3
Оперативное совещание: почему жители не объединяются для решения общих проблем? 28.06.2012 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd. ru Александр Эрлих, и у нас сегодня очередное «оперативное совещание», уже в немного расширенном составе, сегодня у нас Юлия Кравченко и Елена Панасенко.

А.Э. — Я сейчас приехал с аналогичного совещания в префектуре, доложить особо нечего.

Ю.К. — Конечно, главный редактор решает, как назвать рубрику, но меня как-то смущает «оперативное совещание», потому что оно подразумевает доклады и отчеты. Знаете, как на заседаниях правительства Москвы, когда мэр дает кому-то поручение, тот отвечает «Есть» или «Слушаюсь». Надеюсь, что у нас все-таки свободное обсуждение.

Е.П. — У нас все наоборот. У нас никто не слушается, высказывает свою точку зрения.

А.Э. — «Не слушаюсь», да.

На самом деле, была интересная история, она закончилась недавно — выделение дополнительных средств на благоустройство. Зеленограду досталось 84 миллиона рублей, и особенность этих денег в том, муниципальные собрания решают, на что их потратить. Решают новые депутаты, которых выбирали в марте. Хотелось бы поговорить не столько об объектах, которые будут за эти деньги отремонтированы, но о том, как принимаются решения об этом ремонте. О том, что сейчас муниципалитеты проводят обсуждения, проводят внеочередные собрания, где решают, куда потратить 84 миллиона, а это значительная сумма для подобных работ, я узнал на таком же оперативном совещании в префектуре; насколько я видел, нигде, ни в каких газетах не было информации.

Ю.К. — Во всяком случае, на сайтах зеленоградских муниципалитетов и управ об этом не сообщалось. Об этом можно было узнать, побывав в префектуре на совещании, что, понятно, рядовому жителю недоступно. Или если человек активный, если он постоянно ходит к чиновникам, депутатам.

А.Э. — Или общаясь с депутатами, или если ты сам депутат. Или через старших по подъездам и так далее. Но, насколько я понял, деньги распределялись следующим образом: в управах были уже готовые сметы на определенные работы, которые «висели». То есть, когда-то к ним пришел житель и сказал: «А вот у меня яма во дворе». Они сделали смету, но денег нет, деньги будут через год, через два. Но смета лежит готовая, они знают, сколько это стоит. И таких смет, по обращениям жителей, лежит достаточно много.

Сейчас появились деньги, они во внеочередном порядке смогли эти жалобы закрыть. То есть, они приходили к депутатам, выкладывали им набор вот этих готовых смет, говорили: «Выбирайте. У вас такая-то сумма, вы в нее должны уложиться». Где-то депутаты молча выбирали, где-то, насколько я знаю, говорили: «А вот меня житель попросил отремонтировать сломанную ступеньку в подъезде», и управа включала этот пункт, потому что это простая работа, которая не требует составления сложных смет.

Так или иначе, эти якобы решение депутатов, на мой взгляд, оказалось каким-то липовыми. Мы опубликовали адресный перечень по районам. Есть крупные работы, например, замена окон в подъездах, но в основном это: приведение асфальта в порядок, ремонт площадки ТБО, замена бортового камня, установка газонных ограждений.

Е.П. — Любимая работа — бортовой камень.

А.Э. — Да. Немного деревьев и кустарников посадят. А вот есть такие замечательные работы: благоустроить территорию после вывода «ракушек». По-моему, на это деньги и так выделяются, и не нужно этого делать за какие-то дополнительные средства. Снова столбики...

Е.П. — Плитки нет?

А.Э. — Плитки нет. Что я хочу сказать — людей опять не спросили и спрашивать не собираются. Я общался с депутатами, у них есть свое понимание того, как должно происходить общение с жителями. Они считают, что жители должны приходить к ним и сообщать о своих желаниях. Сами депутаты ни к кому ходить не хотят. Я им говорил: «Давайте вы потратите из этих миллионов несколько сот тысяч рублей на проведение глобального исследования, опроса всех жителей, а не тех, кто к вам ходит, о том, что надо сделать». Но как-то не хотят они этого делать, или, возможно, им не позволяют какие-то бюджетные ограничения. Кстати, хочу сказать, что мы будем приглашать на интервью депутатов из всех пяти районов, чтобы они рассказали, как принимались решения о распределении этих денег.

И в прошлом месяце произошло еще два события: в Зеленограде появился инновационный кластер, и официально, как организация, появился деловой клуб. И то, и другое — некие альянсы, когда в первую очередь бизнес объединяется для решения своих проблем, причем, что примечательно, зачастую это объединение конкурентов. То есть конкуренты объединяются, чтобы решать общие проблемы.

К чему я это все говорю? В случае с двором, с подъездом у жителей также совершенно разные интересы. Например, автомобилисты и пешеходы, семьи с детьми и без детей, любители собак и ненавистники собак — это разные люди и интересы у них разные, но у них есть и общие интересы, например, чистота в лифте.

Мы знаем, что в бизнесе они там, зачастую, ненавидят друг друга, но они находят возможность объединиться. А жители, живущие в одних домах такой возможности не находят, и я этого не понимаю. Ведь пока они не объединятся, им будут менять ненужный асфальт, им будут ставить столбики, которые не всем нужны, класть плитку, и т.д., а слушать их не будут. Вы что думаете?

Ю.К. — Александр, вы как-то быстро перешли к другой теме, но пропустили некоторые важные моменты. Во-первых, перечисленные работы, возможно, пересекаются с программой благоустройства, которая и так проводится — те же самые столбики, те же газонные ограждения. Или они в других местах?

А.Э. — По другому бюджету, по другому заказчику, по другому балансодержателю...Да бог с ним.

Ю.К. — Да, это отдельный разговор, это факты, которые нужно выяснять.

А.Э. — Проблема в том, что меня, как и вас, никак не проинформировали, не спросили: «У нас есть лишние деньги, может быть, тебе нужно что-то быстренько исправить?»

Ю.К. — Во-вторых, момент взаимодействия муниципалитетов и управ. Могу сказать, что когда звонила в один из наших зеленоградских муниципалитетов, мне там сотрудник прямым текстом сказал, что им управы «спускают» эти места благоустройства. Но не депутаты предлагают, а управы. Но, правда, в другом муниципальном образовании сформулировали иначе: «Это мы решаем, а управа для нас готовит сметы, пакет документов и прочее».

А.Э. — Как мне объяснили, решать надо быстро, потому что деньги надо израсходовать, иначе они «уйдут», а смету на какие-то совсем новые работы делать долго.

Ю.К. — Что касается объединения — мне кажется, не всегда нужно объединяться. У нас же есть ресурсы, есть сайты управ, муниципалитетов, префектуры, есть СМИ — можно все через интернет решать.

Е.П. — По сути, институт депутатства уже предполагает, что это люди объединились изначально, если говорить о самом понятии. Зачем им еще раз объединяться, выдвигать еще кого-то, чтобы он ходил к этому депутату, и добивался, чтобы депутат работал?

А.Э. — Ну нет обратной связи, нет связи с жителями.

Е.П. — Это очень странно, наращивание еще одного лишнего уровня.

А.Э. — Не работает связь.

Е.П. — Не работает, да.

А.Э. — Связь «житель-депутат» не работает.

Ю.К. — Хорошо, если нужно быстро проинформировать людей, спросить их мнение, — пожалуйста, электронные средства к вашим услугам, множество сайтов.

А.Э. — Депутаты сидят и говорят: «Мы ваше желание донесем до управы, и будем настаивать на нем. Давайте нам ваши пожелания». Они сидят и ждут, когда к ним придут. А к ним никто не приходит, потому что никто не верит, что депутаты могут что-то решать.

Ю.К. — Вот именно, они сидят. А что, у них нет возможности общаться с народом?

А.Э. — Народ не ходит к ним, депутаты не ходят к народу. Что с этим делать?

Ю.К. — Я предложила: использовать интернет-ресурсы, опросы.

А.Э. — Кому?

Е.П. — Депутатам, конечно.

А.Э. — Они не хотят. У них и так все хорошо.

Ю.К. — Значит, такие депутаты.

Е.П. — Мы решаем вопрос, как быть депутату или как быть народу?

А.Э. — Народу. Понятно, почему люди не ходят, но почему бизнес объединяется, а жители нет?

Ю.К. — Я, например, не могу ходить к депутату, у него прием в те часы, когда я работаю.

А.Э. — Ну напишите ему. Почему бизнес объединяется, а люди — нет?

Е.П. — У бизнеса менталитет другой, у него более активная позиция.

А.Э. — Смотрите, по тому же бизнесу: где-то два года назад совещание в Минпромторге по радиоэлектронной промышленности. Обсуждается больной вопрос таможни. Замминистра говорит: «Почему со своими хотелками по таможне вы ко мне в кабинет ходите по одному? Вас тут 150 человек. Объединитесь все, одно ваше консолидированное мнение, решение, пожелание, требование ваше выдвиньте и придите ко мне. И я его исполню. А когда ко мне ходят 150 человек, я буду делать то, что мне надо, а не то, что надо вам. Или буду делать то, что нужно кому-то из вас». Это говорит заместитель министра совершенно открытым текстом. И при том, что все это понятно, что все это знают, реальное объединение началось после того, как появилась команда, которая заинтересована в этом объединении и после того, как сверху, со стороны Минэкономразвития дали большой пинок и сказали: «Ребята, быстро объединяйтесь, иначе пролетите мимо денег».

Е.П. — Я думаю, что жители тоже способны объединиться, и такие случаи уже были, когда возникает что-то действительно насущное.

Ю.К. — Но если они знают о ситуации, о том, что сейчас такой момент, что хорошо бы объединиться, бежать к депутатам и говорить: «Мы хотим то-то и то-то».

А.Э. — Это надо было раньше делать.

Ю.К. — Раньше человек приходил, а депутат или управа ему отвечали: «У нас на это нет денег». А сейчас выясняется, что они есть.

А.Э. — Появились, да. Но все эти хотелки, которые были раньше, тщательно зафиксированы, на них составлены сметы, и — хоп! — они выстрелили.

Поздно, надо было раньше делать. Хорошо, через полгода опять появятся деньги. Вот мы сейчас напишем о том, что ребята, вы пролетели, надо свои пожелания доносить до депутатов, до управ, до префектуры и т.д. Когда соберется двадцать человек, и скажет: «Мы хотим вот это», то деньги сразу найдутся, я вас уверяю. Когда говорит один человек, получается как с городошной площадкой на 17 миллионов: пришел один мастер городошного спорта, и ему сделали площадку.

Ю.К. — А может, это был не просто мастер?

А.Э. — Может быть, это был профессор городошного спорта.

Е.П. — Привел с собой целую секцию городошного спорта.

А.Э. — Может быть. Я имею в виду, что это неадекватно, реального представительства и учета интересов большинства там нет.

Ю.К. — Лена правильно заметила, что у нас слишком много получается каких-то телодвижений. Мы для чего депутатов выбирали?

Е.П. — Чтобы они знали мысли большинства и учитывали их.

Ю.К. — Да, чтобы они у нас спрашивали, чтобы они работали для нас, были посредниками между нами и чиновниками, правильно?

А.Э. — Вы типичный представитель жителей, вы сидите и говорите: «Мы же выбрали депутатов, вот пусть они придут и узнают у нас наши пожелания!»

Ю.К. — Да, пусть придут и узнают.

А.Э. — Вы сами не хотите?

Ю.К. — У меня времени нет.

Е.П. — Пусть хотя бы скажут: «У нас есть деньги, придумайте что-нибудь!» И мы придумаем.

А.Э. — Вы написали на сайт префектуры жалобу на ремонт у вас в подъезде?

Ю.К. — Да. Через два дня мне позвонили.

А.Э. — Вот, время написать же нашлось. Сколько у вас времени заняло, десять минут?

Ю.К. — Вы имеете в виду, что не надо никуда ходить, надо писать?

А.Э. — Ну хотя бы, хоть что-то начать делать.

Ю.К. — Вы же при этом говорите, что усилия одного человека, хоть он обпишись, — это как бы не очень эффективно.

А.Э. — Смотрите, когда я зайду на сайт префектуры со своей жалобой из корпуса X, и увижу, что из этого корпуса пишет еще кто-то, постараюсь с ними скоопертироваться. как-то с вами скоординироваться.

Е.П. — Да, это работает. Даже те самые лесные площадки, которые починили через два дня после обращения. Можно не объединяться, я к этому.

А.Э. — Правильно, объединение — это следующий шаг. Но хотя бы то, что это работает, хотя бы что-то сделать, потому что это классический случай: одни сидят и ждут, что к ним придут... Есть такой анекдот: студент-связист стреляет на военных сборах; ему говорят: «Ты не попал». А он говорит: «Ничего не знаю, я на курок нажимал, пуля вылетела, значит, проблемы на вашей стороне».

Абсолютно то же: я выстрелил и мне все равно, я буду сидеть и ждать, пока кто-то ко мне придет. И эти будут сидеть и ждать. И так ничего и не получится. А в это время люди из управ тратят 84 миллиона на то, что им надо. Наверное, на благое дело, но не факт. Ну и что делать?

Ю.К. — Я могу сказать по своим наблюдениям, почему люди не объединяются. У них колоссальное недоверие к эффективности таких действий: идти к какому-то депутату, многие их вообще не знают... Масса людей не понимает, кто это вообщи, кто такие депутаты муниципальных собраний.

А.Э. — Не надо к депутатам идти. Надо объединиться, понять, какой есть, пусть даже какой-то один, общий интерес у разных жителей, допустим, одного дома: у собачников и тех, кто их ненавидит, у людей с детьми и у людей без детей, у автомобилистов и пешеходов.

Ю.К. — И собирать коллективные подписи?

А.Э. — Да. У них всех, несмотря на то, что все они очень разные — у богатых и бедных, у мальчиков и девочек, — есть хотя бы один общий интерес, я уверен. Например, чтобы в лифте было чисто.

И они должны собраться, и весь дом пишет, например: «Установите нам камеру в лифт, чтобы она была у участкового, и за каждую гадость в лифте обязательно кто-то нес наказание, мы этого требуем». «Мослифт» говорит: «А у нас камеры не положены». Они отвечают: «А нам пофигу, разрабатывайте технический регламент, решайте вопрос».

Ю.К. — То есть, надо дожимать и писать, писать?

А.Э. — Да, дожимать.

Е.П. — У такого объединения всегда должен быть лидер. Кто будет этим заниматься? Объединиться можно, а кто будет ходить по инстанциям и добиваться своего? Таких мало, я думаю.

Ю.К. — Нужен человек, который будет это координировать.

А.Э. — Сначала должен появиться сумасшедший, который начнет всех объединять?

Е.П. — Именно сумасшедший, да.

Ю.К. — Который, кстати, должен быть готов к тому, что его будут пинать эти же жители, ради которых он старается.

Е.П. — Да, и потом скажут: «Ты сделал не то, что мы хотели», поскольку он не удовлетворит требования всех десяти человек, а с трудом сможет сделать радость двоим-троим из них. Остальные скажут: «Что же ты наделал?»

Ю.К. — Да, есть такой момент. Поэтому должен быть действительно какой-то очень инициативный человек.

Е.П. — Депутат, в общем.

А.Э. — А депутат будет мнение большинства, на самом деле, учитывать. Депутат — он человек простой, муниципальный депутат — это уже политик. Он будет готовиться к следующим выборам, и делать так, чтобы его выбрали через шесть лет. Поэтому если он увидит, что есть нужное дело, которое нужно одному, и не очень нужное, которое нужно сотне, он будет делать то, что нужно сотне.

Ю.К. — Я бы еще хотела добавить, что это должен быть не просто активный человек, а располагающий временем.

Е.П. — Наверное, бывают какие-нибудь активные бабушки.

А.Э. — У которых свои интересы.

Ю.К. — У которых свои интересы, и которые совершенно не готовы к тому, что их запутают в любой момент в той же управе или муниципалитете, скажут: «Вот посмотрите, у нас приказ, у нас законы». То есть, должен быть человек, который в состоянии прочитать документ, понять его, подумать, разобраться, изучить какие-то нормативные вещи. Это придется делать, иначе в любом государственном учреждении запутают очень быстро, и объяснят, почему невозможно что-либо сделать.

А.Э. — Выхода нет?

Ю.К. — Почему же? Есть. Сейчас, мне кажется, появляются люди, которые готовы пожертвовать своим временем и способны чего-то добиться. Например, у нас было интервью с человеком, который перерасчета платы за отопление для всего дома. Он потратил на это год, но он это сделал. Он лично сходил по инстанциям два раза, потом понял, что бесполезно, и стал писать.

А.Э. — Это к прошлому нашему разговору, я почитал обсуждения; когда я говорил, что если люди ездят на красный свет, позвоните и скажите: «Здесь ездят на красный свет». Если позвонит один человек, ничего не произойдет, но если позвонят двадцать самых разных человек, в разное время, про разные машины, тогда, мне кажется, что-то должно сдвинуться. Поэтому не надо ждать, пока появятся буйные, не надо ждать, пока придет депутат, надо начинать что-то делать в любом случае. Если вы видите какой-то непорядок, если у вас есть желание что-то изменить, обязательно об этом сообщите, потому что может быть, через год ваше пожелание учтут и даже сделают это.

Кстати, я могу сказать, у меня около дома была такая же история по парковке. Я много лет назад ходил, еще к Ласточкину, просил сделать парковку. «Да-да-да, но денег нет, надо согласовывать...» Когда появились деньги в рамках прошлогодней программы благоустройства, все эти проекты и пожелания жителей вытащили, и быстренько все сделали, там уже все было готово, они все знали, и не было никаких проблем.

Ю.К. — То есть, что-то лежащее на дне подняли?

А.Э. — Да. Но на самом деле так быть не должно, тоже нехороший вариант. Но, тем не менее, хоть так.

Ю.К. — Я согласна, конечно, что нужно звонить, нужно писать, нужно объединяться, но и от депутата мы ждем каких-то телодвижений. Чем они вообще занимаются? Я не очень понимаю.

А.Э. — Вот мы пригласим пятерых из разных районов с отчетом. Трое уже подтвердили и придут, осталось убедить еще двоих. Кстати, они считают, что они молодцы.

Е.П. — Выиграли выборы.

А.Э. — Нет, они работу по согласованию этого благоустройства провели хорошо. Я пообщался с несколькими депутатами, они собой довольны. И то, что я им говорил: «Эй, ребята, вы не то делаете, вы всех не спросили!» — они этого совершенно не понимают.

Е.П. — По следам нашего интервью можно взять у них контакты, и наладить через наш форум прямую связь с депутатами. То есть, каждое обращение, которое касается какого-то конкретного района, идет прямо к ним.

А.Э. — Вот еще и мы строим какую-то еще одну систему, они должны теперь на форум ходить и читать?

Е.П. — Нет, зачем? Это будет просто капать им в почту и все. Им не придется ходить к жителям, а жителям не придется ходить к ним.

Ю.К. — Я вот тоже не понимаю: сейчас, когда практически у каждого в доме компьютер и интернет, в чем смысл и необходимость личного хождения и прочего?

Е.П. — Давайте сделаем это за них.

Ю.К. — Где электронная почта депутата? Почему каждый житель не может написать им на почту?

А.Э. Ну да. То есть, депутатам нужно тоже налаживать какие-то средства...

Ю.К. — Я считаю, что просто необходимо. И им же будет удобнее, если они, конечно, готовы работать, а не тихо что-то решать от имени народа.

А.Э. — Я даже предлагаю, мы можем сделать, например, такие имейлы: deputatsilino@zelenograd.ru, deputatmatushkino и т.д., рассылку на их адреса, и опубликовать эти адреса. Обращайтесь.

Александр Эрлих, Юлия Кравченко, Елена Панасенко

Должны ли муниципальные депутаты самостоятельно выяснять мнения всех жителей по актуальным вопросам?



Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Проголосовали 14 человек
Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Red Feya
2 июля 2012
"Вот мы пригласим пятерых из разных районов с отчетом. Трое уже подтвердили и придут, осталось убедить еще двоих. Кстати, они считают, что они молодцы."

Вот-вот, ОНИ собой довольны, а мы? :)
Red Feya
2 июля 2012
Живая Вода, мне даже страшно представить свой "диагноз" - ху из Федоров?! :)
Red Feya
3 июля 2012
подходящий диагноз всегда (если есть желание) можно уточнить (подобрать) - МКБ 10 класс V F00-F99 - весьма занимательное чтиво.
Нда уж, от врачей здоровым не вырваться.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран