Филипп Капранов, один из создателей стартапа и ведущий исследователь Sant Laurent Institute (Вашингтон, США) рассказал об идее стартапа и ответил на вопросы журналистов.
— Я молекулярный биолог и сотрудничаю с Евгением Чаплыгиным [руководитель инвестиционного департамента Наноцентра — Zelenograd.ru] и с МИЭТом уже примерно год. Мы хотим создать компанию по разработке и производству секвенатора, который будет работать на новом принципе. Вкратце, секвенатор — это устройство, которое считывает последовательность нуклеиновых кислот в ДНК или РНК, содержащихся в клетках любых живых организмов. Такие машины уже есть, их сейчас активно используют в биологии и медицине; считается, что за ними большое будущее в понимании болезней и развития человека. Мы хотим разработать такую машину совместно с МИЭТом. Конечно, это очень амбициозный проект — сегодня все компании, которые разрабатывают и производят такие устройства, находятся в США, и я работаю в одной из таких компаний — в компании Helicos, создавшей технологию секвенирования индивидуальных молекул ДНК и РНК. Я хочу взять эти знания за основу и разработать еще более сильный и успешный прибор, который очень нужен в биологии и медицине«.
— Почему вы выбрали именно Зеленоградский наноцентр в качестве партнёра для развития своего проекта?
— Проект мультидисциплинарный — это и биология, и нанотехнологии, и программирование, и особенный упор делается на манипулирование и анализ ДНК на нано-уровне. Мы хотим реализовать прямое секвенирование ДНК, просто рассмотреть эти молекулы, снять с спектр с их оснований размером в 0,3нм. Тут очень большой компонент микроэлектроники, методы зондовой микроскопии и спектроскопии, в чем Зеленоград традиционно силён — в городе три компании, которые разрабатывают и продают зондовые микроскопы, есть база микроэлектроники и возможность исследовать объекты на нано- и субнаноуровне, приближаясь по размеру к ангстрему, что нам и нужно.
— В группе стартапа больше российских разработчиков или американских? Кому достанется интеллектуальная собственность и разработки, созданные проектом — российским или американским партнёрам?
— Российским, мы работаем с Нанонцентром и с МИЭТом, и, возможно, откроем какое-то коммерческое предприятие. Всё ноу-хау останется в России, пока планируется так. Если мы привлечём американских партнёров по разработке или финансам, это может измениться в будущем. Сейчас в стартапе в основном российские разработчики, только я — гражданин США.
— СМИ, освещающие науку и технологии, пестрят в последнее время сообщениями о новых способах декодировки генома человека, и последний подход — попытка «протянуть» молекулу ДНК через несколько наноразмерных отверстий и считать таким образом всю последовательность генома. В чем заключается ваш принцип?
— В получении химического спектра индивидуальной молекулы. ДНК и РНК состоят из 4 основных компонентов, но всё намного сложнее — у этих 4 оснований есть много вторичных химических модификаций... Их важно знать, так как их наличие или отсутствие имеет биологические последствия. Сейчас из этих модификаций известна пара сотен — тех, которые уже открыли. Все технологии секвенирования, включая вами упомянутую, не могут считывать эти модификации. Мы хотим секвенировать молекулы максимально подробно, получить всю информацию о них. Наша цель — чтобы для анализа было достаточно всего 1 молекулы материала.
— Где находятся основные потребители таких секвенаторов?
— Потребители скорей всего будут расположены в странах, где сейчас активно развиваются медицинские исследования— это США, западная Европа, Япония и Китай, который в последнее время тоже вступил в эту игру (например, Пекинский институт геномики купил недавно больше сотни секвенаторов, каждый из которых стоит 750 тысяч долларов). Секвенирование генома и РНК набирает обороты, надеемся, что Россия присоединится к этой группе стран в будущем. По областям наук наши потребители — в биологии и биомедицине.
— У проекта есть ограничения по времени реализации, по выходу на коммерциализацию?
— Мы себе пока не ставили сроков, но они конечно есть, так как эта отрасль науки развивается очень быстро. Думаю, у нас есть
— Цель проекта — определение предрасположенности к заболеваниям по геному ДНК. Расскажите об этом подробнее: что будет на выходе, какова будет социальная значимость и польза для потребителей?
— Здесь два основных момента. Во-первых, фундаментальная наука, изучение механизмов заболеваний и их развития. То, что мы хотим секвенировать, является «информационной валютой» клетки, ДНК и РНК. Все почему-то обычно говорят про ДНК, но именно РНК — «информационная валюта» клетки, а ДНК всего лишь «жесткий диск». Мы хотим считать и понять программу, по которой работает клетка, и как только мы это сделаем, мы начнем понимать механизмы, которые функционируют в нормальной клетке, и видеть, что идёт не так в больной клетке, что заставляет эту клетку развиваться иначе или преобразует её в раковую. Эта фундаментальная основа имеет большое практическое значение — чем больше мы понимаем, тем больше у нас шансов это как-то изменить. Мы сможем диагностировать заболевания, предсказать их и их течение. Есть раковые заболевания с одним и тем же названием, которые на самом деле активированы разными изменениями в нормальных программах клеток — если мы сможем их выделить, уловить, мы сможем предсказать течение заболевания, нужен ли при нём агрессивный курс лечения или более мягкий. Таким образом, вторая цель — использование фундаментального понимания клеточных процессов в медицине, с пользой для пациентов.
Как сообщил на пресс-конференции Анатолий Ковалёв, генеральный директор Зеленоградского наноцентра, его совет директоров на сегодняшний день уже одобрил первую стадию реализации проекта NanoVision. Финансирование в размере около 1 миллиона долларов внесёт сам Наноцентр — на проведение необходимых экспертиз и начало работы — а также Фонд образовательных и инфраструктурных программ «Роснано», за счет которого будет закуплено некоторое оборудование для стартапа. «Кроме того, мы, как и в любом другом проекте, рассчитываем на подключение других инвесторов. — Отметил Анатолий Ковалёв. — Уже есть компания, которая станет оператором проекта и владельцем технологии вместе с Наноцентром. Процесс идёт достаточно оперативно, основные решения приняты, проект стартовал, а графики и сроки его реализации мы будем пытаться корректировать и, по возможности, сокращать».
Посмотреть презентацию проекта (файл pdf)
На волне сегодняшнего бума в биотехнологиях во всём мире возникают компании и новые направления, вкладываются средства в новые исследования и разработки. В области анализа ДНК/РНК продолжаются или завершены многие проекты — например, проект «Геном человека» 2003 года, проект ENCODE по определению функций «мусорного» ДНК 2012 года. После создания в 2005 году секвенаторов нового поколения в мире произведено и установлено более 2000 таких устройств — лидирует США (почти 900 устройств), Китай (221) и Германия (175), Россия имеет всего полтора десятка секвенаторов. Стоимость процедуры секвенирования генома падает, благодаря чему получение информации о генетических предрасположенностях к болезням стало доступным, секвенирование уже проводится для людей, животных, растений, бактерий и вирусов, прошли клинические испытания первые препараты для генетической терапии. Однако, в технологии секвенирования еще не решены многие проблемы.
ДНК человека содержит последовательность из 3 миллиардов нуклеотидов — генетический код, который несет в себе информацию о наследственных признаках всех живых организмов, об их функционировании и внешнем виде. Все современные технологии секвенирования (оптические и полупроводниковые) позволяют считывать только последовательность основных 4 нуклеотидов и дают усреднённую информацию, анализируя множество копий ДНК из множества клеток. При этом в ДНК и РНК есть более 200 различных модификаций нуклеотидов со своими биологическими функциями, и генетические механизмы даже двух соседних клеток могут различаться. Необходимы технологии, которые могут дать точную информацию о полной химической последовательности каждой индивидуальной молекулы ДНК или РНК.
Группа разработчиков NanoVision предлагает использовать для этого эффект комбинационного рассеяния и получение спектра ДНК или РНК с увеличением разрешения методики до нескольких нуклеотидов. Эта технология не требует использования дополнительных нуклеотидов, меток, амплификации, или любого другого метода, который вводит количественные ошибки или артефакты. Чувствительность метода теоретически позволяет проводить секвенирование одиночных молекул и определять модификации нуклеотидов. Решить эту задачу можно, совместив технологии современной микроэлектроники и технологии молекулярной биологии. Для этого будет разработан высокопроизводительный секвенатор на базе специализированного чипа, который позволит параллельно секвенировать большое число молекул, обеспечивая их перемещение с нужной точностью и воспроизводимостью — предлагается использовать микроканалы металла для усиления комбинационного рассеяния за счет поверхностногоплазменного резонанса и т.д.
Технология, предлагаемая NanoVision, основана на комбинации сканирующего туннельного микроскопа и Рамановской спектроскопии — Tip-Enhanced Raman Spectroscopy (TERS) — что позволит получить максимальную теоретически возможную на сегодняшний день информацию о химической структуре ДНК/РНК и настоящую картину химических модификаций каждого основания составляющего молекулу ДНК/РНК.Ревью Zelenograd.ru — NanoVision: Разработка и коммерциализация спектро-секвенатора ДНК и РНК
Стоит отметить, что это не первый проект отечественного секвенатора — в 2012 году в СМИ уже появлялись сообщения о проведении в Государственной Думе круглого стола на тему «Разработка отечественной технологии полупроводникового геномного секвенирования», в котором участвовали авторы новейших отечественных разработок в этой области — в том числе генеральный директор компании «Гамма» из Зеленограда Михаил Гуторов. В комментариях газете «Поиск» он рассказал о совместном проекте по разработке отечественного секвенатора, участвовать в котором будут ученые Пущина, Зеленограда, Саратова и Москвы — биотехнологическую платформу составят институты Пущинского научного центра, а технологической базой разработки электронной части проекта станут НИУ МИЭТ, Зеленоградский инновационно-технологический центр, предприятия электронной промышленности Зеленограда. «Началом большого проекта, можно сказать, стала ФЦП „Научные и научно-педагогические кадры инновационной России“. За 3 миллиона рублей, выделенных в рамках программы, были проведены важные исследования, получены первые уникальные результаты. Самое главное — создан творческий коллектив. — Сообщил Михаил Гуторов. — Мы планируем достичь более высокого уровня полупроводникового секвенирования, максимально возможных характеристик по рабочему циклу и производительности комплекса в целом, точности восстановления первичной нуклеотидной последовательности исследуемой ДНК». По его мнению, полупроводниковый способ секвенирования даст возможность прочитать геном человека за сутки. Разработки уже имеют два патента, пишет «Поиск».
Елена Панасенко
И всё же, заинтересовало...
Слишком мудрёно и пафосно. Что же планируется на самом деле?
В начале 2000гг Вадим Говорун (молодой профессор, биолог-бизнесмен, внедривший в Москве массовую генетическую диагностику ряда заболеваний) рассказывал в частной беседе о своей цели создать всеобщую генетическую паспортизацию населения.
Мне почти были понятны методики - масс-спектрометрия отдельных компонентов венозной крови, выявление патологических локусов по нескольким запрашиваемым позициям, графическое изображение на бумаге с расшифровкой "слабых звеньев" и прогнозом на будущее). Был понятен экономический базис мероприятия - 33 удовольствия за деньги клиента (около 50 локусов за условные 1000$), который, якобы, сможет сделать выводы и хорошо жить в последующем. Были почти очевидны гаранты-подстраховщики акции (Олег Говорун, младший брат Вадима, был одним из первых лиц в администрации президента России).
В таком, практическом, и только затем, научном, исполнении, работа представлялась перспективной. Но по ряду причин, проект не приобрёл массового размаха.
Есть мужчина с благозвучной фамилией и гражданством США. Есть территория МИЭТа. Есть согласие и экономический интерес Чаплыгина. И есть ряд сомнений.
Кому, действительно, служат исследования? Если это кровь, то чья кровь? Кто те микробиологи, которые приедут в Зеленоград? С БиоФака? Миллион денег - звучит солидно, но работа с биологическим материалом (человека? животных? микробов?) всегда вызывает вопросы. Насколько в теме местные СЭС?
Смешно, конечно, окрестить ДНК жёстким диском, а РНК флешкой. Но РНК - это что-то типа вируса. В неопытных руках - джин в бутылке.
Таково моё сумбурное обывательское женское мнение.
Тема либо пустяковая и ограничится списанием упомянутого миллиона, либо требует многих уточнений.
Всё копают идею Гимлера "о правильном черепе".
Но личность - не есть сущность. Вот в чем заковыка то.
Изучение личности - вчерашний день.
имхо
Есть ли у редакции возможность узнать новости из алабушевской лаборатории 3 тысячелетия?
http://extremal-mechanics.org/archives/187
http://www.kp.ru/daily/23706/53045
http://medportal.ru/mednovosti/corp/2006/08/04/crionica/
Какие органы предпочитают консервировать состоятельные россияне?
Сколько человек дожидается размораживания ценных животных и родственников в 2050 году?
В чем будет заключаться преимущество нового метода (на сколько баксов дешевле, на сколько быстрее) тоже толком не освещено. Ведь секвенирование это рутинная процедура - сотни лабораторий в Москве ежедневно секвенсят все подряд - водорослей, грибов, бактерий, растений, мышей, людей; и это в России - где науки в общем-то нет. Написано про чтение с точностью до модификаций нуклеотидов - да, это очень здорово, но про то, как это будет реализовано ничего не написано.
>Смешно, конечно, окрестить ДНК жёстким диском, а РНК флешкой.
Это довольно грамотное упрощение.
>Но РНК - это что-то типа вируса. В неопытных руках - джин в бутылке.
Лол. Это бессмыслица какая-то. Вирусы могут состоять как из ДНК, так и из РНК, но должны иметь четко определенную последовательность чтобы быть вирусами. Большинство ДНК и РНК не вирусные, не представляют опасности, и это про них всегда известно наверняка. Как я уже писал - работа с такими молекулами в биологической практике совершенно обычна и рутинна даже если ты не молекулярный биолог, а какой-нибудь ботаник или зоолог.
В общем статья не несет содержания кроме общих слов, кторорые должны произвести впечатление на обывателя. Что-то вроде "ОГО В ЗЕЛЕНОГРАДЕ НАУКА И НАНОТЕХНОЛОГИИ!!!11". Ничего не понимаю в финансировании таких вещей, осмелюсь скромно предположить, что все попилят.
Есть подозрение, что пришёл грамотный человек, который справится с вопросами для следующего интервью :)
Оттого и хочется поподробнее...