приводит к пресловутой педагогической запущенности, следствием которой могут стать серьезные нарушения развития. Поэтому на своих занятиях, если это нужно, я формирую у своих учеников необходимые социальные стереотипы.
Если речь идет о постановке звука, то хороший специалист всегда сначала пытается поставить звук по подражанию, потом, если это не удается, одним из естественных способов, когда механическое воздействие на органы речи не оказывается, и уж если ничего не получается, прибегает к использованию пальца, зонда, других вспомогательных средств. Есть дети, которым в рот лучше не лезть вообще или делать это надо очень осторожно, например, деткам с аутичными чертами или просто ребятам, которые не привыкли и не любят, чтобы посторонние тетки у них во рту металлическими предметами и пальцами ковырялись. С другой стороны, в некоторых случаях без механического воздействия просто не обойтись. А иногда нужно делать логопедический массаж, он бывает пальцевый и зондовый.
— Массаж — это всегда хорошо, или есть противопоказания?
— Противопоказания есть у любого массажа. А когда мы говорим о таком специфическом воздействии, как логопедический массаж, надо помнить, что это далеко не всегда приятная процедура. Такой массаж всегда преследует очень конкретные цели: растянуть подъязычную уздечку, повысить тонус кончика языка или снизить тонус его корня, восстановить подвижность пораженных органов артикуляции и т.д. Так что не стоит настаивать на этой процедуре, если вашему ребенку специалист ее не порекомендовал.
Однако часто какие-то элементы, например, массаж языка зубной щеткой, приносят ощутимую пользу, их можно делать самим дома после того, как вас научит правильно выполнять движения специалист. Главное, не заниматься «самолечением», чтобы не спровоцировать дефект звукопроизношения из-за нарушения тонуса языка. Например, трудноисправимое «ленинское» р из-за гипертонуса его корня.
— А что можно делать самим, дома, для того, чтобы улучшить речь ребенка?
— Очень полезны упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
Дело в том, что речевые области человеческого мозга расположены таким образом, что частично совпадают с зонами коры, отвечающими за движения пальцев рук. И когда мы развиваем подвижность и координацию пальчиков, мы тем самым активизируем речевые зоны.
— Сегодня существует множество книг о развитии мелкой моторики, можно найти материалы в интернете. Как не потеряться в таком изобилии информации?
— Важно соблюдать такой принцип: упражнения развивают, если выполнять их сложно. Как только ребенок начинает делать какое-то движение с легкостью, нужно предлагать ему следующее по сложности упражнение. Поэтому даже самые красиво оформленные книжки с потешками типа «Идет коза рогатая» для, скажем, пятилетнего ребенка уже не подходят, ему что-то потруднее надо.
Можно разделить упражнения по развитию мелкой моторики на несколько групп.
Во-первых, это потешки.
Во-вторых — пальчиковая гимнастика.
В-третьих, упражнения с предметами, например, нанизывание бусин или закручивание шурупов, вязание узлов, выкладывание узоров из мелких предметов и т. д.
В-четвертых, рисование (рисовать нужно карандашами или восковыми мелками — чем-то таким, что требует сильного надавливания).
В-пятых, продуктивное творчество (например, лепка из пластилина или вырезание ножницами, оригами).
В-шестых, игры с сыпучими материалами и упражнения на согласованную работу обеих рук (когда одна рука обязательно ведущая, а вторая — вспомогательная). Ну и комбинированные упражнения (например, обвести свою ладонь карандашом, а потом попадать в след с размаху, точно располагая пальчики, чтобы они не выходили за линии, или сопровождение пальчиковой гимнастики стихотворениями) и использование режимных, бытовых моментов для того, чтобы попрактиковаться в развитии мелкой моторики.
— Как работают с детьми, у которых нарушена не только речь?
— Дефектолог определяет, какое нарушение является основным, первичным, какие имеются вторичные нарушения развития. Таким образом выстраивают общую картину структуры дефекта. Одновременно получают общее впечатление о ребенке и его развитии, примерно прогнозируют динамику педагогического процесса и его результатов, выносят предварительное заключение и составляют общие рекомендации. Далее следует месяц диагностического обучения, в течение которого уточняют многие параметры, следят за динамикой и вносят коррективы в прогнозы.
По истечении этого срока можно строить карту развития ребенка, серьезно планировать работу с ним: определять цели и задачи коррекционно-педагогического процесса, какие параметры и каким образом следует развивать особенно интенсивно, как эта работа будет распределяться во времени, какие результаты к какому сроку планируется получить. В дальнейшем эти планы и прогнозы постоянно должны подвергаться коррекции на основе анализа уже проведенных занятий и промежуточных обследований ребенка.
— Это относится к определенным нарушениям развития, или дефектолог занимается таким образом со всеми детьми?
— Это общая схема. Она может меняться в случае необходимости.
Есть и готовые разработки и даже готовые планы работы с детьми различного возраста. Отдельно для детей с ОНР, с ЗПР, с аутичными детьми, с детками с УО, с сенсорными нарушениями (то есть слепыми и слабовидящими и глухими и слабослышащими детьми). Есть разработки для работы с детьми с двигательными нарушениями, например, такими, как ДЦП. Но все-таки лучшие результаты дает индивидуальная программа, составленная из нескольких, дополненная собственными разработками.
— То есть программа специально написана для конкретного ребенка?
— Совершенно верно. Чем сложнее ребенок, тем более недопустимой становится работа «по книжке» и «из коробки», тем больше времени, знаний и сил требуется на построение системы коррекционно-педагогической работы и подготовку каждого занятия. И тем больше видимых легкости и артистизма приходится проявлять во время его проведения. Уровень профессионала всегда виден по тому, способен ли он создавать и реализовывать эффективные индивидуальные коррекционно-развивающие программы для разных детей.
Подготовка занятия дефектолога всегда — длительный и сложный процесс, даже когда специалист пользуется имеющимися методическими разработками. Когда же речь идет о создании индивидуальных программ, ясно, что дело это в разы сложнее и возможно только при условии необходимой квалификации специалиста. Такую индивидуальную программу бывает весьма тяжело разрабатывать даже опытным педагогам высокого уровня. Это всегда занимает много времени и сил, но результат того, несомненно, стоит.
Публикуется на правах рекламы
А Вы не пробовали говорить с ребенком? На русском языке, например?