Об опыте АФК «Система», которая, в частности, контролирует зеленоградские «Микрон» и «Биннофарм», Zelenograd.ru рассказала Елена Шмелева, вице-президент Благотворительного фонда «Система», руководитель программы «Лифт в будущее». Программа уже объединяет около 200 тысяч студентов и школьников старших классов и более 500 кураторов от бизнес-структур и ведущих вузов.
Мы говорили с Еленой Шмелевой во время награждения победителей летней школы «Лифта в будущее», собравшей со всей страны лучших ребят по физико-математическому, химико-биологическому и инженерному направлению.
— Проект «Лифт в будущее» направлен на поиск и развитие талантливой молодежи. Как вы оцениваете свои успехи, эффективность работы в этом направлении?
— На современном этапе мы уже создали большую аудиторию сторонников нашей программы, мы выпустили несколько смен «Летней школы» — нас знают, к нам доверительно относятся. Но 120 тысяч зарегистрированных участников программы — только начало. Мы сегодня работаем над расширением аудитории и региональным присутствием. Для нас важно обеспечить массовое вовлечение школьников страны в проектную работу в разных областях знаний. Обеспечить массовость можно разными методами — мы задействуем их все. Но основа нашего проекта строится, конечно же, на современной платформе — на портале www.lifttothefuture.ru.
Очень важно, чтобы проект «Лифт в будущее» был известен в регионах среди нашей целевой группы: школьники старших классов и студенты младших курсов. Из этой системы нельзя исключить педагогов, которые должны увлечь ребят, соответственно, у нас есть программа поддержки педагогов. С помощью интернет-портала мы создаем равные возможности для любого ребенка из любой точки страны. За полтора года работы мы добились того, что на портале зарегистрированы около 6% подростков страны— это очень много. И это определенный показатель нашей работы в такой короткий период.
Другой показатель — количество детей, которых мы вовлекли в оффлайн-мероприятие, тех детей, кто приезжают после отбора. Любой их приезд и оффлайн- часть программы — это встреча детей с интересующими его взрослыми, вероятными кураторами из высокотехнологичной отрасли или научной школы. Таким образом, около 8 тысяч человек за год так или иначе присутствуют на этих мероприятиях лично.
— С точки зрения ребят — в чем для них «лифт»? Да, они получают опыт, отдыхая при этом в летнем лагере. Но это лишь один из «этажей». Я слышал, что вы ведете досье на всех этих ребят?
— Это не досье — это история успеха каждого. Да, на портале надо регистрироваться. Анонимные участники не смогут получить всего спектра программ «Лифт в будущее» — у нас выстраивается именно индивидуальный подход в работе. На сайте придумана большая анкета, где можно отразить все свои достижения к сегодняшнему дню. Таким образом, у нас появляется портфолио победителей программы, где автоматически отображаются его достижения. Но, конечно, многим лень заполняют эту анкету до конца, и это может осложнить совместную работу ребенка и куратора, но, думаю, это «детская болезнь» нашего проекта, все поправимо.
Что касается сути «лифта», то лучше пояснить на примере. Ребенок поучаствовал в конкурсе «Система приоритетов», который разработан как раз для школьников, по итогам этого конкурса он оказался в летней школе. То есть, уже лифт его вывез на следующий уровень — он приехал в летнюю школу. В летней школе он нашел педагогов, которые тоже зарегистрированы на портале и с которыми он может общаться в любой момент. Педагоги помогли ему сделать проект. И дальше он целый год дорабатывает проект и показывает его, вывозит куда-то дальше, повышая уровень конкурсов. В нашей школе участник программы получает навыки не только в естественно научно-технической сфере, но и так называемые «мягкие» навыки. Вот вы видели — они подготовили очень хорошую презентацию, они хорошо себя держат перед камерой, они могут рассказать о своем проекте и найти партнеров, работодателей. То есть мы рассказали, как это нужно делать. Дальше они становятся студентами.
Соответственно, мы создали каждому ребенку интеллектуальную собственность, с которой он пошел дальше, точнее — проект его повел. То есть мы выполнили не только функцию социализации ребенка в профессию, но ещё и быстрого старта, показали куда идти. После «Летней школы» мы продолжаем опекать наших выпускников, направляем их на различные олимпиады, фестивали и конференции, другие обучающие программы, все для основной цели — помочь молодому человеку реализовать свои возможности, достичь своего успеха. Некоторые ученики Летней школы ездили со своими проектами в Малайзию, на конкурс Интела в Аризону и другие конкурсы и фестивали. В прошлом году школа была чуть поменьше, мы делали 64 проекта, из которых 11 стали победителями международных олимпиад.
— Получается, советуя участвовать в тех или иных олимпиадах, вы его дополнительно ориентируете поступать в определенный вуз?
— Да, мы его именно ориентируем в выборе вуза. Через нашу программу невозможно получить «место», но мы можем так сориентировать ребенка, что он обязательно поступит сам. Тем, кто через нашу программу поступит в вузы, будем вводить дополнительные стипендии. А для других студентов существует стипендиальная программа. Сегодня — это 400 студентов. В ближайших планах — ее значительное расширение.
В вузах мы видим примерно такие же этапы «Лифта», когда студент развивает свои социальные и профессиональные навыки. На этом уровне важным элементом движения студентов в «лифте» является восприятие им своей интеллектуальной собственности, как чего-то, что можно коммерциализировать, внедрить, с чем можно работать в рамках отрасли. И следующий уровень — они фактически становятся управленцами, на старших курсах едут на стажировки на предприятия (в этом году в Германию) и возвращаются на наши предприятия готовые к трудоустройству, с пониманием — где и как могут внедрить свой проект, реализовать свою идею.
— В проектах, представленных в летней школе нет никаких открытий, они скорее воспроизводят известные явления, опыты, технологии. С учётом этого встаёт вопрос о критериях оценки. Как и что в итоге оценивается?
— Тут, конечно, есть научная составляющая, но понятно, что она ученическая. Чтобы выработать свой стиль, надо сначала научиться подражать. Критерии оценки комплексные: и возможность его применения, и использованные технологии, и работа в команде, и возможность применения для своего региона.
Конкурс, через который мы сюда отбираем ребят, имеет две номинации: «я могу» и «я хочу». Пока они хотят, они горят, а вот когда они смогут, то вернутся к этому своему желанию и, наверное, сделают что-то уникальное.
— В качестве научных руководителей, менторов, консультантов здесь принимали участие вузовские преподаватели вашего партнёра — МГУ, а также представители компаний, так или иначе связанных с АФК «Система» (к примеру, специалисты «Микрона» провели для ребят экскурсию на своё производство и прочитали им лекцию по микроэлектронике). В реальной жизни, когда таких партнёров нет, то предприятия не слишком охотно сотрудничают со школами.
Это глобальная проблема, потому что проблема профориентации в России — это проблема онтологическая. Вообще никто не понимает, чем он будет заниматься, что нужно.
С одной стороны, мы вообще хотим создать медиа-библиотеку профессий, с выделением отраслей. Фактически, это опрос наших руководителей, чтобы они просто рассказали над чем работают и кто им нужен.
С другой стороны — мы уже заметили такую хитрость: как только человек попадает к этим детям и видит их воочию, он уже никогда не может забыть этот проект и все время стремится ему помочь. Поэтому самое главное, что уже есть прототип этой летней школы, прототип поддержки школьников и есть инструмент их ранней социализации к профессии. Эти два элемента взаимосвязаны.
И если мы сможем в регион привести уже готовый формат и готовых детей, то эти дети будут вовлекать других, выкладывать всё это на YouTube, гордиться своими достижениями. То есть, такое вирусное вовлечение.
И мы вовлекаем потенциальных работодателей. Сейчас приехал президент «Системы» Михаил Валерьевич Шамолин, а председатель совета директоров «Системы» Владимир Петрович Евтушенков лично очень болеет за этот проект. Он неоднократно заявлял, что будет его поддерживать, а заявленные на таком уровне проекты становятся элементом корпоративной стратегии и общих ценностей.
Фактически, мы предлагаем площадку, где уже в среде школьников, предприятие может рекламировать свою технологию и себя, как работодателя. Потому что битва пойдет за тех, кто будет развивать эти технологии.
— Сюда приехали ребята, в общем, со всей страны. Есть ли регионы-лидеры, регионы-аутсайдеры?
— «Родственный» нам регион — это, естественно, Башкортостан, Уфа ["Системе" принадлежит компания «Башнефть» — Zelenograd.ru]. Регион-лидер — Казань, на мой взгляд. И ещё Свердловская область, где прошло заседание регионального правительства по тиражированию «лифта» в Екатеринбурге. Мы видим уже порядка 5-6 партнеров, которым в следующем году передадим его на софинансирование. Это крупный региональный проект при поддержке региональных властей.
По итогам прошедшей школы мы сделаем очень хорошую методичку для всех, кто хочет работать. В каждом регионе есть либо сильнейший вуз, либо сильнейшая школа, которая занимается работой с талантливыми детьми. И вот на базе этих коллективов, с ведущими предприятиями региона мы будем делать эти летние школы по федеральным округам.
При этом мы будем учитывать региональную специфику. К примеру, если в регионе есть сильный хим-био-кластер, то и направленность региональной школы будет соответствующая. Тогда мы получим инструменты с очень тонкой настройкой.
— Какая должна быть роль региональных властей в этом процессе и в чём их интерес? Вот есть мантра про «утечку мозгов», а вы как раз этот процесс ускоряете. Это как с мобильностью, которая появилась благодаря ЕГЭ — есть мнение, что это плохо, потому что талантливые дети уедут из региона в Москву.
— Простого ответа на сложный вопрос не бывает. Роль властей регионов — колоссальная. Крупный бизнес вовлечь легче, потому что через 2-3 итерации можно объяснить логику работы со школьниками. Или объяснить, что это не так сильно займет времени и денег, но очень перспективно в будущем.
Что касается властей, то мы предлагаем использовать наши наработки, потому что эти мероприятия позволяют губернаторам формировать кадровый резерв. Если губернатор лично будет знать этих детей, лично будет вручать награды и лично будет ждать возвращения из столичного или зарубежного вуза, то у такого студента будет мотивация вернуться в свой регион. Вернуться, чтобы попытаться сделать в своем регионе то, о чем в 6 классе он говорил «я хочу». Но для этого должен быть понятный, честный отбор.
Если говорить про финансирование: конечно, мы бы хотели получать финансирование из региональных бюджетов, коль уж оно отпускается на эту работу и коль у нас уже есть такие замечательные исполнители.
Мы готовы подавать документы на любые тендеры, которые объявляются в регионах по этой теме. Но, как правило, это образовательные программы. Поэтому мы сейчас свой «лифт» рассматриваем в формате образовательной программы в части дополнительного образования.
Мы хотим эту повестку дня формировать, заявлять, продвигать, тиражируя наш формат. Сама собой эта система не сдвинется.
Александр Эрлих