В интервью Zelenograd.ru на вопросы о том, какими будут последствия реформ — для родительских кошельков и рабочих мест педагогов — ответил Игорь Пешнев, начальник управления государственной службы кадров и учебных заведений Департамента культуры города Москвы.
— Игорь Львович, в какие сроки будут происходить заявленные недавно объединения: художественной школы № 9, детской школы искусств имени Дягилева, музыкальных школ № 53 и № 71, школы хореографии «Фуэте»?
— Сроки определяются процедурой, которая предписана действующим законодательством, поэтому нельзя точно назвать даты, когда будет завершена реорганизация и получено свидетельство о государственной регистрации новых объединенных юридических лиц. Но есть пошагово расписанный план; есть сроки, предусмотренные гражданским кодексом Российской Федерации; мы знаем, сколько оформляются документы в регистрирующем органе, поэтому приблизительно можно предположить, что на все эти мероприятия уйдет где-то порядка трех месяцев.
— Значит, уже в этом учебном году все эти школы официально объединятся?
— Да, думаю, что где-то к концу февраля или началу марта 2013 года мы завершим этот процесс.
— Когда начнутся изменения штатных расписаний, назначение новых руководителей? Ведь будут разрабатываться новые штатные расписания для объединённых школ?
— Да, безусловно. Ко всему этому очень серьезно готовились, предварительно разрабатывались разные варианты структуры объединенного учреждения и его штатного расписания. Но юридически право утвердить структуру и штатное расписание будет иметь только тот руководитель, который будет назначен в каждом объединенном учреждении после государственной регистрации учреждения в качестве юридического лица. Он будет принимать эти решения и окончательно проводить все мероприятия по назначению и т.д. Так что сейчас у нас есть только наработки, проекты. По-прежнему идет поиск каких-то наилучших решений, чтобы в школах была создана действительно эффективно функционирующая администрация.
— В этих проектах как-то сокращаются преподавательские должности после слияния школ?
— Нет, в первую очередь мы подчеркиваем, что реорганизация вообще по большому счету не коснется образовательного процесса, основными участниками которого являются учащиеся и педагоги. Поэтому всё это волнение, которое мы сегодня видим на примере детской музыкальной школы имени Мусоргского, безосновательно. Кстати, это единственная из пяти объединяемых школ, где возникла такая реакция. И я убежден, что эта реакция на самом деле не соответствует тому, о чем идет речь. Школы, которые мы знаем как самостоятельные учебные заведения с собственными зданиями, со своими историческими названиями, где есть сложившиеся педагогические коллективы, сформировавшиеся традиции, наработанные методики, опыт, образовательные программы — все они останутся так, как существуют сейчас.
Поэтому, когда критики реорганизации начинают говорить о том, что какую-то школу ликвидируют, куда-то переведут, дети будут учиться по сокращенным или еще каким-то непонятным программам, будет уделяться меньше внимания академическому образованию, будет в загоне классическая музыка, еще что-то там будет такое катастрофическое — мы готовы заявить, что ничего подобного не будет и не планируется. Повторяю: школы останутся обособленными образовательными организациями в качестве структурных подразделений объединенного юридического лица. Они продолжат свою работу фактически в таком же виде — для детей, для их родителей, для педагогов — как это происходит сейчас. Как ходил ребенок к своим преподавателям на уроки в школу имени Мусоргского, которая находится по определенному адресу, так он и будет дальше это делать. И мне думается, что все эти протесты сейчас возникли из-за того, что кто-то неправильно понимает происходящее и дает недостоверную информацию, распространяя ее на различных уровнях.
Все письма родителей и педагогов мы рассматриваем, знаем о них и очень внимательно к ним относимся, воспринимая любую точку зрения. И когда мы видим, что она недостоверна, что неправильно излагаются факты и имеющиеся обстоятельства и т.д. — мы подробно отвечаем на них, разъясняя нашу позицию. Много ответов уже было направлено педагогам, представителям родителей, отдельным родителям, представителям общественности, в государственные органы. В том числе Департамент культуры с большим уважением и вниманием рассмотрел обращение префекта Зеленоградского административного округа Анатолия Николаевича Смирнова, и мы понимаем его озабоченность — мы постарались обстоятельно ответить на его обращение. Мне кажется, там все достаточно убедительно изложено.
— Почему Департамент культуры решил объединить свои зеленоградские школы, если фактически они сохранят свою индивидуальность и обособленность?
— Хочу подчеркнуть, что процессы реорганизации, которые сейчас коснулись этих образовательных учреждений, происходят в бюджетной сфере на всех уровнях: и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном, и во всех отраслях. Объединение зеленоградских школ не случайно и проводится не потому, что кому-то захотелось удовлетворить свою прихоть. Укрупнение таких бюджетных учреждений как юридических лиц — это вынужденная мера для того, чтобы получить в имеющихся сейчас условиях внутренний резерв, внутренний ресурс для развития администрации этих учреждений. Дело в том, что в нынешнем виде, когда каждая из этих школ является отдельным юридическим лицом, она занимается не только образованием — она должна нести на себе еще и бремя выполнения всех функций, всех обязанностей юридического лица. А сегодня это гораздо больший объем обязанностей и объем работы, необходимой для их выполнения, чем это было, допустим, лет двадцать назад. Сегодня нужно иметь профессиональные администрации, которые в своей структуре имеют все необходимые службы, и количество этих служб постоянно увеличивается вместе с появлением у юридического лица новых функций. То в каждую организацию с правами юридического лица надо ввести пресс-службу, то надо ввести в штат единицы операторов, которые будут заниматься работой с какими-то программными ресурсами, то что-то еще. То есть, постоянно возникает необходимость в создании все новых и новых различных служб в учреждениях.
— И в каждой маленькой школе создавать их нерентабельно?
— Да, это невозможно, создавать эти единицы должностей и выделять на это дополнительные деньги — нерационально, когда они все занимаются однородной деятельностью. Ладно бы это были разные по своей деятельности организации, но они же все занимаются дополнительным образованием, образованием в области искусства. Кроме того, если есть возможность вместо нескольких бухгалтерий, кадровых служб, служб документационного обеспечения, экономических, юридических служб иметь одну бухгалтерию, одну кадровую, экономическую, юридическую и т. д. службы, а высвободившиеся средства направить на решение актуальных для учреждения задач, то не воспользоваться такой возможностью было бы ошибкой.
— Тогда у меня такой вопрос: в Зеленограде есть окружное управление Департамента культуры — почему тогда не возложить на него эти общие для всех школ функции? Это невозможно? Ведь раньше всё было устроено именно так?
— Дело в том, что управления культуры как самостоятельные органы исполнительной власти с правами юридических лиц, какими они были совсем недавно, сейчас ликвидированы, потому что подобный их статус не предусмотрен действующими нормативно-правовыми актами города Москвы. Сейчас Управление культуры по Зеленоградскому административному округу Москвы является структурным подразделением Департамента культуры, без каких-то прав на самостоятельную деятельность.
— Значит, если раньше именно управление вело, например, общий финансовый счет всех школ и т.д., то сейчас там нет этого?
— Конечно. Раньше при таких управлениях были централизованные бухгалтерии, раньше они фактически распоряжались финансами, понимаете? А сейчас такой возможности нет, поэтому возложить эти функции на них, как вы предлагаете, нельзя. Почему они оказались ликвидированы? Потому что как органы исполнительной власти они не могут выступать в той роли, в которой были — они не могут быть государственным учреждением как хозяйствующим субъектом. Они — орган власти, и должны выполнять функции органа власти. Поэтому сегодня мы вынуждены искать другие возможности, чтобы построить эффективную систему современного управления нашими учреждениями. И я еще раз хочу подчеркнуть, что реорганизация их как юридических лиц не имеет прямого отношения к их образовательной деятельности — она не должна пострадать в результате этих мероприятий.
— А не будет ли таким же эффективным решением с точки зрения новой системы управления и финансов — взять, например, и уволить из школ педагогов-пенсионеров или педагогов с недостаточной нагрузкой, совместителей?
— Нет, так нельзя. Ко всем работникам должно быть, прежде всего, справедливое, законное и бережное отношение, а к педагогам в первую очередь. Мы не имеем права так относиться к педагогическим работникам, чтобы за их счет решать какие-то свои экономические проблемы. У нас нет таких задач, нам нужно искать резервы и переструктурировать ресурсы, которые не затрагивают напрямую качество условий образовательной деятельности. Более того, это не тот случай, когда работник становится хуже с возрастом. Наоборот, в педагогике с опытом квалификация только повышается, поэтому если педагог в зрелом возрасте, но он может работать, здоровье позволяет — пусть работает, он приносит большую пользу нашим детям, молодым педагогам, которые могут у него учиться.
— Останется ли прежним финансирование школ Департамента культуры с января 2013, и в каком виде оно будет осуществляться? В школах говорят о том, что схема финансирования может измениться...
— Безусловно, финансирование будет на том уровне, на котором оно запланировано в Законе города Москвы «О бюджете города Москвы». Наши зеленоградские школы, которые пока существуют отдельно, начнут 2013 год как отдельные юридические лица, и каждая из них получит своё государственное задание и соответствующую субсидию. Затем, когда реорганизация завершится, и они будут объединены, их субсидии объединятся в единую субсидию на финансирование деятельности укрупненного юридического лица, которая будет равна сумме отдельных субсидий.
— Есть ли в планах Департамента введение в своих школах нормативно-подушевого финансирования в следующем году?
— В системе учреждений Департамента культуры города Москвы пока в практической плоскости этого нет. Я не говорю, что этого не будет никогда, но сегодня у нас пока нет соответствующих разработок и принятых решений на эту тему. Поэтому другого сказать пока не могу.
— В учреждениях дополнительного образования Департамента образования Москвы — ДЮЦах и Дворцах детского творчества — с сентября ввели электронную запись детей и ограничение на бесплатные часы занятий за счет бюджета. Будет ли то же самое введено в учреждениях Департамента культуры? Осенью, когда вводилась электронная запись, говорилось о том, что вы тоже когда-нибудь перейдёте на такую же систему.
— Да, естественно — процессы, которые происходят в городе, не обойдут стороной и нашу сферу, и в той части, в которой это может быть к нам применимо, это будет применяться. Но, безусловно, есть своя особенность в работе учреждений культуры, хотя бы потому, что они должны реализовывать дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств. Это программы, которые предусмотрены действующим законом об образовании, они жестко регламентируются федеральными государственными требованиями, которые утверждает Министерство культуры Российской Федерации...
— Значит, у школ искусств несколько другое положение, нежели у ДЮЦев и Дворцов творчества?
— Да. Поэтому тот порядок, который действует сегодня в Департаменте образования по отношению к его учреждениям дополнительного образования, не может быть перенесен к нам автоматически. В Департаменте образования все это тоже прекрасно понимают, на самом деле — у нас проходят совместные совещания, где обсуждаются эти вопросы, и там существует полное понимание, что и для учреждений физкультуры и спорта, и для учреждений здравоохранения, и для образовательных учреждений культуры нужно иметь свой отраслевой подход, но в основе его должны лежать какие-то общие моменты. Допустим, та же самая электронная форма ведения учета желающих поступить на обучение в эти учреждения — она будет применяться, но порядок, естественно, будет адаптироваться к специфике работы этих учреждений.
— Прокомментируйте, на основании чего могла появиться такая информация — и в музыкальной школе № 53, и в ДЮЦ «Ведогонь», которые относятся к разным ведомствам: что прямо с января 2013 года для детей будет ограничено количество бесплатных часов занятий, а на остальные часы будет введена родительская оплата, и даже называлась цифра — 800 рублей за час.
— Это неправда, это как раз недостоверная информация, которую распространяет недобросовестный источник. Еще раз повторю: никакие сегодняшние условия образовательной деятельности музыкальной школы имени Мусоргского 1 января 2013 года не изменятся.
— А с 1 сентября 2013 года они тоже не изменятся?
— Мы ведь сейчас говорим о том, как реорганизация скажется на образовательной деятельности этих учреждений. Подчеркиваю: от реорганизации это не зависит, из-за неё ни плата за обучение, ни количество учебных часов не изменятся. А вот когда вы мне задаете вопрос на перспективу: может ли дальше что-то измениться и в учебных планах, и в программах, и в других условиях обучения? — тогда я вам вынужден сказать: вполне вероятно, что через какое-то время — через год, через два — могут измениться и требования к учебным планам, и какие-то рекомендации, связанные с организацией учебного процесса. Это жизнь, они и сейчас меняются, независимо от реорганизаций, понимаете? Сейчас мы будем вводить в своих школах предпрофессиональные образовательные программы — а это уже новые требования к учебному планированию. Наряду с этими программами мы будем создавать новые примерные учебные планы программ дополнительного образования общеразвивающего направления. По ним будут другие, в сравнении с сегодняшними, рекомендации, которые тоже начнут постепенно применяться. Это процесс постоянного совершенствования.
— Изменения могут коснуться и родительской оплаты, я правильно понимаю?
— Вряд ли. Во всяком случае, я бы рекомендовал всем интересующимся этим вопросом прочитать проект федерального закона «Об образовании». Дело в том, что по вопросу платности и бесплатности образования в новом законе «Об образовании» появятся новации, и нужно внимательно за этим следить. Я читал проект этого закона, который был выложен на сайте Комитета по культуре Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации — в этом проекте говорится, какие программы будут реализовываться бесплатно, какие будут реализовываться на других основаниях. То есть, вопрос платности-бесплатности там освещается подробнее, чем в сегодняшнем законе «Об образовании».
— И какие из ваших программ предполагается оставить бесплатными — предпрофессионального образования или облегченные общеразвивающие?
— Сейчас закон проходит соответствующую процедуру принятия в Государственной Думе — когда он будет принят и введен в действие, тогда и надо будет его исполнять, пока это всё еще может измениться. На текущий учебный год — ни с января, ни с февраля 2013 года и т.д. — в настоящее время планов повышения размера платы за обучение нет. Что будет дальше, в том числе, зависит от изменений в законодательстве об образовании.
— Хорошо, родители могли заблуждаться, им передали неверную информацию, но откуда у всех возникла эта цифра — 800 рублей за час? Вы это как-то можете прокомментировать?
— Могу прокомментировать только так: возможность предоставления образовательными учреждениями дополнительных платных образовательных услуг предусмотрена и действующим Законом Российской Федерации «Об образовании», и типовым положением «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей», и уставами каждого из этих учреждений. Многие из них уже оказывают платные услуги, у них сегодня уже есть большой опыт этой работы: рассчитанные цены по разным форматам этих услуг, по разному набору учебных занятий. Поэтому, когда называются какие-то конкретные цифры — они, как правило, берутся из жизни, из практики. А практика есть и в дошкольных, и в подготовительных группах, и в отделениях самоокупаемости и т.д. Это не секрет, это все знают.
— Значит, и в
— Могла возникнуть из собственного опыта, а могла возникнуть из опыта других учреждений.
— И последнее: родители обсуждают еще один слух — о том, что школы искусств, музыкальные и прочие, могут быть переданы в ведение Департамента образования...
Категорически отрицаю. Сегодня этот вопрос никто не ставит, он нигде не рассматривается, ни на каком официальном уровне. Более того, наоборот, обсуждался вопрос о том, что, возможно, следует передать в ведение Департамента культуры города Москвы ряд учреждений дополнительного образования детей, которые сегодня находятся в ведении Департамента образования города Москвы — поскольку по характеру деятельности, которую они ведут, они являются детскими школами искусств. Департамент образования внес такое предложение и выдвинул список таких учреждений. Мы отнеслись к этому с большим вниманием, интересом и пониманием. Пока решение не принято, но вопрос рассматривается и, так скажем, прорабатывается — это действительно так. Зеленоградских учреждений в списке нет — те учреждения, которые мы рассматриваем, находятся на территории других округов, не в Зеленограде. Будет ли этот список пополняться — это зависит не от нас.
Елена Панасенко
Вот Вам, бабушка, и Юрьев день!)
Кроме того у них дочка-первоклассница. Куда они раньше ее только не водили. С этого учебного года можно посещать только два бесплатных кружка. За третий и последующие надо платить.
"Но юридически право утвердить структуру и штатное расписание будет иметь только тот руководитель, который будет назначен в каждом объединенном учреждении после государственной регистрации учреждения в качестве юридического лица. Он будет принимать эти решения и окончательно проводить все мероприятия по назначению и т.д. "
И что эти утверждения не противоречат друг другу??
Вот привыкли же людей за дураков держать:(((
"БУДЕТ ВВЕДЕНА родительская оплата, и даже называлась цифра — 800 рублей за час.
— Это НЕПРАВДА, это как раз недостоверная информация, которую распространяет недобросовестный источник. Еще раз повторю: никакие сегодняшние условия образовательной деятельности музыкальной школы имени Мусоргского 1 января 2013 года не изменятся.
— А с 1 сентября 2013 года они тоже НЕ ИЗМЕНЯТСЯ?
— (и пошел городитбь фигню, лишь бы правду не сказать:):) ) Мы ведь сейчас говорим о том, как реорганизация скажется на образовательной деятельности"
Есть у властистоящих одно отвратительное свойство. Отвечать долго и не по существу. Чем больше им не приятен вопрос - тем дольше будет ответ и тем больше не по существу. И вроде как ответил.:)
Спасибо журналистке - красиво его сделала в этот момент:):)! Додавила!
http://www.zelenograd.ru/news/8148/1/#head
Дальше преподавателей, у которых меньше 15 детей, сокращают. Освободившиеся площади - осваивают.
В итоге, лет через пять, вся новая школа искусств, представляющая собой несколько кружков различного направления, спокойно размещается в одном помещении, где-то в новом городе.
— Нет, так нельзя. Ко всем работникам должно быть, прежде всего, справедливое, законное и бережное отношение, а к педагогам в первую очередь. "
В Образовании также пели - в итоге: уволены педагоги-пенсионеры или педагоги с недостаточной нагрузкой, совместители. Расширен штат администраторов.
Нафига тогда оно теперь нужно? Расформировать и все. Экономия побольше будет, чем от увольнения педагогов:)
http://democrator.ru/problem/9367