— Валентина Терентьевна, что происходит сейчас с местами в детсадах — есть ли дефицит, сколько детей стоит в очереди на их получение?
— На 1 марта 2013 года в очереди на сентябрь 2013 года числилось 3100 детей. И 3056 мест мы уже предоставили. Из них 649 детей были в возрасте
— Сейчас в детсады на сентябрь уже попали все желающие из них?
— Конечно, места предоставлены всем. В то же время вплоть до начала сентября родители продолжали записывать детей, так что итоговые цифры у нас менялись. Ситуации бывают разные: семья купила или получила квартиру, или жила в Москве, а переехала в Зеленоград. Бывает и так, что родители не планировали вести ребёнка в детский сад, но ближе к осени окончательно определились в пользу дошкольного образования.
— А на будущие годы в очереди сейчас осталось много детей?
— Сейчас в базе данных до 2017 года — 3975 человек, из них 3292 ребёнка — москвичи, зеленоградцы. В следующем году планируют начать пойти в детский сад около 2300 человек. Это статистика, которая примерно одинакова из года в год. К марту 2014 года число желающих посещать дошкольные группы будет уже более 3000.
— Новые места в детсадах сейчас создаются, на сентябрь 2013 их требовалось больше, чем было весной?
— В дошкольные отделения округа в новом учебном году пришло много
— В прошлые пару лет число групп кратковременного пребывания резко сокращалось — значит, сейчас они возвращаются? Родители охотно в них отдают детей?
— Да, отдают. Иногда, конечно, родителям не очень подходит такой вариант. В этом случае приходится разъяснять, насколько важно для малыша пройти адаптацию к детскому саду перед тем, как начать посещать дошкольную группу в режиме полного дня. Для ребёнка это, действительно, очень важно. Так что приходится взвешивать, чьи интересы важнее. Стараемся убеждать, это наша работа...
— Кратковременные группы предлагаете только детям младше
— Всем детям, которым исполнилось 3 года, мы предоставляем места в группах полного дня. Более старшие дети посещают кратковременные группы только по состоянию здоровья. На сегодняшний день мы предоставили малышам (до
— Там такая же программа, как и в других Центрах игровой поддержки — бесплатный курс занятий для малышей на два месяца?
— По длительности курса занятий есть изменения. Руководители ЦИПРов приняли решения о том, что целесообразно увеличить его с двух месяцев до полугода в одном центре
— Центры игровой поддержки тоже комплектуются централизованно, через ОСИП? Раньше в них, кажется, записывали прямо на месте.
— Да, комплектование теперь ведётся через ОСИП. Ведь Центры игровой поддержки — тоже одна из государственных услуг дошкольного образования, как и, например, семейные детские сады. Все эти услуги финансируются из бюджета.
— А как сейчас с семейными детсадами — вроде бы, их стало больше?
— Да, сейчас их количество выросло до
— Помимо кратковременных групп в детсадах раньше было много специальных групп — «Особый ребёнок» и прочие, которые в том числе комплектовались детьми, прошедшими медико-педагогическую комиссию (ОПМПК). Что сейчас с ними? Ведь все сады сейчас официально стали массовыми, с инклюзивными услугами для особых детей.
— Задача нашей службы — направить ребёнка в образовательное учреждение, где на основании заключения ОПМПК для него будут организованы необходимые условия. В зависимости от конкретных образовательных потребностей пришедших в учреждение детей и формируются такие группы.
— По поводу мест в таких группах у вас есть информация?
— Все дети, прошедшие ОПМПК и получившие направления, приходят в любые, удобные им детсады и должны получить все необходимые услуги там, куда они обратились. Бывает и так, что родители настаивают на конкретном образовательном учреждении. По возможности мы стараемся идти навстречу, избегая лишних волнений и негатива. Так происходит, к примеру, с бывшими логопедическими детскими садами. Конечно, нужно какое-то время, чтобы родители убедились, что с их детьми, требующими особого внимания или коррекции, действительно занимаются в каждом детсаду.
— При записи в детсады сейчас можно по-прежнему выбирать приоритетные? Раньше родители могли указывать в заявлении детсады по своему выбору, но ведь сейчас сады активно присоединяют к школам — а в школах уже действует привязка к определённым корпусам, откуда детей набирают в первую очередь.
— У нас ничего не изменилось в порядке комплектования детсадов. Родители могут выбирать детсады, которые теперь стали дошкольными отделениями школ, и практически все получают направления именно в те учреждения, которые указали в заявлении первыми по приоритету. Выбирают, в основном, учреждения поближе к дому, то есть по месту жительства, или же с «прицелом» на будущую школу. Но в этом году получилось так, к примеру, что гимназия 1528 не набирала группы в своё дошкольное отделение в корпусе 822 в связи с отсутствием свободных помещений. Мы объясняли это родителям, и все они получили места для своих детей в близлежащих учреждениях. При этом родители иногда нас проверяют — идут уточнять ответ у руководителей дошкольных отделений. Так что тут всё прозрачно.
Вообще, с родителями стало работать проще, если сравнивать с первыми годами электронной записи, когда система только вводилась и возникали недопонимания. Ну, а в целом, по возможности, мы всегда стараемся идти людям навстречу.
— Много родителей сейчас сами приходят к вам в ОСИП, чтобы решить какие-то вопросы?
— Наша система устроена так, что можно полностью обойтись без личных визитов. Мы информируем родителей через электронную почту: когда подходит их очередь идти в детский сад — направляем письмо, где сказано, в какое учреждение им подойти и в какое время. Есть, конечно, те, кто приходит сам, но таких родителей мало. Я помню, как в первое время электронной записи у нас люди выстраивались в очередь. Сейчас же они приходят и попадают на приём практически сразу. И это при том, что работы у нас в последнее время прибавилось: помимо дошкольных групп, мы записываем детей и в первые классы, и на отдых в оздоровительные лагеря, и на программы дополнительного образования. Спектр наших услуг расширился, но мы справляемся.
— Как сейчас движется очередь из детей с регистрацией по месту пребывания, которые хотят пойти в зеленоградские детсады?
— Эта цифра стабильна, таких детей около 350. В сентябре мы будем обзванивать родителей этих детей и сверять данные — возможно, кто-то из них уже не проживает в Москве. Бывает так, что семья встаёт на очередь в детский сад, но потом обстоятельства меняются. Это нужно выяснять по каждой семье отдельно, и этой работой мы занимаемся после начала учебного года.
— Существует ли квота по записи в дошкольные учреждения, которая выделяется таким детям?
— Квоты на регистрацию в очереди через портал госуслуг города Москвы нет. Действуют требования по пакету документов, которые определены Порядком комплектования дошкольных учреждений, утвержденным Департаментом образования города Москвы. Всех, кто предоставил необходимые документы, система регистрирует и ставит на очередь. Порядок предусматривает дальнейшие условия выделения им мест в детсадах — на время их пребывания в Москве. Мы родителей об этом предупреждаем.
— А именно количество мест в детсадах для детей с временной регистрацией — ограничено? Им выделяется только определённый процент мест, не более?
— Квоты как таковой нет, комплектование ведётся в соответствии с существующим Порядком, и ситуация зависит от обеспеченности местами в дошкольных группах жителей Москвы. В этом году, в связи с большим количеством московских детей, желающих посещать дошкольные учреждения, нам пришлось совместно с руководителями оперативно изыскивать дополнительные места. Порядок такой: сначала места получают дети, постоянно проживающие в Москве и Зеленограде.
— На сегодняшний день очередь из детей с временной регистрацией насколько удовлетворена?
— Дети старшего дошкольного возраста в основном получили места, но их немного в очереди, поэтому преимущественно речь идёт о детях раннего возраста — младше
— В школах, например, есть правило, что до 1 августа в первые классы зачисляются дети из закрепленных за школой домов, по прописке, а после 1 августа на оставшиеся свободные места берут детей из «второго списка» — всех остальных...
— У нас нет основного и дополнительного списков. С 2010 года существуют две очереди в дошкольные учреждения: одна для детей, постоянно проживающих в Москве и Зеленограде, вторая — для детей, временно пребывающих на территории Москвы и Зеленограда.
— Значит, вам сложнее управлять местами и одновременно распределять их на оба этих потока?
— Не сложнее. Сейчас у нас поток москвичей пройдёт, и, если останутся свободные места, мы будем рассматривать заявления родителей детей, временно проживающих в Москве. Процесс идёт нормально, в рабочем режиме.
— По Вашим ощущениям, в Московской области с дефицитом детсадов как-то борются, областников в Зеленоград стремится меньше?
— У нас нет никакого деления на москвичей и «областников», у нас есть дети с постоянной и с временной регистрацией. И мы настолько заняты своей работой, что не успеваем следить за тем, что делается в соседних регионах.
— Как прошла электронная запись в первые классы школ Зеленограда в этом году?
— Всё было очень спокойно, гладко и качественно. Родители записывали детей через в основном через портал госуслуг, а также через нашу службу.
— Вроде бы основная масса детей была записана и зачислена в школы еще зимой? Ведь уже в феврале школам разрешили зачислять детей из «дополнительных» списков.
— Да, потому что по месту жительства уже в основном все записались, и не было смысла «томить» этих людей. Около 300 детей были переведены в первые классы из дошкольных отделений своих же школ, то есть автоматически, без всякой записи. Всего с декабря 2012 года до конца августа 2013 года было подано 2476 заявлений от родителей первоклассников, зачислено в школы 2424 человека. В списке ожидания на конец августа было 18 детей — это те, кто, может быть, поменял школу, или дети, переехавшие в Москву, то есть с временной регистрацией. В зеленоградских школах к 1 сентября было сформировано 102 первых класса, в прошлом году их было 97 (2386 человек).
— Какие школы в «десятке» самых успешных по набору первоклассников — а значит, самых популярных у родителей?
— Это лицей 1557 — семь первых классов. Школы №№ 853, 2045 и 1353 набрали по шесть первых классов; в школах 1151, 1739 и 609 — по пять первых классов; в школах №№ 909, 854 и гимназии 1528 — по четыре. Девять школ сформировали по три первых класса: №№ 1194, 842, 718, 618, 2038, 1150, 719, 367, школа-интернат № 7. В девяти школах первых классов два: №№ 1912, 1692, 1913, 1740, 1940, 229, 1149, 604, 1853. Лишь одна школа набрала один класс — школа 617 (26 учеников).
— Был ли где-то недобор первоклассников?
— У нас нет школ, которые не набрали детей в первый класс.
— Системой электронной записи родители пользуются вовсю. Видите ли вы, как специалист, какие-то наиболее острые проблемные места при использовании этой системы?
— Острых проблем нет. Бывают затруднения, к примеру, некоторые родители не умеют работать с интернетом и у них не получается самостоятельно записать своего ребёнка. Мы им помогаем, для этого, в том числе, и нужна наша служба. Или вот такой момент: для Зеленограда нет обязательного указания улицы при обозначении почтового адреса дома, а соответствующая графа в электронных заявлениях есть. Раньше при записи в детский сад можно было вписать вместо улицы слово «Зеленоград», а сейчас уже нельзя. Но можно указать, к примеру: «улица Юности, дом 11», тогда система пропускает.
— Насколько зеленоградская ОСИП загружена? Расскажите немного о вашей работе.
— Мы как раз недавно подсчитали, сколько людей нам звонит ежедневно. Вот вчера, например, был четверг, по нашим наблюдениям, это день не очень активный. И мы получили 78 звонков. А по понедельникам и средам число звонков зашкаливает за 100.
— Сколько людей у вас работает? Они не отрываясь сидят на телефонах?
— У нас четыре сотрудника, которые подготовлены и работают универсально, то есть по любому из направлений работы службы. Одну телефонную трубку кладём — берём другую, порой уже разговаривая по другому телефону — тогда говорим «Добрый день, извините, подождите минуту, если можете». Бывает, конечно, что телефоны звонят постоянно, бывают и небольшие перерывы. Люди пользуются услугами нашей службы, консультируются, ну а те, кто живёт рядом, приходят лично. Иногда приходят бабушки, а не родители. Например, мы родителям всё объяснили по телефону, а бабушка тревожится: «Вдруг они не так поняли, дай-ка я схожу». Да, по правилам мы должны работать только с законными представителями, но на практике уделяем внимание и бабушкам :)
Елена Панасенко