«Калейдоскоп-фест современных искусств»: арт-проекты в ДК МИЭТ 13.09.2013 ZELENOGRAD.RU
В студии Zelenograd.ru координатор международных театральных проектов, переводчик Максим Рейно и театральный критик, постоянный автор журнала «Современная драматургия», главный редактор журнала «Мир детского театра», Валерий Бегунов.

Послушать (31:53)загрузить файл со звуком (22424 кб)

— Сегодня мы говорим о новом интересном проекте — «Калейдоскоп-фест современных искусств», который запускается в Доме культуры Московского института электронной техники (МИЭТ). Это нечто новое для ДК МИЭТ. Пока анонсированы два события — спектакль «Ярость» по Стивену Кингу 15 сентября и концерт группы «Озеро Чад» 22 сентября. Расскажите о вашем проекте и ваших планах?

Максим Рейно — В Зеленограде, по грубым подсчетам, живет 250 тысяч человек, а культурных мероприятий происходит, с моей точки зрения, мало — жителям приходится ездить в Москву. Мне пришла в голову мысль — зачем ездить в Москву, когда это можно делать здесь и познакомить зеленоградцев с различными видами искусства. С этой идеей я обратился к директору ДК МИЭТ Светлане Викторовне Гришановой. Мы все обговорили и решили, что попробуем запустить фестиваль современных искусств. Валерий Карлович (Бегунов — Ред.) разработал концепцию фестиваля современных искусств, которая мне кажется очень интересной.

Валерий Бегунов — Надо сказать, что Максим — переводчик современной драматургии, и многие проекты, которые он делает в Европе — это современный театр, в разных его формах. Я со своей стороны представляю журнал «Современная драматургия», серию «Я вхожу в мир искусства», это новые пьесы для детей и подростков. То есть, нам с Максимом очень интересно показать людям новые литературно-драматургические сюжеты и то, какие интересные спектакли по ним делаются.

Когда мы стали зондировать ситуацию, то оказалось, что довольно много ярких творческих групп, музыкальных, театральных, фольклорных — и независимых, и из известных театров — готовы в это включиться. Стало понятно, что мы можем сложить концепцию. Суть ее именно в том, что это фестиваль современных искусств: театр, музыка, клубные проекты, поэтические вечера, фольклор и многое другое. Тут есть место и классике, и современным новациям. И театр может быть представлен в разных сценических формах — например, спектакль в виде шоу-концерта или музыкальный вечер в виде перформанса. И все это, как мы формулируем, «у порога твоего дома».

Мы знаем, что очень много молодых людей, активных и подвижных, в том числе студенты МИЭТа, ездят на смотреть программы арт-центра «Винзавод», в Artplay. И мы подумали — зачем так далеко ездить, почему эта проблема встает у жителей дальних районов Москвы? Почему не попытаться привезти сюда те проекты, о которых тут нет информации, или те, что проходят далеко отсюда? ДК МИЭТ нас в этом поддержал. И таким образом, «у порога твоего дома» — это то, что делают современные и молодые, и маститые люди в искусстве.

Программа уже складывается; вслед за спектаклем «Ярость» и концертом группы Юрия Посыпанова «Озеро Чад» уже возникает ряд других историй. Это поэтическая линия: стихи замечательных и популярных поэтов — Бродского, Вознесенского, Гумилева. А еще есть замысел режиссера Сергея Пантелейчука — создать «заочный поэтический дуэт» — «Маяковский- Высоцкий», в исполнении Антона Эльдарова, молодого, но уже известного актера. Игорь Пехович, актер и режиссер театра на Таганке предложил нам целую программу: у него есть интереснейший моноспектакль по стихам Бродского (в дуэте с контрабасом) и спектакли по классике, включая шекспировские пьесы.

«Театр на Перовской» предлагает нам и детские спектакли, и очень необычно сделанные спектакли по классике,. Скажем, «Пиковая дама», где сплетены драматический текст и модерн-танец. А еще неожиданная версия «Смерти Тарелкин» Сухово-Кобылина. Есть возможность показать интересную современную музыку. Та же группа «Озеро Чад» — это ребята, которые частично входят в театр Камбуровой, частично в ансамбль Марка Пекарского. У них есть свои программы — это и фьюжн, и импровизации на темы народных мелодий, и перкуссия на авторских ударных инструментах.

Спектакль «Ярость» студии «На Сиреневом» Инны Ваксенбург создан по роману Кинга о различных проблемах юных людей, об их страхах. Инна сделала инсценировку, не ломая сюжета этой истории. Хотя она очень крутая, скажем так. Начинается она с того, что обычный мальчишка пришел в школу, опоздал на урок. «Почему опоздал?» — спрашивает учительница. Он вынимает пистолет, убивает ее, и дальше берет в заложники...

— Только не рассказывайте до конца сюжет, а то будет неинтересно.

В.Б. — Не буду. В сценическом искусстве интерес не только самом сюжете, но и в том, как сделано... Только скажу, что выясняется: на самом деле месть ничего не решает. Этот спектакль не раз показывался в Москве, всегда вызывал бурные споры. Он специально делался в двух действиях: сначала спектакль, потом обсуждение. Учителя и ученики делились на две группы, причем в группах «за» и «против» были и те, и другие.

— По каким критериям вы подбираете спектакли, исполнителей или творческие коллективы? Это то, что вам кажется интересным, или вы просчитываете, что будут смотреть, на что пойдут?

М.Р. — Естественно, пытаемся просчитывать и сами все отсматриваем. Главное, мы надеемся предложить то, что будет интересно разным зрительским аудиториям в Зеленограде. Поэтому у нас нет таких вот четких критериев — ты подходишь, а ты нет. Мне кажется, самое главное, чтобы это было интересно, в первую очередь, зрителю. Чтобы когда он вышел с того или другого эвента — художественного мероприятия, — у него бы остались какие-то сильные эмоции, переживания. Здесь даже неважно, положительные или отрицательные, в любом случае это должно остаться в тебе, тронуть, заставить задуматься — то, что только что ты увидел, прослушал и так далее.

Наша задача заключается в том, чтобы познакомить зеленоградцев с теми интересными событиями, которые происходят в культурной жизни Москвы. При этом мы не зацикливаемся только на московских театрах, мы планируем привозить сюда и спектакли из других городов России или театров из Европы, которые, например, приезжают на фестивали в Москву, — хочется показать эти яркие постановки широкому кругу зрителей.

В.Б. — Важно вот что. То, куда люди приходят — в филармонию, на концерт, в театр, в клуб, — это живое общение современников. Оно стало необычайно ценным: ведь его начинают разрушать новые способы передачи информации и общения. Причем у нас в стране, которая, что называется, только в это влетела, это происходит достаточно резко: целые группы молодежи никуда не ходят, просто сидят в интернете. Огромное количество ребят, которые в офисе работают, там же, если удается отвлечь внимание начальника, уходят в интернет, а потом вечером идут в клуб, причем редко и, как правило, в рамках своей тусовки.

Во всем мире это несколько иначе происходит, там сохраняются обычные, живые формы общения. Люди в зале видят, какой интересной может быть музыка, подход к классическому сюжету; каким интересным может быть сюжет современный. И какие интересные люди творят это на сцене. Многие из этих действ, особенно музыкально-поэтические, будут иметь клубный оттенок. Иногда они будут идти на большой сцене ДК МИЭТ, иногда в его музыкальном салоне.

— Вы имеете в виду фойе?

В.Б. — Да. Словом, критерии очень простые. Профессиональное качество, умение общаться с залом, не глядеть на людей в зале, как на лягушек, которым мы там что-то такое сверху...

М.Р. — Вещаем.

В.Б.- Да, вещаем, открываем!.. Нет, в зале партнеры, твои современники, еще не друзья, но люди, которые могут стать друзьями.

— На какую возрастную аудиторию вы рассчитываете? ДК МИЭТ — это прежде всего студенты.

В.Б.- Мы рассчитываем на самые разные аудитории. Самая большая проблема для театра сейчас — это работа с подростками. Для детей как раз масса спектаклей. Мы хотим также предложить спектакли, интересные зрелища для активных деловых людей 25-40 лет. Вот они немного другое хотят видеть в театре, их просто костюмным спектаклем или развлекухой уже не заманишь — все это можно увидеть на дисках или в интернете. Поэтому мы рассчитываем искать и привозить сюда программы для самых разных людей. Вот скажем, детские и подростковые спектакли — можно сказать, это дефицит в Зеленограде.

Рассчитывать на конкретной территории на какую-то одну зрительскую группу или возраст — это провалить программу.

М.Р. — Поскольку я работаю, в том числе, и в Европе, мне приходится бывать в разных небольших странах. Например, небольшой городок на 10-12 тысяч жителей, но культурная жизнь в нем, я бы сказал, кипит. Там могут проходить абсолютно различные мероприятия, в которые вовлечены жители этого городка. И там действительно очень сильный фидбек, отклик от жителей — я просто иной раз поражаюсь этому: насколько жителям самим это интересно. Когда, допустим, в небольшом городке происходит несколько международных фестивалей, какие-то «римские игры», куда съезжаются люди со всего света. Мне кажется, это здорово! И поэтому хотелось бы, чтобы подобное было и в Зеленограде.

В «Фейсбуке» или еще где-то я постоянно вижу анонсы того или иного мероприятия: то поэтический международный фестиваль, то фестиваль вина, то театральный фест... Бесконечное количество! Вот бы все это показать в Зеленограде!..

В.Б. — Можно привести пример одного украинского города. Индустриальный город на Западной Украине, вокруг него сёла, в нем около 350 тысяч жителей. Возродили старинный костёл, он стал органным залом, приезжают крупнейшие органисты Европы. Замечательно работает драмтеатр. Приезжает масса различных спектаклей, концертов и так далее; и публика идет. И это в небольшом городе. А вот как раз в таком городе, особенно, когда он на отшибе, очень многого не хватает, надо просто уметь донести.

Москва — она большущая, в ней много всего есть. До Зеленограда надо еще доехать. Это первое. И Зеленоград — совершенно другая территория, не какая-то окраинная зона Москвы. Это особый город, в котором, как вы сами видите, многое изменилось, и дома, и люди, и жизнь. Почему в этом городе, в этом округе Москвы, не может быть всего того, что так легко получают жители в центре?

Мы, конечно, не можем поначалу, пока не раскрутились, возить то, что нам бы хотелось. Поэтому мы исходим не только из критериев качества и интереса, но и из того, что существуют достаточно легко ввозимые, легко устанавливаемые спектакли, небольшие музыкальные группы. А дальше посмотрим. Мы хотели бы, чтобы эта программа стала и программой первопостановок по некоторым интересным сюжетам, нашим и зарубежным.

М.Р. — Да, у нас сейчас готовится и «Шокошопинг» по пьесе Матяжа Жупанчича и «Чудный день, чтобы сдохнуть» Симоны Семенич , это словенские авторы. Могу сказать, что драматурги славянских стран пишут потрясающе интересные пьесы!..

А еще мне очень интересны так называемые мультимедийные проекты. И я очень хочу сделать на базе ДК МИЭТ. Это могут быть разного рода мини- и масштабные видеоинсталляции. Вот вскоре, в октябре, пройдет «Фестиваль света». Мне очень бы хотелось познакомиться с этими новыми формами искусства самому и познакомить с ними зеленоградцев . Я планирую пригласить в Зеленоград одного очень интересного участника этого фестиваля из Словении, приезд в Москву и участие которого в «Фестивале Света» я курирую. Я надеюсь, что все это у нас сбудется, мы все это покажем зеленоградцам.

В.Б. — Зеленоградцы, работающие в Москве, многое там смотрят. Но ведь до основной массы тех, кто живет в Зеленограде, — информация не доходит.

— Валерий, мне кажется, сказал важную вещь — планы большие, но надо раскрутиться. Понятно, что на мероприятия будут продаваться билеты. Смогут ли это потянуть финансово зеленоградцы?

В.Б. — Гигантских цен не будет. И главная задача — информация: рассказ о том, что и где будет, развешивание афиш и так далее — это все очень важно. Работает всегда старый закон: если произошла интересная акция, к следующей, организованной этой группой, уже относятся более внимательно. Театральные директоры рассказывают, как они ездили в свое время по Советскому Союзу, делая гастроли. У меня был однажды потрясающий разговор. Я спрашивал: «Как это ты хочешь ехать в этот город, где только что выступал шикарный театр из Ленинграда?» Ответили: «Вот именно поэтому. После того, как там выступил хороший театр или дали хороший концерт — выждав некоторое время, чтобы кошельки снова наполнились, — мы приезжаем, и на этой волне интереса и к нам тоже будет интерес». А вот после плохого концерта или плохого театра лучше не соваться. Вот и наша задача — не утратить интерес публики после первых акций.

— Как вы думаете, с какими организационными проблемами вы можете столкнуться?

М.Р. — Если говорить о каких-то технических требованиях, — здесь, наверное, особых проблем нет. К тому же, руководители творческих групп приезжают посмотреть площадку и техническое оборудование... С моей точки зрения, сейчас проблема номер один — реклама. Я не могу понять, каким образом работает реклама в Зеленограде.

В.Б. — Дело не только в этом. Понимаете, сейчас никто, если говорить честно, не может дать четкий прогноз по продвижению информации: как она пойдет и как на нее среагируют. И если что-то будет получаться, все равно дальше работает «степной телефон». Насколько срабатывает профессионально организованная реклама — никто точно не знает.

М.Р. — В любом случае, просто за счет того, что у нас есть громадное желание и, надеюсь, возможности, мы можем привозить в Зеленоград интересные вещи, привозить интересных людей. Например, Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель театра «Школа Современной Пьесы», согласился, чтобы мы организовали его творческий вечер, встречу с жителями Зеленограда и она скоро состоится Я думаю, что если пойдет такая череда интересных событий, встреч, спектаклей и других мероприятий, тогда и будет отклик со стороны зеленоградцев.

Ну и, конечно же, хотелось бы получить заинтересованный отклик от самих зеленоградцев — узнать, что им самим хотелось бы? Установить, что называется, обратную связь. Какие выставки, кинофестивали или еще что-то увидеть здесь, у себя в Зеленограде.

— Это важный момент — все, кто работают в этой сфере, как-то мониторят ситуацию, пытаются понять, чего хотят люди

В.Б.- В большом объеме сейчас это не делает почти никто, потому что это стоит больших денег. И, к сожалению, мы отстаем в этом плане от заграничных коллег. Там все-таки вкладывают в эти вещи, и понятно, что много делается именно потому, что информация изучалась. У нас это происходит несколько стихийно.

Но у нас те, кто готов принять участие в этой программе, довольно активны; мы даже не ожидали, что так много разных откликов будет на наши предложения. Скажем музыкальный театр под руководством Чихачева — у них очень масштабные спектакли, трудно понять, как их сюда привезти. Но мы поговорили с директором, и стало ясно, что они могут сделать концерты. Например, может быть концерт не только хитов оперетты и мюзиклов, но и романсов — у них в театре работает один из лауреатов «Романсеро» — конкурсов романсов. И он может приехать со своими авторскими романсами, с классическими, с городскими.

То есть, мы видим, что есть отклик профессионалов. Тех, кто готов, кто понимает, что сюда не приедешь с пятью трейлерами, здесь не поставишь 20 тонн декораций, и не загонишь сюда группу в 50 человек, но... Этот ответ мы чувствуем. Теперь, видимо, наша задача получить подтверждение этому ответу, этому интересу со стороны зеленоградцев.

Можно связаться с нами: kaleidoscope.2013.fest@gmail.com, 8 (985) 354-1402.

— Я думаю, что отклики будут. Интернет как раз хороший инструмент, чтобы получить эти отзывы.

Максим, вы проводите много времени в Европе, связаны с театром, с современным искусством. Можно ли сравнить среднестатистического европейского студента и студента МИЭТа, например, — в части интереса к искусству, к театру в частности?

М.Р. — Хороший вопрос. Честно говоря, достаточно сложный. Конечно, когда я приезжаю в ту или иную страну, я встречаюсь со студентами; в основном это студенты каких-то творческих специальностей. Студенты, понятно, люди очень креативные, подвижные, открытые новому. Им как-то все интереснее. И когда — неважно, столичный город, не столичный — я вижу вот эти глаза студентов, которые абсолютно адекватно воспринимают все, что ни происходило бы на сцене, даже если они это поначалу им непривычно... Это меня заводит! Были такие экспериментальные проекты... Я вместе со всеми зрителями сидел в зале и не всегда понимал, что происходит на сцене. А потом еще полтора часа обсуждали! И молодежь абсолютно честно и заинтересованно старалась разобраться в увиденном...

Скажем так, студенты учатся на дизайнера или на инженера, но абсолютно не могут предугадать, что готовит им жизнь. После получения диплома они могут стать потрясающими художниками, писателями, космонавтами. Я шучу, конечно, но тем не менее... В любом случае, мне кажется, — молодежь везде и всегда позитивна.

В.Б. — Что для нас важно и мы это подчеркиваем: в свой ДК приходят студенты, педагоги, аспиранты МИЭТа. Но при этом все, кто с ними дружит, с ними связаны — это, в общем-то, весь город, — и, конечно, наша программа не сможет стоять прочно на ногах, если она не будет учитывать, что ДК МИЭТ находится в Зеленограде, а не где-то в пустыне.

И еще: да, со времен Ромео и Джульетты, Софьи и Чацкого жизнь сильно изменилась — особенно в способах создания, обработки. Многие классические сюжеты воспринимаются иначе, чем прежде — особенно молодежью. И мы хотим показать и миэтовцам, и всем зеленоградцам такие версии классики, и такие новации, которые отразят, как изменились реалии жизни. И их восприятие, и попытки осмысления этой новизны.

— Вы планируете привозить антрепризные спектакли? Их часто ругают...

В.Б. — Нет. Дело в том, что есть антрепризные спектакли хорошие. Просто у нас в стране так сложилось, что антреприза получила такой ругательный, ироничный оттенок. На самом деле, во всем мире театров, которые окупается, — очень мало. 15% бродвейских спектаклей окупаются. И то благодаря сувенирам и всему прочему. Особенно, когда речь идет о сложных вещах — да, нужен спонсор. Антреприза в виде просто развлекательного спектакля нас не интересует. Вот недавно я смотрел такой спектакль по пьесе знаменитого Мережко, рассчитанный именно на «коммерческий» показ. Это пусто и бессмысленно. Мы хотим, чтобы публика приходила не похлопать лениво в очередной раз лениво выступающей «звезде»...

Понятно, что мы все равно должны будем думать с нашими партнерами и с ДК МИЭТ о том, насколько окупается эта программа. Но, в принципе, она позволяет выходить на гранты. Поэтому антреприза, как таковая, в обычном смысле, — нет. Есть те, кто этим занимаются, там безумные гонорары, их могут обеспечить либо мощные спонсоры, либо залы, на 700-1000 мест и по билетам, где последний ряд на галерке будет стоить полторы тысячи... Нет.

— Вовлечение зрителя в действо, диалог с ним, отсутствие этой дистанции со «звездой» подразумевает какое-то специальное пространство?

В.Б. — Сошлюсь на Максима. Когда директор МИЭТ показывала нам помещение, Максим с огромным любопытством направился в подвал.

М.Р. — Безумно интересное и эффектное помещение...

— Его тоже можно приспособить?

В.Б. — Мы далеко не все собираемся показывать на большой сцене. Как раз нам интересны другие пространства — большое фойе, музыкальное фойе, может, когда-то заработает подвал как выставочный центр. Суть в том, чтобы люди не ощущали, что они сидят в зале, а через рампу им что-то такое доносят. Это контакт людей, которым интересно вместе. Это музыканты, артисты и зрители. Потому что любое действо, как вы понимаете, любой спектакль, концерт существует только тогда, когда в зале зритель. И вот тогда вместе со зрителем создается то, ради чего актеры вышли на сцену, а автор написал свою пьесу.

Афиша ДК «МИЭТ»

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран