— Александр Витальевич, тверской ТЮЗ и зеленоградский «Ведогонь-театр» связывает творческая дружба. Расскажите, когда вы познакомились, как началось общение.
— Первое общение было много лет назад: Павел Курочкин с завлитом театра Татьяной Шаликовой были здесь, в Твери, и мы смогли познакомиться. А наш главный режиссер был знаком с ними и раньше. Это интересно, потому что когда близко находятся два интересных театра, всегда хочется продолжения творчества. Мы договаривались о том, что нам надо было бы выстроить обменные гастроли. Но вы знаете, жизнь как-то менялась, и это решение затянулось. А с творчеством «Ведогонь-театра» мы познакомились, посмотрев на одном из фестивалей спектакль, который нас действительно потряс — это «Царь Федор Иоаннович». Это великолепная работа, достойная самых больших наград. И совсем недавно, в прошлом году, мы смогли перейти от слов к делу — мы к вам везем свои спектакли, а вы приезжайте к нам со спектаклями, которые мы просили.
— В тверском ТЮЗе впервые будут показаны спектакли «Ведогонь-театра»?
— Совершенно верно, в апреле. Это именно знакомство тверского зрителя с «Ведогонь-театром».
— А в марте три ваших спектакля пройдут на сцене «Ведогонь-театра»: два детских — «Золотой цыпленок» и «Считаю до пяти» — и постановку для взрослой публики «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина. Почему вы выбрали именно эти спектакли?
— Не скажу, что только эти спектакли мы бы хотели к вам привезти, но выбор на них пал по двум причинам. Первая — это технический вопрос. Не совсем легко поставить те спектакли, которые мы бы хотели к вам привезти, на вашей сцене, и это один из определяющих факторов. А вторая — мы выбрали те спектакли, которые у нас пользуются большой популярностью. «Саня, Ваня, с ними Римас» рассчитан вроде бы только на старшее поколение, как нам казалось, но его с удовольствием смотрит молодежь, хоть и тема здесь — Великая Отечественная война. Но язык, которым написана эта пьеса... Владимира Гуркина знают по известнейшему фильму «Любовь и голуби» — тот самый колорит, уральская деревня. В общем, прекрасная работа, ее смотрят с удовольствием. Поэтому мы и решили для первого знакомства привезти те работы, которые у нас востребованы и очень хорошо принимаются.
— Насколько сложно сейчас организовать гастроли театра?
— Вопрос, как говорится, в точку. Сложно без сомнения, потому что сегодня не совсем просто решаются вопросы с финансированием этой деятельности. Но в последние годы к этой теме возвращаются все больше и больше, в том числе и государственная политика; поэтому сегодня эти обменные гастроли с нашей стороны обеспечиваются как специальной программой (то есть деньги выделяются целевым образом), так и финансируются из собственных доходов театра. От этого никуда не денешься, и важно, что мы способны это делать.
Так что движение вперед есть. Хотя, конечно, хотелось бы вернуться к старой жизни, когда театры переезжали из региона в регион, знакомились со зрителями, а зрители могли познакомиться с театральным творчеством буквально всей России.
— Раз речь зашла о государственной поддержке: в Москве сокращают бюджетное финансирование театров. Что в этом смысле происходит у вас в Твери?
— К счастью, у нас такого не произошло. Могу сказать, что и какого-то глобального роста не происходит. Но на фоне тех сложностей, которые сегодня присутствуют в финансовой жизни, программы, которые были запланированы и с точки зрения гастролей и с точки зрения технического перевооружения, чем сейчас и занимается наш театр, — они сохранились. Поэтому каких-то серьезных изменений не произошло, и дай бог, чтобы все так было и дальше.
— Тверской ТЮЗ имеет давнюю историю, театр был открыт еще в
— Здесь, конечно, все зависит от отношения людей, которые в театре работают и тех, которые им руководят. Наша политика такова: сохранение в основе театра детского репертуара не пересматривается. В среднем у нас где-то процентов 30 взрослых спектаклей, а основа — это все-таки дети, молодежь, подростки. Мы видим и понимаем свою задачу не в том, чтобы изменить это соотношение, а в том, чтобы спектакли, которые делаются для маленьких зрителей, были востребованы. Чтобы в театр приходили именно семьей; культпоходы — то, что традиционно заложено в основу ТЮЗов.
Благодаря тому, что мы ставим интересные спектакли силами приглашенных режиссеров, у нас в последние годы ситуация значительно изменилась в лучшую сторону. Раньше в выходные дни мы и не надеялись на массового зрителя, а теперь у нас, к счастью, есть зритель, который, как мы говорим, пришел «на кассу». У нас, если можно так сказать, своя культурологическая задача — знакомство маленького зрителя с театром, чтобы привить ему любовь к этому виду искусства. В репертуаре есть спектакли, которые он может смотреть по мере своего взросления; он смотрит спектакли для подростков, а потом знакомится с интересными и востребованными постановками для старшего зрителя. Таких, как я уже говорил, 30%, не более.
— Люди в последние годы стали чаще ходить в театр?
— Да, это вполне заметно, существенно и очень приятно. Это зависит не от зрителя, а от того, как работает театр, какие он делает постановки. И не последний вопрос — каким образом театр «выходит» на своего зрителя. Мы ведь прекрасно понимаем, что далеко не все жители Твери были в нашем театре. Мы на то и нацелены — максимально представлять, какими методами людей возвращать в театры. Когда-то это было хорошей традицией — сходить в выходной день в театр; сегодня к этому еще нужно вернуться, но положительное движение в этом плане, как нам кажется, есть.
— Какие спектакли зеленоградского «Ведогонь-театра» вам нравятся?
— Мы с удовольствием ждем этот спектакль к нам в Тверь — это, конечно, прежде всего «Царь Федор Иоаннович». Мы смотрели у вас и другие спектакли. Что касается уровня и, как говорится, востребованности — я уверен, что наш зритель с большим удовольствием посмотрит комедию «Хозяйка гостиницы». И с не меньшим ребята посмотрят детские спектакли «Рикки-Тикки-Тави» и «Полнолуние в детской».
Юлия Кравченко
фото с сайта tuz-tver.ru
http://www.zelenograd.ru/news/8569/ - там есть возраст по каждому спектаклю.