Перечень объединяемых школ и детских садов по Зеленограду приведён на сайте Департамента образования:
- К лицею 1557 (корпус 509) присоединяется школа 845 (корпус 344А), а также «школа здоровья» 1923 (корпус 529 в МЖК) и начальная школа — детский сад 1890 (корпус 507); все вместе они превратятся в один из наиболее крупных новых образовательных комплексов в Зеленограде.
- К гимназии 1528 (корпус 817) присоединяются прогимназия 1717 (корпус 822) и прогимназия 1667 (корпус 1122); таким образом, принцип территориальной близости объединяемых учреждений не всегда оказывается главным при подобных слияниях.
- К школе 853 (корпус 913А) присоединяется начальная «школа здоровья» 1701 (корпус 1138)
- К школе 609 (корпус 314) присоединяется начальная «школа здоровья» 1704 (корпус 341А)
- К школе с углублённым изучением английского языка 1353 (Берёзовая аллея, 8А) присоединяется начальная «школа здоровья» 1703 (Берёзовая аллея, 9А)
- К школе 618 (корпус 442А и дошкольное отделение в корпусе 429А) присоединяется школа 1710 коррекционно-развивающего вида (её площади в корпусе 428А). Напомним, что школа 1710 была фактически расформирована еще год назад; при этом соседствующая с ней спецшкола № 8, которая занимает один из этажей в том же школьном здании, останется и на будущий учебный год на своём месте, как сообщили Zelenograd.ru в школьной администрации.
- К школе 604 (корпус 222А) присоединяются детский сад с этнокультурным (русским) компонентом образования 322 (корпус 222Б) и детский сад для детей раннего возраста 538 (корпус 205Б)
- К школе 1739 (корпус 1555) присоединяется начальная школа — детский сад 1810 (корпус 1547)
- К школе 1194 (корпус 1556) присоединяется начальная школа — детский сад компенсирующего вида 1639 (корпус 1548)
- К Центру образования 2045 (у которого уже есть основная школа в корпусе 2031, дошкольное отделение в корпусе 1611 и два Центра игровой поддержки ребёнка в корпусах 1205 и 1804А) присоединяются «школа здоровья» 1702 (корпус 1440) и детский сад 2654 (корпус 2030). Это второй из крупнейших образовательных комплексов города, расположенный в его «новой» части.
Помимо школ реорганизация впервые коснётся зеленоградского дополнительного образования — к ДЮЦ «Орлёнок» (корпус 359) будет присоединён ДЮЦ «Следопыт» (корпус 436), который уже с нового учебного года начнёт работу как вторая площадка «Орлёнка».
Департамент образования обнародовал также сведения по обращениям на тему реорганизации школ и садов, полученным от родительской и педагогической общественности. Из Зеленограда на 30 июля 2012 года в ведомство поступило 6 таких обращений — рекордный минимум среди московских округов. При этом 4 из них касались реорганизации школы 602, против которой весной выступали и педагогический коллектив школы, и родители её учеников; итог обращений — «документы по реорганизации школы отозваны окружным Управлением образования». Одно обращение зарегистрировано Департаментом по начальной школе — детскому саду 1890, который будет присоединён к лицею 1557. Еще одно обращение было сделано по поводу детского сада 860 — родители его воспитанников протестовали против возможности присоединения сада к школе 617; как констатирует Департамент, по этим учреждениям «документы о реорганизации не поступали».
Официальное объединение и переименование перечисленных школ и садов произойдёт в ближайшие месяцы — на подготовку документов и прочие формальности потребуется время. Как пояснили Zelenograd.ru в Зеленоградском управлении образования, юридическая реорганизация образовательных учреждений во время учебного года никак не отразится на учёбе школьников, работе детсадовских групп и текущей деятельности педагогов; до следующего лета изменения могут коснуться только административного аппарата, который подлежит сокращению — в этом и состоит одна из задач объединения: оптимизировать управление учреждениями и управленческие затраты.
У родителей, дети которых учатся или воспитываются в реорганизуемых школах и садах, а также у тех, кто только собирается отдавать туда детей или обсуждать будущую реорганизацию своих учреждений, возникает немало вопросов по поводу того, во что конкретно она выльется. Как перераспределят классы начальной и старшей школы между несколькими зданиями объединенного учреждения — не придётся ли детям далеко ходить или вообще ездить в другой микрорайон? Будут ли выпускники присоединенного детского сада привязаны только к «своей» школе, даже если она не подходит им по месту жительства или по профилю? Сохранятся ли учителя, воспитатели, другой персонал или особые условия в детсаду или школе после перехода их под начало другого учреждения? Первыми такие вопросы начали задавать родители зеленоградских «школ здоровья».
«Школ здоровья» больше нет
Напомним, что тема слияния школ или детских садов со школами в образовательные комплексы стала актуальной с началом реформ, происходящих сейчас в сфере образования, в частности, с введением нормативно-подушевого финансирования учебных заведений по числу их учеников или воспитанников. В наименее выгодном положении при этом оказались сравнительно малочисленные учреждения — отдельные школы начальных классов, небольшие детские сады, специализированные школы. Три начальные «школы здоровья» и две спецшколы Зеленограда получили убедительное предложение реорганизоваться еще в 2010/2011 учебном году — тогда после протестов родителей эта реорганизация не получила развития, но сейчас, спустя полтора года, все «школы здоровья» уже присоединены к другим школам.
Четыре начальные «школы здоровья», появившиеся в Зеленограде в начале
Что будет со статусом «школ здоровья» и со всеми их преимуществами после реформ и реорганизаций — один из главных вопросов, который с самого начала беспокоил родителей учеников этих школ. Сегодня, похоже, никто уже не питает особых надежд на то, что государство продолжит специально заботиться о здоровье избранных школьников. Судя по запущенным присоединениям, «школы здоровья» решили сами позаботиться хотя бы о будущем своих выпускников-четвероклассников и объединиться с сильнейшими средними школами города. Впрочем, у каждой из четырёх школ — собственные виды на продолжение своей оздоровительной деятельности.
Директор школы 1701 Анна Лазукина рассказала Zelenograd.ru, что школа рассчитывает на продолжение развития у себя здоровьесберегающих технологий, однако, официального статуса «школа здоровья» в действующем федеральном классификаторе образовательных учреждений больше нет. «Надеюсь, для наших детей ничего фактически не изменится — у нас останутся занятия в бассейне, дробные каникулы, продолжают действовать наши договора на оказание медицинских услуг с детской поликлиникой 105, не заканчивается и наша собственная медицинская лицензия. Никаких сокращений соответствующего персонала тоже не будет, — отметила директор. -Наша школа только выигрывает от присоединения. Обычно 50% наших выпускников-четвероклассников уходят именно в школу 853, а вторая их часть — в гимназию 1528. Мы давно сотрудничаем со школой 853, и наши родители заинтересованы в этом объединении».
Школа 1703 уже прожила учебный год на самофинансировании по новой системе и нажила собственный опыт. «Школа тоже всё просчитывала, должны были оказаться в большом плюсе, в результате в этом году еле концы с концами свели. Поувольняли всех, кого смогли, кроме вышивания крестиком никаких кружков не осталось», — так описывает этот опыт одна из родительниц на форуме Zelenograd.ru. «Халева в прошлом году (теперь уже в позапрошлом) предлагала хороший вариант, нет, отвоевывали школу здоровья, да в 1703 уже через месяц после тех собраний не стало лечебной физ-ры», — пишет другая мама ученика в теме «Ликвидация школ в Зеленограде». В школе 1703 Zelenograd.ru подтвердили, что медицинские услуги уже не оказываются. «Это не связано с реорганизацией — просто нет больше такого понятия, как „школа здоровья“, соответствующий персонал уволен еще в прошлом году. Мы сейчас работаем как обычная школа, с обычным медобслуживанием, и детей набираем не по направлениям поликлиник, а всех желающих — к сентябрю вместе со школой 1353 набрали пять первых классов», — сообщила директор школы 1703 Татьяна Александрова.
В школе 1702 ожидают решений о сохранении в штате медицинского персонала от головного теперь для школы Центра образования 2045. «Здоровьесберегающие технологии стоит разделять на медицинские и оздоровительные. — Пояснила Zelenograd.ru директор школы 1702 Галина Ларина. — Медицинские у нас не сохранятся; наша медицинская лицензия не закончилась, но школа должна выполнять свою прямую обязанность — учить детей. Лечить должны поликлиники. Раньше приветствовалось оказание этих услуг на базе школ — мы их оказывали, но раз сейчас не приветствуется — мы этого делать не будем. С поликлиниками мы сотрудничали и будем сотрудничать, но у нас был свой штат медиков. На данный момент этот штат у нас пока есть, сохранится он или нет — будет решать руководство Центра образования 2045, утверждая штатное расписание школы. А прочие здоровьесберегающие технологии — всё, что мы делали, а теперь может быть даже и больше, — мы будем продолжать реализовывать».
Школа 1704 набрала этим летом три первых класса, которые будут учиться в её здании и состоят, в том числе, из детей, нуждающихся в лечебных и восстановительных процедурах. В школе надеются, что детская поликлиника 84 продолжит их проводить. «Все медицинские услуги нам обеспечивает детская поликлиника 84, пока действует наша медицинская лицензия — и школа тут ни при чём, лицензия выдана на наше здание, и в этом здании дети продолжат получать медицинское обслуживание. — Утверждает Инна Конова, директор школы 1704. — В этом здании помимо первоклассников остаются все наши классы начальной школы с детьми, которым необходимо лечение. Медицинская лицензия у нас заканчивается в октябре 2012 года, будет ли поликлиника её продлять — вопрос к главврачу, поскольку поликлиника должна выделить на это средства. Хотелось бы, конечно, чтобы она это сделала, и мы в это верим — но точно сказать пока нельзя».
Школы по осени считают
Таким образом, на сегодняшний день из 50 зеленоградских школ уже больше половины (28 школ) оказались вовлечены в процесс слияний с другими школами, детскими садами или начальными школами. Часть из них исторически имела дошкольные отделения в детских садах по соседству. В ноябре 2011 было объявлено о присоединении детских садов к еще четырем школам в качестве их дошкольных отделений.
Из оставшихся 22 «одиночных» школ четыре отличаются спецификой — это школа-интернат № 7, спецшкола № 8, школа надомного обучения 367 и школа-сад для слабослышащих детей ЦППРиК. В еще двух школах, попавших нынешней весной в число «аутсайдеров» по числу набранных первоклассников на грядущий учебный год — школах 602 и 1050 — присоединение было запущено, но родители и педагоги активно выступили за продолжение самостоятельного развития своих учреждений, и их оставили в покое . «Мы не будем принимать в отношении школ каких-либо административных мер. Если педагогический коллектив совместно с родителями принимает решение функционировать в прежнем режиме, то им предстоит большая работа по разработке программы развития образовательного учреждения и повышения качества образования», — сообщила Zelenograd.ru Анна Халева, начальник Зеленоградского управления образования, комментируя ситуацию. По последним данным Управления образования, на сегодняшний момент школы 602 и 1050 набрали по одному первому классу — более чем по 20 первоклассников, которые придут в их стены с 1 сентября 2012 года.
Детсадов, незатронутых слияниями, в городе пока большинство — 42 детских сада. В одном из них, детском саду 860, буквально недавно заговорили о присоединении к школе 617.
Что касается остальных зеленоградских школ и детсадов, на сегодняшний день нет никакой информации об их планах по слияниям и текущих обсуждениях этих планов в коллективах. В Зеленоградском управлении образования Zelenograd.ru также не смог получить ответ на этот вопрос — официальные данные чиновники могут предоставить только после получения от образовательных учреждений документальных предложений об объединении, которые подкреплены согласием всех сторон. При этом с 1 июня Департамент образования города Москвы объявил о моратории на подачу подобных предложений, так как большинство родителей летом разъезжаются в отпуска и не могут полноценно участвовать в принятии решений на уровне учреждений.
На сайте Департамента образования в специальном документе «О реорганизации государственных бюджетных образовательных учреждений» продекларированы принципы принятиях всех решений, касающихся сегодняшних процессов реорганизации государственных бюджетных образовательных учреждений: обоюдное желание коллективов педагогов и родителей объединяемых школ и садов, аргументированное обоснование слияния со стороны администрации, понимание всеми ожидаемых позитивных изменений. Одно из условий открытости обсуждения — использование для этого официальных интернет-сайтов учреждений. Однако, как правило, на сайтах зеленоградских детских садов и школ такие обсуждения не ведутся и не анонсируются, а объявления о реорганизации появляются только по факту. Видимо, информируют родителей и собирают родительские собрания везде по-своему, но только в некоторых случаях — когда реорганизация идёт вразрез с интересами большинства заинтересованных лиц или среди них находятся выраженные активисты — процесс обсуждения «выходит наружу» и достигает внешних форумов и СМИ.
К началу нового учебного года Zelenograd.ru готовит интервью с начальником Зеленоградского управления образования Анной Халевой и специалистами управления, в том числе, по вопросам слияний зеленоградских образовательных учреждений. Присоединяйтесь к беседе — предлагайте вопросы!
Елена Панасенко
не знаю, как себя в будущем покажут происходящие перемены, надо подождать...
одно кажется непреклонным - под такие большие детские комплексы желательно (возможно в будущем) проектировать что-то по типу детских городков из отдельных зданий с системой внутренних переходов за единым забором
в таком виде можно было бы воссоздать систему шефской помощи старших младшим (полезно было бы и тем и другим)
а сейчас с трудом представляю себе директоров (и других работников), разрывающихся на решение проблем, которые будут базироваться столь отдаленно друг от друга (и территориально (увидела, что затронуты в ряде случаев разные районы города) и дидактически (проблемы сада явно отличаются от школьных))
не знаю, как себя в будущем покажут происходящие перемены, надо подождать...
Иначе в чем смысл?
Большие классы выгодны всем, кроме детей, конечно.:(