Большую часть призовых мест экспертное жюри присудило авторам проектов в номинациях «Нанотехнологии и наноматериалы» и «Энергосберегающие технологии и аппаратура», в которых выставлялось по три работы. Фотолента с выставки, беседы с авторами проектов и отзывы гостей ярмарки — в репортаже Zelenograd.ru.
РИТМ-2013 открыли проректор МИЭТ по учебной части Ирина Игнатова и зампрефекта Зеленограда Андрей Новожилов, который сообщил собравшейся молодежи, что видит в ней залог сохранения и преумножения традиций Зеленограда как города науки и техники. «Идеология этого мероприятия в том, чтобы опыт старшей молодежи передавался младшим, поэтому на РИТМе представлены работы и самых маленьких школьников, и молодых специалистов, уже добившихся значимых результатов мирового уровня, наших студентов, аспирантов и молодых ученых», — подчеркнула Ирина Игнатова.
Большую часть проектов — 40 из 60 — «старшему» РИТМу обеспечили школьники: основными «поставщиками» участников РИТМа в этом году стали школа 853 (10 проектов), лицей 1557 и школа 609 (по 6 проектов), школа 1150 (3 проекта), школы 909, 1692 и 1740 (по 2 проекта). Студенты выставили 13 проектов — 12 от разных кафедр МИЭТа (ИПОВС, МЭ, КФН, ТКС, ИЭМС, БМС, ИГД) и один проект от МГАДА. От молодых ученых и специалистов было 7 проектов, при этом из зеленоградских предприятий в ярмарке поучаствовали сотрудники НИИ Точного машиностроения и НИИ Материаловедения — остальные работы также родились в МИЭТе.
Показательно, что популярные «в народе» направления РИТМа для исследований и разработок, которые выбирали участники, в этом году были «обласканы» экспертами практически в обратном порядке: места и призы сконцентрировались чуть не в самых малочисленных из них. Если учесть, что распределяют награды учёные из МИЭТа и представители зеленоградских предприятий — очевидно, что город таким образом подаёт молодежи ненавязчивый сигнал: занимайтесь не тем, чем вам хочется, а тем, что нам интереснее. Ведь по замыслу РИТМа его направления соответствуют трендам инновационной деятельности в науке и технике, актуальным для Зеленограда.
Самым популярным среди участников РИТМа-2013 — но не у экспертного жюри — в этом году стало направление «Экология и рациональное природопользование» (23 проекта, 20 школьных и 3 студенческих). Несмотря на обилие исследований только два проекта эксперты оценили достаточно высоко, присудив одно 3-е место и один спецприз «Симпатии экспертов». Еще три проекта отметила управа Савёлки, посчитав их интересными и территориально «своими» — проект реконструкции стадиона «Элион» и проект зоны отдыха на Чёрном озере, а также проект «Создание экологической коллекции в кабинете биологии» от школы 609. К слову, глава управы Савёлки был единственным «районным начальством» Зеленограда на РИТМе-2013, которое решило поддержать и поощрить свои школы и проекты.
Второй по популярности была «Электроника и микроэлектроника» (17 проектов, 11 школьных и по 3 проекта от студентов и молодых специалистов). Тут участникам достались 2-е и 3-е места от экспертов и несколько наград от партнёров РИТМа — деканов факультетов МИЭТа, Зеленоградского наноцентра, компаний «Микрон» и «Миландр».
В «Информационно-телекоммуникационных технологиях» (11 проектов, 6 школьных, 3 студенческих, 2 от молодых специалистов) одна работа заняла 1-е место, еще 5 авторов получили призы и благодарности — в основном от зеленоградской организации «Электронный округ», работающей в IT-сфере и отобравшей интересные для себя проекты с обещанием обеспечить им поддержку при внедрении.
Все остальные 1-е и 2-е места экспертное жюри сконцентрировало в номинациях, содержавших всего по 3 проекта — «Нанотехнологии и наноматериалы» и «Энергосберегающие технологии и аппаратура». Проекты-победители принадлежали преимущественно студентам или молодым учёным и представляли собой достаточно сложные технологические исследования: «Разработка плазмонноактивных пленок для высокочувствительных детекторов, основанных на спектроскопии гигантского комбинированного рассеяния» и «Молекулярные нанокомпозиты для гибкой электроники» (студенты кафедры КФН МИЭТ); «Оборудование для исследования инновационных технологий осаждения вакуумно-плазменных покрытий на рулонные материалы» (молодые специалисты НИИ ТМ) и «Неразрушающий контроль материалов» (кафедра БМС МИЭТ). Помимо призовых мест в этих двух номинациях своих фаворитов наградили Зеленоградский наноцентр, компании «Миландр», «ОптимЭлектро» и «Электронный округ» — без поощрения не остался ни один проект.
Парад победителей: школьники
Первое место РИТМа-2013 в категории «Школьники» завоевал проект «Познай себя (путешествие по человеку)» команды учеников 5-7 класса лицея 1557. Ребята сделали обучающий макет расположения человеческих органов и наглядно демонстрировали всем желающим принципы их работы и действия физических и химических законов, которые лежат в её основе. Перед стендами проекта весь выставочный день толпились дети и взрослые, внимая выступающим — не хуже, чем на каком-нибудь спектакле «Театра занимательной науки». Применение макета школьники видя в образовании или в науке, для экспериментов и для моделирования процессов в человеческом организме. Ребята удостоились также благодарности от главы управы Савёлки.
Второе место эксперты присудили проекту «Система пикоспутников и зондов малых размеров на базе бюджетных аппаратно-вычислительных платформ для исследования космических тел» Андрея Шарапова, 11-классника школы 853. Он предложил использовать малые узкоспециализированные космические аппараты с размерами в пределах 101010 см по стандарту CubeSat. Среди их достоинств — быстрая разработка и модификация (в том числе инициативными группами разработчиков-любителей, например, в Зеленограде), сокращение затрат на изготовление, экономичная транспортировка в отсеках космического корабля, эффективность в роли спутников на средних высотах, где большие аппараты требуют коррекции орбиты. Юноша сконструировал макет зонда на базе микроконтроллера Atmel AVR и провёл расчеты выполнения космической миссии по исследованию спутника Юпитера — Европы с помощью своей схемы. Проект получил также награды от факультета МПиТК МИЭТ и компании «Микрон».
«Идея проекта принадлежит самому Андрею, помогал в расчетах его учитель по физике, а я помогал немного по технике. — рассказал Zelenograd.ru Анатолий Шарапов, отец автора проекта и один из его научных руководителей. — При этом пришлось освоить технологию проектирования печатной платы «на коленке», «лазерно-утюжную технологию», она и мне пригодится для каких-то небольших проектов. Я работаю на одном из зеленоградских предприятий из области биомедицины, на РИТМ пришёл впервые — и тут оказалось много знакомых лиц, мои коллеги тоже здесь, кто-то со своими детьми, которые участвуют в конкурсе. Думаю, для детей это хороший опыт публичного выступления и защиты своего проекта, дальше будут более крупные конференции, защита диплома, кандидатской…"
Третье место РИТМа-2013 среди школьников заняла «Действующая модель гейзера» — наглядное пособие для уроков естествознания и изучения нестационарных природных явлений. Девочки придумали еще одно применение для своей разработки: искусственный гейзер как элемент ландшафтного дизайна в Зеленограде. Разумеется, презентация гейзера тоже привлекла внимание посетителей РИТМа — похоже, ярмарке пора вводить специальную номинацию «научное шоу», отмечая самые зрелищные и красивые творения своих участников.
Кроме трёх призовых мест в этом году экспертное жюри решило учредить три дополнительных приза «Симпатии экспертов» для работ, по поводу которых при обсуждении в команде экспертов разгорелись жаркие споры. Призы получили проекты, так или иначе популяризирующие науку: техническая игрушка «Проведи кольцо через дугу» (Андрей Стефанович, 9 класс школы 609), лабораторный практикум «Зависимость скорости истечения сыпучих веществ из отверстия от размера частиц» (Армен Авагян, Тимофей Никаноров, 7 класс школы 1692), домашнее исследование «Влияние условий окружающей среды и фитонцидов на развитие плесени» (Максим Макаров, 6 класс школы 854)
«У меня был эксперимент из двух частей — сначала я выяснял, как появляется плесень, потом капал растворами чеснока, лука и эфирных масел и смотрел, какой раствор оказывает больший эффект на плесень, чем с ней лучше бороться. Максимальный эффект был у эфирного масла можжевельника. Я сам использую чеснок, кладу его в камеру хранения овощей, он вырабатывает фитонциды, которые спасают от плесени, — поделился с Zelenograd.ru Максим Макаров и задумчиво добавил — Вообще плесень такой же живой организм, как человек, она умная…».
Галерея школьных проектов
Андрей Тарасов, 9-классник школы 853: «Мы переделывали нашу конструкцию три раза. Идея самобалансирующей платформы — помочь детям с ДЦП стоять и, в перспективе, учиться ходить. У них ведь сложности с координацией движения, а сейчас для них есть только ходули и тележки. Наша конструкция помогает им держаться в вертикальном положении. Платформа должна сама стабилизироваться, если что-то будет её наклонять, мы еще дорабатываем этот алгоритм. Проект мы делали вместе с кафедрой Микроэлектроники МИЭТ, там нас консультировали по выбору мотора, а схему нашли в интернете…"
3D-принтеры делают 3D-принтеры, ученики лицея 1557: «Детали для нашего 3D-принтера напечатаны на таком же 3D-принтере, где-то на другом конце света, это международный проект «Евробот»… Наш принтер еще не закончен, когда соберем — будем на нём делать детали для разных других наших проектов. Нет, мы не знали про зеленоградский стартап по 3D-принтерам в Наноцентре, такой есть?"
Студенты, аспиранты и молодые учёные
Игорь Бритков, инженер кафедры Микроэлектроники МИЭТ, глава СКБ «Робототехника» МИЭТ и компании «Лаборатория роботов»: «Мой проект на РИТМе — это учебный робот, на котором школьники могут изучать законы Ньютона, рассчитывать по формулам плечо и скорость двигателя. Они измеряют линейкой и подставляют коэффициенты — если что-то сделать неправильно, то робот будет плохо себя вести. На базе этого робота уже есть несколько лабораторных работ для школьников. Проект практически доведен до конца, это готовый робототехнический стенд для образовательных учреждений, для лабораторных занятий, методички для них тоже уже созданы — всё это могут покупать школы и использовать у себя.
Вообще на конкурс РИТМа представлены три наших «подшефных» проекта с кафедры Микроэлектроники МИЭТ и еще два проекта вне конкурсной программы. Все идеи проектов проходят через меня и через наше СКБ, где сейчас работают около 10 миэтовцев; школьники что-то придумывают, а мы оцениваем и корректируем, что из этого реально можно сделать. В СКБ сейчас идут регулярные занятия для школьников, которые нам оплачивает Департамент образования Москвы — от 50 до 100 школьников в неделю приходят заниматься к нам в МИЭТ, мы работаем с ДЮЦ «Орлёнок», со школой 1353 и другими школами города».
Алексей Емельянов, студент кафедры КФН МИЭТ (2-е место РИТМа-2013 в категории «Студенты» — проект «Молекулярные нанокомпозиты для гибкой электроники», руководитель В.К.Неволин, завкафедрой КФН): «Наши гибкие прозрачные проводящие покрытия на основе углеродных нанотрубок могут служить подложкой для гибких дисплеев, например, встроенных в контактные линзы, для OLEDов и светодиодов, гибких солнечных элементов.
Сейчас прозрачность наших плёнок — 80-90%, сопротивление от 1 КОм, это сопоставимо с зарубежными аналогами — там сотни Ом, и нам есть, куда двигаться. В России других таких разработок я не знаю, они вероятно есть, но не публикуются. Я бы хотел продолжать этот проект в аспирантуре, возможно, получить какой-то грант на это, а потом возможно создание фирмы по производству готовых изделий. Мы уже взаимодействуем с одной лабораторией из Нижнего Новгорода, им нужны прозрачные гибкие подложки вместо хрупких стеклянных, которые они используют».
Игорь Колпаков, студент факультета ЭКТ МИЭТ, инженер в ЗИТЦ Энергосберегающие технологии (3-е место РИТМа-2013 в категории «Студенты» — проект «Неохлаждаемый ИК-сенсор на микрооптомеханической системе с полным внутренним отражением для бесконтактных датчиков температур», руководитель Е.А.Фетисов, кафедра ИЭМС МИЭТ): «В ЗИТЦ уже были разработаны чувствительные элементы — основная проблема это считывание их реакции, которое пока проводится при помощи довольно сложного устройства, оптического профилометра. Я предлагаю для считывания реакции мембраны покрыть её поверхность слоями оптически прозрачного вещества, сформировав оптический волновод — подсвечиваем его с одной стороны лазером, и при отклонении мембраны выходящий из волновода луч тоже повторяет это отклонение. Используя обычную оптическую фотоматрицу, можно регистрировать координаты перемещения луча, осталось это программно интерпретировать.
Надеюсь, идея превратится в конечный продукт. Для начала мы планируем сделать простой продукт с одним светочувствительным элементом — бесконтактный датчик температур, которому достаточно просто навестись на точку и узнать её температуру. Такие датчики уже существуют, но они работают на других технологиях, требуют целой системы охлаждения; наш в это не нуждается, к тому же он будет очень маленького размера и веса, нечувствителен к ударам и вибрациям».
Юлия Овчаренко, студентка факультета Дизайн МИЭТ: «Мой проект реконструкции стадиона «Элион» вполне реален — это просчитанные инженерные конструкции, мы пользовались существующим генпланом района. Конечно, если воплощать проект, его нужно будет еще раз просчитать, в зависимости от материалов смета может быть разная, плюс необходимо провести дополнительное исследование геоподосновы местности, поэтому точных цифр назвать нельзя. Вообще купольные тентовые конструкции широко применяются во всем мире, например, в Германии, стадион в Мюнхене. Почему меня заинтересовал стадион «Элион»? Мне кажется, у нас достаточно мало масштабных мест вроде стадионов, куда бы зеленоградцы могли прийти и позаниматься спортом. Это тема моего диплома".
Андрей Макшанцев, глава управы Савёлки: «Самый лучший способ научиться что-то делать — творить и делать самому. Меня больше всего заинтересовали два проекта факультета Дизайн по реконструкции зоны отдыха на Черном озере и реконструкция стадиона „Элион“ — они появились очень вовремя, надо прямо их осуществлять. Стадион действительно нужно сносить и делать заново, что и предложил автор проекта. Черное озеро тоже очень популярное место… Эти предложения мы будем иметь ввиду, постараемся такую же выставку сделать в районе, пригласить депутатов и заинтересованные стороны, чтобы начался процесс по реализации этих идей».
Одну из наград РИТМа-2013 — от зеленоградского НТЦ «Элинс» — получила Лариса Гагарина, профессор МИЭТа, заведующая кафедрой ИПОВС МИЭТ и научный руководитель многих студенческих проектов (в этом году от кафедры ИПОВС выставлялись 7 проектов студентов и молодых специалистов). Награду вручили с благодарностью «За большой вклад за подготовку молодых ученых и специалистов в области информационных технологий, за активную жизненную позицию, за неустанный труд на благо общества и за веру в будущее России». К благодарности прилагалось приглашение на работу в «Элинс» и приглашение на экскурсию вместе со студентами. «24 подготовленных кандидата наук, из них 7 зарубежных! Награда за укрепление боевого содружества! Лариса Геннадьевна, нам есть о чем поговорить», — заметил Юрий Перов, заместитель генерального директора НТЦ «Элинс», предлагая кафедре сотрудничество с предприятием.
По итогам РИТМа за активное участие в развитии научно-технического творчества молодежи в Зеленограде были отмечены коллективы: гимназии 1528, лицея 1557, школ 853, 609, 1150, 909, Центра психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС), Корпорации развития Зеленограда, Зеленоградского наноцентра, кафедры Микроэлектроники МИЭТ, кафедры Телекоммуникационных систем МИЭТ, кафедры Квантовой физики и нанотехнологий МИЭТ, кафедры Биомедицинских систем МИЭТ, кафедры Информационного программного обеспечения и вычислительных систем МИЭТ.
«В мире увлекательной науки»
С таким названием в рамках РИТМа прошёл занимательный практикум для будущих исследователей, на котором свои разработки — по робототехнике, телекоммуникациям, биотехнологиям, нанотехнологиям, современному дизайну -представляли несколько наиболее активных кафедр МИЭТа.
фото: Александр Сайганов
текст: Елена Панасенко