— Недавно на «Микроне» прошёл круглый стол на тему «Состояние высокотехнологичного сектора экономики города Москвы и перспективы развития» с участием руководителей промышленных предприятий Зеленограда, заместителя мэра Москвы Андрея Шаронова и руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексея Комиссарова. Что там обсуждалось?
— Сейчас проводится серия таких встреч в разных округах города, в частности, они уже прошли в Восточном округе и на «Микроне» в Зеленограде, дальше состоятся и по другим округам. Цель — общение и выстраивание постоянного диалога с предприятиями округа. Отдельные встречи проходят по промышленности, по более крупным предприятиям, планируем проводить их и для малого и среднего бизнеса — это немного разные аудитории. В Зеленограде был просто неформальный диалог с бизнес-сообществом о том, какие у предприятий есть вопросы, что работает, что не работает.
— Какие главные вопросы были у зеленоградских предприятий?
— Как всегда это рост ставки аренды, все задают вопросы по этому поводу, поэтому мы сейчас ищем решение — готовим матрицу промышленности, по которой эффективные предприятия будут получать льготы, льготный стимул, только не кулуарным, а вполне прозрачным способом. Подходы у нас уже определены, сейчас осталось просчитать экономику, проанализировать, какие должны быть критерии и конкретные параметры эффективности предприятий.
— Вы будете оценивать предприятия по каким-то критериям и предлагать им льготы?
— Да, мы пока предполагаем в качестве критериев использовать следующие: выручка на квадратный метр — показатель того, насколько эффективно используется площадь; выручка на человека, то есть производительность труда; соблюдение экологических стандартов, так как мы живем в городе, где это особенно важно — отсутствие претензий со стороны органов, осуществляющих экологический контроль. Ну и скорее всего, говоря о понижающей ставке аренды за землю, о налоге на имущество и землю, то есть о так называемых налогах модернизации — мы готовы снижать или обнулять их тем предприятиям, которые исправно платят другие налоги, такие как налог на прибыль, например. У нас модно в последнее время в стране и в Москве минимизировать или аннулировать налог на прибыль, поэтому среди обсуждаемых критериев — уплата налога на прибыль и, возможно, налогов, связанных с фондом оплаты труда. То есть, мы говорим предпринимателям: если вы плАтите белую зарплату, если у вас нормальная прибыльная организация, и вы не минимизируете свои доходы — хорошо, платИте эти налоги, а другие мы вам, соответственно, сделаем ниже, чтобы вы могли долгосрочно работать в городе на понижающей ставке. Концептуальная идея в нашем департаменте такая. Сейчас задача — правильно всё просчитать, у нас сложности с качеством статистики…
— Инициатива оценки предприятий для предоставления им льгот будет исходить от вас или от самих предприятий, в заявительном порядке?
— Наша задача сейчас — разработать подходы, критерии оценки и принять некие постановления правительства. Дальше администрировать этот процесс может любой департамент, тот же департамент городского имущества.
— Зеленоградские площадки жалуются, что сейчас достаточно тяжело стать технопарком, технополисом или индустриальным парком — очень жесткие требования, поэтому никто из зеленоградских площадок такого статуса еще не получил…
— Тяжело стать технопарком? Неправильно жалуются. Критерии такие, чтобы потом не было ситуации, как с федеральными особыми зонами — когда компании получили статус резидента, а дальше строительством они не занимаются, и нет никакого механизма, чтобы дать возможность другим резидентам, которые готовы строиться и развиваться, прийти вместо этих. Мы хотим, чтобы в технопарках и технополисах всё реально реализовывалось. В нашем городском механизме как раз заложен такой регулирующий фактор: компании должны инвестировать, должны создавать рабочие места, а в обмен на это они получат льготы и возможность находиться в технопарках. Сейчас мы активно создаем как раз на базе городских площадок Зеленограда в дополнение к особой зоне технопарк и технополис. Уже принято решение о создании технопарка, готовится решение о создании индустриальной площадки. Технопарк создаётся на базе СТМП Зеленоград — Специализированной территории малого предпринимательства. В будущем он, возможно, перерастет в технополис. Соответственно, мы планируем там вложение бюджетных инвестиций в этом и в следующем году в создание офисно-производственных и лабораторных помещений для привлечения резидентов — малых и средних компаний. А на будущее уже подбираем новые площадки в Зеленограде, структурируем, чтобы более крупные компании — либо вырастающие из компаний технопарка, либо крупные инвесторы — приходили и размещали там производство. Сейчас в Зеленограде строится очень много жилья, много жилья уже есть, но по официальной статистике 40 тысяч зеленоградцев каждый день едут в Москву на работу. Соответственно, какая-то компенсирующая составляющая может быть и здесь, благодаря созданию новых рабочих мест.
— Рассматриваете ли вы возможность введения каких-то преференций на торгах при закупке высокотехнологичной продукции, произведенной в Москве? Например, такие преференции не помешали бы зеленоградскому «Микрону», который производит билеты для столичного метро и участвует в конкурсах наравне с импортёрами зарубежных карточек…
— Есть федеральное законодательство, в соответствии с ФЗ-94 и ФЗ-223 преференции на торгах невозможны, это противозаконно, плюс по ВТО тоже есть ограничения. Поэтому — нет, преференций мы не введём, но конкурировать и поддерживать свои предприятия — да, планируем.
— Есть ли перспективы создания в Зеленограде третьей площадки особой зоны — на Северной промзоне?
— У особой зоны есть площадка на базе МИЭТ и площадка в Алабушево. В Зеленограде есть еще несколько промзон — Восточная и Северная, есть площадка на юге, есть Малинская промзона, примерно так. Сейчас по федеральному законодательству особая зона может иметь три площадки. Мы в настоящее время ведем переговоры с Минэкономразвития, и они планируют, в принципе, учесть мнение ряда регионов и поменять федеральное законодательство по особым зонам. В том числе обсуждается вопрос по увеличению количества площадок в ОЭЗ или вообще по снятию ограничений на число площадок. Для нас это было бы, в принципе, неплохим решением, потому что… Возьмите пример Китая или ряда других успешных стран, которые создали особые экономические зоны: они делают особыми зонами целые города. У нас пока вроде готовности такой нет, хотя в моем понимании было бы хорошо сделать из Зеленограда такую особую зону, ведь в советское время он как раз и создавался как спецзона под развитие микроэлектроники. Поэтому в принципе вполне неплохо было бы без сколковского «гламура» спокойно сделать особую зону с особым статусом для всего города. По текущему законодательству и по зрелости и готовности определенных людей, которые принимают решения — пока, видимо, к этому нет готовности. Поэтому мы пытаемся скомбинировать другие решения — инструмент особой зоны, кластерную программу Минэкономразвития плюс ресурсы правительства Москвы. Сейчас мы обсуждаем, как их оптимизировать, как выстроить коллаборацию через кластер по площадкам, которые будут непосредственно входить в состав особой зоны. Если их будет три, значит, надо третью площадку подбирать очень аккуратно, решая, кто будет третьей площадкой. Если их будет больше, чем три, тогда можно учитывать и интересы других, в том числе частных игроков.
— Но если площадок всё-таки будет три — какую площадку вы склоняетесь сделать третьей в Зеленограде?
— На сегодняшний день пока пусть особая зона развивает две имеющиеся площадки. По третьей площадке есть несколько вариантов, которые обсуждаются. Был озвучен вариант третьей площадки в Троицке — решения по нему пока нет, потому что нет конкретной четкой площадки, которая бы там устраивала. Переговоры ведутся с рядом игроков, мы пытаемся найти конкретную площадку и понять, кто сможет ею активно заниматься. Тут два пути: либо третью площадку отдавать Троицку, либо, если будет необходимость, создавать в Троицке дополнительную особую зону, инициировать такой процесс. Есть и третий вариант: можно и без особой зоны, можно неплохо стимулировать развитие через 22-й закон Москвы «О создании технополисов и индустриальных парков» — в это есть плюсы, есть минусы.
— Москвы хватит одновременно на два направления — Троицк и Зеленоград? А есть ведь еще и технополис «Москва»… Раньше у правительства Москвы с точки зрения приложения усилий для развития высоких технологий был только Зеленоград.
— Москвы хватит гораздо больше, чем на два и даже на три направления. Москва — это мегаполис в 12 миллионов человек по официальной статистике, на самом деле там все 15 миллионов, считая приезжих, областных и прочих, а если считать нелегалов — то еще больше. Весь регион, на который Москва оказывает влияние, это, наверное, 25-30 миллионов человек, если брать активные прилегающие области, которые все равно пользуются ресурсами Москвы: финансовым, образовательным, логистическим ресурсом и так далее. Поэтому Москва это очень большой регион, равный существенному количеству европейских государств. Как говорит Андрей Владимирович Шаронов, ВРП Москвы составляет больше двух бюджетов Украины.
Так вот, сейчас есть несколько вариантов развития, и главное — не то, сколько будет площадок у особой зоны, а то, как они развиваются, поэтому вопрос третьей площадки, четвертой, пятой — он вторичен. Если мы сейчас решим вопрос снятия ограничений, и площадок будет больше, чем три, тогда мы поймём, как все это развивать. Если будет жестко три площадки, тогда мы будем из всех возможных вариантов принимать наиболее практичный — ту площадку, которая будет наиболее готовой.
— Какие-то сроки есть у этого процесса переговоров с Минэкономразвития, хотя бы ориентировочно? Решение по третьей площадке ожидается всеми уже давно…
— Вам нужна третья площадка или вам нужен результат, чтобы компании создавались и действующие площадки развивались?
— Если речь идет о результате через десять лет, то лучше площадка, лучше какие-то определенные решения…
— Через десять лет… Прежде всего, площадка особой зоны в Алабушево еще не запущена, там еще ничего не заполнено — а это вторая площадка, поэтому давать третью площадку, конечно, можно, как и четвёртую, и десятую, и двадцать пятую площадку… А толку от этого, если не могут с двумя справиться?
— Речь как раз о том, что третья площадка могла бы лечь под уже существующие и действующие предприятия микроэлектроники — например, «Микрон»…
— Если этого хочет «Микрон» — лучше это обсуждать с «Микроном». Хочет «Микрон», хочет «Ангстрем», хотят и другие предприятия — хорошо, как мы одну площадку выделим всем трем, четырем, десяти игрокам? Это будет справедливо — выбрать кого-то одного? Смотрите на это со стороны: почему «Микрон», почему «Ангстрем»? У них у каждого, конечно, есть аргументация в свою пользу. Но справедливо ли это? Поэтому, если ограничения снимаются, мы видим это шире: все промзоны Зеленограда теоретически можно включить в ОЭЗ как площадки особой зоны. Не весь город, а именно все промзоны — Алабушево, Северную, Восточную, МИЭТ, «Микрон» и всё, что вокруг него, Южная, Малино — потенциально можно создать семь-восемь площадок. Предметом конкретных решений должны стать юридически значимые моменты, такие как решение о расширении количества площадок либо решение о том, что расширять их не будут. Тогда можно будет говорить о чём-то дальше.
— Когда этого можно ожидать?
— Как только Минэкономразвития решит, процесс идёт в меру их времени, сил и способностей. Поэтому параллельно мы сейчас развиваем уже имеющиеся городские площадки. В этом году мы планируем присвоить статус технопарка площадке СТМП-Зеленоград, у нас согласовано технико-экономическое обоснование, план её развития. Далее, после того, как он будет проинвестирован, последует его развитие и превращение его в технополис с возможным включением в него территории Восточной промзоны. Далее, сейчас мы определяем в Зеленограде площадку под индустриальный парк; пока я не готов обсуждать конкретику, но будет такая площадка, решение об этом есть. Таким образом, сформируется технопарк, где будут создаваться и развиваться малые компании, вырастать в средние и в крупные, которые могут высаживаться в индустриальный парк, предназначенный для крупного бизнеса. Либо напрямую, если крупные предприятия уже будут готовы туда прийти — они приходят на чистую площадку.
— Индустриальный парк будет создан на базе чистой площадки, а не какого-то существующего зеленоградского предприятия?
— На базе существующих предприятий индустриальный парк не создаётся. Индустриальные парки — это промзоны, только с управляющими компаниями, которые координируют деятельность развития всей территории. Мы ищем такие площадки и в Зеленограде, и на новых территориях Москвы, как «зеленое поле», green field. К нему подводится вся инфраструктура, создается управляющая компания, которая занимается привлечением инвесторов, развитием и размещением инвесторов, снятием административных барьеров, согласованием процедур и так далее. При необходимости создаются разные налоговые и прочие льготы.
— Это проект Москвы, аналогичный федеральному проекту особых экономических зон?
— Да, технополис и технопарк — это формат региональной «особой зоны», можно так сказать, которая имеет региональные преференции и не имеет федеральных, как у ОЭЗ. Например, не имеет таможенных спецтарифов, но на практике это не самый критичный элемент. Он, конечно, важен при сопоставлении условия вхождения, но… Например, «Крокус Наноэлектроника», который пришёл в Москву, изначально планировал стать резидентом ОЭЗ «Зеленоград», а потом выбрал технополис «Москва», при том, что там есть только региональные льготы, то есть в особой зоне лучше. Почему они приняли такое решение? Потому что мы в Москве гораздо быстрее всё запускаем, у нас хороший менеджмент, четко и быстро всё создается. Это к вашему вопросу о третьей площадке особой зоны — у технополиса «Москва» единственная площадка в 30 гектаров, он там очень быстро развивается. Сейчас мы обсуждаем, чтобы дать им в будущем дополнительную площадку под дальнейшее развитие…
— Значит, на московских площадках вы надеетесь работать быстрее и эффективнее, чем это получается у особой зоны?
Особая зона — тоже наша московская площадка, только там более сложная форма управления, совместного с Минэкономразвития. Там тоже определенное решение сейчас обсуждается… Когда будет — скажем, какое.
Елена Панасенко
В Зеленограде же привыкли тупо проедать чужие деньги, это следует из всех вопросов и хотелок.