загрузить файл со звуком (19502 кб) |
— Александр, расскажите о вашей компании, как давно она существует, что вы предлагаете?
— Наша компания работает с августа 2006 года. Начали мы в Москве, но так как большинство наших работников из Зеленограда, в
— Напомните вкратце суть лизинга
— Если говорить просто, это одна из форм инвестиций в приобретение основных средств для бизнеса. Параллель можно провести, например, с кредитом. Разница, что в кредите клиенту дают деньги, а в лизинге покупают имущество и отдают то, что требуется.
— Основная масса ваших клиентов — транспортные компании. Почему им выгоднее оформить договор лизинга, чем взять банковский кредит и закупить все нужное?
— В последнее время грамотность наших управленцев и предпринимателей возрастает, многие начинают смотреть уже в сторону лизинга. Еще лет пять назад можно было позвонить и спросить: «А не интересен ли вам лизинг?», и услышать ответ: «А что это такое? Я ни разу не пробовал. Сейчас многие знают, что такое лизинг.
Для того чтобы взять кредит, прежде всего ты должен достаточно долго работать, но не менее
В лизинге все намного проще в этом вопросе. Если этот предприниматель придет в лизинговую компанию, то она, конечно, будет смотреть на его финансовое состояние. Если фирма не вела никакой деятельности, тоже встанет вопрос: «А чем вы будете платить за аренду этого транспорта?» И, соответственно, клиент может описать, рассказать, что именно он будет делать. Если это устроит лизинговую компанию, то ей достаточно будет, что 30% оплачивает клиент, а все остальное компания платит сама — либо своими деньгами, либо привлеченными, сторонними деньгами. Для того чтобы оформить лизинг, понадобится стандартный набор учредительных документов, которые сегодня ни для кого не составляет проблемы собрать. Это свидетельство о регистрации, устав; если упрощенец — декларацию о налогах, доходы и налоги, которые он сдал в налоговую инспекцию. Этих документов будет вполне достаточно для того, чтобы заключить договор лизинга.
— При лизинге, в сумме, фирма, скорее всего, потратит больше, чем при использовании кредита?
— Совершенно верно. Если сравнивать финансовые результаты, то кредит, конечно же, по деньгам дешевле. Но на что здесь необходимо обратить внимание? Так как компания оказывает услуги лизинга, то в соответствии с налоговым законодательством, ее услуги облагаются НДС. Кредит же НДС не облагается. Поэтому, как минимум, услуга лизинговой компании уже увеличена на ставку НДС 18%. Но если клиент применяет общую систему налогообложения, то его выгода в том, что он этот НДС, который платит в лизинговую компанию, может взять из бюджета в зачет. То есть, он говорит: «Я оплатил лизинговой компании, будьте любезны, верните». Или если он сам платит НДС, то он может зачесть то, что он оплатил, и то, что ему кто-то оплатил НДС, и уменьшить таким образом этот налог, его уплату в бюджет. Или вообще взять его в зачет и не платить этот налог в бюджет. Это первое.
Второе — все лизинговые платежи клиентом могут быть отнесены на затраты. Что это означает? Это уменьшение налога на прибыль, который каждая компания по результатам финансового года платит в бюджет, что у упрощенцев, что у клиентов, которые применяют общую систему налогообложения. Если положить перед собой график лизинговых платежей и график кредитных платежей, то по деньгам вроде бы кредитный получается дешевле. Но если мы смотрим с учетом налоговой выгоды (так назовем) или налоговой премии, то лизинг получается в большинстве случаев выгоднее для клиента.
Если не рассматривать финансовую составляющую, то выгода в том, что это намного интереснее для клиента — так как выше шансы, что ему одобрят получение этого имущества, нежели в банке. Потому что требования намного более лояльны. Неправильно было бы говорить, что банкиры виноваты в этом случае, потому что они действуют согласно инструкции Центрального банка РФ, который спускает им определенные требования. Банкиры зажаты в эти рамки, они так должны действовать. Лизинговые компании в этом случае регулируются только министерством финансов, и еще есть такой орган — финмониторинг. Соответственно, они могут более лояльно относиться к клиентам.
— В чем ваши риски, существующие или потенциальные, как лизинговой компании?
— Если клиент не платит нам арендные платежи, мы должны, если мы сами взяли где-то на стороне деньги, тот же самый банковский кредит, своим собственным капиталом закрывать. Мы же не скажем нашим инвесторам: «Ребята, извините, нам тут не платят, потерпите немножко». Это первый риск.
Второй — это риск надлежащего использования самого имущества. Потому что бывают такие люди, которые относятся к имуществу спустя рукава, не делают ни ТО, ни ремонт своевременно. И в этом случае мы можем тоже понести определенный риск потери имущества. Да, получить возврат этого имущества в какое-то время в таком состоянии, что придется вложить еще больше денег для того, чтобы его восстановить, привести в божеский вид и, соответственно, кому-нибудь либо продать, либо передать в аренду, что кто-то мог дальше пользоваться.
Все остальные риски лизинговой компании — политические, макроэкономические, все это понятно.
— Возвращаясь к схеме оформления лизинга. У конкретной фирмы могут быть свои специфические проблемы и требования. Могут ли предприниматели получить у вас консультацию — финансовую, юридическую, бухгалтерскую?
— Безусловно. Мы, наверное, этим и отличаемся от других лизинговых компаний, что те клиенты, которые с нами сотрудничают на протяжении уже
Также стоит обратить внимание, как мы снимаем риски. Риск, например, потери имущества, если его угнали или разбили. Естественно, мы предъявляем требование обязательного страхования (КАСКО) транспортного средства. Конечно, есть страховая защита в виде ОСАГО, но все прекрасно знают, как она работает, поэтому, естественно, мы предъявляем требования, в первую очередь, чтобы защитить имущество. Клиенты многие сегодня тоже понимают, что страховка — это не некое выкачивание денег. Но и в тоже время снятие рисков по поводу того, что если погибло имущество, то ты можешь получить страховое возмещение в течение
Естественно, при работе со страховыми компаниями не может не возникать проблем, человеческий фактор как был, так и остался. Мы сопровождаем клиентов, в том числе и в этом вопросе, помогаем оформить документы правильно.
Недавно случай у клиента произошел: работник, будучи уже уволенным, в состоянии алкогольного опьянения завладел их имуществом, машиной, которая была передана в лизинг, — угнал. Выехал на трассу и в пьяном виде совершил ДТП. Страховая компании отказала: «Работник ваш? Ваш. Пьяный? Пьяный. Все, нет страхового случая, вы отвечаете самостоятельно». Но в этом случае решили вопрос, потому что вопросы был в том, что это не была его рабочая смена, он был уже уволен, не исполнял свои трудовые обязанности. И с юридической точки зрения это страховой случай. Были проведены переговоры со страховой компанией, все благополучно разрешилось в пользу клиента, было выплачено страховое возмещение.
— Вы упоминали о постоянных клиентах, назовите кого-либо из них.
—Если брать наших зеленоградских партнеров, то это индивидуальный предприниматель Болдырев Михаил Вячеславович — ездят по городу маршрутки BMW, все его прекрасно, наверное, знают. Часть этих маршруток наша, которые мы ему передали в лизинг. Это такси «Комфорт Мытищи» (тот самый клиент, у которого произошел упомянутый страховой случай). Это «Трансавтопрестиж», который тоже занимается перевозками из Мытищ в Москву, на пригородных автобусах. Это «Спартак и К», компания, которая занимается перевозками в Москве; «Меридиан» — грузоперевозки, это фуры, которые перевозят продукты и разное имущество из Санкт-Петербурга в Москву. И многие другие. Также в числе наших клиентов строители — это строительная техника, самосвалы, спецтехника, автокраны.
— Планируете ли помогать развивать аграрный сектор?
— С аграрным сектором есть некая сложность. У нас есть один предприниматель в сфере сельского хозяйства, из Перми. Мы его поддерживаем, передали ему комбайны. Но у них достаточно большой нерабочий сезон, практически полгода, а за это время все равно идут лизинговые платежи. У нас нет возможности оттянуть срок оплаты. И получается, полгода клиент платит, а следующие полгода не платит вообще. Во-первых, налоговый инспектор на это смотрит странно, говорит: «Как так? Услугу оказали, транспорт передали, технику передали. А почему ноль?» Начинаешь объяснять: «Сезон, так построили график». Но понимания не находим. Поэтому, для снижения налогового риска что-то должно быть оплачено в тот период, когда у них не сезон, и они не получают никаких денег.
Достаточно сложно найти финансирование под таких клиентов. Немногие инвесторы, в том числе и банки, готовы пока в нашей стране рассматривать с учетом всех рисков, которые имеют сельхозпроизводители и фермеры.
— Есть ли у вас какие-то специальные программы для начинающих для стартапов, для развития новых проектов?
— Скажем так, для вновь зарегистрированных фирм у нас нет специальных программ. В каждом случае мы индивидуально подходим, и если проект достаточно интересный, находим возможность финансирования имущества, которое в данном случае необходимо. Но чтобы это носило массовый характер — такого у нас нет, исходя из того, что не все инвесторы готовы вкладываться в стартап. И в том числе потому, что немногие стартапы на должном уровне подготовлены к тому, чтобы обосновать. Если приходит действующий бизнес, ему проще показать свои денежные потоки, откуда у него приходит заработок и, соответственно, из чего он будет платить лизинговые платежи. А многие стартаповцы, наверное, слабы в подготовке и бизнес-плана, и технико-экономического обоснования для того, чтобы правильно их преподнести, чтобы в него поверили, и одобрили заявку на лизинг.
— Если говорить о легковых автомобилях, как часто делают заявки на машины премиум-класса?
— В последнее время не очень часто. Возможно, ввиду, как говорят, второй волны кризиса люди предпочитают вкладывать больше денег в основное средство производства, нежели в те машины, которые не являются источником дохода для бизнеса. Хотя иногда нужна более надежная машина для того, чтобы не думать о том, чтобы ее ремонтировать, еще по каким-то критериям. Но говорить о том, чтобы это было роскошью, — Bentley, BMW или Mercedes стоимостью более пяти миллионов — это не носит массовый характер. Мы все-таки ориентированы на малый и средний бизнес, а там люди предпочитают приобретать имущество, которое будет приносить доход бизнесу.
— Существует программа финансовой поддержки правительства Москвы по лизинг, это субсидии на возмещение затрат на уплату лизинговых платежей. Как условия вашей компании совмещаются с этой программой, пользуются ли ею клиенты?
— Безусловно, пользуются. Причем, что немного странно для меня, больше клиентов из Московской области, чем из Москвы. В общем-то, от лизинговой компании в этом вопросе мало что требуется. Мы должны предоставить нашему клиенту справку по определенной форме, которую у них требуют, и подписать ее — что клиент оплатил столько-то лизинговых платежей, что у него есть действующий договор лизинга, что имущество ему передано. Мы можем заверить своей печатью, что договор действительно действующий, сшить пакет документов и передать клиенту. А дальше уже работа непосредственно самого клиента. Было пару раз, когда мы клиенту помогали, рассказывали, что делать, потому что он говорил: «Никто мне ничего не сказал, сказали собрать пакет документов, а что и как делать — я не знаю». Но это единичные случаи, как правило, там сложного ничего нет.
— Лизинг более распространен в Америке и Европе. В чем разница в ведении, нюансах этого бизнеса у нас и на Западе?
— Разница, наверное, в том, что существует поддержка государства именно с налоговой точки зрения. Например, в Америке физическому лицу тоже иногда выгоднее взять машину в лизинг, нежели в кредит.
У нас сейчас правительство предприняло попытку использовать такой же механизм. Но если взять кредит для физического лица и лизинг для физического лица, то, как я уже сказал, однозначно кредит будет дешевле, потому что услуга лизинговой компании облагается НДС. И ты сразу на 18% вынужден увеличить платежи. Если взять аналогию, что мы берем тот же самый кредит, клиент нам платит 20%, а все остальное мы берем в банке кредит, то есть, соответственно, удорожание происходит на банковскую ставку. И все это надо увеличить на ставку НДС 18%.
На Западе такого нет. Там законодательство урегулировано очень давно. К примеру, не будем ходить в Америку, пойдем в Европу, ближе всего Германия. В Германии 70% транспорта взято в лизинг. В России транспорт, который взяли в лизинг составляет, по последним данным, 20%.
— А что может изменить ситуацию, новое законодательство?
—Да, необходимы изменения в законодательстве. В том числе и регулирование вопросов по возврату имущества. Иногда достаточно сложно изъять технику, особенно если клиент ее где-то скрывает. Ее необходимо найти, это определенные затраты, и бывали случаи, то лизинговая компания не могла этого сделать. А предъявляя исковые требования в суде, они проигрывали по определенным причинам. Соответственно, здесь должен быть правильно урегулирован вопрос с законодательной точки зрения, четко определены правила игры. Тогда всем будет выгоднее и удобнее, все открыто, все честно. Когда начинаются какие-либо уловки, ухищрения, неизбежно происходит перепад в ту или иную сторону, отсюда и торможение приобретения какого-либо имущества через лизинговую схему.
— Как вы планируете развивать вашу компанию?
— Планы, как говорится, грандиозные. Прежде всего, мы сейчас хотим больше помогать предпринимателям Зеленограда. Я сам живу в Зеленограде, и последняя уборка снега, которая у нас произошла, меня натолкнула на мысль, что необходимо встретиться с нашей администрацией и попытаться разработать программу приобретения коммунальной техники для ЖКХ.
— Хотя декларируется, что ее вполне достаточно. Вы имеете в виду количество или возможности этой техники?
— Я имею в виду и количество, и возможности. Благо, есть европейский опыт, мы можем оттуда взять технику, которая более универсальна для уборки той же территории. И не обязательно это снегоуборка, это может быть и пыль, мусор какой-то. Те же самые вакуумные машины. Это сделает город намного чище, и поможет жителям в том числе.
Также мы уже регионально развиваемся, открыли 1 апреля филиал в Санкт-Петербурге; у нас есть представительство в Твери, Чехове, Туле. И мы потихоньку набираем региональных представителей, чтобы и там тоже развиваться. Потому что сегодня у нас есть инвесторы, есть банки, которые готовы финансировать лизинг и приобретать имущество по этой схеме. Собственно говоря, ищем новые возможности и постоянно думаем над тем, как мы можем помочь бизнесу развиться. Как мы можем инвестировать в приобретение основных средств, чтобы они могли работать, создавать рабочие места, развивать экономику страны.
— Малый и средний бизнес со своей стороны (есть в Зеленограде то же сообщество предпринимателей, «Деловой клуб»), тоже может прийти к вам со своими предложениями?
— Безусловно. Мы проводили несколько встреч в «Деловом клубе», встречались с людьми, и с некоторыми у нас завязались достаточно теплые отношения, иногда мы поддерживаем друг друга в каких-либо проектах, в том числе по развитию Зеленограда. Чем можем — помогаем. Есть такие проекты, которые мы предлагаем своим инвесторам не по лизинговой схеме — по развитию города; например, строительство делового центра. У нас были договоренности, пытаемся их тоже свести, чтобы инвесторы могли вложиться. Не через лизинг уже, а непосредственно напрямую. Мы готовы делиться своими связями, открыты для сотрудничества и ничего не скрываем. Потому что понимаем, что помогая людям, мы добиваемся той цели, ради которой и существуем.