Фото: Открытые уроки МЧС 07.05.2013 ZELENOGRAD.RU
На базе девяти объектов МЧС Зеленограда прошли открытые уроки по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учеников 6-8 классов зеленоградских школ. Zelenograd.ru побывал вместе со школьниками в 11-й зеленоградской специализированной части по тушению крупных пожаров и на открытом уроке в школе 12-го микрорайона.

Пожарная часть на Солнечной аллее — старейшая в Зеленограде, она работает с 60-х годов прошлого века и охраняет от пожаров 6-10 микрорайоны, предприятия Южной и Восточной промзон. Ученикам школ 853 и 638 и их преподавателям пожарные в первую очередь показали свою технику и её оснащение: это четыре основные специализированные машины, которыми располагает часть — автонасос, автоцистерна, которая вмещает более 3 тысяч литров воды и пенообразователь, машина газодымозащитной службы, доставляющая к месту пожара множество инструментов и спасательного оборудования, и автолестница со стрелой длиной в 55 метров.

Автомобиль газодымозащитной службы (ГДЗС) рассматривали и разбирали особенно долго и подробно — это машина, на которой специализируется 11-я пожарная часть, единственная в Зеленограде, поэтому в случае необходимости она выезжает на пожары в любом районе. Автомобиль ГДЗС не возит воду и предназначен не для тушения пожара, а для других не менее нужных работ: спасение людей, поиск пострадавших, вскрытие помещений, разбор завалов. Поэтому «начинка» автомобиля, хранящаяся в нескольких его отсеках — всевозможный аварийно-спасательный инструмент: домкраты, клещи, кусачки, гидравлические насосы, разные приспособления и насадки, бензиновые электрогенераторы, осветительные приборы и мачты, бензопилы для деревянных конструкций, болгарки и дрели, бензорез и разные приспособления для работ при ДТП.

Ребятам показали среди прочего оснащения резиновые коврики-подушки, которые работают как домкраты — такую «подушку» можно подсунуть под бетонную плиту, под которую нельзя подлезть ни руками, ни гидравлическим инструментом; потом коврик надувается и приподнимает груз на 30-40 см. В комплект необходимых на пожаре вещей входят и спасательные верёвки, чтобы поднимать наверх какое-то оборудование или спускать пострадавших. Возят с собой пожарные и набор альпинистского снаряжения — обвязки, «косынки» для подъёма на высоту и т.д. Специальные вентиляторы — большой и маленький — весьма эффективны и могут «продуть» от дыма даже целое здание, работая на нагнетание или вытяжку воздуха. «Конечно, они нужны только при том условии, что возгорание полностью ликвидировано, иначе от притока кислорода огонь разгорится только сильнее», — поясняет Антон Савкин, замначальника 11-й пожарной части.

Машина ГДЗС, как и другие, вывозит свой пожарный расчёт — шесть человек, выполняющих операции со всеми перечисленными инструментами. В машине хранится запас воздушных баллонов, которые пожарные используют при тушении пожара. Одного баллона в среднем хватает на час работы, при условии, что пожарный не работает под нагрузкой, иначе дыхание учащается, и воздух заканчивается раньше — тогда пожарный обязан выйти из зоны пожара и заменить баллон.

Конечно, нагрузки на пожарах хватает, приходится перетаскивать тяжести, подниматься на верхние этажи здания или ползать. При этом у пожарных довольно тяжёлое личное оснащение и костюм — он весит 10 кг, воздушный баллон еще 10 кг, так что надо обладать хорошими физическими данными, чтобы переносить всё это на себе. К тому же, пожарный не идёт тушить пожар с пустыми руками — он должен нести рукава, инструменты, оборудование. Всё это распределяется по номерам пожарного расчёта, и каждый старается взять по максимуму, поэтому идёт с весом порядка 40 кг в сумме, на себе и с собой. Подчас с таким весом нужно подняться, например, на 15 этаж — при отключенных лифтах подниматься приходится только пешком, по нормам на этаж даётся 1 минута. Это немного, если этажей, например, десять, а дышать при подъёме требуется через воздушный аппарат.

В отсеке для личного состава находятся средства спасения, которые пожарные должны иметь с собой — в том числе это небольшой воздушный баллон и маска для пострадавшего, который может быть без сознания; время уверенной работы этого аппарата около 15 минут — за это время человека нужно успеть перенести в безопасное место. Тут есть и радиостанции, фонари, сумка с медикаментами для оказания первой помощи. В Зеленограде много предприятий с химически опасными производствами — например, «Логика», где вырабатываются газы, и для тушения пожаров на таких объектах всё это оборудование крайне необходимо.

Автолестница — машина длиной в 15 метров с раздвижной лестничной стрелой — предназначена для поднятия пожарных на высоту и спуска пострадавших с верхних этажей зданий. Длина лестницы 55 метров, это примерно 15-16 этажей. Грузоподъёмность люльки — не более четырех человек средним весом в 60-80 кг, если меньше — на стреле будет работать безопаснее. «Верхний конец лестницы заметно колеблется, на полтора-два метра в обе стороны — снизу этого не видно, но когда находишься в „люльке“ наверху, очень чувствуется», — рассказывает Антон Савкин.

С автолестницей ездит расчет: водитель и пожарный, который управляет подъемным механизмом и должен постоянно находиться в кресле оператора, установленном внизу лестницы. Также лестницей можно управлять и при помощи пульта из «люльки» — для того, чтобы, например, с «ювелирной точностью» подъехать к определённому окну. К чести зарубежного производителя пожарные отмечают, что сделана машина добросовестно, а кресло оператора даже с подогревом — это актуально зимой, когда приходится работать на лестнице по нескольку часов. Для удобства подъёма по лестнице есть лифт — небольшое раскладное приспособление на роликах, на котором пожарные могут подняться к «люльке» быстро и почти не тратя на это сил.

Впрочем, зачастую использовать все преимущества автолестницы на зеленоградских пожарах не удаётся. Проблема в том, что аутригеры — выдвижные «лапы» машины — должны быть полностью выдвинуты на 2 метра в каждую сторону, а в тесных от автомобилей зеленоградских дворах для этого нет места. У пожарной части есть лестница поменьше, длиной в 30 метров, примерно на 9-12 этажей — её аутригеры могут выдвигаться на разное расстояние, и каждую «лапу» можно выдвинуть по-отдельности, но при этом длина стрелы будет ограничена, за этим следят специальные компьютеры и датчики автомобиля.

Помимо гаража с пожарными автомашинами школьников провели и по внутренним помещениям пожарной части: разрешили заглянуть в кабинет начальника части и в учебный класс, в котором пожарные ежедневно учатся с 10:00 до обеда. Теорию отрабатывают на практических занятиях и учебных выездах на условные «пожары», попутно тренируясь в выполнении всевозможных нормативов по пожарно-строевой подготовке. Так, одевать боевую одежду и снаряжение — штаны, куртку, ремень с топором, карабинами и каску — пожарный должен не более чем за 21 секунду, поэтому пожарные даже спят в одежде, во время отбоя им разрешается снять только куртку и ботинки. Время сбора всего личного состава не должно превышать 1 минуты с момента сигнала тревоги до момента, когда пожарные машины выезжают из гаража с полным расчётом внутри. Есть также нормативы по обвязыванию пострадавших, по подаче огнетушащих веществ и многие другие.

В том же здании части расположены четыре спальных помещения — кубрики — по числу автомобилей и их расчётов, примыкающие к гаражу. В каждом кубрике есть табло с номером автомобиля, который вызывается на пожар — бывает, выезжают не все четыре машины сразу, а одна или две, в зависимости от сложности пожара или если какой-то специальный автомобиль требуется другой пожарной части. Рядом с кубриками — обставленная столовая, правда, поваров в ней нет — пожарные готовят себе сами или приносят еду из дома и разогревают её. Покидать расположение части в течение суточной смены нельзя, это будет приравнено к дезертирству.

«Начальник караула, старший офицер на сутки, выезжает с расчетами на все пожары. — Поясняет Антон Савкин. — Мы, руководство части, выезжаем днём на все пожары, а вечером-ночью или в выходные дни только на крупные пожары — поэтому у нас выходных практически не бывает, мы работаем пять дней в неделю плюс выходные, в которые мы с начальником части работаем по очереди».

На территории 11-й зеленоградской пожарной части находится центральный пульт пожарной связи, куда поступают все звонки, переадресованные в Зеленоград из московского центра приёма вызовов — теперь эта система работает централизованно, а раньше все звонки из Зеленограда на «01» сразу попадали сюда. Кроме того, в часть действует база газодымозащитной службы, которая занимается ремонтом дыхательных аппаратов и заправкой их воздухом, и служба пожаротушения — в её состав входят старшие офицеры, которые приезжают на пожары и руководят действиями пожарных.

«Работа наша связана с постоянным риском для жизни, и это не пустые слова — бывает, пожарные погибают на пожарах. — Рассказывает Антон Савкин. — И чаще всего к этому приводит беспечность людей, нарушение правил пожарной безопасности, элементарных норм — захламление помещений и путей эвакуации, закрытие эвакуационных выходов, установка решеток на окнах и железных дверей. Кто-то хранит в гаражах газовые баллоны, и не признаётся в этом — а при взрыве даже пустого газового баллона, сохранившего минимальную концентрацию газа, разлетаются осколки, которые могут серьёзно повредить пожарным. Поэтому у нас есть разведка — практически как в бою, в неё ходят про трое, и каждый должен безоговорочно доверять товарищам, потому что от этого, бывает, зависит жизнь. И наши „караулы“, которые дежурят посменно — это чаще всего друзья и в быту, а не только сослуживцы. Они дружат, бывает, семьями, встречаются, проводят вместе отпуска, ходят в гости друг к другу. У пожарных действительно большая и дружная семья... Любой пожарный может приехать абсолютно в любой город, не зная ничего, найти там пожарную часть, и ему там всё расскажут и помогут. Есть такое негласное пожарное братство».

Параллельно с открытым уроком для школьников в пожарной части еще один из открытых уроков МЧС прошёл 30 апреля для учеников школ 718 и 1353. Для этого поисково-спасательный отряд МЧС № 212 приехал в школу 12-го микрорайона, чтобы рассказать детям о своей службе и о методах спасения при пожарах, а потом продемонстрировать свою технику и её работу.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран