Лифт в будущее: как корпорации отбирают талантливую молодёжь 24.10.2013 ZELENOGRAD.RU
Попытки ориентировать зеленоградскую молодёжь работать на местных предприятиях, получая профильное образование, предпринимаются постоянно. Правильно ли делают? Хорошо ли получается? Есть ли результат? Ответы на эти вопросы зачастую теряются в самом процессе. Между тем, за талантливой молодёжью буквально охотятся крупные компании, понимающие, что в постиндустриальном мире «кадры решают всё».

Об опыте АФК «Система», которая, в частности, контролирует зеленоградские «Микрон» и «Биннофарм», Zelenograd.ru рассказала Елена Шмелева, вице-президент Благотворительного фонда «Система», руководитель программы «Лифт в будущее». Программа уже объединяет около 200 тысяч студентов и школьников старших классов и более 500 кураторов от бизнес-структур и ведущих вузов.

Мы говорили с Еленой Шмелевой во время награждения победителей летней школы «Лифта в будущее», собравшей со всей страны лучших ребят по физико-математическому, химико-биологическому и инженерному направлению.

— Проект «Лифт в будущее» направлен на поиск и развитие талантливой молодежи. Как вы оцениваете свои успехи, эффективность работы в этом направлении?

— На современном этапе мы уже создали большую аудиторию сторонников нашей программы, мы выпустили несколько смен «Летней школы» — нас знают, к нам доверительно относятся. Но 120 тысяч зарегистрированных участников программы — только начало. Мы сегодня работаем над расширением аудитории и региональным присутствием. Для нас важно обеспечить массовое вовлечение школьников страны в проектную работу в разных областях знаний. Обеспечить массовость можно разными методами — мы задействуем их все. Но основа нашего проекта строится, конечно же, на современной платформе — на портале www.lifttothefuture.ru.

Очень важно, чтобы проект «Лифт в будущее» был известен в регионах среди нашей целевой группы: школьники старших классов и студенты младших курсов. Из этой системы нельзя исключить педагогов, которые должны увлечь ребят, соответственно, у нас есть программа поддержки педагогов. С помощью интернет-портала мы создаем равные возможности для любого ребенка из любой точки страны. За полтора года работы мы добились того, что на портале зарегистрированы около 6% подростков страны— это очень много. И это определенный показатель нашей работы в такой короткий период.

Другой показатель — количество детей, которых мы вовлекли в оффлайн-мероприятие, тех детей, кто приезжают после отбора. Любой их приезд и оффлайн- часть программы — это встреча детей с интересующими его взрослыми, вероятными кураторами из высокотехнологичной отрасли или научной школы. Таким образом, около 8 тысяч человек за год так или иначе присутствуют на этих мероприятиях лично.

— С точки зрения ребят — в чем для них «лифт»? Да, они получают опыт, отдыхая при этом в летнем лагере. Но это лишь один из «этажей». Я слышал, что вы ведете досье на всех этих ребят?

— Это не досье — это история успеха каждого. Да, на портале надо регистрироваться. Анонимные участники не смогут получить всего спектра программ «Лифт в будущее» — у нас выстраивается именно индивидуальный подход в работе. На сайте придумана большая анкета, где можно отразить все свои достижения к сегодняшнему дню. Таким образом, у нас появляется портфолио победителей программы, где автоматически отображаются его достижения. Но, конечно, многим лень заполняют эту анкету до конца, и это может осложнить совместную работу ребенка и куратора, но, думаю, это «детская болезнь» нашего проекта, все поправимо.

Что касается сути «лифта», то лучше пояснить на примере. Ребенок поучаствовал в конкурсе «Система приоритетов», который разработан как раз для школьников, по итогам этого конкурса он оказался в летней школе. То есть, уже лифт его вывез на следующий уровень — он приехал в летнюю школу. В летней школе он нашел педагогов, которые тоже зарегистрированы на портале и с которыми он может общаться в любой момент. Педагоги помогли ему сделать проект. И дальше он целый год дорабатывает проект и показывает его, вывозит куда-то дальше, повышая уровень конкурсов. В нашей школе участник программы получает навыки не только в естественно научно-технической сфере, но и так называемые «мягкие» навыки. Вот вы видели — они подготовили очень хорошую презентацию, они хорошо себя держат перед камерой, они могут рассказать о своем проекте и найти партнеров, работодателей. То есть мы рассказали, как это нужно делать. Дальше они становятся студентами.

Соответственно, мы создали каждому ребенку интеллектуальную собственность, с которой он пошел дальше, точнее — проект его повел. То есть мы выполнили не только функцию социализации ребенка в профессию, но ещё и быстрого старта, показали куда идти. После «Летней школы» мы продолжаем опекать наших выпускников, направляем их на различные олимпиады, фестивали и конференции, другие обучающие программы, все для основной цели — помочь молодому человеку реализовать свои возможности, достичь своего успеха. Некоторые ученики Летней школы ездили со своими проектами в Малайзию, на конкурс Интела в Аризону и другие конкурсы и фестивали. В прошлом году школа была чуть поменьше, мы делали 64 проекта, из которых 11 стали победителями международных олимпиад.

— Получается, советуя участвовать в тех или иных олимпиадах, вы его дополнительно ориентируете поступать в определенный вуз?

— Да, мы его именно ориентируем в выборе вуза. Через нашу программу невозможно получить «место», но мы можем так сориентировать ребенка, что он обязательно поступит сам. Тем, кто через нашу программу поступит в вузы, будем вводить дополнительные стипендии. А для других студентов существует стипендиальная программа. Сегодня — это 400 студентов. В ближайших планах — ее значительное расширение.

В вузах мы видим примерно такие же этапы «Лифта», когда студент развивает свои социальные и профессиональные навыки. На этом уровне важным элементом движения студентов в «лифте» является восприятие им своей интеллектуальной собственности, как чего-то, что можно коммерциализировать, внедрить, с чем можно работать в рамках отрасли. И следующий уровень — они фактически становятся управленцами, на старших курсах едут на стажировки на предприятия (в этом году в Германию) и возвращаются на наши предприятия готовые к трудоустройству, с пониманием — где и как могут внедрить свой проект, реализовать свою идею.

— В проектах, представленных в летней школе нет никаких открытий, они скорее воспроизводят известные явления, опыты, технологии. С учётом этого встаёт вопрос о критериях оценки. Как и что в итоге оценивается?

— Тут, конечно, есть научная составляющая, но понятно, что она ученическая. Чтобы выработать свой стиль, надо сначала научиться подражать. Критерии оценки комплексные: и возможность его применения, и использованные технологии, и работа в команде, и возможность применения для своего региона.

Конкурс, через который мы сюда отбираем ребят, имеет две номинации: «я могу» и «я хочу». Пока они хотят, они горят, а вот когда они смогут, то вернутся к этому своему желанию и, наверное, сделают что-то уникальное.

— В качестве научных руководителей, менторов, консультантов здесь принимали участие вузовские преподаватели вашего партнёра — МГУ, а также представители компаний, так или иначе связанных с АФК «Система» (к примеру, специалисты «Микрона» провели для ребят экскурсию на своё производство и прочитали им лекцию по микроэлектронике). В реальной жизни, когда таких партнёров нет, то предприятия не слишком охотно сотрудничают со школами.

Это глобальная проблема, потому что проблема профориентации в России — это проблема онтологическая. Вообще никто не понимает, чем он будет заниматься, что нужно.

С одной стороны, мы вообще хотим создать медиа-библиотеку профессий, с выделением отраслей. Фактически, это опрос наших руководителей, чтобы они просто рассказали над чем работают и кто им нужен.

С другой стороны — мы уже заметили такую хитрость: как только человек попадает к этим детям и видит их воочию, он уже никогда не может забыть этот проект и все время стремится ему помочь. Поэтому самое главное, что уже есть прототип этой летней школы, прототип поддержки школьников и есть инструмент их ранней социализации к профессии. Эти два элемента взаимосвязаны.

И если мы сможем в регион привести уже готовый формат и готовых детей, то эти дети будут вовлекать других, выкладывать всё это на YouTube, гордиться своими достижениями. То есть, такое вирусное вовлечение.

И мы вовлекаем потенциальных работодателей. Сейчас приехал президент «Системы» Михаил Валерьевич Шамолин, а председатель совета директоров «Системы» Владимир Петрович Евтушенков лично очень болеет за этот проект. Он неоднократно заявлял, что будет его поддерживать, а заявленные на таком уровне проекты становятся элементом корпоративной стратегии и общих ценностей.

Фактически, мы предлагаем площадку, где уже в среде школьников, предприятие может рекламировать свою технологию и себя, как работодателя. Потому что битва пойдет за тех, кто будет развивать эти технологии.

— Сюда приехали ребята, в общем, со всей страны. Есть ли регионы-лидеры, регионы-аутсайдеры?

— «Родственный» нам регион — это, естественно, Башкортостан, Уфа ["Системе" принадлежит компания «Башнефть» — Zelenograd.ru]. Регион-лидер — Казань, на мой взгляд. И ещё Свердловская область, где прошло заседание регионального правительства по тиражированию «лифта» в Екатеринбурге. Мы видим уже порядка 5-6 партнеров, которым в следующем году передадим его на софинансирование. Это крупный региональный проект при поддержке региональных властей.

По итогам прошедшей школы мы сделаем очень хорошую методичку для всех, кто хочет работать. В каждом регионе есть либо сильнейший вуз, либо сильнейшая школа, которая занимается работой с талантливыми детьми. И вот на базе этих коллективов, с ведущими предприятиями региона мы будем делать эти летние школы по федеральным округам.

При этом мы будем учитывать региональную специфику. К примеру, если в регионе есть сильный хим-био-кластер, то и направленность региональной школы будет соответствующая. Тогда мы получим инструменты с очень тонкой настройкой.

— Какая должна быть роль региональных властей в этом процессе и в чём их интерес? Вот есть мантра про «утечку мозгов», а вы как раз этот процесс ускоряете. Это как с мобильностью, которая появилась благодаря ЕГЭ — есть мнение, что это плохо, потому что талантливые дети уедут из региона в Москву.

— Простого ответа на сложный вопрос не бывает. Роль властей регионов — колоссальная. Крупный бизнес вовлечь легче, потому что через 2-3 итерации можно объяснить логику работы со школьниками. Или объяснить, что это не так сильно займет времени и денег, но очень перспективно в будущем.

Что касается властей, то мы предлагаем использовать наши наработки, потому что эти мероприятия позволяют губернаторам формировать кадровый резерв. Если губернатор лично будет знать этих детей, лично будет вручать награды и лично будет ждать возвращения из столичного или зарубежного вуза, то у такого студента будет мотивация вернуться в свой регион. Вернуться, чтобы попытаться сделать в своем регионе то, о чем в 6 классе он говорил «я хочу». Но для этого должен быть понятный, честный отбор.

Если говорить про финансирование: конечно, мы бы хотели получать финансирование из региональных бюджетов, коль уж оно отпускается на эту работу и коль у нас уже есть такие замечательные исполнители.

Мы готовы подавать документы на любые тендеры, которые объявляются в регионах по этой теме. Но, как правило, это образовательные программы. Поэтому мы сейчас свой «лифт» рассматриваем в формате образовательной программы в части дополнительного образования.

Мы хотим эту повестку дня формировать, заявлять, продвигать, тиражируя наш формат. Сама собой эта система не сдвинется.

Александр Эрлих

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран