загрузить файл со звуком (49110 кб) |
Ю.К. — Сегодня мы говорим о развитии промышленных зон в Зеленограде. Эти проекты реализуются по всей Москве и, в частности, в нашем округе. Речь идет о пяти промзонах?
— Сегодня у нас есть ряд сложившихся промышленных территорий, существующих, развивающихся, частично планируемых к реорганизации их определенных фрагментов. Это промзоны Северная, Южная, Малино, производственная зона Восточная, территория Особой экономической зоны ТВТ ( промышленная зона), коммунальная зона Александровка. Они имеют разные статусы: производственная, промышленная, коммунальная, но в целом это производственные территории. На большинство этих территорий часть в настоящее время разрабатывается проект планировки.
По промзоне Северная был разработан проект межевания (заказчик — Департамент земельных ресурсов), сроки разработки проект планировки промзоны Северная пока не определены.
Проект планировки коммунальной зоны Александровка разработан, проходит стадию согласования; срок окончания работ — IV квартал этого года. По всем остальным территориям (промзона Малино, Восточная, Южная, ОЭЗ ТВТ «Зеленоград») срок окончания работ — I квартал 2013 года.
А.Э. — Понятно, почему, например, Алабушево — там просто пусто и ничего нет, там преимущественно чистое поле. Понятно, почему Александровка или Малино, там тоже ничего нет. Но какие предпосылки по проекту планировки в Северной промзоне, когда там уже все, по-моему, застроено?
— К сожалению, сказать, что ничего нет, мы не можем ни про одну территорию. Если говорить о промзоне Алабушево, на территории которой расположена ОЭЗ ТВТ «Зеленоград», то она была наиболее проработана, потому что предыдущий проект планировки разрабатывался в 2006 году. Но градостроительные намерения резидентов, параметры таможни на территории ОЭЗ изменилась, и само руководство технико-внедренческой зоны выступило инициатором нового, измененного проекта планировки на свою территорию.
Что касается промзоны Северная — действительно, большая часть территории уже застроена в советский период крупными заводами, научно-исследовательскими институтами, имеющими свою определенную территорию. За последующий период многие участки были раздроблены, выделены отдельные здания, которые были переданы в аренду и субаренду другим пользователям. Часто становится актуальным вопрос организации подъездов к отдельным зданиям, парковки личного автотранспорта этих предприятий и их сотрудников, а также новых предприятий, которые образуются на территории Северной промзоны.
Кроме того, даже на такой густо застроенной территории есть свободные участки, пусть небольшие: например, участок рядом с бывшим центром досуга «Микрон» сейчас это фитнес-центр «Грин Сити». Территория перед ним может быть использована, в том числе и под общественные и спортивные объекты города.
Ю.К. — Когда правительство Москвы ставило задачу развивать промышленные зоны, какова была главная цель?
— Главная цель — максимально эффективно использовать территорию, в том числе и в первую очередь под развитие промышленности, для создания новых рабочих мест в каждом округе. Когда речь идет о неэффективном использовании производственных объектов, как правило говорится о передаче их под другие цели, например, под торговые.
Может быть, Зеленоград это касается в меньшей степени, потому что в целом производство, пусть в измененном виде, но, тем не менее, сохранено на территории и Северной, и Южной промзон, и даже на территории промзоны Малино.
А.Э. — У меня есть апрельская статья из «Ведомостей», где как раз говорится об этом поручении Департамента науки обследовать промзоны. НИИ Генплана изучил 209 территорий, выяснилось, что только 52% занято объектами промышленности и науки, то есть промзоны используются неэффективно. А как в Зеленограде, если говорить, что неэффективные — это территории незастроенные, неоформленные, использующиеся под временные цели, рынки и открытые стоянки? У нас, наверное, 95% эффективно используются, по ощущению.
— Сейчас мы с вами находимся в здании, на территории Южной промзоны, которое имеет производственное назначение, и вы сами прекрасно знаете, что не все помещения используется по этому назначению. То же касается и застройки отдельных участков.
Ю.К. — Планируется ли снос каких-то зданий в рамках развития промзон?
— Наверное, такая необходимость будет выявлена, хотя в целом, когда мы говорили о территориях предприятий, конечно, основные производственные мощности сохраняются.
Если говорить, например, о Южной промзоне, один из разработанных вариантов мы уже рассматривали на коллегии в префектуре: там планируется устройство внутреннего сквозного проезда. Южная промзона — это территория, которая ограждена, к сожалению, только с двух сторон проездом, при этом она занимает площадь в 56 гектаров. Для максимально эффективного использования производственного потенциала и комфортного труда работающих в Южной промзоне с условием соблюдения мер внутренней безопасности должны быть устроены внутренние проезды. Территория может быть ограждена, но проезды между предприятиями должны быть и для обеспечения пожарной безопасности, и с точки зрения доступности работающих на территории.
Весь личный транспорт сотрудников, работающих на Южной промзоны, где работает около 15 тысяч человек, включая студентов и преподавателей МИЭТа собирается на городских территориях, на проездах, в том числе и предназначенных для общественного транспорта. Определенные мероприятия по решению данной проблемы в проекте планировки предусмотрены: это, в том числе, и строительство многоэтажного гаража для сотрудников на территории Южной промзоны,
А.Э. — Известно ли, сколько в обычный рабочий день приезжает автомобилей на Южную промзону? Вы знаете такое число?
— Расчет специалисты НИиПИ Генплана проводили, исходя из числа работающих, парковками должны быть обеспечены как минимум 1500 чел.
А.Э. — Я имею в виду не по расчету, а по факту. Пятница, может быть, не показатель; в какой-нибудь средний день вы можете сказать: «Да, я знаю, мы считали не по нормативу, а по факту; здесь стоит 500 машин». Или 100, или 5 тысяч.
— В данном случае запрашиваются данные по количеству работающих у руководителей всех предприятий и организаций.
А.Э. — Они вам сказали, сколько у них было парковочных мест?
— Они нам сказали, сколько сотрудников у них работает, сколько посетителей к ним приезжает, какова потребность в паркинге. На территории Южной промзоны основными землепользователями являются заводы «Ангстрем» и «Логика», которые имеют большую территорию, по количеству работающих на этих предприятиях норматив обеспеченности сотрудников парковочными местами соблюден. Но отдельные здания на других предприятиях переданы различным фирмам, которые могут занимать этаж, часть этажа. Многие из этих фирм ведут деятельность, связанную с постоянным притоком клиентов. Просчитать эту цифру может только руководитель того или иного предприятия. Данные по потребностям в машиноместах у нас есть, но, к сожалению, там, где есть потребность — нет достаточной территории.
В Москве паркирование личного транспорта должно осуществляться на территории предприятия, а если территории у предприятия практически нет, то эту проблему мы должны решать на свободных участках, в том числе предусмотреть строительство гаража, который мог бы работать на всю территорию в целом, на те предприятия, землеотводы которых не позволяют разместить плоскостную парковку.
А.Э. — Я могу сказать, что та цифра, которую вам дали руководители предприятий, не соответствует действительности. Например, нас не спрашивали, значит, потребность нашего офиса, не удовлетворена. Но это детали. Скажите, вот этот многоуровневый паркинг — это будет городской объект?
— Нет.
А.Э. — Кто его будет строить, на чьей земле и за чьи деньги? Сразу поясню вопрос, просто чтобы продолжить: я пытаюсь сравнить Южную промзону, где вы говорите, нет места — стройте, пожалуйста, гаражи, уважаемые владельцы зданий, земель, — и, например, промзону Алабушево, где вся инфраструктура строится за бюджетный счет.
— «Вся инфраструктура» — это проезды и коммуникации за счет бюджета Москвы. Ни один гараж на территории технико-внедренческой зоны не строится за городской счет. Парковки на территории резидентов строятся за их счет. Землеотвод выделен конкретному резиденту.
А.Э. — Я слышал другое, о попытках устроить парковочные места.
— К сожалению, на попытках все и закончилось. Изначально были идеи, когда это только начиналось, что на территории технико-внедренческой зоны будут некие перехватывающие большие парковки за счет средств бюджета ОЭЗ, от которых будет осуществляться, может быть, каким-то специальным транспортом движение по всей промзоне- это обычный подход к решению проблемы транспортного обслуживания крупных технико внедренческих зон во всем мире. К сожалению, потом в плане обсуждения конкретно каждой из территорий, которые разделены на участки резидентов, эта тема как-то растворилась, и мы вынуждены в соответствии с законодательством Москвы каждому резиденту предлагать проблему паркирования личного автотранспорта решать на своей территории.
Мы планировали и согласовывали в первоначальном варианте идею общего гаража, огромного паркинга на въезде. Но, к сожалению, руководство технико-внедренческой зоны эту идею не поддержало.
То, что город планирует строить за счет средств бюджета все четко прописано по территории ОЭЗ ТВТ «Зеленоград».
А.Э. — Парковок там нет?
— Нет.
А.Э. — Только сети?
— И проезды, вся инженерия, пождепо — это обязательства Москвы.
А.Э. — Как в Южной промзоне все-таки будет строиться этот многоуровневый паркинг, на чьей земле, за чей счет?
— Это городская земля, она будет выставлена на конкурс. Строит организация, выигравшая конкурс.
А.Э. — То есть, это будет обычный инвестиционный проект?
— Конечно.
Ю.К. — Где предполагается разместить эту стоянку?
— В южной части ближайшей к проезду «клюшки». Извините за такое разговорное наименование, но, к сожалению, других ориентиров внутри Южной промзоны просто нет.
Ю.К. — Между «клюшкой» и «Ангстремом»?
— Между первой «клюшкой» и «шайбой».
А.Э. — Это территория «Энергокапитала», управляющей компании?
— Да, эта территория передана городу, около 0,6 гектаров, она будет сформирована отдельным земельным участком, документация будет выставлена на конкурс.
А.Э. — На сколько примерно машиномест и в какие сроки?
— На 250, а о сроках пока сложно сказать.
А.Э. — Как вы читаете, это вообще достаточно — 250 машиномест?
— Большая часть территории Южной промзоны — это «Логика», потом «Ангстрем», то есть это значительные по площади территории, где ситуация с парковками может быть решена внутри их границ. Мы говорим фактически только о северной части Южной промзоны, о территории, где расположены две «клюшки». На территории «Элмы» тоже есть свободный участок, на котором планируется построить многоуровневый паркинг с производственными площадями для «Элмы». Такие переговоры с руководством предприятия ведутся разработчиками проекта планировки.
А.Э. — Это будет их коммерческий объект?
— Да.
Ю.К. — Сейчас машины ставят за остановкой «МИЭТ», ближе к «Ангстрему». Существующие плоскостные стоянки останутся, или кроме этих 250 платных мест больше уже не будет?
— Скажем так, строительство многоуровневых паркингов не исключает устройство плоскостных парковок, где есть резервные территории.
Ю.К. — Почему мы так подробно обсуждаем этот вопрос — потому что с самого начала реконструкции второй половины моста через Сходню в префектуре неоднократно подчеркивали, что «у вас не будет бесплатной стоянки», и призывали руководителей предприятий самих думать об этом.
— Я тоже призываю вас самих думать об этом.
А.Э. — Хорошо, руководители предприятий могут как-то думать об этом за счет своей земли, за счет каких-то платных парковочных мест. Но что с общественным транспортом? Сужу по себе: я езжу сюда, в Южную промзону, каждый день из 5 микрорайона на машине, потому что общественный транспорт мне неудобен: неудобно расположена остановка, неудобно ходят автобусы. Может быть, как-то переставить приоритеты: сначала наладить общественный транспорт, чтобы было удобно?
— Давайте сначала закончим строительство развязки. Мы сейчас фантазируем, практически в разгаре стройки. Когда это все закончится, безусловно, будет проще съезжать во все стороны: и прямо по Центральному проспекту, и на Озерную аллею. Ситуация улучшится кардинально, просто сейчас мы говорим в экстремальных условиях, когда вокруг идет крупное дорожное строительство.
А.Э. — Я на будущее. Будет ли остановка на Озерной аллее, и если будет, то когда?
— Когда у нас, допустим, застраивается микрорайон в целом, мы уже понимаем, где расположены остановки, понимаем основные пешеходные пути. Так в Зеленограде было всегда. Вы поймите, всегда пешеходные пути внутри микрорайона образовывались там, где удобнее жителям. Изначально не прокладывались все асфальтовые дорожки, люди сами протаптывали некоторые тропинки, которые потом асфальтировали или укладывали по ней плитку.
То же самое с общественным транспортом. У нас была масса случаев за последнее время, когда мы передвигали остановки, меняли маршруты. Жизнь нам сама подсказывала, как это сделать удобнее. Например, из 5 микрорайона, как вы предлагаете пустить дополнительный маршрут, или дополнительную остановку. Но я считаю, что все-таки такую работу нужно вести, когда мы закончим стройку.
А.Э. — Я как спрашиваю от этапах. То есть, сначала заканчивается реконструкция моста через Сходню и Солнечной аллеи, дальше проводится какой-то анализ, и после этого модифицируются маршруты общественного транспорта?
— Все мероприятия должны идти по порядку. Реализуются ли первые этапы реконструкции Южной промзоны, будет ли проезд внутри Южной промзоны, как мы организуем развязку в районе платформы Малино, когда мы выходим этим проездом на Южную промзону — все это звенья одной цепи. И как только у нас все звенья смыкаются, мы понимаем, что заработало так, как планировалось, или что-то можно улучшить.
А.Э. — У нас есть МИЭТ, федеральный объект, и насколько я понимаю, земля там федеральная. Как МИЭТ будет вовлечен в историю с теми же парковками? Ведь мы знаем, что сейчас не только преподаватели, но и студенты в огромном количестве ездят на машинах. Да, у них появилась своя парковка вместо снесенной АЗС, но хватает ли им этого? Мы видим, что машины ставят чуть ли не на стадионе.
— Руководство МИЭТа в инициативном порядке обратилось к разработчикам проекта планировки с предложениями, как эту ситуацию улучшить.
А.Э. — Они вышли к вам с предложением, в чем оно заключается?
— Если кратко, у них есть две территории. Основная — это территория, где находится собственно институт и его спортивный комплекс. Также у них есть территория в 1,4 гектара рядом с заводом (бывший завод «Протон»). По обеим территориям даны предложению по строительству учебных и лабораторных помещении и паркинга для сотрудников и студентов.
А.Э. — Это не площадка Особой зоны?
— Нет, это именно территория МИЭТа. Площадка Особой зоны — семь гектаров рядом с институтом.
Ю.К. — По поводу промзоны Александровка: мы видим, что места там много, большое пространство. Там сейчас строятся храм, пожарное депо. Что предполагается там разместить в рамках проекта планировки?
— Если говорить в цифрах, то из территории в 18 гектаров коммунальной зоны Александровка, реально свободными осталось около 5 гектаров. Но в эту цифру разработкикипроекта планировки данной территории (ТТПМ «Зеленоград» ГУП ГлавАПУ) не включают такие объекты, как баня, физкультурно-оздоровительный комплекс.
Что касается других объектов, именно из-за того, что уже начато строительство здания храма, предлагается рядом разместить объект культуры (он включен в отраслевую программу развития) и несколько многофункциональных объектов.
Ю.К. — Но здесь не получается производственного назначения, о котором вы говорили в начале.
— Александровка — коммунальная зона, что определило строительство на этой территории такого объекта как роддом и подстанция скорой помощи.
Ю.К. — Недавно в префектуре обсуждался этот проект, было предложено два варианта проекта промзоны — принят один из них. Какие в этом случае были сложности?
— Варианты были похожи в одном: у нас был перечень объектов, которые мы бы хотели разместить на территории. А один из объектов, который нам рекомендовал департамент здравоохранения — был физкультурный диспансер. Может быть, у него будет другое медицинское название, но речь идет именно о спортивной медицине. Такие диспансеры в виде отдельных кабинетов есть в поликлиниках, но этого явно недостаточно, департамент здравоохранения хотел бы построить отдельное здание, где-то на территории коммунальной зоны.
Мы предложили его разместить именно на территории коммунальной зоны Александровка, со стационаром или без стационара.
А.Э. — То есть, останутся там люди или не останутся?
— Да. Собственно, от этого зависят нормативные разрывы до других объектов, таких, как гараж. Если объект без стационара, то есть, работает как поликлиника, он может быть расположен в любом удалении от гаражей. Если же он со стационаром, то он уже фактически приравнивается к больницею.
В этом состоял один из нюансов (там их было несколько, по вариантам) строительства гаража на территории коммунальной зоны.
Ю.К. — Кстати, эти проекты будут обсуждаться с жителями на публичных слушаниях?
— Да.
А.Э. — Я думаю, это будут серьезные обсуждения, особенно по промзонам Южной и Северной.
Я удивлен, что вы Восточную зону, которая раньше, по-моему, называлась Восточная коммунальная зона, называете промзоной.
— В настоящее время в соответствии с генеральным планом города Москвы и исходя из фактического функционального назначения Восточная производственная зона. Там промышленности, конечно, немного, за исключением, пожалуй, СТМП, Мосводоканал, завод «Дана» по розливу воды. Весь автосервис у нас исторически сосредоточен на территории Восточной призводственной зоны, и это направление мы предлагаем сохранять. Территория СТМП — первая, очередь уже построена, проектируется вторая, в будущем также третья и четвертая, то есть, предполагается развивать промышленное направление в этой части.
А.Э. — Дорожное хозяйство?
— Да,
А.Э. — Для меня сейчас ВКЗ, когда я там езжу, выглядит как набор каких-то очень старых низких неопрятных зданий, за исключением свежепостроенного здания СТМП. Будут ли старые здания сноситься или как-то реконструироваться, чтобы в целом облик зоны становился более современным и приятным?
— Реконструироваться они будут, и такие предложения уже есть от самих землепользователей, арендаторов, собственников, которые к нам обращаются регулярно. Реконструкция самого здания и проект планировки — это разные вещи. Они, безусловно, связаны, потому что если мы говорим о строительстве новых зданий на территории предприятия — это, безусловно, должно быть отражено в проекте планировки.
Но изменение фасада — это вещь, которая может быть не связана с реконструкцией самих объектов внутри непосредственно. Как правило, многие собственники, особенно если это предприятия, которые работают на город, которые должны привлекать клиентов и посетителей, заинтересованы в том, чтобы их фасад выглядел достойно. Многие из этих предприятий проводят реконструкцию с надстройкой или пристройкой к существующим зданиям.
А.Э. — То есть, проект планировки не обязывает собственников, землепользователей как-то меняться и улучшаться, это просто жизнь их может заставить?
— Он устанавливает параметры, в случае необходимости — новую улично-дорожную сеть, проезды к тем или иным предприятиям. Он обязывает, если мы уже употребляем это слово, размещать парковки по нормативам, то есть, диктует, где это можно сделать, предлагает места.
Что касается изменения самих фасадов, тут сам собственник решает, когда и в какие сроки это проводить.
Ю.К. — Планируется ли прокладка новых дорог в Восточной зоне?
— Да, разработчиками этого проекта планировки (ГУП НИиПИ Генплана Москвы) предлагает устройство проезда, который идет вдоль СТМП к очистным, закольцевать с Фирсановским шоссе. Пока Фирсановское шоссе у нас идет само по себе, а проезд вдоль РТС-3 и СТМП тупиковый. Он должен быть кольцевым, чтобы можно было напрямую съехать по Фирсановскому шоссе.
Кроме того, один из крупных объектов — это автобусный парк, который мы, к сожалению, многие годы не можем достроить. Для его правильной эксплуатации на перспективу он тоже должен иметь проезд, который будет выходить вдоль автобусного парка на Сосновую аллею.
Ю.К. — Тот же вопрос по поводу Александровки: может быть, там тоже новые дороги планируются?
— Конечно. Там предложено уплотнение уличной дорожной сети. Проезды напрямую, практически вдоль каждого объекта должны быть предусмотрены.
Ю.К. — О границах производственной зоны Малино: насколько она удалена от жилых домов?
— Между непосредственно промзоной и жилыми домами находится РТС-4, граница промзоны проходит по западной границе РТС-4 и вниз к территории.
Жилье в промзону, естественно, не входит; единственное исключение, пожалуй, составляет хутор Медведки.
Ю.К. — Что предполагается развивать здесь, в Малино?
— Предполагается упорядочить всю северную часть, там, где находится бывший филиал ЖБИ., с учетом санитарно-защитной зоны от Октябрьской железной дороги,
А.Э. — Федеральные нужды?
— Да. Строительство железной дороги пройдет в своих границах. Но жилые дома по Заводскому тупику попадают в шумозащитную зону Октябрьской железной дороги
Ю.К. — То есть, жители об этом сносе давно уже должны знать?
— Те дома, которых это касается в поселке Малино, были указаны в постановлении Правительства Москвы 2006 года.
Ю.К. — То есть, в эти проекты планировок промзон, которые сейчас обсуждаются, не попадают какие-то новые садовые участки, частные дома?
— Новые —нет.
А.Э. — У вас сейчас уже идет процесс какой-то оценки? Я понимаю, что, может быть, не вам вопрос, но не хотелось бы, чтоб было как с Алабушево, когда все затягивалось и уже начало мешать резидентам строиться.
— Нет, процесс может быть запущен, когда точно определено какое строительство будет вестись на данном участке. Когда мы говорим о том, что жилые дома могут попадать под снос, находясь в шумозащитной зоне (повторюсь: я сейчас говорю о Заводском тупике, конкретно об этом участке), то на этом месте разработчики проекта планировки предлагают строительство других объектов производственного назначения,
Вот когда, как в случае с ТВЗ и улицей Колхозной, уже есть планы непосредственного строительства объектов и четко определен порядок финансирования, какая организация будет строить, как будет осуществляться компенсация — вот тогда запускается этот процесс. Он не может возникнуть ниоткуда, запуститься в инициативном порядке просто из ничего.
Ю.К. — Насколько развитие всех промзон, о которых мы говорим, связано с другими городскими проектами? Например развитие Южной промзоны связано с реконструкцией моста через Сходню; пока она не закончится, это реализовываться не будет. А в Малино есть подобная связь?
— Безусловно. Промзона Малино — по перспективному окружному проезду огибает 23 микрорайон. Изначально, это был объект федеральной собственности, он находился в производственной зоне, потом был передан под жилую застройку. Часть лесного массива отделяет в границах самого микрорайона жилье от производственных объектов промзоны Малино, но, тем не менее, практически внутри этой промзоны находится 23 микрорайон. Соответственно, те объекты, которые будут запроектированы в непосредственной близости должны выдерживать необходимые санитарные разрывы до жилья.
Ю.К. — Сейчас обсуждается улучшение жизни в Малино, прокладка там коммуникаций. Это как-то связано с развитием производственной зоны?
— Часть мероприятий была предусмотрена в разработке проекта планировки поселка Малино, была прописана капитализация жилого фонда. Хотя мероприятия, кроме газификации поселка, которая была проведена, конкретно, не прописаны.
Инженерное управление Института генерального плана сейчас ведет работу по анализу и стремиться увязать все потребности территорий; не только промзоны, но и территории поселка, находящегося за ней, чтобы рассчитать нагрузки на всю территорию. Они это делают в обязательном порядке после определения варианта развития, потому что в одном из вариантов, например, территория к югу от 23 микрорайона свободна, на пересечении Кутузовского шоссе и проезда 710, который идет от кладбища.
А.Э. — Поговорим конкретнее о Северной промзоне. Вы упомянули, что участок перед «Грин Сити» городской, как я понял, и он может быть использован под некие спортивные объекты. Я так понимаю, что сейчас там просто большая стоянка.
— Нет, там была стоянка автобусов, потом там был котлован под ФОК, большая часть территории свободна.
А.Э. — Это не тот участок, который между башней «Микрона» и «Грин Сити»?
— Там нет стоянки. К сожалению, «Микрон» отделил эту территорию. Даже въезд на территорию «Микрона» находится за «свечкой», и к самому «Грин Сити» с остановки можно только подойти. Подъехать сюда сложно, и все проезды осуществляются как раз через «Микрон». Эта территория, которая между «Грин Сити» и «свечкой» (извините за такие разговорные моменты, зато все понимают, о чем идет речь), сейчас практически не используется. Вдоль пешеходных дорожек высажен кустарник, безусловно, интересное благоустройство, но не более того.
У «Микрона» своя территория, ее сложно очертить визуально; все это поле разделено так: 2/3 к 1/3 на «Микрон» и на свободную территорию. Было предложение построить паркинг на территории «Микрона»; мы его одобрили, но сам «Микрон» будет решать, когда и как он это будет делать для своих сотрудников.
Что касается свободной территории: да, у нас часть участка была предусмотрена под строительство стандартного физкультурно-оздоровительного комплекса, такого же как в Александровке, как в МЖК. Их было четыре, «четыре непостроенных бассейна» как мы говорим. Такой же и у корпуса 1115. К сожалению, четыре построили, четыре не успели. Сейчас предлагается их оставить как физкультурно-оздоровительные объекты, но построить их за счет средства инвестора.
А.Э. — А это вообще целесообразно рядом с «Грин Сити»? Как я понимаю, там есть еще неосвоенные собственные площади, в своем здании?
— Практически нет. По поводу строительства бассейна они обращались к нам неоднократно, и небольшой бассейн они сделали. Бассейнов в Зеленограде не может быть много; это та услуга, которая постоянно пользуется спросом. Тем более, в нашем климате, когда с сентября по май фактически зима, нам нужны крытые объекты для занятий физкультурой и спортом.
А.Э. — То есть, там будет ФОК и «Грин Сити» в целом не против?
— Это не отнимает хлеб у «Грин Сити», понимаете? Они в курсе, скажем так.
А.Э. — В разговоре о Южной промзоне, о проездах и парковках, вы упомянули, что это делается в первую очередь для комфорта тех, кто там работает. С другой стороны, когда мы говорили про Северную промзону, я услышал желание в этот свободный, приятный для глаза пятачок, по которому просто ходят люди, где елочки растут, посадить еще одно здание. Насколько это согласуется с комфортом? Насколько согласуется к комфортом, например, невозможность иметь в промзоне кафе или магазин для сотрудников, 15 тысяч человек? В промзоне не должно быть ничего, кроме предприятий, никаких свободных пространств для того, чтобы предаваться размышлениям о науке.
— Даже в правилах землепользования и застройки есть так называемый вспомогательный тип использования. Если мы говорим о кафе и магазинах для сотрудников — это допускается, приветствуется и всячески одобряется. Но если говорить о кафе для города — это будет отдельный объект, который имеет свою стоянку, который работает на город в целом, который использует промышленные производственные площади не по прямому назначению.
Я пытаюсь донести этот нюанс: любое предприятие вправе и должно иметь, как всегда было на предприятиях Северной и Южной промзон, свои столовые. Это должно было быть, предусматривалось нормативами, и, к сожалению, это первое, что «вымылось» из площадей, когда они сдавались и передавались в аренду руководством тех же предприятий.
ТЦ «Панфиловский», пожалуй, единственное исключение, потому что эта территория никогда не была в промзоне. Как только она перешла под деловой центр, еще в 1992 году, потом под детский компьютерный центр, а потом под торговый центр, она даже в границы промзоны Северная не включалась, это была отдельная территория.
«Грин Сити» находится в общественном центре промзоны Северная, где раньше располагался центр досуга «Микрон».
А.Э. — Я понял так, что эти вспомогательные объекты не должны привлекать людей извне, не должны быть центром притяжения людей, которые не работают в промзоне. Я просто пытаюсь понять, как ФОК с бассейном согласовываются с этой концепцией.
— ФОК согласовывался опять же, с точки зрения огромного количества работающих на территории и отсутствия досуга. Тот же фитнес, небольшие тренажерные залы сейчас всячески приветствуется на любом предприятии,
Ю.К. — ФОК — это прекрасно, и спорт тоже, но, например, многие вспоминают центр досуга «Микрон»: там были интересные лекции, концерты. Сейчас жители ничего подобного не просят?
— К сожалению, ничего подобного не просят работодатели, руководство предприятия. Это была культурная и досуговая составляющая работающих на территории промзоны, и это действительно всячески приветствовалась, но в дальнейшем руководство предприятия посчитало это непозволительной для себя роскошью и отказалось от этих помещений.
А.Э. — Какие-то сроки реализации проектов и, может быть, вынесения их на публичные слушания вы сейчас можете назвать?
— После утверждения и выпуска распорядительного документа определяются первоочередные мероприятия реализации: по дорогам, объектам, инженерии, по всем мероприятиям. В дальнейшем конкретно строительство дороги, строительство такого-то объекта, если он социальный, бюджетный
В дальнейшем уже прописывается все, от проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию.
А.Э. — Я так понял, что включение в адресную инвестиционную программу — это в лучшем случае
— Я думаю, да. По опыту других объектов, проходит действительно несколько лет, в зависимости от очередности в определении приоритетов.
А.Э. — Какая из этих промзон приоритетна для вас?
— Если говорить о новом строительстве, то это промзона Малино, наличие свободных территорий, строительство жилья, которое ведется полным ходом: и Кутузово, и 23 микрорайон.
Что касается строительства дорог внутри промзон, я бы назвала Южную промзону, это должно быть интересно самим предприятиям, которые находятся на ее территории. Как они будут это реализовывать? Задача проекта планировки предложить как; тут уже не столько АИП, тут ряд мероприятий будет в их статье расходов, если это касается модернизации самого предприятия, и устройство дорог внутри предприятия.
Что касается строительства социальных объектов — это коммунальная зона Александровка, потому что она наиболее проработана. И, опять же, в силу того, что там уже построен ряд объектов (например, роддом, и пожарное депо), проведена инженерия, понятно зонирование территории.
Александр Эрлих, Юлия Кравченко
А во вторых, пусть это мелочь в сравнении с глобальными планами развития промзон, но:
"Когда у нас, допустим, застраивается микрорайон в целом, мы уже понимаем, где расположены остановки, понимаем основные пешеходные пути. Так в Зеленограде было всегда. Вы поймите, всегда пешеходные пути внутри микрорайона образовывались там, где удобнее жителям. Изначально не прокладывались все асфальтовые дорожки, люди сами протаптывали некоторые тропинки, которые потом асфальтировали или укладывали по ней плитку. "
Может быть всегда так и было, но у нас в 15 микрорайоне когда главой управы стал г.Журба, все эти дорожки, где жители ходили больше 10 лет, были перекопаны. Хотя деньги были выделены на их благоустройство. И даже асфальт с некоторых был снят. На моё возмущение по этому поводу мне был дан ответ, за подписью главы управы, что там люди ходить не должны и не будут. И так до сих пор каждую весну перекапывают и засыпают черноземом, а жители ходят рядом, протаптывая новые тропинки, чтобы не нарезать круги. Как всегда слово расходится с делом.
А нашу башню "свечкой" никогда не называли. Так уж сложилось. Разговорные моменты...