Зеленоградское управление образования опубликовало актуальную информацию по организации питания на 2013 год на своём сайте — контактные координаты ответственных лиц комбината «Московский школьник», примерные меню комбината для разных возрастных категорий детей (для дошкольников
Напомним, что год назад вступило в силу новое меню для детских садов , которое вызвало много нареканий от родителей — они жаловались на ухудшение состояния здоровья детей и анализировали состав продуктов и блюд, в котором оказалось много полуфабрикатов, пищевых и витаминных добавок, вызывающих аллергию. В Москве состоялись митинги родителей, столичный Департамент образования провёл ряд городских родительских собраний по теме питания. На совместных заседаниях чиновников с родителями-активистами, образовавшими инициативную группу, активно разрабатывалось и обсуждалось новое меню с более качественным составом блюд и их ингредиентов, в интернете прошёл опрос на эту тему. Несмотря на это, в августе Департамент образования Москвы принял решение отдать меню на откуп самим поставщикам питания и оценивать их с позиций качества, изменив порядок проведения конкурсных процедур. С сентября по декабрь 2012 детсады продолжали получать питание в рамках контракта, заключенного на 2012 год с комбинатом «Московский школьник», с учётом действующих поправок, принятых весной — об их реализации в Зеленограде читайте в материалах Zelenograd.ru: «Обед в детском саду — новое меню и его изменения», «Заведующие детсадов потребовали прекратить менять новое меню», «Новое меню в детских садах: позиция чиновников и заведующих».
В первые дни после нынешних зимних праздников зеленоградские родители, приведя детей в детский сад, с волнением обсуждали, что изменилось с началом нового года — в некоторых детсадах уже вывесили новое меню, в других блюда на завтрак и обед, вроде бы, остались знакомыми. «Вот что сказала мне воспитатель про меню: „Московский школьник“, по сути, приступил к работе без своего меню. — Делится информацией одна из мам на форуме Школы родительского мастерства „Мы“. — Сейчас они ориентируются на старое меню и продукты привозят согласно этому меню. Я пока не отследила, чищенные овощи или нет, но подсобная рабочая на кухне, которая занималась чисткой овощей, так и работает, повара тоже, кухонный отсек такой же какой и был, не демонтирован. Готовят сами. Меланжа и инстантного напитка нет. Возможно, „Московский школьник“ сейчас поступает так, чтобы родители успокоились и увидели, что в питании мало что изменилось...»
Новшества в питании неожиданно сказались на контроле посещения детьми детсадов — с начала года от родителей начали требовать, чтобы они предупреждали о пропусках ребёнком детского сада за 3 дня. «Про посещаемость и пропуски — проблемы колоссальные! — Пишет на форуме другая родительница. — Да, сад должен на фирму подать на 3 дня вперед количество детей на которых привезут питание (...)Человек, отвечающий в саду за питание, до 10 часов носится как полоумный по группам и пытается свести: кто в какой группе вышел без предупреждения, кто заболел внезапно, а кто просто проспал, и каждый день как на войне получается. Очень тяжело! У воспитателей установка — работать с родителями. Самый классный день был 28 декабря, когда мы подавали количество детей на 9 января! Пора в ясновидящих переквалифицироваться....»
На вопросы Zelenograd.ru по новшествам в организации питания дошкольников ответила Елена Корнеева, специалист Зеленоградского управления образования:
— Как проходил последний конкурс по выбору поставщика питания для зеленоградских детских садов и школ?
— Конкурс в конце 2012 года прошёл по новым правилам. Если раньше у нас проходил аукцион, тендер по принципу кто даст большее снижение стоимости лота, то в этом году вся процедура проходила на новой конкурсной основе — при этом главным критерием оценки участников было качество оказания услуг по организации питания. Каждый поставщик питания оценивался по баллам и предъявлял ассортимент продуктов с улучшенным качеством и т.д., а также представлял на конкурс собственное меню — меню не входило в конкурсную документацию, а было одним из критериев оценки поставщика, т.е. «Московский школьник» победил со своим вариантом меню. Все меню поставщиков были утверждены Роспотребнадзором в установленном порядке, который прописан в госконтракте. В зеленоградском конкурсе было два участника, проводилась их экспертная оценка, к этой процедуре подключались представители Роспотребнадзора и МосГИКа, а также представители Департамента образования и родительская общественность в виде экспертной группы родителей, которая работает при Департаменте — из Зеленограда в этой группе тоже есть представитель. Контракт на питание с «Московским школьником» заключен на один год — и для детсадов, и для школ. В некоторых округах такие контракты заключались и на 3 года, но не в Зеленограде.
— Чем отличается меню 2013 года от меню 2012 года для детсадов?
— Кардинальных изменений в сравнении с меню прошлого года нет.
— Кто сейчас управляет вопросами питания в образовательных учреждениях — кто проводит конкурсы и оплачивает его?
— Сейчас этим занимается Департамент образования, его отдел питания.
— Все повара детсадов теперь в штате «Московского школьника»? А если поставщик через год сменится, что с ними будет — они перейдут работать к другому?
— Скорей всего, да. Пока сложно сказать — на этот год так, а как будет дальше... В любом случае они уже не в штате детских садов. Если это зеленоградцы — естественно, они, в соответствии с их желанием, просто переводом перейдут к тому организатору питания, который будет работать с Зеленоградом, как я понимаю. Сейчас в детсадах остались в основном те же повара, что работали там и раньше — кто-то, может быть, и ушёл при переводе, по состоянию здоровья или на пенсию, но в целом мы постарались сохранить штаты.
— Родители говорят, что с нового года в детсадах появились новые требования — ежедневно с них просят сведения, придёт ребёнок в сад через 3 дня или нет, и это связано с заказом питания. Но ведь дети болеют всегда внезапно, и правило пропуска нескольких дней без справки никто не отменял...
— Да, сейчас обязательно подавать такие сведения. Раньше в детсады шла поставка продуктов питания, и в кладовых предполагался некоторый запас продуктов — можно было варьировать число приготовляемых порций в зависимости от числа детей, которые пришли в конкретный день, чуть больше или чуть меньше. Сейчас это делать невозможно, так как детсады заказывают точное количество рационов на день и подают поставщику сведения о количестве детей. Продукты поставляют накануне, причем в сады приходит точное количество продуктов на определённое меню и число детей, только суточный запас.
— Но это именно продукты, а не какие-то порции для разогрева?
— Да, это продукты, из которых готовится еда. Это и сырьё, и полуфабрикаты, и заказ их происходит накануне именно в таком порядке. С точки зрения приготовления по большому счету ничего не поменялось — повара так и готовят всё из исходных продуктов. У нас не «Конкорд», к нам не приходят готовые порции.
— А как быть родителям, если дети внезапно заболевают — как же можно об этом заранее предупредить?
— Вот например: завтра привозят продукты, и сегодня воспитатели до 12 часов должны собрать сведения, кто будет питаться послезавтра. Если послезавтра кто-то внезапно заболел и не пришёл — один-два-три ребёнка это не страшно, всё бывает. Но это не должны быть 20 или 40 детей, потому что тогда сад попадает в ситуацию нецелевого использования денежных средств.
— Значит, родители просто должны стараться предупреждать об отсутствии, если о нём заранее известно?
Да. Все руководители детсадов должны сейчас взять этот вопрос на контроль. Стараемся решить это в рабочем порядке, собираем Совет заведующих, на котором обсуждаем, как оформлять документы, как рационально расходовать денежные средства с учетом контингента и т.д. Пока идёт переходный период, и на какие-то вопросы пока нет ответов.
Елена Панасенко
- Мне нравится строить Демократию в России...:)