Сегодня мы беседуем с начальником Отдела безопасности движения ГУП «Мосгортранс» Сергеем Огаем и директором зеленоградского автокомбината Романом Леоновым об охране труда водителей и безопасности пассажирских перевозок в Зеленограде. Поводом для интервью, в частности, стало ЧП, произошедшее 6 июня этого года, когда погибла пассажирка автобуса № 2.
— Сколько водителей работает в данный момент на Зеленоградском автокомбинате, каков график их работы?
Роман Леонов — График работы сменный, количество водителей сейчас — 550 человек.
— Если сравнить, например, с прошлым годом, эта цифра увеличилась или уменьшилась?
Р. Л. — Увеличилась.
— Сколько часов длится смена, есть ли четкий график — столько-то часов нужно отработать в день?
Р. Л. — Есть трехсменный, двусменный и односменный графики. Трехсменный график — когда водитель выходит с четырех часов утра и работает примерно до обеда. Точное количество — не больше одиннадцати часов работы в день. Второй человек выходит вечером и работает до конца смены — до двух-трех часов. А у третьего водителя выходной, то есть на следующий день они меняются.
— Какое количество рейсов выполняет отдельно взятый водитель в день?
Р. Л. — Маршруты разные — соответственно, разное количество рейсов. Все зависит от протяженности маршрута и от дорожной ситуации. Допустим, у
— Существуют ли нормативы по отдыху водителей между рейсами?
Р. Л. — Есть, конечно. Межрейсовые — не менее 45 минут. Обязательно должен быть обед. Есть межсменные: такой отдых должен составлять не менее двенадцати часов.
— Как организован обед водителей — он происходит на автокомбинате?
Р. Л. — Часть водителей обедает на автокомбинате, — есть специально организованная столовая. Комнаты приема пищи есть на конечных станциях — в 14, 16 микрорайонах . В 14 микрорайоне на конечной станции также есть столовая.
— Есть такое понятие — план перевозок. В чем он заключается?
Сергей Огай — Мы работаем по расписанию. Основная наша задача — обеспечение регулярного транспортного обслуживания населения. Исходя из этого, формируется расписание движения подвижного состава ГУП «Мосгортранс», максимально удобное для пассажиров. По всей видимости, вы имели в виду план по перевозке пассажиров. Да, такой показатель существует. Это один из внутренних показателей для расчета эффективности работы предприятия.
— Возвращаясь к охране труда водителя — как часто происходят медицинские осмотры водителей, как это выглядит?
Р. Л. — Есть предрейсовый, послерейсовый и межрейсовый осмотр. Они проводятся на линии силами отдела безопасности дорожного движения совместно с медицинским персоналом. Предрейсовый и послерейсовый — это обязательные осмотры. Каждому водителю ставится штамп в путевом листе, а если осмотр межсменный, то к каждому путевому листу прикрепляется еще и талон о его прохождении. Поэтому в путевом листе не один, а несколько штампов о прохождении медосмотра.
Также существует ежегодный медицинский осмотр; кроме того, у водителя есть медицинская справка, которая действует пять лет.
С. О. — Уточняю. Здесь все зависит от возраста. Водителям до 45 лет она выдается на три года, потом на два года, а после 50 лет — ежегодно. По этому поводу хочу сказать, что у нас все предприятия получили лицензии, весь медперсонал обучен, имеет дипломы об окончании медицинского колледжа или медучилища. Только люди, имеющие медицинское образование, могут работать в таком качестве. Могу сказать больше: мы неоднократно подвергались проверкам и со стороны прокуратуры города, и со стороны Минздрава, — и за последние десять лет ни одного нарекания к «Мосгортрансу» не было
— В чем именно заключается, скажем, предрейсовый медосмотр, что проверяют, измеряют ли давление?
С. О. — Обязательная продувка специальными аппаратами — алкотестерами. Обязательно измеряют давление. Плюс медик проводит внешний осмотр — например, есть покраснение лица, расширение зрачков. В случае каких-то подозрений мы применяем наркотические тест-полоски для того, чтобы убедиться, что человек действительно здоров и имеет право выйти на работу. Мы отстраняем водителей даже из-за того, что человек простужен, просто находится в болезненном состоянии.
— По каким критериям оценивается работа водителей?
С. О. — Безаварийная работа, плюс культурное, вежливое обращение с гражданами.
Не могу сказать, что у нас все идеально, но если пришла жалоба на водителя, или у него несколько нарушений ПДД (одно и более), мы отправляем его на учебно-курсовой комбинат. Если два нарушения ПДД — он уезжает на учебно-курсовой комбинат учиться за свой счет, если он хочет. Система у нас очень жесткая. И этот случай, произошедший 6 июня, был первым за пятьдесят лет, один-единственный, — стечение обстоятельств; это большое горе. Лично для нас это трагедия и как для людей, и по всем остальным параметрам. Умысла никакого не было, это преступление по неосторожности.
— Вы сейчас высказываете свое мнение, или «преступление по неосторожности» — это уже вывод проверки происшествия?
С. О. — Это не проверка, это статья уголовного кодекса, закон. Состав преступления — это объект, субъект и умысел. У водителя не было умысла совершать такой маневр, чтобы женщина выпала из автобуса.
— Двери были открыты, и, не закрыв их, водитель начал движение.
С. О. — У него же не было умысла ее убивать, правильно? Поэтому категория таких преступлений так юридически и квалифицируется — преступление по неосторожности. Он не хотел этого.
Р. Л. — Уголовное дело возбуждено, и в данный момент ведется следствие. Пока никаких официальных выводов со стороны УВД не было (интервью было записано до завершения следствия, дело передано в суд — Zelenograd.ru)
— По неосторожности водитель начал движение, не закрыв передние двери. Есть инструкция водителя автобуса, в которой оговорено, что этого делать нельзя.
Р. Л. — Есть правила дорожного движения, где четко написано, что водителю запрещается начинать движение, не убедившись в закрытии дверей.
— Вы, конечно, разговаривали с водителем — что он сам говорит об этой ситуации? «Забыл»?
Р. Л. — В данный момент ведется следствие, пока никаких комментариев мы не даем.
— Выплачены ли компенсации со стороны ГУП «Мосгортранс» родственникам погибшей женщины?
Р. Л. — Компенсации как таковой не было, но все расходы по погребению, по лечению «Мосгортранс» взял на себя. Какая может быть компенсация — человек умер. Это можно измерить материально?
— Родственники имеют право потребовать денежную компенсацию в данном случае.
С. О. — Они могут предъявить это в судебном порядке. Это право любого человека. А удовлетворит ли суд иск или нет — это уже дело суда. С нашей стороны, чисто по-человечески, — все, что могли, мы сделали. Мы государственная организация, а не частная.
— Работает ли сейчас этот водитель на зеленоградском автокомбинате?
Р. Л. — Да, работает, но отстранен от управления автобусом.
— Как осуществляется контроль за соблюдением упомянутой должностной инструкции водителя? Кто этим занимается?
Р. Л. — Занимается отдел эксплуатации зеленоградского автокомбината. Также контроль на линии осуществляют специалисты Службы движения, Служба доходов и контроля, отдела безопасности дорожного движения. Это отдельные службы, филиалы «Мосгортранса». Они проверяют и подъезд к остановкам, и процесс движения, и обязательное включение поворотов, соблюдение режима АСКП, вход во вторую дверь инвалидов, где аппарель должна быть откинута в обязательном порядке. Все это контролируется ежедневно, даже ежечасно.
— Работа на линии означает, что контролирующие ездят, смотрят со стороны?
Р. Л. — Да. И в автобусе.
С. О. — Есть и специальные оперативные группы. Водитель на линии без контроля не ездит. Один круг может проехать, но на втором круге он все равно будет под контролем. Каждый круг под контролем через диспетчера. Плюс еще обязательно на линии или рейдовая группа, или водитель-наставник, или представитель Службы движения, — водитель всегда под контролем в течение смены.
Р. Л. — Также есть и государственное казенное учреждение «Организатор перевозок», — они тоже проверяют работу водителя на линии.
С. О. — Таких служб много, но основную нагрузку по контролю за работой водителей несет зеленоградский автокомбинат.
Р. Л. — В настоящий момент у нас проводят отладку системы навигационных данных, то есть водитель еще и контролируется ежеминутно в онлайн-режиме со стороны диспетчерских служб.
— Мы понимаем, что есть инструкция, а есть реальность. Какие факторы могут влиять на соблюдение инструкции водителем?
Р. Л. — По инструкции задача водителя — перевозка пассажиров и обеспечение ее безопасности. На соблюдение инструкции может повлиять дорожный затор. В остальных случаях водитель обязан следовать должностной инструкции.
— Может таким фактором стать техническая неисправность автобуса?
Р. Л. — Есть перечень неисправностей, при которых движение запрещено. Водители об этом знают, это написано в должностной инструкции.
— Каков регламент проверки технической исправности автобусов подвижного состава, как часто это делается?
С. О. — Ежедневно.
Р. Л. — Проверяет механик, отдел технического контроля при выезде на линию, проводятся работы по техническому обслуживанию, ежедневное техническое обслуживание. Есть ТО-1, которое проводится с определенным интервалом, есть ТО-2, углубленное техническое обслуживание. Неисправные машины на линию не выпускаются.
— Застрахована ли ответственность водителя в различных случаях?
Р. Л. — Есть обязательное страхование гражданской ответственности, в соответствии с законодательством РФ.
— Это в случаях ДТП?
Р. Л. — За ДТП ответственность, конечно, есть.
С. О. — Кстати, вы знаете, что сейчас в Государственной Думе обсуждается законопроект о страховании и пассажиров городского транспорта? У нас есть обязательное страхование транспортного средства, а если пройдет этот законопроект, то пассажиры тоже будут застрахованы. Они, в принципе, и сейчас получают компенсацию за полученный вред здоровью, но это будут уже совершенно другие выплаты.
— Пассажиры автобусов в данный момент застрахованы?
С. О. — Естественно. Если по вине водителя пострадал пассажир, то, в соответствии с выплатами ОСАГО, получает сумму до ста двадцати тысяч рублей.
— Если пассажир уже оплатил проезд, он уже считается пассажиром конкретного автобуса. Если вспомнить ЧП 6 июня — в том случае женщина вошла в автобус, но не успела оплатить проезд, стояла возле турникета. Распространяется ли страховка на такие случаи?
С. О. — Не могу сказать, но отвечаем все равно мы. Оплатил — не оплатил — отвечаем мы.
— То есть если пассажир вошел в автобус, в любом случае ответственность уже наступила?
С. О. — Да, водитель и предприятие отвечают.
Р. Л. — Не со стороны страхования, а речь именно об ответственности.
— Возвращаясь к произошедшей трагедии: произошли после этого какие-то изменения в работе автокомбината, проведены ли проверки?
Р. Л. — Обязательно, прошли проверки всего подвижного состава на исправность дверей, неисправности не выявлены. К сожалению, это был «ЛиАЗ 5256», не оборудованный системой блокировки начала движения при открытых дверях. Все машины, где эта система есть, исправны и выпускаются на линию.
— Планируется ли увеличить количество оборудованных такой системой автобусов?
Р. Л. — Это новый подвижной состав. В этом году уже поступили новые машины с таким оборудованием. И, насколько я знаю, в следующем году тоже ожидается поставка. По мере выбытия старого подвижного состава новый будет выпускаться на линию.
— Мы начали говорить о критериях работы водителя, были упомянуты километраж, стаж, отсутствие подтвержденных жалоб. Если ли еще какие-то критерии?
С. О. — Если корреспондент нормально, актуально пишет — это хороший корреспондент?
— Это зависит от результата.
С. О. — Это же общество оценивает. То же самое и с водителем — как его оценило общество. Если он проехал сто тысяч километров без аварий, если на него ни одной жалобы нет, если он культурный, вежливый. Он должен следить за чистотой автобуса, в салоне, на рабочем месте. Какие еще критерии могут быть? Люди заходят и говорят — «хороший автобус, хороший водитель».
— Если говорить о жалобах — а пассажиры наверняка часто жалуются, — чего касается большая их часть?
Р. Л. — Это зависит от сезона. Зимой в автобусе холодно, летом жарко, причем не всем. Буквально этим летом пришло две разные жалобы пассажиров: одному холодно, другому жарко. Мы начали проверять — оказалось, это один и тот же автобус. Разница, может быть, в двадцати минутах. Зависит от человека.
— За что водителя могут премировать, а за что — оштрафовать?
Р. Л. — Системы штрафов в государственном предприятии нет; может быть, это есть у коммерческих перевозчиков. Есть положение об оплате труда, у водителей есть положение о премировании. Снизить премию можно, конечно, а штрафовать нельзя.
— За что можно снизить премию?
Р. Л. — За те же жалобы, также по результатам проверки на маршруте службой движения, эксплуатационным предприятием. Например, остановился дальше
С. О. — Взять и снизить премии — это за из ряда вон выходящее нарушение, скажем так. В основном мы проводим профилактические беседы в колонне. Водители тоже люди, и скажу, что такие меры более эффективны, чем снижение суммы премии. Еще раз повторю, это происходит крайне редко и за очень серьезные нарушения. Начальник колонны помимо инструктажей ведет специальный журнал, работает с коллективом — он же руководитель, и знает каждого водителя.
— Хотелось бы узнать о ближайших планах зеленоградского автокомбината в части увеличения количества автобусов, изменений рейсов, маршрутов, каких-то технических новшеств.
Р. Л. — Техническое новшество заключается в том, что подвижной состав автокомбината сейчас полностью оборудован навигационной системой АСДУ-НГПТ. Эта система проходит апробацию, еще не введена в эксплуатацию.
По поводу маршрутов: в ближайшее время будет организован еще один автобусный маршрут для посетителей кладбища, открытого в районе Алабушево.
— Уже определена схема движения и номер маршрута?
Р. Л. — Пока ещё нет, идет согласование.
Юлия Кравченко
Уважаемый Александр, сделайте так, плиз, чтобы Роман ознакомился с тем, что тут горожане напишут:-)
Уважаемый Роман! Информация и предложения ниже.
1) Поддержу Виталия Золотарева!! Так уж получилось, что последний год, очень много времени лично и сотрудники наши проводят на дорогах Зеленограда. То, что ДВА, а иногда и 3, здоровенных низкопольника ОДНОГО маршрута. идут сразу друг за другом, и в каждом человек 5-10 и через один автобус за ними шпарит еще и маршрутка такого же маршрута - это каждый день по куче раз. И понятно, что потом минут 20-30 этого маршрута нет. Это касается 15, 19, 23.
И на ум идет только одно - что ребята, водители, закончив по быстренькому на конечной партейку в домино, или вместе перекусив, выезжают вместе и едут, чтобы не скучно было:-)) я понятно утрирую, но на уровне разговоров на остановках - вполне имеет право на жизнь.
Вопрос решается просто, если им заняться.
Все данные у Вас есть. есть ли люди, кто должен и может заниматься анализом - не знаю. со своей стороны, от общественности, готовы предложить аналитическую компетенцию, для решения этой задачи.
2) Вошел в трэнд и стал часто пользоваться общественным транспортом. Безусловно удобно:-) и стал обращать внимание на следующие вещи:
а) то, что водители НЕ пристегиваются ремнями безопасности, то что они рулят одной рукой, покуривая другой или просто держа ее на коленях. Понятно. есть ПДД, а есть здравый смысл. Водитель отвечает за жизни до 100 пассажиров.
И если посмотреть видео, когда в автобус на мосту через реку сходня прилетел пьяный ушлепок, посмотреть внимательно на водителя в момент и сразу после удара, становится понятно - что ОЧЕНЬ всем повезло, что пьянь так "удачно влепилась в автобус и только сам самоустранился, не забрав больше с собой никого.
Просмотрите внимательно видео и Вы увидите - что в момент удара, водитель ДЕРЖИТСЯ за руль, пытаясь усидеть. Т.е. если бы не было такой "идеальной" картины удара, задача водителя была бы - УПРАВЛЯТЬ автобусом в момент столкновения и после, а не удерживать СЕБЯ в кресле с помощью руля. Т.е. тут вопрос идет о жизни и здоровье не только водителя при ДТП но и о том, сможет ли он сделать хоть что-то для того,чтобы помочь тем, кто находится за его спиной. вылетев из "седла" особо не поуправляешь многотонной махиной.
руление одной рукой, треп по телефону и прочее - это так, мелочи. хотя на которые тоже стоить обратить внимание.
предложение: пусть ПРИСТЕГИВАЮТСЯ. т.е. вопрос не из серии хочу/не хочу, а из серии - ДОЛЖЕН, т.к. отвечаешь за жизнь десятков людей.
б) выезд с Крюковской площади. То, что есть особо одаренные водители автобусов, выпирающиеся по правой полосе и потом выезжающие практически на середину перекрестка - это факт. на собрании бригадиров, обратите внимание, что это по крайней мере не уважение. если есть желание, приезжайте на 10 минут туда и посмотрите на своих сотрудников, шалящих.
А так, в общем и целом - благодарю за работу все ваше предприятие.
На твердую 4-ку!
Опять напишут, что аварии и заторы, что маршруты разные и ничего делать не будут.
А ведь для Зеленограда это особенно актуально из-за большого наложения сети маршрутов. Даже когда тебя могут довезти до нужной остановки 3 маршрута, ждёшь любого из них минут 15.
Та же брехня про каждодневный осмотр технического состояния.
Сейчас старые лиазы заменяются, и их стало меньше, но ведь у этих лиазов через один выхлопные газы поступали в салон. А холостые обороты были так скручены вниз, что из-за вибрации было невозможно находиться в задней части автобуса.
из Подсмотренного, подслушанного:... Между 8 и 9 - переход. Мигает электронный друг - светофор - отображающий секунды переключения зеленого на желтый-красный. Остаются последние секунды красного. Бабушка с другой стороны дороги уже ступает на проезжую часть...
Напротив Стоят два подростка и один другому филосовски : Ну и куда бабуля полезла - сшибут сейчас.
Второй, безучасным голосом: А ты попробуй в ее годы с клюшкой через 4 полосы за 14 секунд проскочить:):)
Бабуля проскочила! Правда - когда все уже прошли и поток машин тронулся в путь.
Чудо светофор регулирует потоки машин - а на пассажиров - класть хотел:):) Главное, чтоб не оборзел - а то и две секунды может оставить - тогда и философы подростки будут дорогу брать с низкого старта:) ( Le mouvement c'est la vie (Движение - это жизнь) :):):) )
http://www.zelenograd.ru/news/7408/
из Подсмотренного, подслушанного:... Между 8 и 9 - переход. Мигает электронный друг - светофор - отображающий секунды переключения зеленого на желтый-красный. Остаются последние секунды красного. Бабушка с другой стороны дороги уже ступает на проезжую часть...
Напротив Стоят два подростка и один другому филосовски : Ну и куда бабуля полезла - сшибут сейчас.
Второй, безучасным голосом: А ты попробуй в ее годы с клюшкой через 4 полосы за 14 секунд проскочить:):)
Бабуля проскочила! Правда - когда все уже прошли и поток машин тронулся в путь.
Чудо светофор регулирует потоки машин - а на пассажиров - класть хотел:):) Главное, чтоб не оборзел - а то и две секунды может оставить - тогда и философы подростки будут дорогу брать с низкого старта:) ( Le mouvement c'est la vie (Движение - это жизнь) :):):) )
а реальность такова:
1) между 8-9 районами, на переходе у 803 корпуса, стоит обычный контроллер - не чудо.
2) зеленый пешеходам горит чистыми 20 секунд, а с пром.тактами - 26. Это для 4-х полосной дороги более чем. Год назад да, там было 14 секунд и надо было брать низкий старт. НО, поменяли.
Сейчас там даже считать не надо - стоит таймер, который показывает количество секунд.
3) В ЛЮБОМ контроллере заложена логика, что пешеходные фазы не могут УМЕНЬШАТЬСЯ, они могут только увеличиваться, если совмещены с транспортным направлением.
Поэтому именно на этом переходе, длительность пешеходной фазы не может быть менее 20 секунд.
как-то так.
я за точность, а не за красочные описания.
На перекрестке Панфила - Центральный (ген,Алексеев) уже стоит адаптивная система? Если да, то непонятна логика системы. В 6 утра едет в основном Панфила (в сторону Ленинградки, с Ленинградки). Для кого в это время суток горит зеленый на Центральном, если на одну фазу зеленого и три полосы приходится максимум три авто?
Действительно теперь там горит 20 секунд. И иногда более. Но изменилось это не 11 месяцев назад;)
Зато теперь напротив бывшей "Копейки" - светофор стал гореть - 14 секунд. Счастья Вам, бабушки!
при быстром переходе.
Совпадение? Или закон сохранения?:):) Если где то добавили - значит где то урежут;)?