4
Песни Юрия Визбора: проект «Бард-вагон» в Зеленограде 28.03.2013 ZELENOGRAD.RU
6 апреля в ДК МИЭТ пройдет концерт — вечер песен Юрия Визбора в исполнении проекта «Бард-вагон». Накануне концерта Zelenograd.ru побеседовал с организатором проекта, автором песен и исполнителем Михаилом Новиковым.

— Михаил, что вы представите зеленоградцам, какие песни мы услышим?

— Это программа в двух отделениях, примерно на два часа, даже чуть больше. Прозвучат как известные песни Визбора, такие как «Милая моя», «Ты у меня одна», «Ночная дорога», «Наполним музыкой сердца», «Серега Санин», так и менее известные — с тем, чтобы его представить его творчество разных лет и с разных сторон. В бардовской среде, конечно, их хорошо знают, но «Манеж», «Прогулка», «Синий перекресток» не настолько известны широкой публике, в отличие от «Ты у меня одна» или «Милая моя». Все эти песни поются; бывает, что даже автора не знают, а песня все равно известна. Мы в своем музыкальном решении не делаем из песен Визбора какую-то припопсованность, претенциозность. Сохраняем интонации автора; как было написано в одной газетной статье, «бережное отношение к интонациям автора». Просто мы как-то музыкально оформляем эти песни, по-своему, плюс включаем видеоряд, делаем небольшой пятиминутный DVD-фильм, чтобы представить Визбора как художника, человека, который рисует горы акварелью.

И вот это многообразие инструментов, состава и чередование музыкантов во время концерта — это и полный состав, и сольные номера, и дуэтные — делают, я считаю, программу большой, многообразной и интересной для зрителя.

— Вы упомянули о бережном отношении к источнику, но Визбор просто пел под гитару, слова были первичны. В вашем проекте инструментальное сопровождение, есть даже кларнет и флейта. Почему вы решили интерпретировать песни именно так?

— Если присмотреться и немного «перелопатить» записи тех лет, как раз вот эти инструменты — кларнет, баян — основные наши добавочные инструменты, — присутствовали во многих аранжировках. Это некая ностальгия, может быть. Не просто современные синтезаторы, электрогитары, а именно инструменты тех лет. Это все-таки поколение шестидесятников; в следующем году, кстати, исполнится 80 лет со дня рождения Визбора. И здесь есть логическая цепочка: он же в свое время играл джаз, по-моему, на контрабасе.

Мы не берем, например, трубу, это уже немного не визборовское, это, скорее, Булат Окуджава. Мы сейчас как раз готовим следующую программу, связанную с песнями Булата Окуджавы. Надеюсь, что в Зеленограде со временем мы ее покажем. Вот там как раз и саксофон кое-где идет, может быть, и армянский дудук будет, и труба, кроме кларнета и баяна.

— Почему ваш проект называется «Бард-вагон»?

— Это ассоциация: перемещение происходит либо на поезде, либо в микроавтобусе (я сам сижу за рулем). Да и по большому счету зрительный зал — это тоже большой вагон, это тоже надо как-то отметить. То есть мы едем в одном большом вагоне со зрителями, и идет некая перекличка, создается общая атмосфера.

— Как давно вы начали выступать с концертами?

— Участники проекта — лауреаты всероссийских фестивалей авторской песни и профессиональные музыканты, такая нетипичная для бардов смесь. Чтобы музыканты играли авторскую песню — это нечасто происходит. Кто-то из наших участников играет в военном оркестре, кто-то преподает; некоторые раньше с бардовской песней не были на «ты». Но постепенно прониклись этими песнями, и чем дальше, тем глубже становится понимание этих песен, этого жанра, и сплоченность коллектива со временем становится лучше. Коллектив существует не так давно, чуть больше года.

Цель этой программы — не только спеть песни, но и привлечь к участию в этой программе зрителей. Для этого делается видеоряд, где тексты песен, особенно во втором отделении, выводятся на экран. Это не караоке, а участие зала, какое-то единое песенное пространство, единая атмосфера, когда все поют. И мы уже чуть-чуть отходим от микрофонов, мы играем, мы людей уже немного раскачали и они начинают петь сами. Вот это, знаете, весь кайф этого вечера: кульминация, когда весь зал заводится, в хорошем смысле слова, именно на лирических песнях. Когда люди, иногда стоя, поют «Милая моя» — ради этого просто можно проводить такие вечера.

— Зрители какого возраста приходят на ваши концерты?

— В основном, конечно, приходит публика старшего поколения. Но есть определенный, скажем так, контингент людей и среднего возраста, и даже школьники. Иногда учителя приводят свои классы, чтобы познакомиться с творчеством того же Юрия Визбора, Булата Окуджавы. И, конечно, приходят бабушки-дедушки, приводят внуков. Или люди, занимающиеся туризмом, у них это все неразрывно связано. Бывает, семьями приходят на концерт — родители, дети, внуки, как-то так.

Но сейчас, к нашему сожалению и стыду, наверное, больше слушают совсем другие песни, в которых, как я считаю, музыки минимальное количество, текста еще меньше. Мне, как и другим участникам нашего коллектива это абсолютно неинтересно после высокой поэзии Окуджавы, Визбора, Егорова, Городницкого, классики авторской песни. К сожалению, это поколение уходит, и ничего альтернативного не приходит на смену. Существует, конечно, какая-то авторская песня, течения разные, в рок-н-ролл, еще куда-то, бард-рок. Но я приверженец классического жанра авторской песни, как и участники нашего коллектива.

— Было бы интересно узнать подробнее об участниках проекта.

— Начнем с дуэта Ирина Христианова и Дмитрий Григорьев, это лауреаты всероссийского Грушинского фестиваля (за исполнение песни Булата Окуджавы «Головушка», насколько я помню, в 2000 году). А Дмитрий Григорьев еще и единственный в своем роде гитарист, который в жанре авторской песни был удостоен звания лауреата Грушинского фестиваля в номинации «Аранжировщик песен». Это гитарист очень высокого класса, преподает гитару, а Ирина преподает вокал. Сами они из Краснодара, десять последних лет живут в Реутове, выступают на концертах, ездят на фестивали, сидят в жюри. То есть это люди полностью поглощенные авторской песней, «семейный подряд».

Сергей Миронов тоже музыкант универсальный, играет на нескольких инструментах, преподает гитару. Причем музыкальное образование у него по ударным инструментам, а недавно он окончил курсы звонарей. Это интересный человек, увлекающийся разными направлениями; в нашем проекте он играет на акустической безладовой бас-гитаре. По звучанию она близка к контрабасу, к такому мягкому контрабасовому звуку. У него очень хороший слух, он может и на баяне сыграть, и на флейте подобрать, в общем — универсал.

Валерий Беспалов играет в военном оркестре Чкаловского гарнизона, есть такой в Подмосковье. Валера много лет играет в оркестре на кларнете. Еще он играет на саксофоне. Это классическая нотка нашего коллектива, так скажем.

Дмитрий Сивов. Дима пишет аранжировки, когда нужны несколько инструментов — для баяна, кларнета, трубы, а сейчас, к Окуджаве, и для саксофона и флейты. Сам он играет и на баяне, и на трубе (у него образование), и на флейте, то есть тоже универсал. Вместе с Валерием Беспаловым работает в военном оркестре.

— Еще вы остались. Вы играете на гитаре, исполняете свои песни. Есть ли у вас сольные концерты?

— Вы знаете, были попытки проведения таких концертов, но, к сожалению... Одна из задач «Бард-вагона» — это популяризация жанра авторской песни, интерпретация, свое понимание авторской песни в нашем музыкальном переложении. Сначала мы показываем песни известных авторов, на которых зритель может пойти — Визбор, Окуджава, Кукин, Городницкий. Заявлять о себе в афишах планируется только таким способом. У нас ротации на радио и телевидении нет. Мы показываем эти программы, зритель нас видит и запоминает, по крайней мере, какая-то часть публики, кому это интересно.

У меня есть свои песни разных направлений: и балладного, и песни на стихи Максимилиана Волошина (целый альбом записан), и на стихи поэтов Серебряного века, и на стихи современных авторов, есть даже туристские песни, написанные в походах. Но чтобы это все показать, надо сначала несколько раз выступить как проект, это достаточно долгий и трудный путь, а потом уже «заявляться» самим. И тогда, может быть, народ на нас пойдет.

— Вы упомянули программу с песнями Булата Окуджавы, Юрия Визбора; а кто-то еще из известных бардов представляет для вас интерес?

— Сейчас мы сделали уже вторую программу, показали ее в двух-трех городах, называется она «Туристские песни бардов». Это классика авторской песни, от ее истоков, от «Бригантины», «Глобуса», «Люди идут по свету», через Окуджаву, Визбора, Городницкого, Егорова, Бориса Вахнюка, Арика Круппа, может быть, не очень известных обычным слушателям (это в туристской среде люди известные) до Анатолия Киреева, Гейнца-Данилова, это современные классики авторской песни, которые пишут хорошую лирику. Проходит такая связь поколений. Палатка на сцене, в первом отделении в камуфляжных костюмах каких-то люди вылезают из палатки, с зонтиком; в общем, есть определенный сценарий. Во втором отделении представлены совершенно разные авторы: и наши классики, и более молодые, современные авторы классического жанра авторской песни.

Мы сейчас заканчиваем работу над программой песен Булата Окуджавы. Введено много дополнительных музыкальных инструментов — саксофон, труба, флейта.

— Как вы пришли к авторской песне?

— Я инженер по образованию, то есть технарь, окончил Московский энергетический институт. Гитара — это мое хобби, играю с 1986 года, подбираю по слуху. Лауреат московских, региональных, областных фестивалей, пару раз участвовал в финале Грушинского фестиваля. Но дальше финала песни балладного направления не пропускают, им это, возможно, не очень интересно. Я думаю, что песни на стихи Волошина на Грушинском фестивале никогда в принципе не пропустят, я на это счет как-то уже успокоился. Но мне уже, образно говоря, не надо «ставить галочки», а интереснее делать свое дело потихоньку.

В проекте я работаю как продюсер, продвигаю наш коллектив, занимаюсь делами, связанными с рекламой, с составом коллектива: я ребят собрал, я и водитель, и звукорежиссером могу поработать: есть аппаратура, на которой, в принципе, я тоже работаю, настраиваю в какие-то определенные моменты, когда это необходимо. То есть все приходиться совмещать. И, разумеется, я участвую в программе, большую часть концерта провожу на сцене.

А в дальнейшем я надеюсь сделать вечер песен Юрия Кукина. Может, он не так известен, как Визбор, но в туристской среде его очень хорошо знают, уважают, поют его песни. Вечер песен Виктора Берковского. Или, например, Дима Григорьев вариант предложил — почему не сделать бардовские романсы из кинофильмов. Двигаться есть куда. Например, сделать вечер песен Евгения Клячкина — это абсолютно «неохваченный» автор, он погиб в середине 90-х годов. А ведь очень интересное имя, очень красивые мелодии и тексты, свой стиль исполнения.

И каждого надо как-то по-своему сделать, чтобы программы не были похожи одна на другую, в своем ключе, какие-то задумки, сценарии. К сожалению, ТВ и радио это неинтересно, там идет что-то другое, «похожее на музыку», которое вообще, по-моему, не стоит внимания. Вслушиваешься в эти одноразовые песни, и как-то немного не по себе становится. Возникает вопрос — что дальше будет с авторской песней? Если старшее поколение уйдет и на смену не придет ничего, рамки этой песни могут еще сузиться, вот что обидно.

— Вы имеете в виду историю вокруг Грушинского фестиваля?

— Даже и с Грушинским. Просто немного стыдно: фестиваль авторской песни, единственная ключевая площадка, где собирались люди со всей страны, общались. А сейчас какие-то коммерсанты, дельцы, кому-то что-то надо с этого, соответственно, какие свои цели преследуют. Но в итоге рейтинг фестиваля упал. Если раньше там собиралось до 300 тысяч, то сейчас, наверное, 30; «перетекание» из фестиваля в фестиваль происходит. Ни к чему хорошему это не приводит. Фестиваль имел рейтинг, баллы, наработанные годами, когда он действительно был стоящим, когда там не было случайных людей, не ходили пьяные и не дрались, в 70-80-90-е.

Хотя есть другие фестивали, очень приличные, в разных местах нашей страны. В России проводится около 400 фестивалей в год — представляете объем? — от Владивостока до Калининграда. И где-то в Германии, Америке, на Кипре — даже там проводятся фестивали бардовской песни. Просто все они разные, есть фестивали хорошие, добрые, а есть «запойные». Я не сторонник таких фестивалей, и наши ребята, участники нашего проекта, тоже люди в этом отношении консервативные, они не ездят куда попало.

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Обсуждение
IGOR E.J.
28 марта 2013
Ни слова о Высоцком, однако.
Игорь Иванов
28 марта 2013
«Сейчас больше слушают совсем другие песни, в которых музыки минимальное количество,..."
В бардовской песни такое количество музыки, да КСП мне не нравится.
IGOR E.J.
28 марта 2013
Нет, ну, при желании, можно сделать сложную аранжировку простейшей песенки про условного серого козлика. Только какой в этом смысл?
КСП - это вообще "костровщина", туристы, три аккорда. "С ребятами пойдем, пойдем на Эверест. От тяня до Шаня три дня перехода" (с)
А в основе авторской песни лежит текст, стихи, которые автор под собственный аккомпанемент рассказывает со сцены. Ему и не надо перегружать музыкальную составляющую, чтобы акцентировать внимание на словах.
Игорь Иванов
28 марта 2013
А в основе авторской песни лежит текст, стихи, которые автор под собственный аккомпанемент рассказывает со сцены. Ему и не надо перегружать музыкальную составляющую, чтобы акцентировать внимание на словах.
согласен, ну не пристало поэтам, вещающим свои стихи под гитару, жаловаться на зрителя который предпочитает песни, "в которых музыки мало", понял бы, если бы на это Рахманинов жаловался.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран