27 февраля в МИЭТе пройдёт первый День открытых дверей в новом году для абитуриентов, старшеклассников и их родителей — стартует подготовка к летнему приёму в вуз. В студии Zelenograd.ru ответственный секретарь приёмной комиссии МИЭТ Игорь Горбатый и Ирина Бессонова, начальник управления профориентационной работы и довузовской подготовки МИЭТ.
загрузить файл со звуком (31534 кб) |
— Я бы хотела начать разговор с итогов прошлогодней абитуриентской кампании — если вспомнить, там было некоторое снижение проходных баллов в МИЭТ. Ректор МИЭТ Юрий Чаплыгин осенью 2012 года в своём докладе на Совете директоров в зеленоградской префектуре говорил о том, что зеленоградские школьники не очень хорошо сдали физику; информатику они почему-то сдали лучше — возможно, потому, что МИЭТ активно работает с учителями информатики. Игорь Натанович, что вы можете сказать о прошлой абитуриентской кампании? Может быть, по её итогам были сделаны какие-то выводы, которые повлияли на политику вуза в нынешнем году?
Игорь Горбатый — Прошлая кампания характеризовалась некими объективными факторами. Во-первых, в МИЭТе был несколько увеличен приём на технические факультеты по сравнению с прошлыми годами, и, во-вторых, было выделено несколько меньше мест в общежитии — для этого были объективные причины. Два этих фактора создали некоторую особенность кампании. В процессе приёма документов выяснилось еще некое снижение числа поданных заявлений, особенно со стороны иногородних абитуриентов. Такое снижение было характерно в минувшем году для многих вузов. Видимо, оно связано с общей тенденцией для страны, с какими-то глобальными причинами: может быть, демографическими, профориентационными. Возможно, также это было связано с более тонкой «настройкой» абитуриентов на определенный вуз. Ведь правила приёма с каждым годом «оттачиваются», и, если в первые годы было непонятно, куда годятся имеющиеся баллы ЕГЭ, в какой вуз с ними можно поступить — то сейчас уже есть определенность. Ребята понимают, что с какими-то баллами «соваться», положим, в МИЭТ нет смысла, а надо поступать в какой-то другой вуз «попроще». Анализируя списки ребят, подавших документы, мы увидели подтверждение этой точки зрения. У нас как раз уменьшилось число поданных заявлений ребят с низкими баллами. А те, кто мог поступить и активно участвовать в конкурсе — они к нам и поступали. Наверное, это главное, что можно сказать о прошедшей кампании, что было несколько неожиданно для нас и создало напряженность — снижение баллов — а потом все встало на свои места.
ЕГЭ по физике действительно в прошлом году сдали в РФ — я подчеркиваю — хуже, чем в прошлые годы. Это нехорошо — и для вузов, и для абитуриентов, поскольку дезориентирует и тех, и других: они уже не могут ориентироваться на баллы прошлых лет. Было бы оптимально, если бы средняя по РФ оценка ЕГЭ оставалась более-менее постоянной, а не совершала такие заметные колебания. Причем колебания были и по физике, и по математике — в сумме по этим двум предметам было объективное снижение на семь баллов, то есть средние оценки ЕГЭ по физике и по математике отличались от средних оценок в 2011 году.
— Виноваты знания абитуриентов или какие-то колебания в сложности заданий ЕГЭ?
И. Г. — Невозможно сказать. Маловероятно, чтобы в течение года знания абитуриентов заметно менялись — скорее всего, это настройка самих вариантов, думается так. В целом все закончилось хорошо, МИЭТ набрал студентов с хорошими баллами ЕГЭ. Мы сохранили свои высокие позиции в рейтинге вузов. По-прежнему среди московских вузов нас опережают лишь известные «бренды»: МФТИ, МИФИ, Университет нефти и газа — по понятным причинам, МГТУ им.Баумана. Вот и главный итог.
— Чего вы ожидаете от первого Дня открытых дверей? Наверное, иногородние не приедут на него?
И. Г. — Традиционно на февральский День открытых дверей, который проводится в будний день вечером, приходят зеленоградцы, и мы устраиваем эту встречу для них. Им будет рассказано, как всегда, о наших факультетах — по ним есть и новая информация. В частности, один из ведущих технических факультетов МИЭТа, ЭТМО, сменил свое название — там произошла реорганизация, о которой мы, конечно, расскажем нашим абитуриентам. Их наверняка заинтересует открытие нового направления подготовки — робототехника — на этом факультете, Факультете интеллектуальных технических систем. Это направление не может не заинтересовать. Вообще говоря, наша страна всегда отличалась успехами в механике, точной механике, и робототехника к этому примыкает.
— Да, и зеленоградские школьники тоже много роботов демонстрируют на научно-технических выставках молодёжи...
И. Г. — Да, такая игровая деятельность тоже служит своей профориентационной цели.
— Реорганизация факультета ЭТМО как-то связана с надеждами повысить его привлекательность для абитуриентов? Обычно он был последним в тройке технических факультетов по проходным баллам. Его реорганизовали из-за этого или по каким-то другим основным причинам?
И. Г. — Несмотря на невысокие баллы поступавших на ЭТМО абитуриентов, мы понимали, что это очень сильный факультет по объективным показателям: востребованности специалистов, научной работе, которая там ведется. Поэтому то, что он был в списке трёх наших факультетов на третьем месте, имело такие «декоративные», внешние причины. С этими причинами можно бороться, чтобы факультет занял правильное, достойное место — наверное, реорганизация тоже имеет такую цель. Робототехника — изменение весьма существенное, это открытие нового направления подготовки, это не смена названия — это новая возможность.
— Можно вас попросить сделать сейчас общий обзор основных тем, которые прозвучат на Дне открытых дверей? О чем там будет говориться, какие объявления будут сделаны — изменится ли что-то в процедуре подачи заявлений и результатов ЕГЭ и т.д.? Поменяется что-то в этом году для олимпиадников?
И. Г. — День открытых дверей у нас всегда имеет две части. Первая — профориентационная (куда идти, какой вуз, факультет выбрать), а вторая — формальная (что надо сделать для того, чтобы поступить). На встрече я буду говорить по второй части, и сейчас, предварительно, расскажу о ней. В этом году не произошло, не было опубликовано никаких изменений ни в порядке приёма, ни в перечне вступительных испытаний — всё по тем же правилам, что и в прошлом году.
— Ежегодные правила приёма уже вышли?
И. Г. — Общие правила приёма работают уже в течение многих лет, это долговременный документ «Порядок приёма», и он не обязан утверждаться каждый год. Изменений в нём не было. Кроме того, вузы издают свои ежегодные правила приема. Ученый совет МИЭТ 16 января утвердил правила приема в МИЭТ на 2013 год. Они почти не содержат изменений по сравнению с прошлым годом, но есть исключения. Во-первых, из правил приема сейчас исключено одно из приложений — оно было в прошлом году — о предоставлении мест в общежитии. Вузы имеют право определиться с этим позже — к 1 июня, и мы к этой дате будем определяться.
— Значит, об общежитии пока можно не говорить — пока неизвестно, сколько там будет мест в этом году?
И. Г. — Пока неясно, сколько будет мест, и по каким правилам они будут предоставляться.
— Они не будут распределены и на другие факультеты МИЭТа, кроме, как обычно, технических? Нет таких тенденций?
И. Г. — Это будет решать ученый совет в свое время, пока ничего не могу сказать. Кроме того, у нас, видимо, будет расширен прием на факультет ПрИТ — по крайней мере, МИЭТ готов получить большее число бюджетных мест для факультета и, видимо подаст заявку на большее число бюджетных мест. Это означает, что большее число ребят будет принято на ПрИТ по результатам испытаний: математика, информатика, русский язык. Раньше там было только двадцать пять человек на бюджетной форме обучения — теперь, видимо, будет больше.
— Приём на ПрИТ увеличится до двух групп?
И. Г. — Планируется до двух, но до момента публикации контрольных цифр мы можем говорить только предположительно.
— Контрольные цифры, то есть число бюджетных мест, МИЭТ получит весной?
И. Г. — Да, ближе к маю.
— Увеличение числа мест на ПрИТе планируется за счет уменьшения бюджетных мест на других факультетах?
И. Г. — Да, на факультете интеллектуальных технических систем приём будет несколько меньше, чем раньше был на ЭТМО.
— По олимпиадам ничего не меняется? Список олимпиад, влияющих на поступление?
И. Г. — Список олимпиад утверждается каждый год, абитуриенты в курсе этого. Сейчас олимпиады вышли на решающий этап — первый тур уже прошел, впереди второй. Я говорю об олимпиадах школьников. Есть Всероссийская олимпиада, она для «избранных», там очень малое количество участников и с каждым туром их становится все меньше и меньше. А есть олимпиады школьников — их около восьмидесяти, и у них большое количество участников; они тоже проводятся в два тура. По результатам второго будут призеры-победители, и вузы, в том числе МИЭТ, должны к 1 июня определиться с льготами для них. В МИЭТе в течение четырех прошлых лет правила поступления для призёров и победителей олимпиад не менялись, поэтому можно пока ориентироваться на прошлые правила.
— Давайте поговорим про зеленоградцев и целевой приём для них в МИЭТ в этом году. Осенью Юрий Чаплыгин говорил о том, что в 2013, возможно, будут ужесточены правила целевого приёма и нормы, регулирующие взаимоотношения «целевиков» с МИЭТом и предприятиями, которые создают для них эти места. Будут составляться договора, будут более жесткие условия, по которым студенты будут привязаны к предприятиям, должны будут отрабатывать там какое-то число лет после вуза. Такие правила уже введены?
И. Г. — Дума приняла и Президент подписал Закон об образовании в РФ. В этом законе есть раздел, относящийся к целевому приему: его предполагается вести в иной форме, чем он проводится сейчас. В частности, предполагаются определенные гарантии, которые предприятия должны давать студентам, зачисленным по их направлению на целевые места, меры социальной поддержки, к примеру, стипендии. В договоре должны быть определены обязательства предприятия и абитуриента по трудоустройству. В законе не сказано, какие это обязательства, но они должны быть.
— Подозреваю, что подзаконных актов по этому поводу пока еще нет? Вообще, новый закон «Об образовании» вступает в силу 1 сентября следующего года.
И. Г. — Да. И для нынешних абитуриентов это самое главное.
— Этот закон не коснётся нынешнего набора, то есть, этот год будет последним, когда целевой набор будут вести по старым правилам?
И. Г. — Совершенно верно.
— Тогда расскажите, какие у МИЭта планы на этот целевой набор? Известно ли уже сейчас количество целевых бюджетных мест, которые будут в этом году в МИЭТе, и как будет идти отбор на них? Предприятия уже обозначили число мест со своей стороны?
И. Г. — Есть часть этого пути, который должны пройти предприятия и префектура, и часть, которую должен пройти МИЭТ. Вуз должен, получив заявку от органов государственной власти, от префектуры Зеленограда, и решением ученого совета выделить некоторое количество целевых мест. К сожалению, это действие связано с утверждением контрольных цифр приёма — только после их получения МИЭТ может ими распоряжаться: в частности, выделить под целевой прием на конкретные направления подготовки не более 15% этих мест, как положено по ограничивающей норме. МИЭТ мог бы это сделать и раньше, если бы не нужно было ждать контрольных цифр приема.
Вторая часть этого пути, которая проходится без МИЭТа — префектура совместно с Зеленоградским управлением образования составляет список участников целевого приема. В прошлом году в этом списке было 99 фамилий, из них было зачислено в МИЭТ заметно меньше — 62 человека или около того. И в прошлые годы ситуация была очень похожая, тоже было много заявок, под сотню. Например, в 2011 году было 107 заявок, кажется, а зачислено было 43 человека.
— МИЭТ не собирается вводить для поступающих «целевиков» какие-то планки по баллам, которые, может быть, сделают число поступивших меньше, но с более качественными знаниями?
И. Г. — Этот вопрос сейчас обсуждается.
— Директор зеленоградского лицея 1557 рассказывала в интервью, что там готовят группу ребят для целевого набора, которые будут уже целенаправленно поступать на обучение по двойным дипломам. Причем они отбирают именно лучших для поступления в МИЭТ — и не просто так, а на обучение с программой двойных дипломов и т.д., чтобы их простимулировать, заинтересовать МИЭТом, чтобы именно дети с хорошими оценками туда пошли.
Ирина Бессонова — Насчёт программы двойных дипломов — нельзя сказать, что ребятам дают гарантии прохождения этой программы. В любом случае, первый шаг — это поступить в вуз, в МИЭТ, а программы вторых дипломов начинаются на третьем курсе, а не на первом, то есть нужно пройти какой-то путь студента и «войти» в такую программу. Скорее всего, в лицее 1557 ставят акцент на том, что МИЭТ реализует программы двойных дипломов, международные контакты, программы, куда могут входить и студенты на более поздних курсах обучения — а не на связку «целевой набор — двойной диплом», однозначно такого быть не может. Видимо, они стараются рассказать о многих гранях работы МИЭТа, в том числе и о международных программах. Зачастую далеко не все в Зеленограде знают, какие возможности могут получить ребята, если пойдут учиться в МИЭТ. Двойные дипломы — одна из таких возможностей, которая очень интересна и родителям, и школьникам, выбирающим вуз. Так же, как и вопрос трудоустройства по окончании вуза. На мой взгляд, интерес к целевому набору может состоять и в этом — далеко не каждый выпускник по окончании вуза может найти работу, это сейчас общая проблема. А при поступлении по целевому набору — совершенно не страшно, если возникнут какие-то договорные отношения в период обучения, зато ребята, оканчивая МИЭТ, будут знать, что пойдут работать на то предприятие, которое они изначально для себя выбрали. Хотя возможны и варианты: условно говоря, школьник заинтересовался программами «Микрона», а в конечном итоге пошел работать на «Ангстрем» или на какие-то другие наукоемкие предприятия малого и среднего бизнеса...
— Договора для «целевиков», которые прописаны в законе «Об образовании», коснутся всех? И тех, кто уже сейчас учится по программе целевого обучения? Или с теми, кто поступал ранее, договора не будут заключаться?
И. Б. — Мы пока этого не знаем. Механизмы реализации закона, в частности, целевого набора, пока еще не отработаны. Думаю, будут какие-то дорожные карты или какие-то нормативные документы, которые будут это регламентировать.
— Лицей в этом учебном году стал базовой школой МИЭТа. Что это означает? В чем это выражается? У МИЭТа же всегда было много подопечных школ в Зеленограде.
И. Б. — У МИЭТа и сейчас сохраняется это количество школ — в Зеленограде их в этом году четырнадцать. Но статус «базовая школа МИЭТа» возник из ряда обстоятельств. В свое время лицей 1557 был физмат-школой № 1030, у него всегда были очень основательные связи с МИЭТом. Получение статуса базового учреждения — это перевод на иной уровень взаимной ответственности между МИЭТом и лицеем, не только прав, но и обязанностей с обеих сторон. В истории других крупных технических вузов подобных базовых школ очень много: есть лицей при МИФИ, при Физтехе и т.д. У МИЭТа такая школа впервые появилась в этом году, причем инициатором этого стал лицей, переговоры проходили на уровне первых лиц. Что от этого меняется — с точки зрения МИЭТа: в лицее сохраняется мощная подготовка по физико-математическому профилю, но там сейчас не хватает даже не этого, а неких элементов и мероприятий профориентационной направленности. Если мы «сидим» только в физике и математике и не видим ничего, что существует помимо этого, то ребятам трудно определиться с выбором профессии, которой в перспективе они могут себя посвятить. Физико-математический профиль все-таки ориентирован на технические вузы — хотя в лицее есть ребята, которые идут в гуманитарные, экономические вузы и успешно там обучаются, получают специальность — но для поступления в технический вуз, помимо физики и математики, ребятам нужно показывать и рассказывать, что за собой потом «потянет» та специальность, которую они выберут. Это очень важно. Мне кажется, появление статуса базовой школы позволит МИЭТу в том числе рассказать о тех специальностях, которые ребята получат, если они придут в МИЭТ. При этом, конечно, никто их не ограничивает, они вольны выбирать и другой технический вуз Москвы...
— Да, сейчас не как раньше, и МИЭТ даже своей базовой школе не может предоставить льготы на поступление или организовать предварительную сдачу экзаменов.
И. Б. — Как и любой другой вуз. Мы находимся в равных условиях. Но мы можем рассказывать ребятам о том, что МИЭТ представляет собой сегодня, приобретя статус Национального исследовательского университета, какие возможности у них будут не только в период обучения, но и после. Моя точка зрения: здесь, в родном городе — а я люблю свой Зеленоград — есть больше возможностей получить информацию о том, куда можно пойти работать после окончания технического вуза. Здесь очень многие ребята, обучаясь в МИЭТе, имеют возможность поработать где-то, на разных условиях — хотя это спорный вопрос, и желательно, конечно, чтобы они не запускали учебу.
— Еще одна сторона базовой школы: я знаю, что с преподаванием там тесно связано с МИЭТом, и было продекларировано, что теперь преподаватели МИЭТа в свои учебные часы в вузе будут проводить какие-то занятия в лицее — есть такое?
И. Б. — Этого пока нет. Может быть, и не нужно, потому что это упирается в систему финансирования деятельности. Я бы хотела сделать еще вот какой акцент: базовая школа — это очень хорошо, мы вступили в некий экспериментальный режим взаимоотношений, это важно. Но при этом в Зеленограде остаётся масса других школ, сильных, хороших, со своими определенными традициями по физико-математическому или техническому профилю обучения. Поэтому у нас сейчас фактически возникли две формы договоров с ними: если школа имеет сильную, прочную физико-математическую подготовку, то мы сохраняем имеющуюся форму договора по такой подготовке; если школа, допустим, хочет сохранить свои контакты с МИЭТом, мы можем предложить ей другой формат договора, например, о расширении профориентационной работы, о развитии научно-технического творчества или каких-то других формах взаимоотношений. То есть, сейчас мы дифференцируем школы, желая сохранить тесные контакты со всеми теми, кому это нужно при реализации образовательных программ. Есть базовые школы, есть школы с сильной профильной физмат-подготовкой, и есть школы, которые реализуют программы профориентационной работы. Поэтому наряду со статусом лицея 1557 сегодня не хочется умалять достоинств ни школы 853, ни школ 1151, 618 и др.
— Да, первый вопрос, который у всех возник при новости о лицее как базовой школе МИЭТа — «А как же мы? Как же наша школа?»
И. Б. — Очень хорошую подготовку имеют ребята в школах 1739, 1740 и т.д. — это школы с хорошими традициями, их надо сохранять.
— Профильные классы у МИЭТа в этих школах останутся — там, где они были традиционно? Может быть, их число будет сокращаться или, наоборот, увеличиваться?
И. Б. — Мы бы хотели, чтобы они остались — все будет зависеть от того, насколько школы сами смогут набрать эти классы. В любом случае одним из критериев работы является качество подготовки ребят. С этими школами продолжают очень плотно работать общеобразовательные кафедры МИЭТа: кафедра физики, обе кафедры высшей математики; мы продолжаем контакты и с педагогами. Проводятся и срезовые контрольные работы, которые позволяют как-то отслеживать качество подготовки ребят, сохраняются большие домашние задания по математике. Мы настроены на то, чтобы всё это сохранить.
— А как профильные классы МИЭТа в школах связаны с механизмом набора «целевиков»? Получается, этим процессом занимается Управление образования, это отдельный поток? Но, может быть, МИЭТу было бы легче самому готовить и набирать зеленоградцев к себе из своих классов?
И. Б. — Как уже сказал Игорь Натанович, во главе всей процедуры целевого набора стоит орган исполнительной власти, префектура Зеленограда. В принципе, определены критерии для подбора ребят, которые могут претендовать на целевое обучение: конечно, изначально это желание самих ребят и их родителей, но есть и такой критерий, как обучение в профильных классах.
— Но это не единственный критерий?
И. Б. — Это один из критериев. Причем здесь могут быть не только школы, которые имеют договор с МИЭТом по реализации физмат-образования, но и школы, сами реализующие такие же программы на повышенном уровне в классах по профильным предметам. Еще один критерий — достижения ребят, в частности, научно-техническое творчество, Зеленоград этому уделяет очень большое внимание. Школы подают заявки, ориентируясь на все эти критерии. Конечно, и результативность обучения, активная жизненная позиция ребят, участие их во внешней жизни тоже является критерием...
И. Г. — Я бы добавил по поводу базовой школы, поскольку я работаю в лицее уже лет двадцать. Мне кажется, что сейчас лицей берет некий новый рубеж — по крайней мере, готов его взять. Вообще, лицей образовался почти 25 лет назад, в 1989 году он возник как школа 1030 при МИЭТ — через год будет юбилейная дата — и тогда участие МИЭТа в образовании этой физмат-школы было, конечно, определяющим. В десятых-одиннадцатых классах школы преподаватели МИЭТа работали учителями физики, математики и информатики в тесном сотрудничестве со школьными учителями. Подобного тогда не было в других школах Зеленограда, и это создало некую «эксклюзивность» школы 1030 и послужило тому, что она стала очень популярной. Туда проводились вступительные экзамены, в которых участвовали сотни учеников, желавших поступить в МИЭТ. Потом ситуация стала меняться, в школу стали стягиваться очень хорошие учителя, со временем там стало меньше МИЭТовских преподавателей — наверное, это правильно и хорошо. Я сравниваю лицей сегодняшний и лицей 15 лет назад — сейчас он хуже не стал, а, пожалуй, даже стал сильнее с годами.
— Причем, не только в физике и математике? Директор лицея Татьяна Грабарник говорила, что их выпускники успешно идут в гуманитарные вузы тоже — «Наш бренд — уже просто качественное образование»...
И. Г. — Ну да, с этим ничего не поделаешь — в обществе происходят какие-то процессы, и, конечно, это отражается на всех школах, лицеях, как бы они ни назвались. Сейчас лицей укрупняется. Планируется организовать учебный процесс в школе № 845 и в школе 1923. Лицей планирует расширить свое влияние в городе, и это важно. МИЭТ это поддерживает. Ирина Петровна сказала, что у МИЭТа очень много школ-партнёров, но они не все равны для МИЭТа. Если анализировать результаты вступительных приемных кампаний всех лет, то мы видим, что больше всего в МИЭТ поступают из лицея 1557 и из школы 853, которая прошла почти тот же путь, что и лицей, и сейчас очень сильная...
И. Б. — Она тоже планирует укрупняться.
И. Г. — Очень хорошо. Есть еще школа 1151. В 2012 году на технические факультеты МИЭТа, которые являются приоритетными, поступило 22 человека из лицея, 17 человек из школы 853, 15 человек из школы 1151 и 12 человек из школы 1739. Из остальных школ — заметно меньше.
— Это по общему конкурсу или они пришли по целевому приему?
И. Г. — В сумме. Поэтому идея концентрации профильного образования в каких-то школах, на мой взгляд — и не только на мой — является здоровой. Даже если в отдельно взятой школе есть замечательный преподаватель физики, но нет множества единомышленников среди школьников, образовательный процесс там будет не столь эффективным. Ребята учатся не только у учителей, они учатся в среде, и очень важно, чтобы в школе было накоплено достаточно большое количество таких единомышленников и более-менее равных по подготовке. В этом смысле кажется разумным не «распыляться» и поддерживать несколько ведущих школ, в которых физико-математический профиль был бы ведущим. Может быть, достаточно двух-трех школ.
— Если вы будете так активно и целенаправленно работать с выбранными школами, не «распыляться» — не получится ли так, что МИЭТ будет работать на другие вузы? Да, давайте хорошую подготовку, способствуйте этому — эти школы будут так же известны, как лицей 1557 — но ведь известно, что оттуда ребята поступают не только в МИЭТ, многие ставят себе планку повыше, да?
И. Г. — Этот вопрос, конечно, непростой. Но отвечать на него примитивно: «Давайте мы не будем учить, и станет лучше», конечно, нельзя — это парадоксальное решение. Сильные ребята уходят в еще более сильные вузы, но таких вузов очень мало — по статистике это МФТИ и МГУ. Я не говорю сейчас о гуманитарных и экономических направлениях, только о физико-математическом, техническом. Что ж, надо МИЭТу налаживать связи с этими вузами, дружить с ними. Они хорошие, эта дружба будет полезна и МИЭТу, и этим вузам, и лицею — мне кажется, такова дорога.
— Ирина Петровна, расскажите о вашей работе с зеленоградскими школьниками: в октябре МИЭТ запустил для них ряд факультативов и мастер-классов — что с ними получилось, посещали ли их ребята? Что интересного предложили факультеты МИЭТа для них, что показал опыт?
И. Б. — Хочу добавить к вопросу укрупнения: это линия Департамента образования — укрупнение, концентрация — и я пока не могу сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны, концентрация ресурсов это хорошо, а с другой стороны меня волнует ситуация — как же быть другим школам? Далеко не каждый ребенок в силу разных причин хочет покидать после пятого, восьмого класса свою школу, которая находится рядом с домом, он может быть ей предан, хочет остаться там со своими учителями. Но Департамент образования провозгласил еще одну очень интересную линию: подключение ресурсов высшей школы для улучшения качества среднего образования, модернизации и реорганизации его в школах. Есть программа «Столичное образование», как раз направленная на то, чтобы вузы могли работать по различным направлениям со школами и школьниками. Сюда же вписываются и мастер-классы, которые мы проводили с использованием ресурсов общеобразовательных и выпускающих кафедр МИЭТа, ведущих подготовку по определенным специальностям к профессии.
Помимо этого у нас были и другие направления работы, например, подготовка учителей. В принципе, преподаватели лицея 1557 в какой-то степени выросли именно благодаря общению с сильными вузовскими преподавателями, они сейчас преподают предметы на очень высоком уровне. И в этом году МИЭТ проводил курсы повышения квалификации для педагогов других школ — учителей математики, физики, информатики, которые готовят ребят к ЕГЭ; в частности, мы разбирали блок «С» экзамена, наиболее сложные и проблемные места.
У нас были и программы, связанные с мастер-классами и творческие конкурсные мероприятия. Из программ дополнительного образования по профилю МИЭТ были мастер-классы по робототехническим системам, очень интересные мастер-классы по телекоммуникационным системам, нанотехнологиям; хорошая программа была на базе кафедры общей физики — «Физический эксперимент в лабораториях МИЭТ», программа «Познаю физику», и т.д.
— На них приходили школьники? Мастер-классы пользовались спросом?
И. Б. — Да, мы дали информацию достаточно широко по городу, но почему-то было не так много звонков «со стороны», когда люди звонили и говорили «мы хотим попасть на этот мастер-класс, посетить такую-то экскурсионную программу, посмотреть то-то». Для меня это остается вопросом — почему? В основном, посещение школьниками шло через школы, и не только имеющих договор с МИЭТом: мы формировали группы ребят благодаря совместной работе с управлением образования, с администрацией школ. Ребята приходили на мастер-классы, отзывы очень хорошие. Причем отличие мастер-классов от экскурсий в том, что экскурсионная программа — это когда мы очень быстро проходим по различным интересным точкам, а мастер-класс — это когда ребята приходят на час-полтора и выполняют какую-то конкретную работу, лабораторную или практическую. На мастер-классе можно, например, смоделировать робота в компьютерной программе, придумать его, воплотить идею. «Физика в лабораториях МИЭТ» — это лабораторные работы, очень мощный блок, который позволяет дополнить школьную программу по физике.
Правда, иногда у нас были определенные разочарования, когда школа заявила приход пятнадцати ребят, а приходит по факту пять. Конечно, эти вещи на следующий год со стороны школ надо решать более основательно — ведь наши преподаватели ждут, освобождают свое время для занятий...
— Такие мастер-классы в МИЭТе сейчас еще продолжаются? Они будут продолжаться до весны?
И. Б. — Продолжаются. Но если в первое полугодие у нас шли, в основном, мастер-классы, то во втором полугодии мы сосредоточились на экскурсионных программах для школьников. Мастер-классы проходят по средам, по заявкам школ, а каждый вторник мы проводим экскурсии. Если у жителей Зеленограда, учителей школ, которые услышали или прочитали это интервью, есть желание обратиться и привести своих ребят на эти мастер-классы и экскурсионные программы — мы были бы очень рады. Все контакты на сайте МИЭТа есть, можно звонить в управление профориентационной работы и довузовской подготовки.
— Спасибо вам за беседу и удачного начала новой абитуриентской кампании.
Елена Панасенко
На мой взгляд информационное освещение было слабым. Думаю, надо плотнее работать с городскими СМИ, а самое главное - со школами, чтобы родители школьников вовремя и с правильными акцентами услышали/увидели информацию о планируемых мероприятиях.