История Шереметьево началась 1 сентября 1953 года, когда вышло Постановление Совета Министров СССР о строительстве Центрального аэродрома ВВС в районе деревни Чашниково в Подмосковье. Впрочем, в самом аэропорте эту дату не отмечают, отсчитывая день рождения от посадки первого пассажирского рейса.
Международный (правительственный) терминал А, 1960 год
(фото svo.aero)
Изначально аэропорт Шереметьево строился как главный аэродром ВВС Советской армии. Свое название аэровокзал получил по расположенным неподалеку поселку Шереметьевскому и одноименной станции Савеловской железной дороги.
Строительство аэродрома «Шереметьевский» началось 25 октября 1953 года. Первые объекты были введены в строй в 1957-ом, 7 октября здесь приземлились 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95, участвующих в воздушном параде над Красной площадью в честь 40-й годовщины Октябрьской революции.
В июле 1959-го на аэродроме произвел посадку правительственный Ту-104, который прибыл из Лондона с генсеком ЦК КПСС Никитой Хрущевым на борту. Тогда же было решено передать аэродром «Шереметьевский» в ведение Гражданского Воздушного Флота, на базе военного аэродрома должен был быть создан новый аэропорт столицы.
11 августа 1959 года на аэродром впервые совершил посадку гражданский рейсовый самолет Ту-104, доставивший пассажиров из Ленинграда. На следующий день газета «Советская Россия» объявила о появлении нового аэропорта. Эта дата и считается днем рождения Шереметьево.
Прототипы Ту-134 в аэропорту Шереметьево, 1968 год
(фото журнала
«Авиация и Время» 2010 №2)
Официальное открытие аэропорта Шереметьево состоялось 2 июня 1960 года. С 11 февраля 1964-го Шереметьево приобрел статус международного аэропорта. В том же году было построено новое здание аэровокзала — «Шереметьево-1». «Шереметьево-2» открыли в 1980-ом, аэровокзал стал главными олимпийскими воздушными воротами СССР.
11 августа этого года Шереметьево исполнилось 54 года. Это самый крупный по площади (500 тысяч кв. м) аэропортовый комплекс страны с маршрутной сетью из более 200 направлений. По итогам 2012 года пассажиропоток в Шереметьево составил 26 млн 188 тыс. человек, что на 16,1% больше, чем в 2011-ом. Авторитетная программа ASQ (Airport Service Quality) Международного Совета Аэропортов по итогам прошлого года признала Шереметьево лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания. Рейтинг ASQ составляется на основании исследования удовлетворенности пассажиров качеством услуг в аэропортах мира по 37 ключевым параметрам.
Читайте также: Аэроэкспресс в Шереметьево планируют пустить с Ленинградского вокзала
В планах Шереметьево — строительство нового аэровокзала на месте старого терминала B. Он будет рассчитан на 10 млн пассажиров, а впоследствии Северную зону аэропорта расширят до обслуживания 40 млн человек в год. Северную и Южную зону планируется связать подземным туннелем. Предполагается, что строительство терминала и туннеля будет завершено одновременно с окончанием строительства третьей взлетно-посадочной полосы — по предварительным расчетам, в 2017 году.
Терминал B был введен в эксплуатацию в 1964 году и рассчитан на 4 млн пассажиров в год. После запуска терминала D в 2009-ом возникла проблема с загрузкой старого терминала: для решения этой проблемы планировалось привлекать low-cost-перевозчиков. Но дискаунтер «Авианова» уже в 2011 году обанкротился, с тех пор терминал B практически прекратил работу.
Предполагается, что с введением новых масштабных объектов пропускная способность Шереметьево увеличится на 10-15 млн пассажиров. На сегодня она составляет порядка 30-35 млн человек в год. Планируется, что к 2030 году после окончательной модернизации Северного терминального комплекса общая пропускная способность аэропорта будет доведена до 70-75 миллионов человек. Это уровень крупнейших аэропортов мира: парижского аэропорта имени Шарля де Голя, лондонского Хитроу, аэропорта Амстердама.
Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме
Организация труда в Шереметьево, по-моему, не хуже чем в Леонардо да Винчи или Шарль де Голе. Регистрация на уровне, указатели на месте, грузчики не бастуют, при том, что российские авиакомпании до сих пор не перешли на принцип easyJet. Круглосуточный Duty-free для ротозеев, достойные залы ожидания у гейтов, freeWiFi. И негров не много (пусть простят космополиты).
Сами авиакомпании и их парк - дело другое, отдельная беседа.
Не поверите, но особенно мутный терминал находится в столице мирового порядка и пунктуальности - так называемый, французский сектор аэропорта Женевы (есть такая зона в приличной Швейцарии, лабиринт-головоломка, где сами служащие не рискуют ходить без поводыря).