Бывает, что на улице около нуля градусов, а в обычных электричках ЭТ2М топят, как при минус 20. Люди раздеваются до футболок, печки нагревают сиденья так, что можно поджариться, в вагонах душно. А бывает, наоборот — пассажиры замерзают. Выяснили, почему так происходит, и что надо делать.
Это описано в «Санитарных правилах по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» (СП 2.5.1198-03). В зимнее и переходное время — от +11 до +15 градусов при условии, что поезд находится в движении, а двери и окна закрыты. Эти нормы утвердил Минздрав, а не РЖД. Переходное время — это межсезонье.
Но в поездах «Ласточка» — экспрессах и «комфортах» — есть система климат-контроля, которая позволяет поддерживать в вагонах температуру от +18 до +22 градусов. По умолчанию автоматически поддерживается +18. В обычных электричках — серии ЭТ2М — такой системы нет.
Это делает машинист, в ручном режиме. Может включить или выключить не вовремя — в основном отсюда и холод или жара.
Внизу находятся калориферы. На потолке вагона — датчики, которые запускают при необходимости дополнительное отопление сверху. Если датчики показывают +20…+24 градуса, они отключают обогрев, а когда температура снизится — включают. Если работают. Машинисты говорят, что и датчики есть не везде, и работают они не всегда.
Зимой это обязанность помощника машиниста. В пути следования пригородного поезда помощник машиниста проходит по составу для проверки его санитарно-технического состояния. После возвращения в кабину помощник машиниста докладывает машинисту о результатах проверки и состоянии поезда, а зимой — дополнительно о температуре в вагонах.
Проверять таким образом вагоны он должен каждый рейс. Проходы делают на перегонах Химки—Сходня, Решетниково—Конаковский Мох, Редкино—Тверь. При выезде из депо: на перегоне Крюково—Сходня в сторону Москвы и Крюково—Поварово в сторону области.
Сообщить машинисту по связи «Пассажир—машинист» — это кнопка на переговорном устройстве, она есть в каждом вагоне. В обычных электричках после этого должны включить или выключить отопительные установки. В «Ласточках» машинист может отрегулировать температуру в пределах плюс-минус два градуса. Но там, как правило, нормально — работают кондиционеры. Чаще на духоту или холод жалуются пассажиры обычных электричек. Их заменяют «Ласточками» — и в 2020 году планируют заменить все.
Нужно учитывать, что температура воздуха в вагоне меняется постепенно — обычно в течение 15-20 минут. За это время, конечно, можно уже доехать до своей станции. Если после сообщения машинисту по-прежнему слишком холодно или жарко, напишите на почту corp@mtppk.ru. Обязательно укажите в письме номер поезда и вагона — их можно увидеть в торцах вагонов или снаружи вагонов. Например, ЭТ2М-100 01 или ЭС2Г-103 02, вагон 2 или 5. Или напишите точное время и станцию отправления поезда.
Восприятие температуры воздуха субъективно, говорят в МТППК. Машинистам за одну поездку могут приходить противоречивые и даже противоположные обращения по этому поводу. Один сидит в пуховике, ему жарко. Другой разделся до футболки, ему холодно. В одном вагоне состава может быть холодно, а в другом тепло — из-за того, что в конкретном вагоне неисправно, например, реле или датчик температуры.
Есть вопросы о жизни в городе? Спрашивайте — а мы поищем ответы.
Станьте нашим спонсором, чтобы помогать редакции «Зеленоград.ру» делать интересные материалы. Спасибо!
А в чем логика установки именно такой температуры? Зимой люди в электричку заходят в одежде (зимней, тёплой). По логике проектировщиков, надо заходить и раздеваться?
Люди с улицы. Пока ждали электричку, кто-то промок, кто-то замерз. Двери открываются - поток ледяного воздуха с улицы. Особенно заметно при минус 15 и ниже. Люди в вагоне отогреваются и обсыхают. Что не так?
От 0 до +10 будет достаточно.
> Люди с улицы.
В зимней одежде.
> Пока ждали электричку, кто-то промок, кто-то замерз.
Электрички ходят каждые полчаса (в часы пик каждые 10-15 минут), если без форсмажора. Если одеваться по погоде, не представляю, как можно замерзнуть, ожидая электричку.
> Двери открываются - поток ледяного воздуха с улицы. Особенно заметно при минус 15 и ниже.
В последние годы -15 бывает, дай бог, пару недель за всю зиму суммарно. Двери в электричку открываются на минуту для посадки. Кроме того, внутри электрички люди в зимней одежде, они только что зашли туда с улицы (где эти самые -15), я честно не вижу проблемы.
> Люди в вагоне отогреваются и обсыхают. Что не так?
Все так. Чтобы люди отогрелись от -15, достаточно безветренного нуля, ну пусть +10. +18-...+22 - это норма для жилого помещения. При такой температуре комфортно ходить в домашней одежде, например. При +22 человеку в верхней зимней одежде очень жарко.