Победители
Первое место завоевал «Проект парка отдыха в 23-м микрорайоне Зеленограда» Николая Семенцова (5 класс школы 1913, руководитель Татьяна Бондарь, педагог-организатор ЦПМСС). Школьник спроектировал в программе ArhiCAD парк для жителей строящегося микрорайона Зеленограда, в котором есть всё необходимое для отдыха и досуга: зеленый театр со сценой, крытый роллердром, кафе, бассейн под открытым небом, два лабиринта из кустов, музыкальный фонтан и зоны для прогулки с детьми. Площадь (более 60 тысяч квадратных метров) и план парка рассчитаны с учетом норм посещаемости (1000 человек одновременно) и объектов, которых не хватает в зеленоградских зонах отдыха.
«Многие считают, что профессия архитектора является исключительно творческой. Однако помимо творческой составляющей, труд архитектора высокотехнологичен и требует особых знаний. — Написал Николай Семенцов в своём проекте. — А название парка мне помогли выбрать ребята из класса. Я провел анкетирование, и мне понравились такие названия как «Парк Мечты, Новый мир, Парк счастья и радости, Парк фантазии…». Я решил выбрать название «Новый мир».
Со своим проектом Николай уже участвовал в этом году во внеконкурсной программе более «взрослого» конкурса «Лучший молодежный инновационный проект Зеленограда«, и на РИТМе его сочли лучшим среди равных по возрасту конкурсантов — в том числе среди его «коллег"-школьников, выступавших в от зеленоградского ЦПМСС и его подразделения психолого-педагогического и социального сопровождения одаренных детей. Всего ЦПМСС выдвинул в номинации «Мои первые шаги в науке!» 9 проектов.
Второе место в номинации «Мои первые шаги в науке!» досталось одному из редких иногородних участников РИТМа — Андрею Гундыреву (2 класс школы-детского сада Менделеево, руководитель Анна Гундырева, замдиректора школы по ИТ). Его проект «Экспериментариум (физические демонстрации своими руками)» был посвящен созданию игрушек из папье-маше и картона для демонстрации физических законов. «Демонстрационное оборудование в школе или очень старое, или очень дорогое», — пишут авторы проекта и предлагают делать всё необходимое самостоятельно. По их замыслу, такие игрушки обойдутся дешево и послужат сразу двум целям — в начальных классах школы станут темой для уроков труда, в старших классах — для уроков физики. Физическими моделями Андрей и его старший брат занимаются с 2011 года, часть игрушек уже используется в обучении.
Третье место жюри присудило проекту непреходящей актуальности — «Влияние веса школьного портфеля на здоровье ученика» — и его автору Андрею Якубовскому (5 класс школы 1150, руководитель Галина Кутепова, учитель биологии). Помимо изучения всей информации по теме Андрей измерил вес портфелей у всех пятиклассников своей школы и выяснил, что у 25-30% детей они тяжелее возрастной нормы — 10% веса школьника.
«Взрослые уже давно научились хранить огромное количество информации на электронных носителях, но так и не позаботились о том, чтобы их дети не носили портфели с тяжёлыми учебниками. Министерство образования нашего государства создаёт новые правила, но никогда не занимается исследованиями по физическим нагрузкам», — пишет мальчик в своём проекте и предлагает разнообразные решения проблемы: например, школам — завести двойные комплекты учебников для дома и для класса, а детям — выложить из портфелей все лишние предметы. Впрочем, будущее за электронными учебниками и ранцами-компьютерами, надеется Андрей.
Отдельный приз вручил на конкурсе зеленоградский «Микрон» — его обладательницей стала автор проекта «Ветроэлектрогенератор» Дина Алымова (3 класс гимназия 1528, руководитель Ольга Романовская, учитель начальных классов). Дина и её семейная команда сконструировали высотную модель ветряка, поднимающегося над землёй на воздушных шарах, что по замыслу создателей позволяет ветрогенератору попасть в более скоростные потоки воздуха и одновременно решает проблему шума и вибрации от устройства. Опыт с микроветряком показал, что полученной электроэнергии вполне хватает для светодиодной лампочки. «Многие компании производят гигантские ветряки, а генераторы, построенные на нашей идее, можно использовать для электроснабжения малых объектов, например частных домов», — считают авторы проекта.
Темы и учителя
Ветрогенераторы вообще стали одной из самых популярных тем начавшегося РИТМа 2013 — они присутствовали в трёх работах, причем в одной из них это был «Ветрогенератор для мобильного телефона», реально работающий на даче у Юры Арсланова (4 класс гимназии 1528, руководитель Анна Симакова, учитель начальных классов). «Мы собирали его с дедушкой и с папой. С помощью такого ветряка можно зарядить мобильник за два часа — он действительно стоит у нас на участке, поскольку там часто отключают электричество», — рассказал Юра Zelenograd.ru.
Из более чем 30 проектов младших школьников около половины были так или иначе посвящены технике, треть — экологическим и биологическим проблемам, остальные — архитектуре и дизайну. Ребята конструировали роботов из запчастей от сотовых телефонов или готовых лего-наборов, устройство для производства сахарной ваты на дому и наглядные пособия для школьных уроков физики, фото-бинокль и самодельный гаджет-бумбокс. Мир природы был представлен проектами по изучению полезности дождевых червей, перерабатывающих почву, и божьих коровок, естественных врагов вредителей растений, а также исследованиями пчёл и качества мёда, растений-хищников и их повадок, улиток-ахатин и лишайников как живых экологических индикаторов. Кто-то мечтал о будущем городов и нанотехнологий, кто-то предлагал конкретное велосипедное будущее для Зеленограда и новый городской веломаршрут.
Одним из самых основательных «гнёзд» для юных талантов на «младшем» РИТМе в очередной раз показала себя гимназия 1528 (её подразделение в 11-м микрорайоне, бывшая прогимназия 1667) — она заявила на конкурс 13 участников. Из них половина — ученики 4-го класса Анны Симаковой, которые каждый год активно участвуют в подобных событиях.
«Я уже давно поняла, что проектная деятельность продвигает ребёнка вперёд по многим направлениям сразу. — Рассказала Zelenograd.ru Анна Симакова, учитель начальных классов гимназии 1528. — Работа над какой-то идеей, реализация мечты развивают многие качества, поэтому мы с ребятами занимаемся проектами с самого первого класса — у меня есть авторская программа «Основы проектирования в начальной школе». Это уже наш четвёртый РИТМ. Приятно видеть, что ребята очень выросли за эти четыре года. И, конечно, творческие ученики заставляют меня как учителя всё время совершенствоваться. Важность конкурса еще и в том, что он позволяет каждому ребёнку показать, что он может, и почувствовать интерес людей к своим идеям — это даёт веру в свои силы и стимул, чтобы идти дальше. Вот, например, Гриша Зарецкий у нас выставляет свои "Весы для микромира" вне конкурсной программы, и я рада, что к нему подходят зрители и очень интересуются его проектом.
Кто придумывает такие проекты — дети или взрослые? Всё зависит от ребёнка и от его семьи: например, Даша Боброва сама постоянно брызжет идеями, даже на уроках — её проект "Гимназиум-Park" полон таких идей, иногда даже её родители бывают не совсем в них уверены. В других семьях идеи проектов рождаются совместно — например, отключают электричество на даче, и вся семья садится и думает, что же делать, чтобы зарядить сотовый телефон, появляется идея ветрогенератора. Конечно, чтобы были такие дети — родителям нужно им помогать. Поэтому в нашем классе я постоянно провожу не только родительские собрания, но и чаепития для родителей, на которых мы знакомимся с лучшими проектами разнообразных конкурсов и обсуждаем наши проекты».
Эксперты
Алексей Холоднов, педагог-организатор ЦПМСС, руководитель клуба ЧГК «Зелёный шум»:
«На нынешнем РИТМе стало больше работ, которые ребята делают своими руками и которые могут реально пригодиться — без всяких заумствований и теоретизирования. Вот, например, очень хороший проект управления освещением в аквариуме: действительно, в продаже таких устройств нет, но их можно сделать дома. Еще одна практическая работа — ветрогенератор для сотового телефона: конечно, этот ветряк пока несовершенен, он тяжеловат, но его можно улучшить и использовать, например, в походах — поднял, зарядил, пошёл дальше. У нас сейчас очень любят говорить о социальном аспекте, так вот в проектах этой ярмарки этот аспект в том, что дети делают проекты вместе с папами, мамами и другими членами семьи. Родители где-то заинтересовываются, где-то, может быть, помогают ребёнку «скрипя зубами», но паяют вместе, ходят вместе по болотам и лесам, куда-то ездят… Мне нравится, когда у ребят руки работают и глаза горят. Пока такие проекты есть, мы должны проводить такие выставки.
Вячеслав Локтев, руководитель Зеленоградского отделения ВОИР (Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов), ведущий Изобретательского кружка для молодежи:
«Я для себя выделил три категории авторов и их презентаций на конкурсе. Первая — углубленный материал по какой-то проблеме, когда ребята почитали книжки и полазили по сайтам в интернете. Вторая, которая мне ближе — это исследования, практически готовые научные работы в самом строгом понимании научного поиска: например, проект о цикле развития божьих коровок в домашней лаборатории, или проект исследования экологической ситуации по развитию мхов и лишайников. И третья категория — это готовые изобретения, причем изобретательская жилка есть и у девочек, и у мальчиков. Из таких изобретений отмечу проект «маятниковой» живописи, я как изобретатель сам тут же увидел, как его можно модернизировать в законченное изделие. Сейчас много модных направлений рисования песком и разнообразными материалами, и рисование маятником — это тоже чистое искусство, его можно применять для получения дизайнерских образов, фонов
Фото: проекты и участники