Зеленоград лидирует среди других округов Москвы по выбору модуля «Основы православной культуры» — об этом сообщила зеленоградская префектура. Более чем втрое выросла популярность этого модуля среди родителей четвероклассников: с 19% в первый год введения школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) до нынешних 67%, по данным городского методического центра.
В школах это подтверждают и говорят, что родители перестали относиться с опаской к «религиозному» модулю — его теперь воспринимают больше как культурологический. Впрочем, официально школы организуют группы по выбору для всех, кто предпочёл другие модули. «Зеленоград.ру» вспомнил, какие дискуссии сопутствовали введению этого предмета и узнал, как и кто сейчас учит ОРКСЭ— и кто учит самих учителей.
Как всё начиналось
Комплексный учебный курс ОРКСЭ введен во всех школах России с 1 сентября 2012 года. Он включает шесть модулей: основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур, а также основы мировых религиозных культур и основы светской этики". Один из них родители по окончании 3-го класса самостоятельно выбирают для своих детей на родительских собраниях.
Вводили этот курс постепенно. В течение 2010-11 годов его преподавали в рамках эксперимента в 19 субъектах РФ (Москва в их число не входила) — в последней четверти 4 класса и первой четверти 5 класса. В 2012 году с началом последней четверти учебного года к этому эксперименту присоединился и Зеленоград — первым из всех московских округов. Новые уроки тогда появились почти в 40 из 52 зеленоградских школ —
По данным Окружного методического центра (ОМЦ), предоставленным «Зеленоград.ру» в апреле 2012 года, большинство родителей — 67% (1400 человек) тогда предпочли «нерелигиозный» модуль «Основы светской этики». Модуль «Основы мировых религиозных культур» избрали 32% (672 родителя). Модуль «Основы православной культуры» выбрала небольшая группа пап и мам — 1% (27 человек). Три оставшихся модуля — по буддизму, иудаизму, исламу — в Зеленограде на тот момент не выбрал никто.
К слову, аналогичный факультативный курс — «Историю мировых религий» старшеклассники зеленоградских школ имели возможность изучать с 2003 года, о чем, за год до введения ОРКСЭ рассказала в интервью «Зеленоград.ру» методист ОМЦ Ольга Чепур.
Родительские дискуссии: религия вместо астрономии или как культурная основа
Введение нового курса папы и мамы учеников встретили настороженно, обсуждали его бурно. В комментариях к нашим публикациям тех лет высказаны сотни мнений. Вот несколько типичных аргументов противников нововведения:
«Школьная программа и так набита до отказа, чтобы втиснуть туда эти „поповские сказки“, придется выкинуть что-то действительно нужное, как раньше уже пожертвовали черчением и астрономией. Теперь у нас треть населения России считает, что Солнце вращается вокруг Земли, возвращаемся в средневековье».
«Вот из принципа не стал бы такое учить, и своим детям не позволил бы. Вырастут — сами решат, во что верить, и верить ли вообще. А сейчас у нас церковь превращается в идеологический отдел правящей партии, раньше в школах мозги компостировали пионерами, а теперь православием».
«До 1917 года у нас закон Божий был в школах, да и сами школы были преимущественно церковно-приходские, а результат? Результат показывает, что как ни засоряй мозги православием ли, коммунизмом ли, человек все равно будет жить своим умом. А вот то, что ради этого другие предметы могут урезать — плохо, школьная программа и так плотная, а у нас хотят туда очередную ерунду впихнуть, от ОПК и до „России в мире“».
Сторонники нового предмета тоже активно отстаивали свою точку зрения.
«Нас всех призывают быть толерантными. А как этому научить? Как научить детей не дразнить тех, кто на них не похож в силу того, что вырос в традициях другой культуры? Никто не станет спорить, что абсолютно все мировые культуры имеют в основе ту или иную религию. Очень трудно найти общий язык людям, если они не знают хотя бы в общих чертах жизненных принципов друг друга, поэтому знание основ мировых религий имеет конкретное практическое значение для повседневной жизни».
«Я не против, чтобы мой сын в школе изучал историю религий и их содержание. Это повысит общий культурный уровень. В Европе такие предметы в школе изучают (в Финляндии, например). Главное, чтобы не пропагандировалась какая-то одна религия в ущерб другим».
Выбор ОПК: ничего страшного
За прошедшие четыре года страсти вокруг нового предмета несколько улеглись, выбор перед родителями учеников остался прежний, а вот предпочтения их сильно изменились. С чем это связано? — об этом «Зеленоград.ру» спросил педагогов городских школ.
«Модуль „Основы православной культуры“ у нас предпочло большинство родителей, — подтвердила заместитель директора школы 853 Анна Лазукина. — Второй значительно уступивший ему по популярности модуль — „Основы светской этики“. С тех пор, как курс ОРКСЭ появился в расписании, популярность модуля ОПК значительно выросла. Родители стали понимать, что это не урок религиозной пропаганды, а беседы об истории русской православной церкви, об истоках нашей культуры. Его выбирают те, кто не хотят, чтобы дети выросли „иванами, не помнящими родства“».
Поначалу «Основы светской этики» был просто более понятным вариантом для мам и пап, считает Лазукина — многие настороженно относились к появлению религий в школе и не знали, как их будут преподносить детям. Теперь они видят, о чем идет речь на уроках ОПК, и вслед за старшими детьми отдают на эти занятия младших.
По словам методиста городского методического центра Елены Корнеевой, изучение модуля «Основы православной культуры» позволяет ученикам в дальнейшем более глубоко понять отечественную историю, литературу, искусство. «И это одна из причин, по которой большинство зеленоградских семей выбирают для изучения в 4-м классе именно курс ОПК», — отметила она.
«По каждому из модулей — отдельные группы»
Образовательные учреждения готовы учесть любой родительский выбор, в этом «Зеленоград.ру» заверили в школе 718: «Среди родителей третьеклассников был проведен опрос, и по его результатам сформированы группы детей со всей параллели, которые будут изучать разные модули. Более половины родителей четвероклассников в нашей школе предпочло ОПК, что близко к общегородским показателям. Другие модули востребованы гораздо меньше, но наши учителя готовы преподавать любой из них».
В школе утверждают, что даже если какой-то модуль выберет только один человек, с ним будут проводиться индивидуальные занятия. И такой прецедент уже был — по какому именно модулю, в школе умолчали, но уроки единственному выбравшему его ученику давала учитель истории для старших классов, которая прошла переподготовку по всем модулям. В основном же занятия в группах ведут классные руководители, тоже после специальной подготовки.
Аналогичный подход к организации занятий практикуется и в школе 853: «Уроки будут проводиться одновременно для всей параллели по линейному расписанию — говорит Анна Лазукина. — По каждому из выбранных родителями модулей, мы организуем отдельные группы. Вести эти занятия будут учителя начальных классов».
Однако, родители не всегда имеют реальную возможность выбирать — по их отзывам, это зачастую зависит от возможности или решения школ и от подготовки учителей. В каких-то школах «на выбор» предлагают, например, светскую этику или историю мировых религий, где-то большинством голосов выбирают ОПК для всех, при этом родителям настойчиво рассказывают о преимуществах этого модуля. Сами они при выборе часто руководствуются еще и своим мнением о конкретном преподавателе, который будет вести предмет.
130 учителей за год
В Зеленограде педагогов к преподаванию ОПК готовят с 2014/2015 учебного года. Занятия для учителей ведут методисты городского методического центра, специалисты Московского института открытого образования и священнослужители Никольского храма. Только в этом году такой курс окончили 130 преподавателей, информирует префектура.
«Преподавать „Основы православной культуры“ (ОПК), не будучи воцерковленным человеком, говорить о том, чего не знаешь и не чувствуешь, — это все-таки нечестно. — такое мнение высказывал в интервью „Зеленоград.ру“ протоиерей Константин Михайлов, настоятель Никольского храма. — Поэтому мы организовали дополнительное обучение для преподавателей, и сейчас квалифицированные специалисты есть в каждой школе. Если говорить о процентах, показателях — у нас они лучшие по Москве. В Зеленограде во всех школах преподают ОПК, причём это выбор самих родителей».
По мнению священника, в момент появления предмета в школах действительно никто не знал, как преподавать основы православной культуры, поэтому из всех вариантов выбирали гуманитарную этику, «явно путая ее с эстетикой». Или считали, что особой квалификации от преподавателя не требуется, «достаточно книжку прочитать», и привлекали к преподаванию учителей истории или биологии. С тех пор многое изменилось.
«ОПК — культурологический предмет, который предполагает знакомство с основами культуры, дает определенный уровень цивилизованности, интеллигентности, если хотите. Невозможно жить в России и не знать её истории, традиций. Основа же нашей ментальности — это все-таки русская культура, духовность, которая, в свою очередь, происходит из православной веры», — считает Михайлов.
О том, что ОРКСЭ — предмет культурологический, говорится и в официальном описании курса. «Его цель — развить у школьников 10-11 лет представления о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, а также помочь детям понять их значение в жизни современного общества и осознать свою сопричастность к ним».
Курс ОРКСЭ в 4-х классах рассчитан на 34 часа, его преподают по одному уроку в неделю.
Смело. Надеюсь, за ошибки в словах гимна американские пионэры не обидятся.
Ну, и как тут выше заметили: can you see by the dawn's early light.
1. Классный руководитель пригласил детей на праздник в ледовый дворец 14.09.2014 в 14.00. Как выяснилось это был русский религиозный праздник. Вопрос был эскалирован под номером 8000, вот ответ http://sch2045zg.mskobr.ru/elektronnye_servisy/vopros-otvet/?p=18&scheme=udata&time=21&transform=modules%2Fdata%2Ffaq.xsl
2. Во втором классе ребёнку начали какую-то идеологию парить - "сталин,путен, диды воевали, россия, святые и др". Также реакция была незамедлительной.
Мне совершенно безразлична вся эта трихомудия, но я не давал никому своего позволения продвигать это своему ребёнку. Это вызывает негатив. Пусть у себя развлекаются "пациотизмом и религией" но не нужно лезть к другим.
Иванов так же недавно ляпнул о главенствующей роли православия.
А вообще грустно, что Зеленоград так деградировал, что у нас столько родителей выбирают ОПК, либо, второй случай, командно-административный нажим, как в случае с храмом в 14, который МЖК строит, вместо народных пожертвований, которых нет. Единственное, что было бы приемлемо - религиоведческий курс, как у меня в университете, где прямо говорят, что христианство возникло как секта иудаизма, проводят параллели и аналогии, но о существовании бога и речи не идет. Тогда бы у детей была прививка против этого мракобесия, а иначе это по сути пропаганда православия.
Кстати, Иваны, помнящие родство должны быть язычниками, православие - принесенный извне культ. В наши дни оно бы идеально подпало под определение "иностранный агент". Или тут помню (после 988), тут не помню (все что было до этого)?
Ну как сказать, если интересно рассказывать слушают открыв рот и потом еще вопросы задают. И, да, хорошие учителя литературы и истории до сих пор с этим справляются. Этим учителям приходится отвечать на вопросы учеников, которые после изучения обсуждаемого нами курса запутались в скрижалях и заповедях :)
Улыбнули аргументы "сторонников нового предмета":
По этой логике, чтобы преподавать основы светской этики нужно быть неверующим? Верующий учитель может быть преподавателем любых светских учебных предметов, а неверующий - преподавателем ОПК. Это если рассматривать ОПК именно как учебный предмет. А вот если рассматривать его как пропаганду православия, тогда, конечно, нечестно пропагандировать религию, не принадлежа к ней.
Здесь просят православие отстать от наших детей.
От себя добавлю только -- "Иваны, помнящие родство..." -- Иван -- не русское имя и этим всё сказано, доколе ещё будут считать, что так называемое православие = русская вера?
Курс ОРКСЭ в 4-х классах рассчитан на 34 часа, его преподают по одному уроку в неделю.
Много шума из ничего. Был бы повод ...
Много шума из ничего. Был бы повод ...
А , если серьёзно , то что бы Вы предложили по школьной программе ? Кроме естественнонаучных и имеющихся гуманитарных дисциплин , какие бы общекультурные предметы Вы б хотели ? - Интересно узнать мнение человека , образованного , но с таким своеобразным мировоззрением )
https://www.youtube.com/watch?v=Q6fWb9NYoUw
Отредактировано: 20-06-2016, 19:08
Нашли у кого учиться толерантности. Вот и "учитель" вылез - "Куда ФСБ смотрит?".
======
Это обычная маркетинговая кампания, - естественным путём помирает база платящих пользователей, и если ничего сейчас не предпринимать по её поддержанию, то компания через 10 лет сдохнет. 67% эту игру просекли и приняли условия, - люди в толпе не любят выделяться.
Вазэктомия решает все проблемы, можно и встречаться, и незащищенным сексом заниматься, и не рисковать стать отцом.
Ответить Цитировать
Не мог бы. Верующие не станут ввязываться в это обсуждение , да и неверующие , уважающие убеждения чужих , и не считающие своё мнение единственно верным , тоже . В сухом остатке - весьма специфический контингент. Или , говоря математическим языком , - данная выборка не может быть представительной.
Убеждения одно дело, но почему я должен уважать заблуждения? Мое мнение и есть единственно верное в данном вопросе, так как верующие не могут предоставить убедительных доказательств существования бога, а в таком вопросе бремя доказательств лежит как раз на утверждающем, а не на опровергающем. Это как в зоологии, нашел ты зверушку, ранее невиданную - представь, опиши, сфотографируй. Ну предоставьте мне бога, тогда да, я начну уважать и верующих, и его как объективно существующую реальность. Но ведь ни черта нет (и не будет).
Да и вообще статья не содержит вопросов теологии , - она совершенно о другом , - о выборе родителей курса для ребёнка в школе.
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку - домашние его.
Так что я поступаю в точности по его заповеди )
Господа и друзья! Будьте умнее - не давайте повода для споров и провокаций! Не надо спорить. Не тратьте свои силы на переписку. Делайте то, что завещали нам родители, бабушки и дедушки!
Я своим детям буду рассказывать сама о разных верах и атеизме, мне не нужно, чтоб им это говорили чужие люди, и выбирать они будут сами. Как можно доверять такие тонкие и сложные вопросы чужим людям? Тут же нет ГОСТов и норм, доказанных экспериментально. Как говорил мой любимый преподаватель -- "тут вам не математика, -- тут думать надо", правда речь шла не о религиях и основах Мирозданья )
А насчет служителей - им дай, так в школах только закон божий да старославянский (древнеболгарский между прочим) останется. Ни матики, ни физики не будет, ибо ересь.
"Наши боги" - это здорово! Вы о языческих богах говорите? Так они тоже себя дискредитировали. Очень давно. Может быть, кто-нибудь предложит разработать новых, правильных современных богов и им поклоняться? :)
Например книгу пророка Иезикииля. Вот там треш, угар и насилие по полной программе. Кстати, был забавный подсчет количество убитых богом и дьяволом в библии, у бога счет на несколько порядков больше, дьявол там вообще ангелочек.
Исходя из атеистических рассуждений, выходит что у жизни вообще никакого смысла нет..
Замена слова "смысл" словом "цель" ясности не добавляет.
Какой "смысл" можно найти в устройстве природы? Просто мир как-то устроен.
Для кого Вы хотите найти этот смысл?
Например, какой смысл в том, что 1 миллиард 300 миллионов лет назад на немыслимо большом расстоянии от Земли слились две черные дыры (а несколько месяцев назад американцы это зафиксировали)? Можно, конечно, на все подобные вопросы дать универсальный ответ типа того, что "так богу угодно, а нам этого не дано понять". Но такой ответ прокатит только для определенной категории людей, которых на данном форуме мало.
to Андрей Л*****
Не люблю говорить о себе , но в этом вопросе , немного запуталась.
Мир не " как- то " устроен ! Он сложно устроен ! Что заставляет планеты вращаться, что заставляет мельчайшие атомы соединятся в молекулы образуя строго определенный, ( а не хаотичный) порядок кристаллических решеток различных веществ? Что заставляет живые существа расти и размножаться? Случайность? - И тут приходят мысли о Творце .
Иногда кажется , что Бог есть субъективная сущность , которая существует в головах людей.
Иногда подкатывет обида , если Бог есть , то почему он так распорядился , - одним всё , другим ничего ??
Короче , как Сократ , - " Я знаю , что ничего не знаю " .
Да и в происхождение от обезьяны - ой , не верится )))))
Отредактировано: 23-06-2016, 13:46
А ещё мне нравится подход одного знакомого Йога, он как-то на мой вопрос ответил, что Богам нужны адепты, которые питают их своей энергией, человек ограничен в развитии, если подчиняется им, типа до определённого этапа Бог помогает развиваться человеку, но потом его развитие останавливается, ибо Богу не выгодно, что человек эволюционировал до Его состояния, но Бог также и помогает адепту, чтоб тот лучше служил. А вообще типа с ними лучше не связываться и идти своей дорогой. Но мой источник информации практикует такие вещи сам, а я верю его словам, ибо дядька грамотный и интересный, имеет свою школу Йоги.
Так-что можете верить или нет, я просто написала то, что близко мне.
Я, короче, за научное подтверждение существования Творца, я верю, что есть высшая Сила, похожая на самого главного Бога в людском понимании, и чот это можно доказать научными методами, просто это пока вопрос будущего )
Отредактировано: 23-06-2016, 15:06
Книжки есть занятные, свеженькие: "Эволюция человека" и "Рождение сложности". Полюбопытствуйте :)
Я начинала читать Библию, Бхагават-Гиту, Велесову Книгу, Веды... даже Комедию Данте (а вдруг он в натуре был в Аду и Раю? %)) ) -- ничего до конца не прочла... как-то энциклопедии у меня лучше шли %)
"Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником кусочки и положенные в вино, при известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь бога. Манипуляции эти состояли в том, что священник равномерно, несмотря на то, что этому мешал надетый на него парчовый мешок, поднимал обе руки кверху и держал их так, потом опускался на колени и целовал стол и то, что было на нем. Самое же главное действие было то, когда священник, взяв обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем и золотой чашей. Предполагалось, что в это самое время из хлеба и вина делается тело и кровь, и потому это место богослужения было обставлено особенной торжественностью... После этого священник унес чашку за перегородку и, допив там всю находившуюся в чашке кровь и съев все кусочки тела бога, старательно обсосав усы и вытерев рот и чашку, в самом веселом расположении духа, поскрипывая тонкими подошвами опойковых сапог, бодрыми шагами вышел из-за перегородки...
Никому из присутствующих не приходило в голову того, что все, что совершалось здесь, было величайшим кощунством и насмешкой над тем самым Христом, именем которого все это делалось. Никому в голову не приходило того, что золоченый крест с эмалевыми медальончиками на концах, который вынес священник и давал целовать людям, был не что иное, как изображение той виселицы, на которой был казнен Христос именно за то, что он запретил то самое, что теперь его именем совершалось здесь. Никому в голову не приходило, что те священники, которые воображают себе, что в виде хлеба и вина они едят тело и пьют кровь Христа, действительно едят тело и пьют кровь его, но не в кусочках и в вине, а тем, что не только соблазняют тех "малых сих", с которыми Христос отождествлял себя, но и лишают их величайшею блага и подвергают жесточайшим мучениям, скрывая от людей то возвещение блага, которое он принес им.
Священник с спокойной совестью делал все то, что он делал, потому что с детства был воспитан на том, что это единственная истинная вера, в которую верили все прежде жившие святые люди и теперь верят духовное и светское начальство. Он верил не в то, что из хлеба сделалось тело, что полезно для души произносить много слов или что он съел действительно кусочек бога, - в это нельзя верить, - а верил в то, что надо верить в эту веру. Главное же, утверждало его в этой вере то, что за исполнение треб этой веры он восемнадцать лет уже получал доходы, на которые содержал свою семью, сына в гимназии, дочь в духовном училище."
Мне открыл глаза на это один ученик Института Йоги, обратил моё внимание на некрофилию и каннибализм христианской веры... объяснил, как работают их обряды, что при этом происходит и почему это вредно, рассказывал, как можно самой научится чувствовать, убеждаться на личном опыте, что происходит на энергетических уровнях при определённых действиях. Кое-что мне вроде удалось.
Ваще конечно тьма такая, все эти кровь, плоть, мощи трупов, кресты, черепа...
Я думаю, если Христос был, то главная его мысль была -- Любите друг друга. Всё. Вот вам Бог -- Любовь.
Очень верно подмечено, в нашем городке приходилось наблюдать, как эти бабки кидались друг на друга в автобусе по пути на службу в храм. Напрашивается однозначный вывод - эти бабки вовсе не верующие, они следуют совету доктора Юнга, который предлагал для лечения душевных расстройств посещать церковь, возвращаясь таким образом к "традиционному образу жизни" ;)
А вот Христос, скорее всего, был, но несколько не такой как принято считать.
http://aktinoya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=597:2014-09-03-07-37-12&catid=122:2014-09-01-07-06-17
Тут есть один тонкий момент. Что ученый понимает под термином "бог"? Один мой знакомый философ (не великий, но дохтур наук средних лет) придерживается точки зрения, что "бог" - это коллективное бессознательное. Существование коллективного бессознательного вроде бы не оспаривается. ;)
http://aktinoya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=597:2014-09-03-07-37-12&catid=122:2014-09-01-07-06-17
Это, конечно, ложь, что Вы читали о моих религиозных убеждениях, ложь, которая систематически повторяется. Я не верю в персонифицированного Бога и никогда не отрицал этого, но выразил это отчётливо. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением Вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его.
Сейчас времени особо нет, я со съемок на пьянку, а так бы еще и по другим опровержение предоставил, а про средневековых ученых вообще смешно, иначе бы сожгли и сжигали за кощунство.
Собственно говоря, дело не в этом. Ученый, как и любой другой человек, может испытывать страх перед неизбежной смертью, может иметь психические расстройства и пр. И обращение к религии может помочь ему преодолеть эти проблемы. Спасибо ей за это, если она действительно кому-то поможет.
Но вот если этот ученый попытается применять в своей профессиональной деятельности догматические религиозные методы, он автоматически перестанет быть ученым и перейдет в разряд богословов.
Моя 12 - летняя проказница уже перешла в 6-й , в 4-м классе был предмет ОРКСЭ , - особо не напрягало , - это и правда , как и говорится в статье всего лишь культуроведческий курс , - просто рассказывается о разных видах христианства , ну и немного истории.
А вообще интересное обсуждение получилось , хотя местами не в тему :-)
И вот результаты :
- в 1998 году 42% исландцев в возрасте 15-16 лет, согласно анонимным опросам, употребляли алкоголь хотя бы раз за последний месяц, то в 2012 году этот показатель рухнул до 5%.
- в 1998 году процент 15-16-летних ежедневных курильщиков составлял 23%, а в 2012 году — всего 3%.
- 17% попробовавших к 15-16 годам наркотики исландцев трансформировались за 15 лет в 3%.
- Продажи алкоголя сократились за 10 лет почти на треть. Затраты бюджета на здравоохранение сократились тоже на треть — люди попросту стали меньше болеть."
Нарушают конституцию направо и налево! Всё, у нас больше не светское государство, до свидания, товарищи.
Если лет 15-20 назад христианские фанатики просто по своей инициативе жгли капища родноверов, то теперь им государство ещё стало помогать, вертолёты выделяет!
Ищите товарищей у себя в ЦРУ-шных сектах!!!
А благодаря какой организации были уничтожены традиционные ценности? Благодаря какой организации были привнесены иноземные ценности?
"Конституция Российской Федерации
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними."
Про выдуманное язычество в 19 веке -- без комментариев.
Про товарищей, о да, это слово было выдумано в 20 веке, ога, вместе с ЦРУ. Кстати, а где я писала, что я исповедую данные верования? Если я пишу "наше", это значит оно -- русское, а я -- русская и хочу сохранить нашу Культуру, наши сказки, мифы и историю.
Мне же ближе буддизм, он мне кажется самым здравомыслящим проявлением духовных практик.
И опять же согласна с Андреем, что где справедливость? Гоните тогда всех, либо никого. Что за лицемерие?
Интересно, а проверяющие давно к церковь ходили? Там при каждом храме церковная лавка с безакцизным бухлишком и отсутствием кассовых чеков и регистрации продажи алкоголя в общефедеральной системе.