Насущность проблемы обозначили сообщения зеленоградских родителей на форуме портала и в различных зеленоградских интернет-сообществах, участившиеся с начала нынешнего учебного года. Родители писали, что в детсадах, куда ходят их дети, становится меньше логопедов, психологов, сокращаются лечебные процедуры, которые проводились по назначению врачей, пропадают дефектологи, сопровождавшие детей в коррекционных группах. Такие же «сигналы бедствия» поступали и от педагогов и специалистов — с их слов, «изнутри системы» всё выглядит еще печальнее: коррекционные детсады теряют своих руководителей и специалистов, логопедам и психологам сокращают ставки и зарплаты, лекотеки и службы ранней помощи могут стать платными.
В первом же детском саду, куда Zelenograd.ru обратился за комментариями по этой теме, ответили, что пока все оздоровительные услуги и персонал у них сохраняется — но с сентября 2013 года все компенсирующие детсады утратят свой статус, так что о будущем говорить сложно. Стало понятно, что речь идёт не о случайных проблемах, а о системных изменениях, которые ждут дошкольное коррекционное образование.
Сегодня компенсирующими в городе остаются следующие детсады: 454 (3 микрорайон) «глазной», 455 (4 микрорайон) «логопедический», 1126 (3 микрорайон) «логопедический», 1226 (5 микрорайон) «ортопедический», 2058 (11 микрорайон) «глазной», 2196 (15 микрорайон) «ортопедический» и для детей с прочими физическими и психическими отклонениями, 2290 (15 микрорайон) «логопедический».
Ряд других детсадов за последние годы потеряли специализированный статус учреждений для детей с проблемами здоровья. Буквально недавно, с января 2013 года, массовым стал «туберкулезный» детский сад 1227 (1 микрорайон), работавший с детьми по направлениям фтизиатров — это был последний детский сад такого профиля в Зеленограде. Кроме того, с
Именно в этом году активизировалось создание образовательных комплексов: многие детсады уже присоединены к школам — при этом вопрос сохранение профиля детсада, специализированных оздоровительных услуг и необходимого для этого персонала в детсадах отходит под управление руководителя комплекса, то есть головной школы. Со стороны администрации и чиновников при этом звучат обещания всё сохранить, но от самих сотрудников детсадов и родителей приходят другие отзывы. Ситуацию усугубило и выведение медсестёр из штата детсадов в штат поликлиник: «В саду уменьшили ставки медперсонала — в итоге в саду есть оборудованный массажный кабинет, но теперь нет массажиста, есть кабинет физиотерапии, но некому её проводить», — пишут родители на форуме Zelenograd.ru. На внутренних собраниях в некоторых учреждениях уже звучали предупреждения о том, что в ближайшее время объём оздоровительных услуг может уменьшиться, а что будет с сентября 2013 — вообще пока никто не знает.
Дело в том, что следующий учебный год ознаменуется вступлением в силу нового закона «Об образовании» — а в нём для образовательных учреждений, в том числе дошкольных, вообще не предусмотрено никаких специальных статусов кроме «образовательной организации». Со статусами уходит и комплектование детсадов по разным профилям заболеваний, и «специальное» финансирование — теперь повышенные нормативы предусмотрены только для детей-инвалидов, а на всех остальных детей образовательные учреждения будут получать одинаковую подушевую сумму, независимо от того, здоровые они или нуждаются в специальных условиях и помощи специалистов, согласно рекомендациям врачей. Такие рекомендации продолжит выдавать окружная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) но, согласно новому закону, вся рекомендованная ПМПК помощь с сентября 2013 года должна будет оказываться детям не в профильных детсадах по направлениям, а в любом детсаду, какой бы ни выбрали родители (или в каком бы ни нашлось место для ребёнка). Основным принципом станет инклюзивное образование, то есть совместное воспитание всех детей, и здоровых, и «больных» — для последних, впрочем, детсад будет обязан создавать специальные условия и адаптированные образовательные программы. Обо всём этом Zelenograd.ru рассказали в интервью представители зеленоградской ПМПК и Зеленоградского управления образования.
Справка Zelenograd.ru: Выдержки из закона «Об образовании», касающиеся обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
О том, как уже сейчас выглядит распределение детей с проблемами здоровья в детсады после посещения окружной ПМПК, делятся впечатлениями родители: «Моему сыну нужна помощь логопеда, психолога. Логопед направила на какую-то комиссию (в 15 р-не) — ребенок с ними просто не захотел общаться, ничего не смог рассказать (даже яблоко назвать не захотел). И единственное, что они сделали — это дали глупую выписку с диагнозом, рекомендациями и сказали идти в любой сад по прописке, там и должны мне предоставить специалистов. Но не факт что они там будут. Сказали, куда хотите туда и идите», — пишет одна из читательниц Zelenograd.ru, ставшая невольным «первопроходцем» нового порядка коррекционной помощи малышам.
Родители детей, которые уже воспитываются в специализированных детсадах, встревожены не меньше. «Страшно представить, что мой ребенок, которого я с большим трудом смогла в логопедический сад, останется без специализированной помощи:( В садах ничего не знают, информации нет, но все ждут...и похоже все станет совсем плохо», — сообщает другая мама на форуме портала.
Детсады: «Помогать продолжим»
Zelenograd.ru провёл опрос компенсирующих детсадов, которые пока еще действуют в городе — о том, сохраняются ли там сейчас оздоровительные услуги для воспитанников, необходимый для этого персонал, и что произойдёт с ними в будущем. Те, кто ответил на запросы портала — заведующие детсадами 1226 (ортопедический), 2196 (коррекционный), 2058 («глазной») и 2290 (логопедический) — утверждают, что весь объём коррекционных услуг и персонала в их детсадах сохранится в следующем учебном году и не сокращается сейчас.
«Наряду с образовательными услугами в учреждении осуществляется работа по адаптации и оздоровлению детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата: занятия в бассейне, медицинский массаж, коррекционная гимнастика, занятия на тренажерах, в каждой группе оборудованы коррекционные уголки для индивидуальной работы с воспитанниками в течение дня. Медицинское обслуживание детей в необходимом объеме осуществляют специалисты 105 детской поликлиники. В учреждении работает Служба ранней помощи для семей с детьми от 2 месяцев до 2 лет, имеющих нарушения развития или риск нарушения.
С 1 сентября 2013 года изменений в предоставлении услуг для воспитанников детского сада, в том числе медицинских, не предусматривается. Наоборот, мы планируем увеличивать вариативность образовательных услуг по запросам родителей и будем продолжать адресно оказывать образовательные услуги детям с особыми образовательными потребностями в зависимости от проблем развития каждого из них. В настоящий момент комплектование учреждения осуществляется окружной ПМПК при наличии у ребенка показаний к посещению нашего детского сада с согласия родителей. С марта 2013 года начинается комплектование на новый учебный год. Наш детский сад старается максимально выполнить социальный заказ и обеспечить местами всех детей, нуждающихся в коррекционной помощи, сохраняя стабильно высокие показатели качества образования».
Детсад 2196 коррекционный (присоединяется к школе 1740 с 1 апреля 2013), заведующая Макарова Елена Анатольевна:
«Наш детский сад посещают дети с нарушениями слуха, зрения, ДЦП, задержкой развития разных видов, с рахитом, аутизмом, умственной отсталостью, заболеваниями опорно-двигательной системы, сахарным диабетом, пороком сердца и другими диагнозами. Общее количество воспитанников 156, из них со статусом ребенок-инвалид 55 детей. На сегодняшний день им в прежнем объеме оказываются услуги по оздоровлению, лечению и профилактике заболеваний — реализуется основная программа дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии детей (группы полного дня, кратковременного пребывания „Особый ребенок“, Лекотека и Служба ранней помощи). Дополнительно дети занимаются плаванием. В детсаду работают воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальный педагог, музыкальные руководители, инструктор по физкультуре (плавание), воспитатель по физкультуре, медперсонал — штатные сотрудники детской поликлиники № 54 — медсестры по физиотерапии, массажу, медсестра, врач по ЛФК.
С 1 сентября 2013 услуги для детей с ОВЗ сохранятся в прежнем объеме, т.к. на основании статьи 2 ФЗ 273 учреждение не зависимо от формы и вида должно осуществлять весь комплекс образовательных услуг для детей, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В нашем учреждении все дети имеют какие-либо нарушения. Если есть такие дети, значит им будет оказываться необходимая помощь. В нашем саду нет тенденции к снижению уровня и качества обслуживания детей с проблемами здоровья и развития. Наш детский сад является городской стажировочной площадкой по теме „Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья“ с 2012 по 2015 гг».
Детсад 2058 «глазной», заведующая Белоусова Оксана Викторовна:
«Несмотря на то, что понятия „коррекционная группа“, „учреждение компенсирующего вида“ и другие выходят из употребления, это не означает, что данный вид специальных образовательных услуг перестанет существовать. Если есть дети, которые нуждаются в таких услугах — эти услуги будут им оказаны в нашем дошкольном учреждении. На сегодняшний день объём финансирования дошкольного учреждения не уменьшился. Это позволяет продолжать оказывать все необходимые услуги и услуги по обучению и воспитанию, а также по содержанию детей (присмотр и уход). Услуги по медицинскому сопровождению воспитанников оказываются специалистами детских поликлиник, закреплённых за тем или иным учреждением. Услуги по специализированному предназначению воспитанникам оказываются специалистами дошкольного учреждения (учитель-логопед, учитель-дефектолог и т.д.)»
Детсад 2290 «логопедический» (присоединяется к школе 1194):
«С 2012 года в детсаду функционирует 12 групп для детей с общим недоразвитием речи, фактическая наполняемость — 230 детей, проектная — 220. На данный момент статус компенсирующего вида сохраняется, количество групп прежнее. Коррекционно-развивающую работу ведут учителя-логопеды со всеми воспитанниками детского сада по основной общеобразовательной программе дошкольного образования компенсирующей направленности. Профилактика детской заболеваемости проводится в общем режиме воспитателями групп, младшим педагогическим персоналом и медперсоналом (медсестра, врач). С 1 января 2013 года медицинская сестра переведена в штат детской поликлиники, но объем работы, регулярность и качество медицинского сопровождения воспитанников детсада сохраняется и осуществляется в прежнем режиме.
С 1 сентября 2013 года детсад продолжит осуществлять весь комплекс образовательных услуг для детей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов — с использованием адаптированных образовательных программ. В 2013 — 2014 учебном году сохранится возможность оказания специализированных услуг коррекционно-педагогической направленности и медицинского сопровождения. Дети с общим недоразвитием речи будут продолжать получать помощь специалистов в полном объёме. Штат воспитателей и младшего педагогического персонала сохраняется полностью, учителя-логопеды в штате учреждения остаются. Сейчас педагогический персонал работает в прежнем режиме. Оказание образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями организуется в формах групповой, подгрупповой и индивидуальной работы с учителем-логопедом или педагогом-психологом по коррекции проблем развития».Подробнее — ответы заведующих
Комментарии, полученные еще в двух детсадах, также свидетельствуют о намерении их руководителей продолжать оказывать детям коррекционные услуги, используя для этого все возможности. Правда, на практике это пока выглядит довольно туманно.
Алла Ольховка, заведующая «логопедическим» детсадом 455 (4 микрорайон), рассказывает, что к ним в детский сад из «электронной очереди» сейчас приходят и дети, прошедшие ПМПК, и обычные дети. «Видимо, часть детей с серьезными отклонениями, нуждающихся в ежедневной помощи специалистов, мы будем комплектовать в отдельные группы, а дети с небольшими отклонениями, которым достаточно
Детский сад 455 уже присоединен к школе 617 вместе с несколькими другими детсадами
В детском саду 1227 (1 микрорайон), который до января 2013 занимался профилактикой туберкулёза, профиль «детский сад присмотра и оздоровления» остался в уставе несмотря на утрату статуса компенсирующего детсада. Правда, из-за этого в нынешнем году детский сад уже успел свернуть дополнительные услуги по оздоровлению для детей, но сейас планирует кое-что вернуть. «Будем открывать лечебную гимнастику — будет штатный специалист в детсаду — и массаж, возможно, на платной основе, по предписанию врачей поликлиники. — Говорит Галина Суетенко, заведующая детсадом 1227. — Нам нужно держать марку оздоровления, это тоже вопрос выживания. Теперь каждый сад сам должен решать, поддерживать ему подобные услуги или нет, за счет собственных средств».
На вопрос о том, что будет с «профильными» воспитанниками «туберкулезного» детсада и кто теперь будет заниматься такими детьми, она сообщила, что дети с туберкулезной интоксикацией, которые были в саду, уже прошли курс лечения и остались в группах, теперь в сад принимаются также дети на общих основаниях. А те, кто нуждается в профилактике или лечении туберкулёза, сейчас, в связи с произошедшей реорганизацией в здравоохранении, поступают к врачу фтизиатру по месту жительства и лечатся там — курс лечения может длиться до 3 месяцев. В серьезных случаях их отправляют на лечение в санатории, во всех остальных случаях они после лечения идут в обычные детсады.
Специалисты: «Система коррекционного дошкольного образования разваливается»
Противовесом к оптимизму руководителей детсадов выступают педагоги детсадов, специалисты-дефектологи, логопеды и профессионалы с другими специальностями в этой области, которые проработали в системе дошкольного образования не один год, видят её изменения «изнутри» и настроены весьма скептически.
Наталья Павлова, руководитель Службы ранней помощи и Лекотеки зеленоградского детского сада 2058, опубликовала еще в декабре 2012 года протест против реформы коррекционного дошкольного образования на портале Демократор.ру, призвав всех сочувствующих поставить под ним свои подписи. «В последней версии законопроекта „Об образовании“ не предусмотрено коррекционное дошкольное образование. — Говорится в её обращении. — Это означает, что в общие группы попадут все дети, в том числе и те из них, которые просто нуждаются в иных образовательных программах и условиях. Потому что, прежде чем ребенок, например, с проблемами слуха, зрения и др. сможет общаться со сверстниками, его нужно этому научить, чем и занималось коррекционное обучение. Кроме того, при таких условиях дети с аутизмом, истерией и т.п. тоже не будут иметь возможности выбирать образовательное учреждение, а здоровые дети будут вынуждены находиться (опять же, без возможности выбора) в одной социальной среде с детьми, которые еще не готовы к сколь-нибудь приемлемой коммуникации. Прошу поддержать предложение о внесении/возвращении пункта о коррекционном дошкольном образовании в проект закона об образовании».
В декабре 2012 фонд «Демократор», согласно своим правилам, отправил письмо с текстом обращения и 177 подписями в Комитет Госдумы по образованию. Ответа оттуда до сих пор не пришло — в нарушение закона «О порядке рассмотрения обращений граждан». 28 марта сгенерировано и отправлено повторное обращение — уже с 329 подписями. «Всего у нас набралось около 600 подписей — это очень мало. Родители, похоже, не готовы вникать в проблему до тех пор, пока не столкнутся с ней в процессе образования своего ребенка», — считает Наталья Павлова.
Подробнее о своей точке зрения, о своём опыте и своих аргументах против нововведений она рассказала в комментарии Zelenograd.ru: «Наше образование однозначно перестраивается в сторону инклюзивного, причем, как всегда, у нас всё по максимуму — перечеркивается старый опыт, остаётся только инклюзия. Я считаю, что у ребёнка должен быть выбор, причем и у здорового ребёнка, и у ребёнка с проблемами здоровья. Не все дети с проблемами здоровья и не всегда могут посещать образовательное учреждение общего типа — ко многим из них нужен особый подход: если у них проблемы со слухом, со зрением, их нужно сначала научить общаться, а потом уже отпускать в коллектив. Делать это на ходу очень сложно и, боюсь, будет бесполезно. С другой стороны, далеко не все здоровые дети обязаны находится в одном классе с детьми с отклонениями, у них должен быть выбор. Талантливые дети не должны оставаться без условий для развития своих талантов. Всех смешивать — плохо и тем, и другим. Нельзя уничтожать всю старую систему, которая работала более полусотни лет и оправдывала себя, у истоков которой стояли такие корифеи, как Выгодский и Гальперин.
Таких лекотек, как та, которой я руковожу, в городе осталось немного — можно по пальцам пересчитать. Они возникли всего несколько лет назад, положение о лекотеках было подписано в конце 2006 года, после чего они и начали активно создаваться, воспитанники туда набирались хорошо. Мы занимаемся детьми, которым требуется коррекционная помощь, которые прошли окружную ПМПК и не посещают детский сад — цель лекотеки помочь им и подготовить их, если это возможно, к выходу в детский сад. Часть детей после лекотеки идёт в детский сад, многие из них — в наш детсад, поскольку к нам направляли детей с проблемами зрения, и детский сад у нас коррекционный, для таких детей. Есть в саду и несколько групп для детей с ЗПР (задержкой психического развития) — сейчас их две, бывает больше или меньше, в зависимости от числа набранных детей. Некоторые дети с действительно серьёзными проблемами уходили после нашей лекотеки в школу коррекционного обучения или в коррекционные детсады.
Что будет с лекотекой и с детским садом с нового 2013 учебного года — мы не знаем, никакой четкой информации никто не даёт ни нам, ни нашим руководителям. Непонятно, что говорить родителям детей, которые сейчас проходят ПМПК и распределяются в детсады. Неизвестно, что дальше будет с теми, кто сейчас посещает нашу лекотеку — а у нас есть дети с серьёзными проблемами со зрением, есть инвалиды. А ведь ребёнок, который практически слеп, не сможет в свои 3,5 года пойти в обычный детский сад, это просто нереально. Вроде бы, по новой системе, к таким детям должны прикреплять тьюторов, но это опять же вопрос финансирования — если труд тьюторов будет оплачиваться копеечной зарплатой, как это предполагалось пару лет назад, то кто пойдет так работать? А ведь тьютор это не просто человек, который возит инвалидную коляску, а специалист, который способен оказать ребёнку конкретную помощь и знает, как это делать. Но пока и тьюторов никто не набирает, нигде это не озвучивается, просто мелькает между строк, что они должны быть, а конкретно ничего неизвестно.
Я просчитала финансовое обеспечение по своей лекотеке, опираясь на нормативы подушевого финансирования, которые установлены документом правительства Москвы, и на положение о лекотеках , где прописаны все штатные единицы, которые у нас должны быть. Получилось, что даже если у нас все воспитанники будут инвалидами по зрению, на которых положен двойной норматив финансирования — мы не сможем оплачивать труд всех нужных нам специалистов. Для расчета я брала средние зарплаты по нашему детсаду, они отнюдь не самые высокие. Возможно, до сентября что-то поменяется в нормативах финансирования... Покав нашем детсаду сохранился весь штат профильных специалистов, наша заведующая очень за это «болеет» и настроена сохранить коррекционную направленность сада, но насколько это будет возможно — пока неизвестно. Сейчас финансирование детсадам выделено до сентября 2013 года, возможно, после лета нормативы финансирования поменяются. Возможно, детский сад присоединят к школе, тогда решать за нас всё будет её директор как руководитель образовательного комплекса."
Чиновники: «Крайностей постараемся избежать»
С официальной позицией относительно будущего коррекционного образования зеленоградцы смогли познакомиться «из первых рук» совсем недавно — на встрече с населением по теме образования в феврале нынешнего года, которую посетил Исаак Калина, глава столичного Департамента образования. Один из вопросов к нему во время встречи, был таким: «Неужели действительно детей с задержкой физического и психического развития теперь будут обучать в одних учебных заведениях с детьми без подобных диагнозов? Если да, то представьте себе, что аутичный ребенок, который мог бы обучаться в специальной коррекционной или компенсирующей школе и получать всестороннее образование и уход специалистов, обучается в классе из
На пространный вопрос Исаак Калина попытался ответить кратко, сообщив, что не сторонник начинать дискуссии на эту тему, так как после них все, как правило, остаются при своём мнении. «Как будут обучать таких детей в том же Зеленограде — решать тем учреждениям, которые работают с этими детьми. — Заявил он. — Вопрос мне понравился с иной стороны — „будут ли обучать?“ Конечно, будут! Ведь в мире давно занимаются инклюзивным образованием. Напомню, что все классы для детей с задержкой психического развития первоначально создались в общеобразовательных учреждениях, где разные дети общались между собой. Есть разные подходы, какой из них более эффективен — вопрос достаточно спорный. Больше всего расстраивает тот факт, что когда ребенка забирают в коррекционную школу, то назад его практически никогда не возвращают, хотя задача коррекции заключается в том, чтобы дать ребёнку возможность через некоторое время обучаться наравне с другими детьми. При этом совершенно не обязательно, чтобы все дети обучались вместе, в одной школе и в одном классе — могут быть созданы отдельные классы, но при этом дети будут общаться между собой на переменах и совместных мероприятиях. Ведь в Зеленограде жители не поделены на категории, а живут вместе? Неверно считать, что мы можем поделить детей, и нам, учителям, от этого станет легче, потому что проще работать с однородной группой, чем с разнородной — но жить-то потом всем придётся вместе, в одной среде. Однако, еще раз говорю: никаких насильственных и волюнтаристских мер в этом направлении я просил бы не планировать, должны быть созданы свои решения в каждой конкретной ситуации после её изучения, в каждом конкретном округе, в том числе в Зеленограде. Не надо создавать закрытых резерваций, где дети будут общаться только в своем кругу, но и в одни классы всех не нужно объединять. Все крайности плохи, и мы постараемся их избежать».
Несколько позже, отвечая на вопросы родителей со встречи, Зеленоградское управление образования уточнило на своём сайте, что в Зеленограде для детей с ограниченными возможностями здоровья работают специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 7, начальная школа — детский сад компенсирующего вида 1853, средняя общеобразовательная школа надомного обучения 367 и специальная общеобразовательная школа № 8 (для детей с девиантным поведением). Как подтвердили в интервью Zelenograd.ru представители управления, эти учреждения пока никто реформировать не собирается.
Напомним, что до компенсирующих детсадов реформы пришли в четыре небольшие зеленоградские начальные «школы здоровья», которые после разнообразных перипетий в августе 2012 года присоединились к средним общеобразовательным школам. Школа 1704 специализировалась на работе с детьми, имеющими проблемы со зрением; школы 1703 и 1701 принимали часто болеющих детей; школа 1704 занималась преимущественно детьми с проблемами опорно-двигательного аппарата. После присоединения и потери статуса «школы здоровья» намеревались сохранить у себя здоровьесберегающие технологии, но о сохранении специалистов и медуслуг по большей части речи уже не было.
В августе 2011 года о коррекционном обучении в зеленоградских школах в интервью Zelenograd.ru рассказывал Юрий Белехов, директор зеленоградского Центра психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС), член медико-педагогической комиссии Управления образования, врач-психотерапевт. Поводом для интервью стали новости о расформировании коррекционных классов в зеленоградских школах и о прекращении работы специализированных коррекционных школ вроде школы 1710.
Елена Панасенко
Неужели это проще организовать, чем, например, в саду 454 - офтальмологический кабинет, и привести туда нуждающихся деток (как это и было)? В каждом саду не создашь же такое.
Непонятный подход.
Дело не только в совместном воспитании - а и в получении качественной медпомощи, что, логично, проще создать в 1-2 специализированных детсадах, чем во всех. Именно в получении медпомощи специалистов гораздо больше проблем, чем в адаптации детей, ходящих в специализированный сад - они ж не на отдельном острове находятся, в кружках/на детплощадках полно самых разных детей.
Отредактировано: 01-04-2013, 13:00
НЕЛЬЗЯ так делить людей, в особенности детей. Надо ломать этот стереотип, начиная с себя. Ребенок-даун -это тоже человек, ребенок с ДЦП - это тоже человек, так можно продолжать долго. Вопрос в другом, нет условий в детсадах для таких деток, нет специалистов, возможно, и нет средств. Но еще тяжелее, когда нет желания создавать что-то новое, надо же ломать старую систему.
Ну неужели, маме ребеночка с проблемами, скажем, со зрением, неудобно было бы водить в ближайший садик (а не через полгорода везти), где есть тьютеры, нужные специалисты, а не один воспитатель на 20-25 человек, где есть также необходимая мед.помощь? Задумка-то закона хорошая, но вот что выйдет на практике?
Думаю, что в провинциальных городах России нет такого количества специализированных детсадов, сконцентрированных в одном городке: и для плоховидящих детей, и для плохослышащих, и для плохоговорящих, и для плоходвигающихся и т.д. А такие дети, наверняка, есть. И где эти дети получают необходимую помощь, в том числе необходимое для нормального развития личности общение со сверстниками? В областных домах интернатах, либо на дому. Т.е. детей вне Москвы лишают права либо проживать совместно с мамой, либо лишают права полноценного общения. И опять таки кто сказал, что люди с синдромом Дауна должны жить среди людей с таким же синдромом, плоховидящие должны вариться среди плоховидящих.
Вот поэтому наше общество делит людей на "нормальных" и "ненормальных". Вот и нет сострадания, желания взаимопомощи ни у детей, ни у взрослых.
Маленьким детям, кстати, всё равно, ДЦП у ребенка, логопедические проблемы, либо у ребенка синдром Дауна, они всё равно общаются и играют друг с дружком на равных.
Одно дело - ребенок плохо слышит/видит/говорит: кстати. в спецсаду 454 (глазном) никогда не было групп полностью из слабовидящих, т.к. считалось, что в таких садах лучше питание и сильнее педсостав - родители всегда находили лазейки, чтобы своего абсолютно здорового ребенка пропихнуть туда. Наверняка и в других так же.
Например, в нашей группе всего 2 ребенка было с очень плохим зрением, а примерно половина (может 1/3) вообще без проблем, остальные - тоже нельзя назвать почти слепыми, скорее - слабовидящими, так что с общением все нормально было. Зато медпомощь была отличная (благодаря медкабинету с оборудованием, частому приходу врача-окулиста и обследованиям). Получится ли такое организовать в каждом саду? скорее - нет, чем да.
И другое дело - отклонения в психическом развитии - во всяком случае коррекционная группа в этом же саду вся состояла целиком из таких деток, да и навряд ли какая мама захочет отдавать своего в группу, где 6-летки едва пару букв выучили (ну, я бы не стала, ибо таким детям - таки нужно коррекционное образование, а моему ребенку там развития никакого не будет). И мне одной кажется, что у Хакамады дочка навряд ли ходила в общую группу в саду - иначе ребенок с особенностями развития не достиг бы таких успехов.
Ну или как вариант - будет организовано что-то платное. Ибо родили больного ребенка - так это ваши проблемы, хотите бесплатно и неудобно - в поликлинике, хотите качественно и быстро - платите.
В нашем государстве ныне нет денег ни на обеды школьников, ни на присмотр в детсадах, ибо это чисто дело родителей - выращивание детей. Дело государства - не забыть 18-летия, объявив о долге перед Родиной)
Сначала нужно подготовить специалистов, а потом проводить такую реформу. Люди сначала строят новый дом, а затем ломают старый. Ну, по крайней мере, умные люди...
видимо, исключения подтверждают правило - как знать, насколько его (Эйнштейна) гениальность проявилась бы раньше (например), если б он был на корректирующем обучении
Или Вы предлагаете вообще никого не обучать и не корректировать, ожидая проявления гениальности? Или смысл Вашего поста в том, что, отказавшись от обучения вместе с такими детками, мой ребенок упустит возможность пообщаться с будущим Эйнштейном в детстве?
У нас в государстве денег на обеды школьникам не стало, а тут - "индивидуальный подход".
Да наоборот - уравнивание всех под одну гребенку : есть проблемы, нету проблем, всех в кучу, а уж потом дело родителей воевать за виртуально положенных тьюторов, за решение медпроблем и т.д.
Я так вижу (в свете того, что в нашем детсаду вместо бесплатного ранее массажа и терапии будет платный, да и сам сад стал платный, а раньше "туберкулезный" сад был бесплатен)
- просто все, что сверх "присмотра для детей" будет платное.
Ну так обеспечить "индивидуальный подход" за деньги и раньше было без проблем - вон сколько центров вокруг, успевай кошелек открывай только.
Никто, кроме родителей заниматься проблемами детей в простом саду НЕ БУДЕТ!!!
А представить себе ребенка со сложными проблемами (ДЦП, например, плохо ходящего), в группе из 30 человек я просто не могу. Это не адаптация в обществе, это издевательство над ребенком и над воспитателем!!! Ежу понятно, что такому ребеку надо помогать на каждом шагу. И кто это будет делать??
Отредактировано: 30-03-2013, 16:27
Отредактировано: 30-03-2013, 16:30
Мой ребенок тоже с плохим зрением ходит в школу (теперь она уже обычная) и ходил ранее в сад - и только благодаря своему статусу, и сад, и школа имели медкабинеты, оснащенные приборами, а мой ребенок занимался по 15 минут в день в течение 3-х месяцев подряд на этих приборах, под руководством ортоптистки (каждые полгода). И это делали примерно 110 детей в школе. Вы что хотите своим постом сказать - лучше, если все 100 человек будут в поликлинику каждый день ходить, типа ничего страшного - вся Москва ходит??? Смысл какой в ваших высказываниях? Слишком жирно жили - поживите как все?
Про что и разговор - про оказание медпомощи. И раньше, пусть у отдельного "города в городе" была возможность своим детям создать благоприятные условия для лечения, а теперь - нет. И все под маркой "совместного воспитания здоровых и не очень" - да при чем тут это. Не за это душа у родителей болит.
А
И, где-то тут промелькнуло в интервью - вроде бы это все возникло из-за того, что теперь Самофинансирование, которое вылилось в то, что денег выделяется одинаково что на содержание больного ребенка в детсаду, что на содержание проблемного. И детсадам/школам просто невозможно существовать, если они держат маленькие группы из проблемных детей с увеличенным штатом спецперсонала, вот и открыли свои двери для всех , объединяя всех подряд...
Ну вот оставили пока медсестру, заодно написав, что и в детсаду пока лечение есть...
Михаил - а в нашем саду (выпускная группа) , на слух - половина детей с дефектами речи, зато в интервью Рачковой: у нас слишком много логопедов, прямо засилье, прямо можно подумать, весь город косноязычен...
Вообще плохо, что такие важные вещи, реогранизации и проч. преподносятся абсолютно без цифр - сколько каких детей и где, сколько в чем нуждаются и проч.
Прямо "одна бабка сказала", извиняюсь за мой французский... ведь не с потолка (я надеюсь) взяты расчеты, что городу хватит средств на тьюторов (скольких и где? ) , на прочие новшества
Знаешь, без баррикад, я чё думаю. Про совок, про выборы...
Нас ведь приучали к весьма двуличному слогану "Советская наука (образование, медицина, балет, женщина, природа ит.д ) - лучшие в мире".
Сейчас границы открыты, люди поездили, посмотрели. Оказалось, наука-балет и.тд. универсальны. Добро и ум (если они добро и ум) прекрасно востребованы на всех континентах.
Вселенной по большому счёту всё-равно где кто прописан. Она смотрит в глаза каждому человеку и спрашивает: "Готов ты или не готов созидать и любить?!"
Лихо я сформулировала за Вселенную... )