Президент Владимир Путин согласился возродить проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Петербург, строительство которой обсуждается еще с советских времён. Пассажиропоток увеличится втрое, а доехать до Питера можно будет за два часа. А для жителей Зеленограда новый путь может дать возможность сделать более удобное расписание электричек.
Под высокоскоростной магистралью понимают новую специализированную железнодорожную линию, предназначенную для поездов со скоростями движения от 200 до 400 км/ч. 10 апреля Путин одобрил проектирование ВСМ сообщает «Коммерсант». Президент руководствовался соображениями целесообразности: два крупнейших мегаполиса должны иметь высокоскоростное сообщение, повышение скорости сообщения на сотню километров ведет к ускорению «циркуляции экономической жизни по железнодорожным капиллярам».
Для Зеленограда в этом две новости: плохая и хорошая. Плохая в том, что при строительстве ВСМ вероятно серьезные изменения в расписании электричек, как это было при строительстве 4-го пути ОЖД. Хотя пока точно непонятно, как именно пойдёт трасса ВСМ от Москвы до Крюково, вероятность проблем на ОЖД существует.
Хорошая новость в том, что новый железнодорожный путь позволит разгрузить существующие рельсы и назначать больше электричек. Сейчас, по приказу министерства транспорта, «Сапсаны» и даже обычные пассажирские поезда дальнего следования имеют приоритет перед пригородными поездами. При этом пропускные способности всех четырех существующих путей от Москвы до Крюково уже давно исчерпаны. Чтобы поставить в расписание новую электричку МТППК месяцами просит об этом руководство Октябрьской железной дороги. ВСМ позволит решить эту проблему.
Проектирование магистралей для скоростей 300—350 км/ч началось в СССР еще в 1970-х годах. В 1991 году вышел указ президента РСФСР Бориса Ельцина «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург—Москва». Через два года Ельцин отменил указ. В дальнейшем к проекту неоднократно возвращались, но вместо отдельной железнодорожной магистрали построили 4-й главный путь Москва — Крюково и запустили между Москвой и Петербургом — на одних путях с пригородными поездами — высокоскоростные «Сапсаны».
В 2010-м году масштабный проект ВСМ снова анонсировали. Тогда рассматривался «западный» вариант трассы — практически параллельно существующим рельсам Октябрьской железной дороги. Магистраль хотели построить к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Но в 2013-м проект отложили, отдав предпочтение направлению Москва — Казань. Дорогу до Казани так и не построили, а в 2016-м были названы новые сроки строительства магистрали до Питера — к 2030 году. Земельные участки для ВСМ в районе Крюково уже зарезервированы.
2. Можно также отметить, что со 2009-го года, когда была в журнале размещена схема вариантов ВСМ, скоростную автомагистраль уже успели спроектировать и построить. Дилетантам кажется логичным, что по уже существующим землеотводам увеличить ширину - проще и дешевле, чем строить в новом месте (тем более что ВСМ не требует пересечения с другими дорогами, как М11) - но на практике может так и не лучше.
3. У нас "в верхах" вообще много чего говорят, например - про развитие туризма. С туристической точки зрения, конечно, надо развивать новгородский вариант. Сейчас Новгород называется Великим, но с железнодорожной точки зрения - он отсталый.
А почему не на два порядка?
По мне, так что наземную дорогу проложить, что подземную, стоит одинаково.