10
Как суд отказывается допросить непосредственного свидетеля гибели женщины на станции Крюково. Потому что свидетель-журналист писал об этом происшествии 02.07.2018 ZELENOGRAD.RU

Вечером 20 апреля 2017 года на первой платформе станции Крюково женщина провалилась в щель между вагоном электрички и платформой. Тронувшийся состав потащил её. От полученных ран она скончалась на месте. В её гибели обвиняют помощника машиниста. Корреспондент Zelenograd.ru стала непосредственным свидетелем происшествия, но её так и не вызвал следователь, а потом отказались допросить в суде. Рассказываем о деталях расследования и суда.

Следствие: помощник машиниста не пошел вдоль платформы, чтобы проверить посадку пассажиров

Помощника машиниста обвиняют в нарушении им должностной инструкции, предписывающей контролировать посадку и высадку пассажиров. Следствие построило обвинение на показаниях мужчины, который был вместе с погибшей, и утверждал, что женщина наступила ногой на вторую ступеньку вагона, и в этот момент её зажало закрывающимися автоматическими дверями. А значит, помощник машиниста дал команду на отправление электропоезда с зажатым дверями человеком.

Следствие утверждает, что помощник машиниста не пошел вдоль платформы, чтобы убедиться в отсутствии садящихся в электричку пассажиров. Иных причин обвинение не содержит.

В качестве очевидцев были допрошены две молодые девушки, находившиеся в момент происшествия в начале платформы. Одна из них говорила, что погибшей зажало дверями одну ногу, другая — что обе ноги. При этом падение произошло почти в конце платформы, в третьем от конца состава вагоне. На улице уже было темно.

Помощник машиниста: со специальной обзорной площадки я видел, что все пассажиры зашли в вагоны

Обвиняемый и в ходе следствия, и в суде подробно объяснял, что не нарушал должностную инструкцию. В соответствии с ней, он обязан был совершить одно из двух действий: или пройти вдоль вагонов, или отойти к краю платформы на расстояние, с которого видна посадка и высадка пассажиров во всех вагонах электрички. Он отошел к краю платформы, то есть поднялся на обзорный мостик, с которого просмотрел всю платформу. В этот момент двери электрички были открыты, вся автоматика и механика состава работала исправно (это подтверждается и технической экспертизой следствия).

Убедившись в окончании посадки и высадки пассажиров, работник дал машинисту ручной сигнал на закрытие дверей — поднял сигнальный фонарь. Машинист объявил, как положено, что посадка окончена, двери закрываются — и закрыл их. Это произошло в 20 часов 49 минут 31 секунду — такое время зафиксировала видеозапись. В том, что дверями в этот момент никого не зажало, убедился и машинист, по срабатыванию контрольной лампы закрытия автоматических дверей — тут предусмотрен двойной контроль.

После этого помощник машиниста пошел в служебный тамбур и, естественно, не мог уже контролировать ситуацию на платформе. С этого момента до сигнала к отправлению поезда (он дается именно в служебном тамбуре) прошло не меньше 10 секунд. Это время — «мертвая зона»: помощник машиниста смотрит только на сигналы светофора, но не может (и не должен по инструкции) контролировать платформу. Своей вины помощник машиниста не признает.

Следственный эксперимент: с момента происшествия на платформе появился забор, закрывающий обзор

Проверка показаний помощника машиниста проводилась в марте этого года (спустя почти год с момента происшествия), когда у первой платформы станции Крюково уже поставили высокий забор вместо прежнего метрового. Который закрыл нормальный обзор от края платформы. Ни для кого не секрет, что эта платформа искривленная, а не прямая. Сейчас все помощники машиниста вынуждены проходить по крайней мере половину платформы при контроле посадки-высадки пассажиров, потому что новый трехметровый забор не позволяет увидеть всю платформу с обзорного мостика. Официально мостиком запретили пользоваться только 8 марта 2018 года именно из-за этого забора.

А в районе первого вагона установлен обзорный монитор, который хоть и неофициально (в инструкции он не упомянут), но позволяет до последнего момента наблюдать ситуацию на платформе в районе последних вагонов. Следствие не приняло во внимание эти факты, и тогда же работнику локомотивной бригады было предъявлено обвинение по статье 263 часть 2 УК — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека».

Непосредственный свидетель: погибшая пыталась разжать уже закрытые двери вагона

Непосредственный свидетель происшествия — корреспондент Zelenograd.ru — в этот вечер поднималась по уличной лестнице на первую платформу, находясь в нескольких метрах позади погибшей женщины и её спутника. Электричка в это время стояла у платформы. Мужчина и женщина шли сначала неспешно, а потом неожиданно ускорились — побежали к поезду. Они пытались разжать двери вагона. Пытаясь удержать двери, женщина провалилась двумя ногами вниз в щель между вагоном и платформой — зажатой оказалась нижняя часть тела. Мужчина пытался помочь ей выбраться, но безуспешно. Все произошло очень быстро, в считанные секунды (не больше 5-6 секунд) — поезд тронулся.

На самой платформе в этот момент было мало людей. Группа молодежи стояла ближе к началу платформы — корреспондент увидела это, пройдя всю платформу после произошедшего. Падения женщины эти люди просто не могли видеть — прежде всего, из-за упомянутой кривизны платформы, — только сам факт волочения поездом женщины вдоль платформы, когда поезд проезжал мимо них.

В тот же вечер коллеги помощника машиниста стали разыскивать очевидцев произошедшего. Корреспондент Zelenograd.ru связалась с ними и оставила свой телефон, электронную почту и прочие контакты, которые были переданы руководству депо Крюково еще до начала служебного расследования. Позже в депо сказали, что передали эти контакты следователю. Однако следователь так с ней и не связался. А когда она пришла в суд по ходатайству адвоката обвиняемого, федеральный судья отказалась её допрашивать и попросила уйти — на том основании, что свидетельница работает в средстве массовой информации, в котором публиковались новостные заметки об этом происшествии.

Адвокат: сегодня так поступают с помощником машиниста, завтра — с любым другим обвиняемым

Официально удаление свидетеля из зала суда было аргументировано статьей 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК). В этой статье перечислены те, кто не подлежит допросу в качестве свидетеля. Журналистов в этом списке нет. И ограничение связано с обстоятельствами, которые стали известны в связи с профессиональной деятельностью. Например, нельзя допросить священника об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди. Да и на платформе журналист находилась просто как пассажир. Кроме того, судья проигнорировала часть 4 статьи 271 УПК, которая прямо запрещает отказать в допросе свидетеля, явившегося в суд.

Адвокат обвиняемого говорит, что о существовании этого свидетеля сторона защиты узнала на одном из судебных заседаний, со слов одного из допрошенных свидетелей. После этого стало возможным связаться со свидетелем. А следователь, судя по всему, знал и раньше, но не допросил, поскольку её показания могли бы опровергнуть показания свидетеля обвинения — полностью или в принципиальной их части, считает адвокат.

«В такой ситуации говорить о состязательности процесса и беспристрастности суда нельзя, — отметил адвокат. — Сегодня так поступают с помощником машиниста, завтра поступят с любым другим обвиняемым, И это, прежде всего, касается сотрудников полиции и прочих должностных лиц. Сейчас вы довольны тем, что суд прикрывает ваши прорехи, а завтра тот же суд осудит вас так же бездоказательно, прикрывая прорехи другого следователя или должностного лица. Получается замкнутый круг, который кто-то должен разорвать, — просто начав поступать по закону».

Родственники погибшей: реальный срок и побольше, в назидание другим

Мужчина, находившийся рядом с погибшей вечером 20 апреля, утверждает, что они не держали двери электрички. Одновременно в своих показаниях он говорит, что выпил в тот вечер пива, а после произошедшего потерял сознание. Сторона потерпевшей требует дать помощнику машиниста «реальный срок и побольше в назидание другим». Прокурор требует условный срок, считая вину полностью доказанной следствием.

Помощник машиниста выплатил матери погибшей, по её требованию, крупную сумму денег даже не разбираясь — виновен он или нет, просто сочувствуя горю матери. Но именно из-за этого женщина уверена в его вине: «если бы был невиновным — не заплатил бы».

Вопросы к РЖД

Остаются и вопросы к руководству ОАО «РЖД». Почему на кривой платформе, помимо мешающих обзору рекламных щитов и скамеек с навесами, ставят еще и трехметровый забор? Что делается для нормальной работы локомотивных бригад и безопасности пассажиров? Возможна ли реконструкция платформы №1 станции Крюково?

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Олеся Ковальчук
3 июля 2018
Погибшая и её спутник сами виноваты, что не соблюли правила безопасности. Никогда нельзя пытаться сесть в электричку, двери которой вот-вот должны закрыться или уже закрыты. Не успел, жди следующую. Погибшую не жалко совсем, сама поплатилась за свою глупость. Надо всем знать - будешь бежать за уходящим поездом в момент закрытия дверей - умрёшь. Только тогда такие идиотские случаи безалаберности прекратятся.
Лиса Алиса
3 июля 2018
Нашли стрелочника. Молодцы!
Вместо того, чтобы допросить всех свидетелей, собрать как можно больше информации и доказательств, суд под надуманным предлогом отказывает в допросе свидетеля.
Вот оно равнодушие властных структур к человеку!
Суду безразлично будет ли решение справедливым, главное, чтобы не было в деле противоречий между доказательствами для того, чтобы вышестоящая инстанция не отменила решение и "плюсика" своего судья не лишился.
Колян Иванов
3 июля 2018
В сталинские времена садили просто по доносу, особо не разбираясь. Сейчас, как как показала история с Улюкаевым, похоже та же практика - если надо принять угодное кому-то там решение, то мешающие этому аргументы просто судом не принимаются во внимание. Надо ли судье еще мучиться, сомневаться, выслушивать противоположное свидетельство, когда уже прежними показаниями сформировано обвинение? Да зачем... закрыла человека и чай пить пошла. И все довольны - следователи, прокуроры... кроме обвиняемого конечно, ну да и шут с ним, других дел полно...
Ильдар В-в
3 июля 2018
Спутник погибшей женщины - соучастник преступления. Он разжимал закрытые двери.
Антон Рrrrr
3 июля 2018
"судья проигнорировала часть 4 статьи 271 УПК, которая прямо запрещает отказать в допросе свидетеля, явившегося в суд."

А как фамилия судьи, нарушившего УПК? Это же открытые данные, не стесняйтесь, публикуйте - народ должен знать своих безграмотных "героев".
Анна Николаевна
3 июля 2018
соблюдение элементарной техники СВОЕЙ безопасности должно быть привито родителями и обществом с детства. Как априори. Электричка - это не автобус, и тот не всегда успевает среагировать, когда двери закрыл, т.к. в эти секунды он смотрит уже влево, выруливая в полосу из остановочного кармана. В моём детстве на платформах всегда висели плакаты: Жизнь или сэкономленная минута? В мозг врезались крепко. Я тоже опаздывала, порой нарушала, перебегая дорогу итп, но, пока я не поняла, что реально могла погибнуть и оставить троих детей сиротами из-за того, что не опоздала бы на работу... с тех пор стала уважительнее относиться и к своей жизни, и к другим участникам движения, я лучше постою на переходе лишнюю минуту, чем метнусь наперерез машинам, поеду на другой электричке, чем так ломанусь в закрытые двери. В молодости запрыгивала, НО, когда они начинАли закрываться и видела, что есть кому изнутри помочь мне их придержать. Нелепая, глупая смерть этой женщины лишний раз доказывает беспечное отношение к своей жизни. Родители неправы, обвиняя помощника, они такие же эгоисты, как и их дочь, что не думала о них и о том, как успеть ДО отправки электрички, а не в момент. Всегда проще найти виноватого. Сами деньги взяли, а теперь обвиняют - вот плата за сострадание к чужому горю. Такие сейчас времена... Хочешь помочь, как журналистка с контактами своими, как помощник с деньгами, а тебе помоев ведро в душу, о бумеранге не думает никто...
Отвратительно читать такие новости. Стыдно за суд, за родителей, за женщину ту, из-за которой несколько других людей пострадало в итоге.
Вероника *****
3 июля 2018
Погибшая и её спутник сами виноваты, что не соблюли правила безопасности. Никогда нельзя пытаться сесть в электричку, двери которой вот-вот должны закрыться или уже закрыты.
абсолютно согласна. Вины помощника машиниста не видно. И с какой стати ,его надо наказывать в назидание... может спутника погибшей женщины надо привлечь за действия, нарушающие правила поведения на железной дороге.
abshope
3 июля 2018
К сожалению люди не хотят учиться на чужих ошибках, так будет происходить снова и снова.
Я не думаю, что машинист прям-таки виноват!

Это поезд, не автобус. Автобусы и то могут не открыть снова, а поезд и подавно!

чтобы разобраться надо для начала дать всем высказаться и не в суде, а до суда должно быть нормально проведено расследование, состыкованы все показания.
И главное не кого-то посадить, а выяснить истинную причину...

А пассажиры действительно очень безалаберные! Очень многие любят ходить по краю платформы, даже когда приближается и проезжает поезд.
Я каждый раз боюсь, что кто-то свалится и мы никуда не поедем...


А еще бесят огромные расстояния между входом в электричку и платформой, и огромное расстояние между ними! Я еле залезаю и слезаю, у меня больные ноги - не гнуться...
Таранов Иван
3 июля 2018
И кстати говоря что-то в их истории не сходится. Если при закрытии дверей контрольная лампа загорается, то при разжатии она гаснуть должна. Получается они поехали с погасшей контрольной лампой что-ли. Или она просто не работала, а они тут просто врут.
Елена Одинцова
3 июля 2018
Давно было, но оступившись на первой платформе, моя нога провалилась в щель, видимо, в ту самую, пассажиры помогли встать. Помню историю про инвалида, который не успел войти, в силу физических ограничений и погиб нелепой смертью, зажатый дверьми электрички, его в темноте не разглядели сотрудники РЖД.
Очень печальная и дурная история для всех участников, свидетелей, должностных лиц и для нас. РЖД не в состоянии, а скорее не хочет, затратить дополнительные средства, чтобы обеспечить безопасный вход в электрички? Столько новых, различных технологий, а люди продолжают погибать.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран