С началом этой недели в государственные школы Зеленограда отправились 2480 первоклассников и 1424 ученика выпускных классов, а в детские сады этой осенью впервые пойдут более 3 тысяч малышей. Среди школ подведены итоги набора первых классов: лидирует лицей 1557, в котором их семь, за ним следуют школы 853, 2045 и 1353, набравшие по шесть классов. С 1 сентября вступил в действие новый «Закон об образовании», а в детсадах с лета начали действовать новые СанПИНы — Zelenograd.ru выяснил, какие реформы и новшества в связи с этим ждут родителей и детей в начавшемся учебном году, а какие пока откладываются.
Детсады — новый Центр игровой поддержки и инклюзивное образование
3056 мест в детсадах получили очередники-зеленоградцы, желающие определить детей в детский сад на этот учебный год — из них 1281 детей с 3 до 7 лет. «На сегодняшний день потребности в дошкольном образовании семей москвичей, имеющих детей в возрасте от
Во «второй» очереди на получение места в детсаду — для не-зеленоградцев, имеющих регистрацию по месту временного пребывания в Москве — около 350 детей, это более или менее постоянная цифра за последние годы, как отмечают в зеленоградской окружной службе информационной поддержки (ОСИП), которая ведает комплектованием детсадов. Среди этих очередников большинство составляют дети младше
Всего в детских садах Зеленограда действует около 500 групп полного дня, в этом году они примут более 11 тысяч детей — за последние пять лет это число выросло на 3 тысячи.
К началу учебного года детские сады получили обновленные СанПИНы для дошкольных учреждений, которые, по отзыву специалистов Зеленоградского управления образования, мало чем отличаются от предыдущих, вступивших в силу два года назад. В них сохранены пресловутые нормы квадратных метров на ребёнка в детсадовских группах: 2,5 кв.метра на ребёнка до 3 лет, 2 кв.метра — старше 3 лет. Расписана образовательная программа и объемы нагрузки для детей.
Изменения произошли с платными занятиями в детсадах. Требования к оказанию платных услуг дополнительного образования в дошкольных заведениях стали более жесткими и урегулированы письмом Департамента Образования Москвы от 9 июля 2013: в пределах времени, отведенного на выполнение госзадания, финансируемого из бюджета, оказание дополнительных платных услуг не допускается. То есть все платные занятия в детсадах, востребованные у родителей, могут проводиться только по вечерам, по окончании времени работы детсадовских групп. В то же время образовательные учреждения может предложить родителям и детям в течение дня бесплатные услуги допобразования,организованные за счет госсубсидии. К примеру, в рамках одного образовательного комплекса такие услуги могут оказывать дошколятам школьные педагоги дополнительного образования или педагоги соседнего ДЮЦа.
Зато введение нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для дошкольного образования пока откладывается — проект стандартов будут дорабатывать и обсуждать до 2015 года, так что с точки зрения образовательных программ в детских садах пока всё останется по-старому. Родителей приглашают принять участие в обсуждении проекта.
Изменений с оплатой детского сада до января 2014 также не ожидается. Столичный Департамент образования в своём обращении к родителям накануне нового учебного года еще раз подчеркнул все действующие принципы установления оплаты — в том числе фиксирование её суммы на текущий календарный год — и подтвердил, что в Москве сохраняется 20%-ное ограничение размера родительской платы от общей суммы затрат детсада на присмотр и уход за детьми. Что касается питания для дошкольников, его до декабря 2013 года в детские сады Зеленограде продолжит поставлять комбинат «Московский школьник» по заключенному на один год госконтракту. Следующий конкурсный выбор поставщика состоится в конце этого года — контракт с ним будет подписан уже на полтора года, так как периоды действия таких контрактов в будущем привяжут к учебным, а не календарным годам.
Наиболее ощутимые перемены ожидают родителей дошкольников с проблемами здоровья — напомним, что с 1 сентября 2013 года, с вступлением в силу нового «Закона об образовании», все «логопедические», «глазные» или «ортопедические» специализированные детсады уравнены в статусе с массовыми детсадами. При этом дополнительные оздоровительные услуги и наблюдение специалистов (врачей, дефектологов, логопедов, психологов) детям, прошедшим медико-педагогическую комиссию, обязаны оказывать в любом детском саду в соответствии с принципами так называемого инклюзивного образование, то есть совместного воспитания детей с разным состоянием здоровья. Как это осуществится на практике — покажет ближайшее будущее.
Школы — электронные эксперименты
Первоклассников, которые сегодня впервые переступили порог зеленоградских школ, в этом году на сотню больше, чем в прошлом - 2480 человек. Лидером по количеству первых классов стал лицей 1557 — он набрал семь первых классов по всем своим школам-подразделениям в
Недобора первоклассников в этом году не испытала ни одна из школ, сохранивших самостоятельность. Один класс набрали школа 617 (26 учеников) и ЦППРиК «Логотон», специализированное учебное заведение для детей с нарушением слуха.
Зеленоградцы в большей степени стали предпочитать отдавать детей в школы рядом с домом, в пределах своего микрорайона — в этом году так поступили 76% родителей, в прошлом 53%. Около 300 будущих первоклассников (13%) за лето просто перешли в школы из их дошкольных отделений, даже не прибегая к системе электронной записи первоклассников.
В школах и детсадах Зеленограда продолжаются процессы объединения в образовательные комплексы. А вот устанавливать по школам входные турникеты и запускать пропускную систему на электронных картах пока не стали. По предварительным планам, сроки реализации проекта «Проход и питание» для Зеленограда сдвинулись на март 2014 года, хотя ранее его собирались внедрить в школах уже к осени 2013. Пока в проекте участвуют только два округа Москвы, Северный и Юго-Восточный, но за этот учебный год к нему планируют подключить еще 500 столичных школ.
К 1 сентября 2013 года все школы Зеленограда перешли на обязательное использование электронных дневников и электронных журналов, как констатировали в Зеленоградском управлении образования. Впрочем, не везде при этом отказались от печатного варианта этих документов — пользоваться бумажными журналами или нет, решают уже сами школы. Вообще с интернетом и электроникой связано большинство приоритетных направлений работы в образовании на ближайшее будущее: от дальнейшей апробации электронных учебников и развития дистанционного обучения до совершенствования сайтов школ и детсадов, которые должны сделать систему образования более открытой для родителей.