загрузить файл со звуком (31648 кб) |
Александр Эрлих — Насколько я понимаю, сейчас началась работа для того, чтобы статус наукограда в каком-то виде Зеленоград получил. И недавно состоялся круглый стол, на котором эксперты обсуждали текущее состояние существующих наукоградов и перспективы развития, в частности, проект закона о наукоградах Москвы. Расскажите, пожалуйста, что было на этом круглом столе. И что такое наукограды Москвы в вашем понимании?
Витта Владимирова — Действительно, 12 апреля в информационном агентстве «Росбалт» состоялся очень интересный и продуктивный круглый стол, посвященный наукоградам Москвы и Подмосковья. И обсуждаемые вопросы были поставлены достаточно остро.
Наукоград, что это? Потому что федеральный закон о наукоградах появился в конце
Тему обсуждали в достаточно представительном, на мой взгляд, составе. Был Михаил Иванович Кузнецов — это директор Союза развития наукоградов России, человек, который темой наукоградов, темой развития науки и научно-технической деятельности занимается с конца
При этом, если мы будем говорить о Зеленограде потенциально, как о наукограде города Москвы, то, вероятно, первым организационным шагом, должно будет стать укрупнение зеленоградских муниципальных образований, то есть вот этих пяти внутризеленоградских районов уже не должно быть. Должен появиться город Зеленоград, городской округ Зеленоград с едиными органами местного самоуправления.
Здесь еще надо отметить, почему именно для «Росбалта» это было интересно. Потому что тема наукоградов, с одной стороны, вроде бы такая специфическая и узкая, но, с другой стороны, она на стыке двух очень острых и федеральных, и региональных повесток. На федеральном уровне самым принципиальным, и где-то даже беспощадным образом обсуждается вопрос финансирования науки.
27 октября прошло года, состоялся совет по науке и образованию при президенте Российской Федерации. Владимир Владимирович Путин выразил глубокое удовлетворение обновлением состава, более чем на 60%, и поставил два принципиальных вопроса. Как правильно финансировать науку так, чтобы не смешивать финансирование инфраструктуры научной, и научно-технической деятельности, и собственно финансирование научных исследований? И все-таки, что нам делать с Академией наук? Вот эти два вопроса будут обсуждаться на двух больших заседаниях совета в этом году. Первый — в мае, как раз по инфраструктуре научной и научно-технической деятельности, второй — в октябре по Академии наук. При этом в мае будут выборы президента Академии наук, как мы знаем.
А.Э. — Вы сразу акцентировали внимание на организационных вопросах, ставя, мне кажется, телегу впереди лошади. Потому что, если мы посмотрим существующие программы поддержки и развития территорий, на которых развивается научная деятельность, развитие технологий и так далее, мы всегда увидим за этим в том или ином виде финансирование. Особая зона — это финансирование, это преференции, льготы. Инновационно-территориальные кластеры — это где-то финансирование, это обещание льгот. Сколково — это льготы и гранты финансирование, это фонд с льготами, т ехнополисы Москвы — это налоговые льготы и так далее. А что нам даст статус наукограда с точки зрения денег, с точки зрения льгот? Или это будет просто такое красивое слово, мы будем говорить: «Ну, наконец-то, постановили, что мы все-таки в наукограде живем. Ну, слава богу».
Елена Панасенко — Мы и так всегда считали, что мы — наукоград.
В. В. — По судьбе и по факту, конечно, Зеленоград — наукоград с момента своего рождения. Де-юре — нет. Это административный округ в составе Москвы. Теперь о тех возможных преимуществах, которые связаны для Зеленограда в потенциале, в связи с получением статуса наукограда города Москвы. Знаете, я скажу, наверное, вещь, не очень очевидную и, наверное, спорную: в Москве достаточно денег. И проблема в том, что все перечисленные нами формы финансирования науки, научно-технической и инновационной деятельности до сих почему-то ведь не дали должных плодов. Вложено уже довольно много, форм разнообразие просто цветет букетом, а счастья нет. То есть, очевидного, какого-то качественного прорыва не произошло. Поэтому, наверное, проблема не только и не столько в дефиците денежных средств, а уж, тем более, для Москвы. Московский бюджет 1,6 триллиона рублей — это очень много денег на такой, пусть даже большой, город. Поэтому, с моей точки зрения, проблема (ее, кстати, начинают видеть даже на федеральном уровне), проблема в том, что эти деньги невозможно эффективно и разумно освоить.
Я внимательно прочитала федеральную программу развития радиоэлектронной промышленности — это самое непосредственное имеет к нам отношение. Знаете, какой там риск назван в первой тройке? Риск того, что не удастся наладить межведомственное взаимодействие и преодолеть межведомственные барьеры. Это огромное препятствие на пути всякого разумного развития. Сегодняшние зеленоградские субъекты и научной, и научно-технической, и инновационной деятельности, они ведь живут, по большей части, сами по себе в составе своих маленьких вертикалей — академической, министерской, департаментской и так далее. А вот этой коммуникации межведомственной...
А. Э. — Это кластер должен делать, это его задача. Даже у тех кластеров, которые не получили финансирование, стоит задача в налаживании вот этих межкластерных связей. Закон о наукоградах, статус наукограда — он что здесь даст дополнительно?
В. В. — Я внимательно посмотрела то, что было принято и на федеральном уровне и на московском по кластерам. Там правильно названы все слова, правильно перечислены идеи, что это идеи синергии, кооперации, взаимодействия. Теперь посмотрим, как они отвечают на вопрос: а кто и как этим будет заниматься? Кто тот субъект, который возьмет на себя функцию, роль системного интегратора? Кто обеспечит это самое взаимодействие? Кто поставит для него цели? Кто определит задачи?
А. Э. — Создается управляющая компания.
В. В. — Да, и даже принято постановление правительства о том, что она будет получать некие небольшие деньги. На что? На офис, на компьютеры, на телефоны, на факсы и на секретарей. Опять же, под правильными формами, с моей точки зрения, очень не хватает содержания и жизни. Потому что ведь наукоград, в отличие от кластера, почему это, с моей точки зрения, гораздо более продуктивное понятие? Кластер имеет дело исключительно с субъектами хозяйственной деятельности, будь то научной или производственной. Там нет людей, как, по идее, наиболее важного фактора для всей этой истории.
А наукоград, почему он продуктивен? Это форма, единая в двух лицах, у нее две стороны. С одной стороны — это место, где делают науку, образование и технологии. А с другой стороны, это «град», это место, где живут те самые люди, которые должны делать науку, образование и технологии. И в истории с кластерами, с моей точки зрения, не хватает важной вещи — сообщества и стимулов к его образованию. Никакая управляющая компания таким стимулом быть не может.
В чем, собственно, основная идея в законе о наукоградах? Что финансирование всей деятельности на территории наукограда должно идти тем самым, давно определенным, программно-целевым методом. Но каким, откуда? Что это за программа? Это не полтора десятка индивидуальных программ, которые в межведомственном взаимодействии гибнут на сегодняшний день. Это фикция, что там есть какая-то кооперация. Это программа, которая разрабатывается и принимается специальным органом местного самоуправления наукограда. Например, в городе Троицке, который вошел в состав Москвы, такой орган есть. Он называется — совет научного центра города Троицка. Он пока не действует, такая спящая история.
В Зеленограде есть совет директоров. Но, смотрите, идея в чем? Что должен появиться общий план действий, за который возникнет коллективная ответственность. Проще говоря, ученые — мастера представлять свои исследования в таком флёре, что ни один чиновник уже не разберется — это, вообще, наука или так себе. А здесь, когда мы говорим о том, что такая программа должна будет проходить через утверждение на Совете депутатов — это понятно, но через большие общегородские обсуждения (в Зеленограде же хороший, очень качественный состав населения), где будут заданы самые нелицеприятные вопросы.
А. Э. — То, что сейчас вы говорили про то, что кластер относится только к субъектам хозяйственной деятельности, это не так на самом деле, потому что суть кластера — там должны быть и наука, и бизнес, и власть, и образование. Но не в этом дело, говорим о наукоградах. Я так понял, что главное отличие наукограда, в вашем понимании, от того же кластера, где тоже есть некие управляющие структуры, в том, что управляющая структура наукограда — это местное самоуправление, избираемое каким-то образом, некое представительное местное самоуправление. И оно именно является в каком-то виде управляющей компанией наукограда, оно заказывает экспертизу программ развития?
В. В. — Да, вы исключительно правильно это поняли. Более того, именно вот это местное самоуправление, такое высококачественное, каким оно должно стать, и должно быть субъектом, полноправным в заключении трехсторонних соглашений. Как у нас сегодня особая экономическая зона финансируется? Она финансируется на основании соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Москвы. С моей точки зрения, сюда надо добавить третий элемент, а именно — органы, представляющие городское сообщество: образовательное, научно-техническое, инновационное. И заключаться должны не двухсторонние соглашения, а трехсторонние, где всю полноту ответственности за достоверность и правильность, и осмысленность представленной программы, будет нести городское сообщество, ее представившее.
Потом, конечно, должна быть экспертиза, например такая, как проводится по заявкам на федеральные мегагранты, которые раздаются выдающимся ученым. То есть, очень хочется большей прозрачности, внятности во всех этих механизмах, больше содержания и больше вовлечения людей, которые в этом всем участвуют и в этом живут. Потому что, например, кластер не рассматривает в своем составе дошкольное образование или школьное, или дополнительное. С моей точки зрения, это важно.
А. Э. — Рассматривает. В списке программ зеленоградского кластера есть профориентации школьников.
В. В. — Профориентация — это все-таки уже старший возраст, я это все видела. Вопрос же в том, как этим правильным, исключительно замечательным документам придать движущую силу. Вот откуда она возьмется? По моему пониманию, сверху она взяться не может.
Е. П. — Идет ли тут речь о некоем слиянии науки и городской власти? У меня есть впечатление, что в других городах, скажем, в Новосибирске, ученые больше вовлечены в управление городом. Но в Зеленограде сейчас этого нет . Тот же самый совет директоров предприятий, о котором вы говорите, это исключительно совещательный орган, который собирается раз в месяц, и никакого влияния на все эти программы не имеет.
В. В. — Истинная правда. Ведь во многом потому, что Зеленоград это не город, это административный округ в составе Москвы. А это значит, что местные органы зеленоградские, будь то органы местного самоуправления в пяти районах, или зеленоградская префектура, они обладают очень ограниченным набором полномочий, который, причем, с каждым годом все сужается, как шагреневая кожа. У них позабирали практически все полномочия. Осталось, по сути, благоустройство и уборка, всё. У Зеленограда нет своего генерального плана. Это все на Тверской, 13 — милости просим в Москомархитектуру.
Е. П. — Мне кажется, ученые, научные предприятия или МИЭТ, влиять на городскую политику не стремятся.
В. В. — Дело в том, что городской политики нет. Какая может быть политика по поводу уборки и строительства детских площадок? Я говорю, все, что связано с развитием территории, с ее планировкой, застройкой, размещением образовательных учреждений, и прочее — это все должно быть в компетенции как раз городских властей. Тогда появится в этом содержание и смысл. Будет, в чем участвовать.
А. Э. — Давайте тогда мы, может быть, перейдем к организационной части. Я идею понял: нужно наделить окружные власти Зеленограда дополнительными полномочиями. И здесь имеются две проблемы — первая организационная: насколько это реально сделать и что для этого нужно. Второе, за полномочиями должны идти деньги. А пойдут ли они? Потому что сейчас Зеленоград получает эти деньги из Москвы не только на уборку, но и на всякие другие вещи по разным московским программам, как один из административных округов. Будет ли он их получать, в случае изменения статуса? Или мы просто получим статус наукограда, но потеряем деньги и будем жить, как в Пущино каком-нибудь.
В. В. — Мне тоже этого не хочется. Наоборот, мне хочется, чтобы Пущино поднялся и стал, как Зеленоград.
А. Э. — А мне хочется, чтобы Зеленоград поднялся безотносительно Пущино.
В. В. — Ну, бог с ним. Давайте, наверное, с денег начнем. В прошлом году в состав города федерального значения, субъекта Российской Федерации — Москвы, вошли новые территории. В их составе два городских округа — Троицк и Щербинка. В этих городских округах местное самоуправление осуществляется в полном объеме на основании
Поэтому, если Зеленоград последует за Троицком в этом смысле, и приобретет статус городского округа, и заберет к себе всю полноту вопросов местного значения, он заберет за ними и деньги. Потому что, повторюсь, бюджетная система города Москвы — это система субъекта Российской Федерации. Зеленоград не выйдет из состава Москвы. Зачем? Он в ней останется, но с другим статусом и с другой полнотой компетенции. При этом, почему я еще раз говорю про закон «О наукоградах города Москвы»? Потому что для наукограда, как места специфического, где мы хотим развивать науку, образование и инновации, для местного сообщества нужны дополнительные полномочия по развитию и обеспечению той самой инфраструктуры научной, научно-образовательной, научно-технической деятельности.
Что мне очень хочется успеть к маю? Все-таки направить уже официальное обращение в этот совет по науке и образованию о том, что наряду с кластерами, как инструмент осмысленного развития инфраструктуры научно-образовательной деятельности надо рассмотреть наукограды. Не зря их в Советском Союзе в таком количестве создавали. За этим была большая и очень правильная идея. А то, что на местном уровне местное сообщество самостоятельно и под свою ответственность распорядится полученными средствами лучше, на это можно обоснованно надеяться. Потому что, когда управление зеленоградской жизнью, зеленоградским развитием идет с Тверской, 13, а не отсюда, ни о какой синергии, согласовании, осмысленности речь вести довольно трудно.
Е.А.— У меня вопрос по поводу Троицка. Нет ли опасности что они вследствие этого присоединения, вскоре потеряют этот свой статус и просто перестанут финансироваться как наукоград и как-то еще? Просто не Зеленоград дорастет до Троицка, а наоборот. Потому что этот статус «город внутри города» это что-то странное?
В.В. — Опасность, безусловно, есть. Но на самом деле ничего такого странного в этом нет. Дело в том, что Москва — это город федерального значения, это субъект Российской Федерации, такой же как Московская область, она тоже субъект Российской Федерации. В этом смысле статус у них одинаковый. В составе Московской области мы наблюдаем три типа муниципальных образований. Это поселения, которые включены в состав муниципальных районов, между собой они делят вопросы местного значения и городские округа: Химки, Пущино, Дубна, Черноголовка — это я сейчас наукограды перечисляю, Подольск, Наро-Фоминск и так далее. По сути, все районные центры это города, городские округа. И ничего страшного, да? Никакое единство городского или областного хозяйства в этой связи не рушится.
Е.А. — Но Троицк — это единственный такой нонсенс, который возник при присоединении к Москве. Потому что, если Москва дает бюджетное финансирование, она, мне кажется, захочет отобрать эту самостоятельность. И с какой бы стати Троицку оставаться таким самостоятельным в составе большой Москвы?
В.В. — Тенденция такая, безусловно, есть. Но интересно, что она внутри правительства Москвы неоднородна и неоднозначна, то есть, департаментам, конечно, было бы гораздо удобнее и приятнее, если бы Троицк был бы обыкновенным внутригородским муниципальным образованием, муниципальным округом. И они по вертикали спускали все директивы и установки. И в Троицке, вот можете не сомневаться, если бы это реализовалось, от прекрасной Троицкой системы образования, которая там выстроена от детсада до вузовского образования, остались бы «рожки да ножки».
Е.А. — Они не подконтрольны департаменту образования Москвы?
В.В. — У них собственный департамент образования. Они, безусловно, с московским взаимодействуют. Но решения организационные, управленческие, кадровые, они принимают пока самостоятельно. И сейчас действительно идет большая борьба о том, вообще, что делать с этой новой территорией. Ну, повелел Дмитрий Анатольевич Медведев присоединить. Ну, присоединили. Дальше что? Правительство туда не переедет, понятно. Делать-то там чего надо? И как ею управлять? 21 муниципальное образование, раньше они жили в составе своих муниципальных районов: Подольского, Нарофоминского, Ильинского. Их оттуда выдернули и никуда не передали и в этом смысле есть два пути всего. Или на этой присоединенной территории образовать три больших городских округа, наподобие Домодедово. В Домодедово муниципального района нет, это городской округ Домодедово, где есть ядро городское и все сельские окрестности. Но статус единый — городского округа. Или образовать три таких упитанных крупных городских округа и Троицк будет одним из них, вобрав в себя окрестности, которые ему очень пригодятся для развития. Или, действительно, все это будет причесано под общую гребенку и будет, к примеру, три или пять управ и две префектуры.
А.Э. — Но на этих новых территориях есть же префект. А он-то чем занимается? У него какие полномочия?
В.В. — Да, господин Челышев. По уставу города Москвы, у каждой территории должен быть префект. Значит, в теории, то есть, по положению полномочия у него те же. А по факту, конечно, это пока попытка, с моей точки зрения, не хочу никакого обидеть, попытка обрести смысл. И ответить хотя бы локально на вопросы: «зачем». Вот зачем все это?
А.Э. — Тогда давайте обсудим организационные моменты. Я, если честно, не очень верю в способность местного сообщества принимать всегда разумные решения. Но допустим мы в это поверили и считаем, что это нужно. Как, на ваш взгляд организационно можно добиться, и как вы собираетесь добиваться изменения статуса Зеленограда, получения статуса городского округа?
В.В. — Я бы немножко иначе сформулировала, что я не то чтобы верю в способность местного сообщества всегда принимать правильные решения. Мне очень нравится формулировка из закона из нашего федерального «О местном самоуправлении», она списана с европейской хартии «О местном самоуправлении», что вопросы местного значения на территории должны решаться городскими, местными сообществами самостоятельно и под свою ответственность. Ошибиться может всякий, но наступает неизбежная ответственность за ошибки, появляется опыт. Да? Появляется опыт и впредь ошибок становится меньше или они будут другие.
Каким образом может произойти этот переход от вертикальной управленческой схемы к предлагаемому местному самоуправлению. С моей точки зрения начинать надо конечно не с клея и ножниц, не с решения вот уже чисто организационных вопросов, а с решения вопроса содержательного, а именно: на первом этапе должна появиться комплексная программа социально-экономического развития Зеленограда, как городского округа, как наукограда. В основу, конечно, надо взять программу «Кластер», как вы справедливо не раз мне указывали, там все хорошо написано, ей надо только придать энергию и движение. В рамках этой программы каждый хозяйствующий субъект, это я уже пытаюсь описать как бы мне хотелось чтобы это выглядело, заполняет что-то вроде такого опросного паспорта, в котором он указывает, что у него есть на сегодняшний день, какую он лепту вносит в городскую жизнь и чего бы он хотел.
А.Э. — Но это уже проведено, проведена такая работа, заказывал департамент науки.
В.В. — Да. Надо просто посмотреть всё ли там охвачено, и возможно какие-то данные надо будет обновить. Я считаю, что то же самое надо провести среди граждан, среди населения. У нас же опросы, ну я не беру сейчас социологию, а вот именно опросы граждан, которые предусмотрены законом «О местном самоуправлении» ни разу ни проводились, а надо бы. И выяснить, где люди работают, где они хотели бы работать, куда они собираются отдавать своих деток, начиная с нежного возраста, заканчивая уже получением профессионального образования.
Дальше прорисовать какие-то перспективы исходя из комплексной оценки ресурсов. Здесь как раз нам потребуется и совет директоров и общественный совет, который есть при префектуре. И, возможно, какие-то внешние эксперты департаментов науки и образования. Вот у господина Комисарова проект наш уже есть, обещал подумать. Второй шаг (его надо делать одновременно с первым, здесь нет противоречий): надо посчитать бюджет, надо посчитать денежки. На сегодняшний день по данным префектуры у нас собирается на территории около 9 миллиардов рублей налогов, которые в бюджетную систему на разные уровни уходят. Из бюджета Москвы в префектуру поступает 4 с небольшим хвостиком миллиарда рублей — на нужды благоустройства, уборки и прочего обихаживания. А вот, сколько поступает на территорию Зеленограда из других источников по линии департаментов пока никто не знает. Но, я теперь понимаю, каким образом это можно посчитать.
То есть, вторая составляющая этой работы — это моделирование бюджета города Зеленограда. Мы берем эти 4 миллиарда префектуры, дальше мы берем, соответственно, сметы, которые есть у всех бюджетных учреждений (у школ, детсадов и прочее), они известны, они даже есть в открытых источниках. То, что нет в открытых, можно, соответственно, запросить. И мы берем сайт zakupki.gov.ru и смотрим все зеленоградские госзакупки по году. Они отображаются на соответствующих сайтах. Это хлопотно конечно будет, все крайне муторно, но крайне полезно — мы на самом деле поймем, сколько сюда приходит денег. Я думаю, что где-то мы даже приятно удивимся, что их оказывается очень много. Если они будут приходить даже в меньшем количестве, при более разумном, эффективном их использовании все будет хорошо и замечательно. Мы посчитаем дельту, да? Чего нам, соответственно, будет не хватать. Дальше мы соотнесем те полномочия, которые мы хотим получить, включая строительство служебного жилья для ученых, аспирантов, специалистов. Развитие вот этой всей инфраструктуры научно-технической деятельности...
Мне, кстати, председатель совета депутатов Троицка Владимир Давыдович Бланк (большой человек, большой ученый), сказал интересную вещь: «Ты не представляешь, но сегодня в России нет ни одного комплекса, здания, подходящего для проведения современных научных конгрессов. Просто нет. Вот все, что есть в „Крокус-Сити“ — это максимум выставка мебели. А для наших нужд нет, мы вынуждены это проводить за рубежами родины». То есть, может быть такой объект. Не надо фантазировать. Это будет видно из разрабатываемой программы. Соотнесли с модельным бюджетом, посчитали дельту. Вот она — первая содержательная основа из этого возникла. И уже начало образовываться гораздо более внятное и вменяемое городское сообщество в ходе этой работы. Потому что, как только появляется даже концепция программы, мы начинаем ее выносить на общественное обсуждение и публичное слушание.
А.Э. — Смотрите, что касается общественных обсуждений и публичных слушаний. Я сейчас вижу, что вы общаетесь с экспертами одного уровня — муниципальные депутаты, эксперты вашей же общественной организации, заинтересованные люди из Троицка, Пущино и так далее. И есть совершенно другая группа людей — те, кто занимаются в Зеленограде особой зоной, кластером, те кто сидит в префектуре. То есть те группы, с которыми вам предстоит или договариваться или побороть их. Они будут, наверное, ваши предложения в штыки встречать, потому что это будет все-таки некое ущемление их интересов, по крайней мере, с первого взгляда. Вот с ними вы общаетесь, знаете ли вы их позицию? Я даже уточню: вы ведь участвовали в так называемом краудсорсинговом проекте префектуры и это ваше предложение, насколько я помню, там даже было экспертным советом отмечено и выбрано. То есть, по идее, все там все знают, по крайней мере они видели это и им это даже в какой-то степени кому-то понравилось. На самом-то деле как? Вы приходите и говорите: «Извините, дорогой Анатолий Николаевич, до свидания. Теперь вас здесь не будет. Мы здесь власть» .
Е.П. — А кто мы? Я вот хочу все спросить, а кто стоит за вашими предложениями? «Комитет 12 июня», я так понимаю, занимается наукоградами вообще, то есть, и Троицком, и всем. А именно Зеленоградская идея — кто ее будет продвигать?
В.В. — Смотрите. С моей точки зрения, пока мы имеем дело с такой мечтаемой многими, инициативой снизу. Я как житель Зеленограда, коренной здесь, родившийся, 43 с небольшим года назад, я считаю, что это хорошо и правильно. И моих знаний, опыта, приобретенных за предыдущие годы достаточно, чтобы попытаться этот процесс запустить. Я отдаю себе отчет в том, что он может не пойти. Значит не время или не то придумали. Но мне пока видится, а я ведь в очень многих городах не просто жила, а работала — и в Нижнем Новгороде и в Барнауле, и в Петербурге, и в Пущино, и в Троицке, то есть, есть с чем сравнивать. Пока я вижу, что это перспективно.
И для меня было крайне важно, то, о чем вы упомянули — краудсорсинговый проект «Новые пути развития Зеленограда». Диплом у меня висит на стенке, я стала одним из
Соответственно, это совет депутатов, при нашей численности населения — это 25 депутатов; это выборный, с моей точки зрения, глава городского округа Зеленоград. Причем здесь развилка — чем должен заниматься выбранный глава города? По закону есть две модели: он может возглавить исполнительно-распорядительный орган — местную администрацию, он может возглавить местный совет депутатов. Надо обсуждать. Я сторонник второй модели. Все-таки глава города — это политическая функция. Он скорее переговорщик, представитель городского сообщества, чем распорядитель городского хозяйства. Поэтому устав надо будет обсудить.
А.Э. — По результатам этого проекта вышло распоряжение префекта, где прописаны некие первоочередные шаги, какая-то дорожная карта по реализации тех предложений, которые в результате этого проекта были приняты экспертным советом. Ваше предложение, я так понимаю, тоже присутствует. Как оно в итоге будет реализовываться? Вы мину им подложили на самом деле.
В.В. — Это не мина. Это, с моей точки зрения, просто свет в конце туннеля. Потому что мне есть с чем сравнивать. Я наблюдала очень внимательно и пристрастно за деятельностью других префектур, других исполнительно-распорядительных органов города Москвы. Зеленоградская, пожалуй, объективно лучше. Помните, генерал Лебедь, в свое время сказал такую очень остроумную и пугающую фразу: тяжело плыть в соляной кислоте с отрубленными ногами. Вот тяжело управлять территорией, не имея никаких полномочий, находясь под постоянным прессингом со стороны правительства Москвы. Анатолия Николаевича Смирнова, при всех его заслугах, могут уволить без выходного пособия или с таковым в 24 часа и не спросить никого. Мне представляется, что для той группы, которая сегодня как-то причастна к управлению Зеленоградом, в том числе и для Анатолия Николаевича, такая перспектива ничем не плоха. И я думаю, что если будут проводиться прямые выборы главы города, то Анатолия Николаевича, если будет участвовать, я думаю, что его выберут. И у него будет некоторое время, чтобы вырастить какую-то смену — создать условия, при которых вырастет какое-то количество зеленоградских политиков, доброкачественных.
Е.П. — То есть, вы считаете, что префектура должна вас поддержать, она сама как-то это проявляет, кроме вот того распоряжения?
В.В. — Они государевы служащие, часть вертикали. Они не могут проявлять никакой самостоятельности. Поэтому, по сути, что предложено? Вы хотите наделить сообщество большими полномочиями и дать ему стимул для развития — вперед. Выходите с предложениями, мы будем их рассматривать, мы будем соответственно в той мере, в какой у нас есть полномочия, их поддерживать. Проблема в том, что полномочий очень немного. Можно я еще один пример приведу, он для меня был крайне поучительный. Такая, вроде бы простая житейская штука, как велодорожки. В отличие от наукограда, где все очень сложно и все завязано на федеральный уровень, вроде бы абсолютно житейская вещь — нет. Это практически невозможно в нынешней правовой схеме сделать. Если это можно сделать в Троицке, там это ведение местной администрации и местного совета, то в Зеленограде нет.
Департамент транспорта, природоохранное учреждение, спорта и физкультуры департамент, департамент ЖКХ и благоустройства и департамент капитального строительства. Пять. При этом префектура не вправе координировать их деятельность, у нее полномочий таких нет. А им между собой по поводу зеленоградских велодорожек вступать в коммуникацию — это последнее, чем они хотели бы заняться. Поэтому, сейчас НИиПИ Генплана что-то такое нарисовал, воспользовавшись старыми картами. К жизни это не имеет никакого отношения, но нам предлагается в этом жить. А велодорожки это в рамках краудсорсинговой карты приоритетный проект. Но даже там будет затык.
Е.П. — А что Собянин говорит про свои наукограды? И.о губернатора Московской области Воробьев говорит, что их надо развивать, а Москва?
В.В. — Помните, раньше полагалось любую статью начинать с цитаты классиков. Вот теперь, примерно все то же самое, я теперь любой текст про наукограды города Москвы могу начинать с цитаты Сергея Семеновича Собянина, который говорил несколько крайне полезных вещей. Что Москва должна развиваться полицентрически, что в ней должны появиться новые центры притяжения, что на новых территориях таковых должно быть хотя бы шесть. Что Троицк будет развиваться как научно-образовательный центр и центр медицинских высоких технологий, что он должен стать самостоятельным центром притяжения и забирать в себя лучшие кадры, силы и финансовые потоки.
Про Зеленоград было им же, Сергеем Семеновичем, сказано много комплиментарных всяких слов на юбилее города. И подчеркивалась его особость, его уникальность, его значение и так далее. Поэтому, говорю: цитат классиков у нас достаточно. А формально, с правотворческой инициативой хотелось, чтобы вышли несколько муниципальных собраний. Вот сейчас такую подготовительную работу мы начинаем. И вот последнее, наверное, чего хотелось бы отметить: крайне отрадно и радостно, что те зеленоградцы, кто поучаствовал в этом краудсорсинговом проекте, при всей его причудливости и при всех его странностях, они решили остаться. Появление еще не привычки, но уже интенции думать о городе, как о своем и о его развитии — это штука очень увлекательная и захватывающая. Поэтому я испытываю оптимизм.
И мы сейчас будем делать Совет горожан Зеленограда — общественное объединение, действующее как орган общественной самодеятельности, без образования юрлица пока, как сообщество, которое способно производить идеи и, что самое главное, дорожные карты по их реализации.
Е.П. — А в интернете вы где-то присутствуете. Может в социальных сетях какие-то группы, где можно прочитать?
В.В. — Есть несколько источников информации. Зеленоградская площадка появилась как раз по мотивам краудсорсингового проект — сайт «Главконструктор». У нашего общественного объединения «Комитет
Е.П. — Вот этот Совет горожан появится в соцсетях, чтобы там обсуждать все ваши шаги?
В.В. — Конечно. Мы сейчас готовим как раз учредительное собрание, потому что понятно, что те полтора-три десятка, трудно сказать сколько точно, кто активно участвовал в краудсорсинговом проекте — это недостаточно. Надо расшириться, чтобы эта штука была, как мы ее хотим позиционировать — представительный орган городского сообщества. Конечно, он не может состоять из трех десятков человек, надо брать и шире, и круче. Проведем такое учредительное собрание и появится площадка. Или мы на «Главконструкторе» сделаем просто свой раздел, чтобы не плодить сущности.
Е.П. — Вы, я так понимаю, взаимодействуете с муниципальными депутатами. С учеными, с МИЭТ, с предприятиями вы взаимодействуете, там есть какая-то отдача?
В.В. — Пока нет. Потому что на самом деле вся эта идея, она буквально свежая. То есть, мы начали эту концепцию прорабатывать и над ней думать... Сейчас скажу, февраль-март. То есть, мы в начале пути, но я считаю, что уже даже где-то в чем-то и преуспели.
Е.П. — Есть уже список людей или предприятий, с которыми надо контактировать?
В.В. — Как Александр правильно подсказывает, берем программу кластера, в которой все хорошо и правильно написано и обсуждаем с авторами, и Андреем Евгеньевичем Новожиловым, и с Анатолием Николаевичем Смирновым. Я думаю, что на общественный совет Зеленограда мы выйдем, и на совет директоров. Потому что, вроде ничего такого отталкивающего в этой идее нет. Она скорее привлекательная. Только надо теперь уже доводить ее до дорожных карт, до основательности, до нужной степени детализации.