Пожарная часть на Солнечной аллее — старейшая в Зеленограде, она работает с
Автомобиль газодымозащитной службы (ГДЗС) рассматривали и разбирали особенно долго и подробно — это машина, на которой специализируется
Ребятам показали среди прочего оснащения резиновые коврики-подушки, которые работают как домкраты — такую «подушку» можно подсунуть под бетонную плиту, под которую нельзя подлезть ни руками, ни гидравлическим инструментом; потом коврик надувается и приподнимает груз на
Машина ГДЗС, как и другие, вывозит свой пожарный расчёт — шесть человек, выполняющих операции со всеми перечисленными инструментами. В машине хранится запас воздушных баллонов, которые пожарные используют при тушении пожара. Одного баллона в среднем хватает на час работы, при условии, что пожарный не работает под нагрузкой, иначе дыхание учащается, и воздух заканчивается раньше — тогда пожарный обязан выйти из зоны пожара и заменить баллон.
Конечно, нагрузки на пожарах хватает, приходится перетаскивать тяжести, подниматься на верхние этажи здания или ползать. При этом у пожарных довольно тяжёлое личное оснащение и костюм — он весит 10 кг, воздушный баллон еще 10 кг, так что надо обладать хорошими физическими данными, чтобы переносить всё это на себе. К тому же, пожарный не идёт тушить пожар с пустыми руками — он должен нести рукава, инструменты, оборудование. Всё это распределяется по номерам пожарного расчёта, и каждый старается взять по максимуму, поэтому идёт с весом порядка 40 кг в сумме, на себе и с собой. Подчас с таким весом нужно подняться, например, на 15 этаж — при отключенных лифтах подниматься приходится только пешком, по нормам на этаж даётся 1 минута. Это немного, если этажей, например, десять, а дышать при подъёме требуется через воздушный аппарат.
В отсеке для личного состава находятся средства спасения, которые пожарные должны иметь с собой — в том числе это небольшой воздушный баллон и маска для пострадавшего, который может быть без сознания; время уверенной работы этого аппарата около 15 минут — за это время человека нужно успеть перенести в безопасное место. Тут есть и радиостанции, фонари, сумка с медикаментами для оказания первой помощи. В Зеленограде много предприятий с химически опасными производствами — например, «Логика», где вырабатываются газы, и для тушения пожаров на таких объектах всё это оборудование крайне необходимо.
Автолестница — машина длиной в 15 метров с раздвижной лестничной стрелой — предназначена для поднятия пожарных на высоту и спуска пострадавших с верхних этажей зданий. Длина лестницы 55 метров, это примерно
С автолестницей ездит расчет: водитель и пожарный, который управляет подъемным механизмом и должен постоянно находиться в кресле оператора, установленном внизу лестницы. Также лестницей можно управлять и при помощи пульта из «люльки» — для того, чтобы, например, с «ювелирной точностью» подъехать к определённому окну. К чести зарубежного производителя пожарные отмечают, что сделана машина добросовестно, а кресло оператора даже с подогревом — это актуально зимой, когда приходится работать на лестнице по нескольку часов. Для удобства подъёма по лестнице есть лифт — небольшое раскладное приспособление на роликах, на котором пожарные могут подняться к «люльке» быстро и почти не тратя на это сил.
Впрочем, зачастую использовать все преимущества автолестницы на зеленоградских пожарах не удаётся. Проблема в том, что аутригеры — выдвижные «лапы» машины — должны быть полностью выдвинуты на 2 метра в каждую сторону, а в тесных от автомобилей зеленоградских дворах для этого нет места. У пожарной части есть лестница поменьше, длиной в 30 метров, примерно на
Помимо гаража с пожарными автомашинами школьников провели и по внутренним помещениям пожарной части: разрешили заглянуть в кабинет начальника части и в учебный класс, в котором пожарные ежедневно учатся с 10:00 до обеда. Теорию отрабатывают на практических занятиях и учебных выездах на условные «пожары», попутно тренируясь в выполнении всевозможных нормативов по пожарно-строевой подготовке. Так, одевать боевую одежду и снаряжение — штаны, куртку, ремень с топором, карабинами и каску — пожарный должен не более чем за 21 секунду, поэтому пожарные даже спят в одежде, во время отбоя им разрешается снять только куртку и ботинки. Время сбора всего личного состава не должно превышать 1 минуты с момента сигнала тревоги до момента, когда пожарные машины выезжают из гаража с полным расчётом внутри. Есть также нормативы по обвязыванию пострадавших, по подаче огнетушащих веществ и многие другие.
В том же здании части расположены четыре спальных помещения — кубрики — по числу автомобилей и их расчётов, примыкающие к гаражу. В каждом кубрике есть табло с номером автомобиля, который вызывается на пожар — бывает, выезжают не все четыре машины сразу, а одна или две, в зависимости от сложности пожара или если какой-то специальный автомобиль требуется другой пожарной части. Рядом с кубриками — обставленная столовая, правда, поваров в ней нет — пожарные готовят себе сами или приносят еду из дома и разогревают её. Покидать расположение части в течение суточной смены нельзя, это будет приравнено к дезертирству.
«Начальник караула, старший офицер на сутки, выезжает с расчетами на все пожары. — Поясняет Антон Савкин. — Мы, руководство части, выезжаем днём на все пожары, а вечером-ночью или в выходные дни только на крупные пожары — поэтому у нас выходных практически не бывает, мы работаем пять дней в неделю плюс выходные, в которые мы с начальником части работаем по очереди».
На территории
«Работа наша связана с постоянным риском для жизни, и это не пустые слова — бывает, пожарные погибают на пожарах. — Рассказывает Антон Савкин. — И чаще всего к этому приводит беспечность людей, нарушение правил пожарной безопасности, элементарных норм — захламление помещений и путей эвакуации, закрытие эвакуационных выходов, установка решеток на окнах и железных дверей. Кто-то хранит в гаражах газовые баллоны, и не признаётся в этом — а при взрыве даже пустого газового баллона, сохранившего минимальную концентрацию газа, разлетаются осколки, которые могут серьёзно повредить пожарным. Поэтому у нас есть разведка — практически как в бою, в неё ходят про трое, и каждый должен безоговорочно доверять товарищам, потому что от этого, бывает, зависит жизнь. И наши „караулы“, которые дежурят посменно — это чаще всего друзья и в быту, а не только сослуживцы. Они дружат, бывает, семьями, встречаются, проводят вместе отпуска, ходят в гости друг к другу. У пожарных действительно большая и дружная семья... Любой пожарный может приехать абсолютно в любой город, не зная ничего, найти там пожарную часть, и ему там всё расскажут и помогут. Есть такое негласное пожарное братство».
Параллельно с открытым уроком для школьников в пожарной части еще один из открытых уроков МЧС прошёл 30 апреля для учеников школ 718 и 1353. Для этого поисково-спасательный отряд МЧС № 212 приехал в школу