загрузить файл со звуком (17999 кб) |
— Это не совсем верно. Сектор «мобильная социальная служба» так же, как и другие отделения центра оказывает платные услуги населению. В целом платные социальные услуги можно разделить на две группы. Первая — услуги, оказываемые в рамках Территориального перечня гарантированных государством социальных услуг гражданам, не имеющим право на бесплатное социальное обслуживание, как правило, это пожилые граждане и инвалиды, проживающие в семьях, родственники которых в силу разных причин не могут обеспечить помощь и уход своим престарелым родителям. Вторая группа — это дополнительные социальные услуги, которые всем гражданам пожилого возраста и инвалидам оказываются за плату. Сейчас у нас появился ряд дополнительных платных социальных услуг для семей с детьми; эти услуги тоже пользуются спросом у населения.
— Сколько человек в Зеленограде воспользовались такими услугами в прошлом году, в начале этого?
— В 2012 году жителям оказано платных услуг на 500 тысяч рублей. А если брать первый квартал 2013 года, то уже на 400 тысяч. Это от тысячи до полутора тысяч человек в прошлом году; в этом году уже почти тысяча человек.
— С чем связан такой рост востребованности? Люди просто узнали о том, что такие услуги существуют?
— Да, конечно. Благодаря широкой информационной кампании, которую мы проводим систематически — это радиоэфиры, буклеты, информация в СМИ. Интерес растет, люди обращаются.
— В перечне платных услуг, среди прочего, предлагается приготовление еды, уборка квартиры, сопровождение в государственные учреждения, сопровождение в транспорте, содействие в оказании медицинской помощи, ремонт одежды. Есть даже такие услуги, как написание писем, доставка корреспонденции и прочие. Какие из них наиболее востребованы?
— Конечно, наиболее востребованы социально-бытовые услуги, поскольку потребители этих услуг — пожилые люди и инвалиды, которые зачастую не могут выйти из квартиры, сделать уборку, в силу своих заболеваний и ограничений в передвижении. К нам обращаются их дети, которые по той или иной причине не могут ухаживать за престарелыми родителями. Многие работают в Москве, поздно возвращаются домой, заняты, уезжают в командировки или еще куда-то, и, конечно, доверить своих родных лучше специалистам государственной структуры, которая отвечает за свою работу, контролирует качество услуг. Наиболее востребованы — приготовление пищи, кормление, доставка продуктов питания, уборка. Люди нам доверяют и поэтому обращаются в наш центр.
— Бытовые услуги — это уборка квартиры, сходить за продуктами?
— Уборка квартиры, мытье окон, сопровождение по городу. Интересно, что в последнее время у нас востребованы и чтение, и прогулка. Очень много одиноких пожилых людей, и даже те, у кого есть дети, испытывают дефицит внимания и общения. Поэтому такие услуги появились, и люди готовы за это платить. Оплачивать услуги могут как сами клиенты или их родственниками, так и благотворители или просто люди, которые хотят оказать помощь, частные организации — то есть различные источники.
— А как происходит сама оплата, через банк?
— Да. Сейчас прорабатывается вопрос, чтобы у нас на месте взимались деньги, через кассу — это будет удобнее для людей. Человек обращается в центр и непосредственно там сможет оплачивать услуги. Пока же оплата проходит через Сбербанк.
— Оплата происходит после оказания разовой услуги или за определенный период?
— Плата взимается до оказания услуги. Это может быть пакет услуг. Человек может оплатить за месяц вперед пакет услуг, а могут быть и разовые услуги. Различные варианты.
— В распоряжении департамента платные социальные услуги регламентированы по времени. Условно, на уборку 30 минут. То есть сотрудник центра должен четко уложиться в эти полчаса и все сделать?
— Не совсем так: влажная уборка всех типов покрытий — один час, 230 рублей; уборка ванной и туалетной комнаты больше времени занимает, полтора часа. Это средняя норма времени. И, конечно, если социальный работник задержался на
— Опять же, прогулка может быть, по условиям договора, на час, но по разным обстоятельствам, затянется на полтора часа.
— Конечно, обстоятельства могут возникать разные. К каждому клиенту индивидуальный подход. Если речь идет о
— Хватает ли сотрудников в территориальном центре и его филиалах для оказания таких услуг?
— Да, сотрудников хватает. Они могут работать либо по совмещению, либо по совместительству уже после работы. Все, кто хотят получать дополнительное материальное стимулирование, участвуют в процессе оказания платных услуг.
— К ним предъявляются какие-то профессиональные требования?
— Оказывают услуги, в основном, наши сотрудники, а у нас существует и контроль, и проверка качества услуг, как платных, так и бесплатных; они должны оказываться в равной степени качественно.
К платным услугам, безусловно, предъявляются повышенные требования, потому что человек платит деньги и хочет получить качественную помощь. Данные услуги оказываются профессиональными социальными работниками, все это контролируется и проверяется.
— Бывают ли претензии у клиентов?
— Пока у нас претензий по оказанию платных услуг не было. Клиент после выполнения услуги подписывает акт выполненных работ собственноручно. Претензии могут предъявляться в течение трех дней после оказания услуги, и исполнитель должен в течение 10 дней ее исправить. Но у нас таких прецедентов не было.
— И со стороны родственников тоже?
— Нет, наоборот люди очень благодарны. Никаких претензий по платным услугам у нас нет.
— В перечне платных услуг есть пункт «содействие в обеспечении лекарственными средствами по заключению врачей». В поликлиниках очереди и, насколько я знаю, социальные работники точно так же в них сидят.
— К сожалению, такие случаи не редкость.
— Потом надо еще взять льготные лекарства, а они тоже не всегда в наличии. Вы сталкиваетесь с такими трудностями? Востребованы ли эти услуги?
— Эти услуги востребованы, но пока данная услуга не проходила у нас за плату. Обычно эта услуга оказывается в рамках Территориального перечня, услуги оказывается гражданам, которые состоят у нас на надомном обслуживании. Несомненно, определенные проблемы при взаимодействии со здравоохранением у нас существуют. Мы стараемся их решать, нам идут навстречу, но иногда возникают ситуации, когда социальный работник вынужден находиться в очереди или полдня искать карту клиента. Скоро выйдет новый федеральный закон о социальном обслуживании населения Российской Федерации, где, в частности, предусмотрена разработка регламента межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения. Когда у нас четко будет прописан регламент, думаю, таких проблем уже не будет.
В системе здравоохранения тоже сейчас идет активная модернизация, определённые изменения, в том числе, электронная запись к врачам, которая не всегда работает, — есть определенные проблемы, которые, безусловно, сказываются и на нас.
— Может ли воспользоваться платными услугами не пожилой человек, а, скажем, молодая семья? В перечне есть уборка, стирка, приготовление еды.
— Нет, это перечень услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов. Поэтому расценки достаточно невысокие, социальные, скажем так.
Сейчас разработан и утвержден у нас в центре еще ряд услуг, в том числе и для семей с детьми. Это, например, получение на молочно-раздаточных пунктах и доставка на дом детского питания (за час — 200 рублей), костюмированное поздравление ребенка на дому. Можно обратиться в центр, уточнить, узнать расценки, порядок оказания услуги. Это и организация и проведение семейных и детских праздников. Мы изучали, мониторили предложения компаний, которые работают на зеленоградском рынке, — в общем-то, наши услуги по цене существенно ниже.
— Вы упомянули организацию праздников. Но для этого нужны профессиональные люди, у вас есть такие?
— Конечно. У нас же есть детские отделения, отделение помощи семьи и детям, дневного пребывания, где работают специалисты, которые проводят праздничные мероприятия в рамках своего рабочего времени. И если семьи с детьми хотят организовать такие праздники для себя лично, может быть, на дому, то им можно эту услугу оказать уже на платной основе.
— Это могут быть любые семьи, не обязательно ваши подопечные?
— Это могут быть любые жители нашего города.
— Что еще вы предлагаете для семей с детьми?
— Например, организацию и проведение семейных и детских праздников, один час стоит 850 рублей. Развивающие досуговые занятия для детей дошкольного и младшего возраста, 200 рублей за час. В принципе, можно подробнее ознакомиться с перечнем услуг, позвонив в наши центры. Территориальный центр № 34: 8 (499)736-8321; филиал «Савелки» 8 (499) 736- 2010; «Солнечный» 8 (499)
— Как тратятся заработанные социальными центрами на платных услугах деньги?
— 30% идет на развитие материально-технической базы центров, 70% на материальное стимулирование работников, непосредственно оказывающих услуги.
— То есть, это фактически доплата?
— Да, к основной зарплате.
— Что имеется в виду под материально-технической базой в данном случае?
— Это могут быть расходные материалы, которые мы используем при оказании платных услуг. Если мы, например, моем окна, то можем закупать специальный инструмент, телескопические трубки, например. Мы закупаем много перчаток, потому что того требуют санитарные нормы; мы закупаем и канцелярские товары, потому что они быстро расходуются. В том числе и буклеты, которые необходимы для информирования населения.
— Можно ли часть этих денег потратить, скажем, на закупку компьютеров для центров или на ремонт?
— Нет, это разные статьи финансирования.
— Уборка в квартире, то же мытье окон, подразумевает, что социальный работник приходит со своими материалами, чистящими средствами?
— Нет. Расходные материалы — то же ведро, моющие средства — предоставляются клиентом, это прописано в технологической карте оказания данной услуги. Просто не у всех клиентов пожилого возраста бывают, например, телескопические трубки. А технику безопасности мы обязаны соблюдать, не вставать на подоконники и так далее.
— Те 70%, которые идут на доплату социальным работникам, это какая-то существенная сумма, если ориентироваться на объем уже заработанного?
— Если услуг оказывается достаточное количество, то это существенная сумма. Сколько социальный заработает, столько и получит. Если человек хочет больше заработать, он будет больше работать, — и наоборот.
— Оплачивается ли проезд социальным работникам?
— Да, это одна из мер социальной поддержки для социальных работников.
— Вы упомянули, что у пожилых людей дефицит общения. Понятно, что молча помыть пол и уйти не получится. Насколько ваши сотрудники психологически готовы к этому общению?
— Если бы не были готовы, наверное, не работали в этой сфере. У нас текучесть кадров очень низкая. Есть даже династии социальных работников, которые приводят и своих детей. Конечно, эта работа предполагает душевное тепло, и не каждый может быть социальным работником. Потому что пожилые люди зачастую бывают очень и обидчивы, и своеобразный характер имеют. К каждому нужно найти подход, и, самое главное — иметь терпение и любить свою работу.
— Должны быть, наверное, и какие-то навыки. Каковы критерии при приеме на работу социальных сотрудников?
Безусловно, мы отдаем предпочтение молодым специалистам, которые имеют профильное образование, окончившим Российский государственный социальный университет. А так же профессии социальной направленности: педагоги, медицинские работники. Но учитывая, что у нас многие работают очень давно, не все, конечно, имеют профильное образование, есть люди и с техническим образованием. Но проработав столько лет в социальной сфере, они уже давным-давно стали профессионалами.
Кравченко Юлия